Решение №7736/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Компания Инт... от 14 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Заказчику – ГОАУ «МФЦ»

 

ул. Псковская, д. 28, корп. 1,

Великий Новгород, 173015

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ОТС»

 

1-й Нагатинский проезд, д.10 стр. 1,

г. Москва, 115230

e-mail: info@otc.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Компания Интегрити»

 

пер. Старокирочный, д. 16/2, стр.1,

пом 2, ком. 4м,

г. Москва, 105005

 

Исх.№7736/03 от 14.12.18

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

 

11 декабря 2018 года

 

                                 

                                    Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (173015, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 28, корп. 1; далее – ГОАУ «МФЦ») - <…….>;

участник закупки (податель жалобы) – Общество с ограниченной ответственностью «Компания Интегрити» (105005, г. Москва, пер. Старокирочный, д. 16/2, стр. 1, пом. 2, ком. 4м; далее – ООО «Компания Интегрити») надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу ООО «Компания Интегрити» на действия заказчика - ГОАУ «МФЦ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по внедрению автоматизированной информационной Системы управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Новгородской области, извещение № 31807136157 в редакции № 2 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 20.11.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.11.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Компания Интегрити» на действия заказчика - ГОАУ «МФЦ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по внедрению автоматизированной информационной Системы управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Новгородской области, извещение № 31807136157 в редакции № 2 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.11.2018 (вх. № 8803 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - ГОАУ «МФЦ» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

28.11.2018 ООО «Компания Интегрити» были представлены дополнения к Жалобе (вх. № 8860 Новгородского УФАС России).

Суть доводов Жалобы, а также дополнений к ней сводится к следующему.

1. Работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, подлежат лицензированию согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

В соответствии с пунктом 4.1.7 приложения № 2 «Техническое задание» к документации о проведении настоящего открытого аукциона в электронной форме (далее – Техническое задание, Документация) (на момент поступления Жалобы в Новгородское УФАС России действовала редакция Документации № 2 от 19.11.2018 (размещена на официальном сайте 20.11.2018); здесь и далее Документация в редакции № 2, Техническое задание в редакции Документации № 2) и согласно размещенным заказчиком 19.11.2018 на официальном сайте разъяснениям положений Документации в рамках работ по внедрению автоматизированной информационной Системы управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Новгородской области (далее также Система) в интересах заказчика необходимо разработать и/или внедрить/поставить (распространить) информационную систему, защищенную с использованием шифровальных (криптографических) средств.

Таким образом, по мнению ООО «Компания Интегрити», в Документации должно быть установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки копии действующей лицензии ФСТЭК России на осуществление указанных видов деятельности.

Однако, указанных требований к участникам закупки Документация не содержит.

2. Пункт 4.6.3.1.2 Технического задания устанавливает требования к программному обеспечению (далее – ПО) сервера в виде наличия лицензий SQL Server Standard Edition Core 2016 2Lic CoreLic и WinSvrSTDCore 2016 SNGL OLP 2Lic NL CoreLic.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Разработка Системы с использованием лицензии SQL Server подразумевает обязательное включение в состав программного кода базы данных, являющейся неотъемлемой частью Системы, иностранного программного обеспечения управления базами данных MS SQL Server Standard Edition.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках в качестве одного из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках, предусмотрено целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, являются одними из принципов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.2.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГОАУ «МФЦ», утвержденного решением (протоколом № 3 от 22.05.2018) наблюдательного совета ГОАУ «МФЦ» (далее – Положение), закупки осуществляются в целях реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В пункте 6.1 Документации заказчиком установлен приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения.

Учитывая достаточное количество кроссплатформенных решений по управлению проектами, в том числе внесенных в реестр российских программ, использующих свободно-распространяемое ПО и не требующие закупки лицензии, установленное требование заказчика не только ограничивает конкуренцию, но и нарушает принцип экономической обоснованности расходования бюджетных средств.

