Решение б/н Решение об отказе в возбуждении дела от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е об отказе в возбуждении дела

 

07 июля 2011 года                                                                                    Великий Новгород

Исходящий № 2427/02 от 07.07.2011

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление)  рассмотрено заявление ООО «Окуловская бумажная фабрика» (далее – Общество) о нарушении гарантирующим поставщиком ООО «Новгородская энергосбытовая компания» действующего законодательства при установлении цены на электрическую энергию.

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом

 

УСТАНОВЛЕНО:

 

Общество 17.05.2011 (вх. № 2977) обратилось в Управление с заявлением на существенный рост в январе 2011 года цен на электрическую энергию (более 30 %), поставляемую Обществу гарантирующим поставщиком ООО «Новгородская энергосбытовая компания» (далее – ООО «Новгородэнергосбыт»). При этом Общество ссылается на заявление Правительства Российской Федерации в средствах массой информации, что рост цен на электрическую энергию в связи с введением свободных (нерегулируемых) цен не превысит 15 %.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 указанной статьи Закона).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 205 с 01.01.2011 электрическая энергия в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, кроме населения и приравненных к населению категорий потребителей электрической энергии.

По запросу Управления ООО «Новгродэнергосбыт» представил ответ от 09.03.2011 № 01.05/286 с письменными пояснениями причин роста тарифов на электрическую энергию в 2011 году.

Согласно указанным пояснениям, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) цена (тариф) на электрическую энергию для конечного потребителя (кроме населения и приравненных к нему категорий потребителей) складывается из следующих составляющих:

1. Цена на приобретение гарантирующим поставщиком на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Данную цену ежемесячно рассчитывает ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электоэнергии» (далее – ОАО «АТС») и публикует на официальном сайте http://www.atsenergo.ru в установленный  законодательством срок.

2. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. В соответствии со статьей 23.1 Закона об электроэнергетике сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков подлежат государственному регулированию. Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на территории Новгородской области на 2011 год утверждены постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 28.12.2010 № 81.

3. Цены на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией. К данным услугам относятся:

- стоимость услуг по передаче электрической энергии. Стоимость данной услуги в соответствии со статьей 23.1 Закона об электроэнергетике подлежит государственному регулированию и утверждена на 2011 год постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 28.12.2010 № 81/1;

- инфраструктурные платежи. На основании статьи 23.1 Закона об электроэнергетике данные цены (тарифы) также подлежат государственному регулированию, а именно: тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ООО «АТС», утвержден приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 19.11.2010 № 305-э/1, тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков, оказываемые ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» (далее – ОАО «СО ЕЭС») утвержден приказом ФСТ России от 07.12.2010 №396-э/1.Стоимость данных услуг доведена до сведения гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 28.12.2010 № 81.

В части цены (тарифа), касающейся свободных цен, существенного роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом не произошло.

Таким образом, гарантирующий поставщик  не определяет самостоятельно цену электрической энергии ни в регулируемой, ни в свободной от регулирования части. При этом доля сбытовой надбавка гарантирующего поставщика в цене на электрическую энергию составляет всего 1-3%. Нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования гарантирующим поставщиком не допущено.

Основное удорожание произошло за счет регулируемой государственными структурами части тарифа, то есть потребители платят больше не за саму электроэнергию, а за услуги организаций, в том числе и федерального уровня,  обеспечивающих процесс покупки и транспортировки электроэнергии.

Согласно ответу Комитета по ценовой и тарифной политике области (далее – Комитет) от 16.03.2011 № 427, рост тарифов на электрическую энергию в 2011 году вызван следующими факторами:

1. федеральные факторы:

- покупка  с оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности) с 01.01.2011 в полном объеме по свободным (нерегулируемым) ценам для потребителей, в том числе и оплатой сетевыми организациями в полном объеме нормативных потерь в электрических сетях по свободной (нерегулируемой) цене;

- увеличением платы ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ОАО «ФСК ЕЭС») по передаче электроэнергии по сетям Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), которая рассчитана ФСТ России по методу доходности инвестированного капитала (RAB), на 37 %;

- увеличением установленной ФСТ России платы системного оператора ОАО «СО ЕЭС» и администратора торговой системы оптового рынка ОАО «АТС» в 3,5 раза, в том числе платы системного оператора ОАО «СО ЕЭС» в 10 раз.

2. региональные факторы:

- инфляционный рост затрат по содержанию региональных энергоснабжающих организаций;

- планируемое исполнение инвестиционных программ региональных сетевых организаций, в том числе в соответствии с утвержденным от 19.01.2010 № 30-р распоряжением Правительства Российской Федерации графиком перехода на метод доходности инвестированного капитала (RAB);

- увеличением с 01.01.2011 до 34 % отчислений их фонда оплаты труда работников организаций согласно изменениям в действующем законодательстве;

- включением в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (с внесенными изменениями) в тарифы на электрическую энергию для потребителей выпадающих доходов от работ по технологическому присоединению к электрическим сетям до 15 кВт льготных групп заявителей, которые оплачивают расходы по технологическому присоединению в размере 550 рублей;  

- увеличением необходимой валовой выручки ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» и ООО «Новгородэнергосбыт» на 2011 год согласно приказам ФСТ России от 23.03.2010 № 59-э/8 и № 60-э/9 на 49,94 млн. руб. в результате заявленных в ФСТ России разногласий к Комитету от указанных организаций по принятой на 2010 год в тарифы на электрическую энергию для потребителей области заниженной, по их мнению, необходимой валовой выручки;

- тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2011 год установлены Комитетом на минимальном уровне с индексом роста цен 9,1% к 2010 году. В соответствии с предельными уровнями тарифов для населения области, установленными приказом ФСТ России от 07.10.2010 № 245-э/3, тариф для городского населения – 2,77 руб./кВт.ч, для сельского населения – 1,94 руб./кВт.ч. При этом экономически обоснованный тариф для населения в 2011 году составляет 5,91 руб./кВт.ч. Недоплата населением всего до полного тарифа составляет 1.44 млрд. руб. Данные денежные суммы не возмещаются ни федеральным бюджетом, ни областным бюджетом, а возмещаются прочей группой потребителей, то есть категорией потребителей (в том числе организации и индивидуальные  предприниматели), не приравненной к населению. Подобная ситуация имеется во всех субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 мая 2011 года необходимо пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков,  исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с ФСТ России органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

В настоящее время Комитетом по ценовой и тарифной политике области приято Постановление от 16.06.2011 № 34/10 «О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 28.12.2010 № 81».

Данным постановлением утверждены более низкие предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год, и действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.  

По прогнозным оценкам указанное понижение тарифов на передачу электрической энергии приведет к снижению нерегулируемых тарифов для конечных потребителей на 10-12 процентов.

На основании изложенного и руководствуясь частью 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган

 

РЕШИЛ:

 

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Окуловская бумажная фабрика» отказать в связи с отсутствием признаков его нарушения в действиях ООО «Новгородская энергосбытовая компания».

 

Руководитель Управления 

Связанные организации

Связанные организации не указаны