Таким образом, заказчик не только систематически нарушает и постоянно закупает иностранное ПО, но и ограничивает конкуренцию (поскольку, предоставив возможность исполнителю выбирать вариант реляционной базы, возможно добиться большей конкуренции).

Также указанные действия заказчика, по мнению подателя Жалобы, противоречат правилам описания объекта закупки, предусмотренным частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, относительно установленного запрета на использование при его составлении товарных знаков.

3. Из пункта 4.4 Документации следует, что заказчик по собственному усмотрению оставляет за собой право применения или неприменения антидемпинговых мер к участнику закупки, занявшему второе место, что является дискриминацией и нарушением равноправия между участниками закупки.

4. По мнению подателя Жалобы, в Техническом задании содержатся неизмеряемые требования к участникам закупки, а также неизмеряемые, невыполнимые и противоречивые требования к ее объекту, что ограничивает конкуренцию, а также противоречит принципам закупок, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также принципам описания объекта закупки, предусмотренным частью 6.1 статьи 3.1 Закона о закупках:

- согласно Техническому заданию объектом защиты является информация, содержащаяся в Системе. При этом, в Техническом задании не указаны ни тип угроз для информационных систем, ни уровень защищенности, которым должна соответствовать Система (пункт 4.1.7 Технического задания);

- Техническое  задание нарушает порядок разработки/модернизации/внедрения Системы, предусмотренный ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания» (пункт 4.2.28, раздел 5 Технического задания);

- в соответствии с пунктом 2.3 Устава ГОАУ «МФЦ» учреждение для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, обеспечивает внедрение автоматизированной информационной системы проектной деятельности в органах исполнительной власти Новгородской области, органах местного самоуправления Новгородской области, государственных и муниципальных учреждениях. Таким образом, Уставом не предусмотрена цель обеспечения внедрения Системы для иных физических и юридических лиц, которые участвуют в управлении проектной деятельностью и ее реализации, и сторонних организаций, задействованных в управлении проектной деятельностью Новгородской области. В пункте 3.1 Технического задания заказчиком установлено обратное;

- согласно пункту 3.2 Технического задания одной из задач исполнителя при внедрении Системы является передача заказчику неисключительных (пользовательских) прав на прикладное ПО Системы, а также установочного комплекта на него (пункт 3.2 Технического задания). При этом, в пункте 1 раздела 5 Технического задания указано, что на 1 этапе заказчику передается прикладное ПО, а не прикладное ПО Системы. Однако, передача заказчику неисключительных прав на прикладное ПО Системы не возможна до проведения соответствующих работ по настройке и внедрению (2 и 3 этапы), возможна только передача прав на прикладное ПО;

- пункт 6.1.1 Технического задания предусматривает экспертизу прикладного ПО на предмет соответствия его функциональности требованиям Технического задания. Вместе с тем, ГОСТ 34.603-92 «Информационная технология (ИТ). Виды испытаний автоматизированных систем», на основании которого разработано Техническое задание (в редакции Документации № 2), экспертизы прикладного ПО не предусматривает;

- в соответствии с пунктом 4.5 Технического задания должна быть предусмотрена интеграция Системы с Системами Министерства инвестиционной политики Новгородской области и программным комплексом по исполнению бюджета Новгородской области «Бюджет-СМАРТ», а также с информационной системой, создаваемой в соответствии с распоряжением Правительства Новгородской области № 179-рг от 26.06.2018. Однако в Документации описание реквизитного состава и механизма интеграции с указанными системами отсутствует;

- в соответствии с разделом 5 Технического задания работы выполняются в 5 этапов длительностью 3, 5, 10, 2 и 1 рабочих дней соответственно. При этом, сроки перечисленных в пункте 3.3 Технического задания задач заказчика, от исполнения которых напрямую зависит возможность выполнения работ по контракту, в Техническом задании отсутствуют;

- согласно пункту 1 раздела 5 Технического задания исполнитель обязан передать заказчику прикладное ПО, заказчик осуществит его экспертизу. При этом требований к прикладному ПО Техническое задание не содержит;

- пункт 4.1.7 Технического задания определяет требования к эксплуатации, техническому обслуживанию Системы. При этом не указано, чьими силами должна осуществляться указанная эксплуатация;

- пункт 4.1.11.1 Технического задания устанавливает требования к архитектуре ПО. Вместе с тем, разработка архитектуры ПО, также как и разработка прикладного ПО, не является предметом рассматриваемой закупки;

- в состав требований раздела 4.2 Технического задания заказчиком не внесены разъяснения положений Документации от 19.11.2018;

- в пункте 4.2.31 Технического задания заказчиком применена аббревиатура WBS, расшифровка которой в Техническом задании отсутствует;

- в разъяснениях положений Документации от 19.11.2018 заказчик указал, что предметом настоящей закупки является стадия 7 пункта 2.1 ГОСТ 34.601-90. Вместе с тем, в данном случае в объем работ входит предоставление руководства пользователя и функционального администратора (стадия 6 пункта 2.1 ГОСТ 34.601-90), разработка частного технического задания (стадии 3-5 пункта 2.1 ГОСТ 34.601-90), предпроектное обследование (стадия 2 пункта 2.1 ГОСТ 34.601-90);

- в разделе 5 Технического задания установлено, что сроки начала 2-5 этапов работ рассчитываются с момента выполнения предыдущего этапа. При этом остается неясным, что является критерием выполнения предыдущего этапа;

- в соответствии с разделом 5 Технического задания совокупное время на выполнение работ составляет 21 рабочий день. В соответствии с пунктами 3.3 и 3.4 Проекта договора (приложение к Документации; здесь и далее Проект договора в редакции Документации № 2) работы по этапу принимаются заказчиком в течение 2 рабочих дней или 10 рабочих дней совокупно по 5 этапам. Согласно пункту 9.2 Документации аукцион назначен на 30.11.2018. В соответствии с пунктом 11.1 Документации договор по результатам закупки заключается не ранее чем через 10 дней после проведения аукциона. Следовательно, по итогам рассматриваемой закупки договор должен быть заключен не ранее 10.12.2018. Согласно пункту 2.3 Проекта договора  общий срок выполнения работ по нему составляет период с даты заключения договора и по 28.12.2018. То есть исполнитель должен будет выполнить работы в течение 18 календарных дней (14 рабочих). Таким образом, срок действия договора завершится на 7 рабочих дней раньше, чем срок, предусмотренный Техническим заданием для выполнения работ;

- имеющиеся в разделе 5 Технического задания сроки выполнения этапов работ податель Жалобы считает несоизмеримыми требуемому объему работ. В обоснование своей позиции ООО «Компания Интегрити» ссылается на Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1987 № 454/22-70 (далее - Типовые нормы времени).

5. Согласно пункту 4.3 Документации заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме подаются с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки - https://otc.ru/, и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени участника закупки.

В соответствии с пунктом 4.4 Документации участник закупки при подаче заявки предоставляет обеспечение в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 430 000 (Четыреста тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

Обеспечение осуществляется путем внесения денежных средств на следующий счет заказчика:

Получатель:  государственное областное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»

Расчетный счет: 40603810508004000006 в ОАО «Россельхозбанк» Новгородский Региональный Филиал, к/с 30101810500000000722, БИК 044959722

Назначение платежа: обеспечения заявки на участие в аукционе на внедрение АИС.

Согласно пункту 8.3 Документации закупочная комиссия заказчика отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в случае непредставления участником обеспечения заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

ООО «Компания Интегрити» решило принять участие в настоящей закупке и перечислило соответствующе  обеспечение заявки (платежное поручение № 61 от 27.11.2018).

При загрузке документов на электронной площадке – «OTC-TENDER» податель Жалобы столкнулся с требованием ее оператора – Акционерного общества «ОТС» (далее – АО «ОТС») о внесении обеспечения заявки на виртуальный счет площадки с целью его блокирования и получения возможности дальнейшего участия в аукционе, что не соответствует вышеизложенным требованиям Документации и пункту 1.8.18 Положения, поскольку влечет перечисление двойного суммарного обеспечения суммарно в размере 10 %.

При попытке направить заявку на рассмотрение с приложением полного комплекта документов, требуемого в соответствии с Документацией, включая обеспечение заявки, оператор торговой площадки сообщил об ошибке («Произошла ошибка при создании транзакции: На Вашем счету недостаточно средств для блокировки гарантийного обеспечения»).

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения заказчика – ГОАУ «МФЦ» относительно ее доводов (вх. № 8909 от 03.12.2018, №№ 9072, 9074 от 10.12.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

1. Согласно пункту 4.1.7 Технического задания работы по созданию и защиты системы защиты информации, содержащейся в Системе, не входит в состав работ по внедрению системы. Система, являющаяся предметом рассматриваемой закупки, не представляет собой систему, защищенную с помощью шифровальных (криптографических) средств, в связи с чем требование о представлении лицензии ФСТЭК России является избыточным.

2. Согласно пунктам 4.6.3.1.1 и 4.6.3.1.2 Технического задания за поставку и подготовку ПО сервера отвечает заказчик. При этом, приобретение ПО сервера не является закупкой, осуществляемой в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем требования Постановления № 1236 на нее распространяться не могут. Кроме того, общесистемное ПО, перечисленное в разделе 4.6.3.1.2 Технического задания, приобретено ранее и уже функционирует на технических средствах заказчика.

3. Применение антидемпинговых мер не нарушает принцип равноправия и никоим образом не дискриминирует победителя закупки в сравнении с другими участниками, так как при заключении договора с участником, занявшим второе место, в соответствии с Положением также предусмотрена возможность применения антидемпинговых мер. Решение о применение антидемпинговых мер принимается заказчиком самостоятельно. Возможность применения антидемпинговых мер Законом о закупках не запрещена.

4. Требования к участникам закупки перечислены в разделе 5 Документации. Данные требования четко определены и не являются неизмеряемыми. Требования, указанные в Техническом задании, применяются к любому исполнителю, с которым будет заключен договор, и не ограничивают конкуренцию:

- работы по созданию и защиты системы защиты информации, содержащейся в Системе, не входит в состав работ по внедрению системы;

- предметом закупки не является разработка прикладного ПО. Система реализуется на базе типового тиражируемого ПО, представленного на рынке. Прикладное ПО должно обладать всей необходимой функциональностью в соответствии с требованиями Технического задания. Предметом закупки является стадия 7 пункта 2.1 ГОСТ 34.601-90. Стадии 1-6 пункта 2.1 ГОСТ 34.601-90 находятся за рамками данной закупки. Часть стадий была пройдена заказчиком на этапе подготовки Технического задания, часть стадий должна быть пройдена исполнителем на этапе разработки прикладного ПО. Кроме того, согласно пункту 2.2 ГОСТ 34.601-90 стадии и этапы, выполняемые организациями – участниками работ по созданию автоматизированных систем, устанавливаются в договорах и техническом задании. Допускается исключать стадию «Эскизный проект» и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии «Технический проект» и «Рабочая документация» в одну стадию «Технорабочий проект». В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ. Согласно пункту 3.2 Технического задания предпроектное обследование и разработка частного технического задания выполняется с целью выработки правил настройки прикладного ПО на технологическую и методологическую схему проектной деятельности заказчика и не влечет за собой дополнительных затрат по внесению изменений в выбранное и принятое прикладное ПО;

- предмет закупки полностью соответствует уставу ГОАУ «МФЦ». Этап внедрения Системы предусматривает внесение в нее должностных лиц и государственных служащих Новгородской области, участвующих в проектной деятельности;

- прикладное ПО представляет собой прикладное ПО, на базе которого внедряется Система (пункт 1.8 Технического задания). В пункте 3.2 Технического задания указывается на передачу исполнителем неисключительных (пользовательских прав) на прикладное ПО, являющееся типовым тиражируемым продуктом. При этом, Система типовым тиражируемым продуктом не является, поэтому не может быть соотнесена с понятием «неисключительных (пользовательских) прав» в принципе;

- согласно пункту 3.3 Проекта договора и пункту 5 Технического задания передача неисключительных (пользовательских прав) на прикладное ПО является первым этапом внедрения Системы и подлежит приемке заказчиком. По завершению данного этапа заказчиком должна быть проведена экспертиза с использованием развернутого исполнителем тестового стенда и типовой эксплуатационной документации на предмет соответствия функциональности прикладного ПО требованиям Технического задания;

- в прикладном ПО должны быть предусмотрены механизмы интеграции с системами, указанными в пункте 4.5 Технического задания. Непосредственно работы по интеграции с данными системами будут реализовываться в рамках других договоров. Наличие API-интерфейса является достаточным условием для подтверждения соответствия прикладного ПО требованиям Технического задания;

- максимальный срок исполнения обязательств заказчика согласно Проекту договора составляет 2 рабочих дня;

- разработка функциональности Системы не является предметом настоящей закупки. Вся функциональность должна содержаться в прикладном ПО, которое является типовым тиражируемым продуктом;

- эксплуатация и техническое обслуживание Системы осуществляется специалистами заказчика, подготовленными в ходе реализации этапа 4 выполнения работ по внедрению Системы (раздел 5 Технического задания);

- в пункте 4.1.11.1 Технического задания предъявляются требования к архитектуре прикладного ПО, на основании которого будет развернута Система. Данное требование должно быть реализовано исполнителем в рамках разработки прикладного ПО в соответствии со стадиями 1-6 пункта 2.1 ГОСТ 34.601-90;

- данными заказчиком разъяснениями не была изменена суть Документации, в связи с чем необходимость внесения каких-либо изменений в Документацию отсутствует (в том числе и относительно дачи расшифровки аббревиатуры WBS);

- согласно разделу 5 Технического задания на первом этапе заказчику передается комплект типовой эксплуатационной документации, поставляющейся с установочным комплектом типового тиражируемого продукта. На 3 этапе внедрения комплект типовой эксплуатационной документации адаптируется с учетом настроек. Предметом предпроектного обследования, проводимого на 2 этапе выполнения работ, является внедрение Системы, а не разработка прикладного ПО. Согласно пункту 5 Технического задания на 3 этапе внедрения осуществляется настройка и наполнение прикладного ПО данными;

- в соответствии в разделом 5 Технического задания каждый этап завершается подписанием соответствующего акта. Этап считается выполненным с даты подписания акта приема-передачи неисключительных (пользовательских) прав на использование прикладного ПО для первого этапа и акта-сдачи приемки выполненных работ очередного этапа для всех последующих этапов;

- согласно пункту 2.3 Проекта договора (в редакции Документации № 4 от 28.11.2018) общий срок выполнения работ: с даты заключения договора и до выполнения всех работ, указанных в разделе 5 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью договора (приложение № 1 к договору);

- Типовые нормы времени носят рекомендательный характер, действовали до 1993 года.

Аналогичные по содержанию разъяснения положений Документации были доведены до участников закупки заказчиком в разъяснениях от 19.11.2018 и 26.11.2018.

5. При подготовке извещения о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) заказчиком было принято решение об установлении обеспечения заявки на участие в настоящем открытом аукционе в размере 5 % от начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦД) (обеспечение осуществляется путем внесения денежных средств на счет заказчика) и обеспечения исполнения договора в размере 10 % от НМЦД (обеспечение осуществляется предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на счет заказчика).

При размещении 12.11.2018 Извещения на электронной площадке - «OTC-TENDER» (оператор – АО «ОТС») (при создании извещения о проведении открытого аукциона с использованием функционала торговой площадки) заказчиком была допущена техническая ошибка. При заполнении основных данных для аукциона в графах «Обеспечение заявки» и «Обеспечение договора» были указаны величины, предусмотренные Документацией (в изначальной редакции № 1 от 12.11.2018), а именно 5 % от НМЦД в отношении обеспечения заявки и 10 % от НМЦД в отношении обеспечения договора.

В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «ОТС-TENDER», утвержденного приказом № 6 от 02.02.2018 генерального директора АО «ОТС (далее – Соглашение), настоящее Соглашение в части порядка обеспечения заявки применяется только в случае, если организатор закупки в электронной форме в извещении о закупке установил обеспечение заявки (в том числе – часть обеспечения заявки) в процентах к начальной цене лота или в виде фиксированной суммы в валюте.

 Согласно пункту 8.10 Регламента работы электронной площадки «ОТС-TENDER» АО «ОТС», утвержденного приказом № 6 от 02.02.2018 генерального директора АО «ОТС (далее – Регламент), в момент подачи заявки на участие в закупке на виртуальном счете лицензиата осуществляется блокирование денежных средств в размере суммы средств гарантийного обеспечения заявки, определяемом исходя из значения гарантийного обеспечения (если размер гарантийного обеспечения установлен и на виртуальном счете достаточно денежных средств), заявка на участие в закупке считается поданной. В противном случае – заявка считается не поданной.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой для подачи заявки на участие в процедуре закупки заявителю необходимо перечислить средства в качестве обеспечения заявки на расчетный счет заказчика, а также иметь необходимую сумму средств на виртуальном счете электронной площадки, то есть для подачи заявки заявителю фактически необходимо внести обеспечение дважды.

Для исправления сложившейся ситуации 28.11.2018 ГОАУ «МФЦ» внесены изменения в извещение, созданное с использованием функционала электронной торговой площадки, а именно в разделе основных данных для аукциона в графах «Обеспечение заявки» и «Обеспечение договора» указано «в соответствии с документацией».

В связи с устранением данных несоответствий заказчиком был продлен срок подачи заявок до 16 часов 00 минут 06.12.2018, срок их рассмотрения перенесен на 15 часов 00 минут 07.12.2018, а дата проведения аукциона – на 10 часов 00 минут 10.12.2018. Данная информация доведена до подателя Жалобы посредством направления соответствующего сообщения на адрес его электронной почты (srk@integrity.ru), а также посредством функционала электронной площадки. После внесения вышеуказанных изменений ООО «Компания Интегрити» подало заявку на участие в настоящем открытом аукционе.

Более никаких изменений в документы о проведении рассматриваемой закупки не вносилось.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержал доводы вышеуказанных возражений в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком – ГОАУ «МФЦ» разработано вышеназванное Положение, применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с подпунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки является открытый аукцион.

Разделом 3 Положения предусмотрено осуществление закупки путем проведения открытого аукциона, а также регламентирован ее порядок.

Таким образом, ГОАУ «МФЦ» при проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Положения аукционная документация должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 1.8.2 настоящего Положения.

Согласно подпункту 9 пункта 1.8.2 Положения в документации о закупке обязательно указываются требования к ее участникам.

Документация (в редакции № 2) утверждена директором ГОАУ «МФЦ» <…….> 19.11.2018.

Раздел 5 Документации устанавливает требования к участникам рассматриваемой закупки.

При этом, раздел 5 Документации не содержит обязательного требования к участникам открытого аукциона о наличии у них специальной правоспособности в виде лицензии ФСТЭК России.

Вместе с тем, как следует из Жалобы, по мнению ее подателя, Документация в обязательном порядке должна содержать требование к участникам закупки о наличии у них вышеуказанной лицензии, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании.

Однако указанное мнение ООО «Компания Интегрити» является ошибочным, а требование о наличии такой лицензии у участников рассматриваемой закупки - избыточным.

Пункт 4.1.7 Технического задания устанавливает требования к эксплуатации, техническому обслуживанию Системы.

В соответствии с пунктом 4.1.7 Технического задания Система должна соответствовать действующим в Российской Федерации законодательным актам и отвечать требованиям, предъявляемым к информационным системам, осуществляющим обработку защищаемой информации (в т.ч. персональных данных), в частности Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Объектом защиты является информация, содержащаяся в Системе. Требования к защите персональных данных при их обработке в Системе должны соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных Системах персональных данных».

Средства защиты информации, применяемые для защиты информации в Системе, должны быть сертифицированы на соответствие требованиям по безопасности информации (п.11 Приказа ФСТЭК России № 17 от 11.02.2013).

Работы по созданию и внедрению системы защиты информации, содержащейся в Системе, не входят в состав работ по внедрению Системы.

Исходя из вышеуказанных положений Технического задания, Система, работы по внедрению которой должны быть выполнены исполнителем в рамках рассматриваемой закупки, не представляет собой систему, защищенную с помощью шифровальных (криптографических) средств, а лишь содержит в себе подлежащую защите информацию, требования к защите которой предусмотрены пунктом 4.1.7 Технического задания. При этом, работы по созданию и внедрению системы защиты информации, содержащейся в Системе, не входят в состав работ по внедрению самой Системы.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Следовательно, работы, входящие в объект настоящего открытого аукциона по внедрению Системы, не являются видами деятельности, подлежащими лицензированию в рамках пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании.

Также необходимо отметить, что вопреки доводам Жалобы, как следует из Положения о лицензировании названной в пункте 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313, ее лицензирование осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации, а не Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. Как следует из Жалобы, разработка Системы с использованием указанной в пункте 4.6.3.1.2 Технического задания лицензии SQL Server подразумевает обязательное включение в состав программного кода базы данных, являющейся неотъемлемой частью Системы, иностранного программного обеспечения управления базами данных MS SQL Server Standard Edition.

По мнению ООО «Компания Интегрити», указанное требование заказчика нарушает принципы законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках), а также требования его собственного Положения (подпункт 2 пункта 1.2.1 Положения), поскольку приводит к ограничению конкуренции. Также указанное требование податель Жалобы считает противоречащим части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, указанные выводы ООО «Компания Интегрити» являются несостоятельными.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках в качестве одного из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках, предусмотрено целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, являются одними из принципов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.2.1 Положения закупки осуществляются в целях реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В пункте 6.1 Документации заказчиком установлен приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает правила описания объекта закупки.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком.

В подпункте 1 пункта 1.8.2 Положения ГОАУ «МФЦ» также предусмотрено, что документация о закупке должна содержать указанные в пункте 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках сведения.

Указанные сведения относительно объекта рассматриваемой закупки приведены заказчиком – ГОАУ «МФЦ» в Техническом задании (пункт 3.2 Документации).

Пункт 4.6.3.1.2 Технического задания устанавливает требования к ПО сервера.

Согласно данным требованиям, ПО сервера в рамках работ по Техническому заданию должно быть развернуто на технических мощностях заказчика и должно обеспечивать штатный режим функционирования Системы (лицензии SQL Server Standard Edition Core 2016 2Lic CoreLic и WinSvrSTDCore 2016 SNGL OLP 2Lic NL CoreLic).

В рамках работ по настоящему Техническому заданию за поставку и подготовку ПО сервера отвечает заказчик.

Кроме того, согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным возражениям заказчика (вх. № 8909 от 03.12.2018 Новгородского УФАС России), общесистемное ПО, перечисленное в разделе 4.6.3.1.2 Технического задания, приобретено ранее и уже функционирует на технических средствах заказчика.

Таким образом, из материалов Жалобы, в том числе вышеуказанных положений Документации (Технического задания) следует, что в объект рассматриваемой закупки по выполнению работ по внедрению Системы не входят работы по закупке ПО, перечисленного в пункте 4.6.3.1.2 Технического задания (лицензии SQL Server Standard Edition Core 2016 2Lic CoreLic и WinSvrSTDCore 2016 SNGL OLP 2Lic NL CoreLic), указанное ПО уже установлено и функционирует на технических мощностях заказчика.

Следовательно, при установлении требований к ПО сервера заказчик не ограничивает количество участников рассматриваемой закупки, а также не нарушает иные принципы законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц и правила описания объекта закупки.

Кроме того, согласно материалам Жалобы настоящая закупка осуществляется ГОАУ «МФЦ» в соответствии с положениями Закона о закупках (пункт 1.1 Документации) и согласно Положению, разработанному и принятому заказчиком на основании части 1 статьи 2 данного закона.

Как отмечалось выше, Постановлением № 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом необходимо учитывать, что Постановление № 1236 принято во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в связи с чем его положения, вопреки мнению подателя Жалобы, подлежат применению заказчиками исключительно при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

В данной части Жалоба также является необоснованной.

3. По мнению подателя Жалобы, в Техническом задании содержатся неизмеряемые требования к участникам закупки, а также неизмеряемые, невыполнимые и противоречивые требования к ее объекту, что ограничивает конкуренцию, а также противоречит принципам закупок, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также принципам описания объекта закупки, предусмотренным частью 6.1 статьи 3.1 Закона о закупках.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках одним из принципов закупок в соответствии с положениями настоящего закона является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)» (за исключением случаев предусмотренным пунктами «а»-«г» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем, доказательств наличия в Документации, а также приложениях к ней неизмеряемых требований к участникам закупки и ее объекту, ограничивающих допуск к участию в настоящем электронном аукционе, ООО «Компания Интегрити» в Жалобе не приведено, Комиссией при рассмотрении Жалобы таких обстоятельств также не установлено.

Так, в соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к ее участникам.

Требования к участникам рассматриваемой закупки приведены заказчиком в разделе 5 Документации.

Как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке также должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) работы, к результатам работы. Предусмотренная пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках информация относительно объекта рассматриваемой закупки (требования к работам по установке Системы) приведена заказчиком в Техническом задании.

При этом необходимо отметить, что указанные требования к участникам закупки, а также требования к работам, составляющим предмет закупки, и к порядку их выполнения, применяются заказчиком в равной мере ко всем участникам настоящего открытого аукциона и не влекут за собой какого-либо ограничения допуска к участию в нем.

Доказательством последнего является факт поступления на участие в рассматриваемой закупке заявок 4 участников с идентификационными номерами 1296532, 1309606, 1311247, 1312619 (протокол от 07.12.2018 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе).

Причем, заявка с идентификационным номером 1296532 была подана именно подателем Жалобы.

Соответственно, вышеуказанный довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

4. Согласно пункту 1.8.20 Положения при заключении договора, если в ходе проведения конкурентной закупки победителем закупки была снижена начальная (максимальная) цена договора на 25 (двадцать пять) и более процентов, заказчик вправе применить к победителю закупки антидемпинговые меры в соответствии с одним из подпунктов:

1)        победитель закупки обязан предоставить заказчику обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчета или сметного расчета. Решение о признании такого обоснования достоверным или недостоверным принимается заказчиком;

2)        победитель закупки обязан до заключения договора предоставить обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в извещении и (или) в закупочной документации, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), если в извещении и (или) в закупочной документации установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора.

Антидемпинговые меры могут быть применены только в случае установления возможности применения таких мер в извещении и (или) в закупочной документации.

В случае неисполнения установленных антидемпинговыми мерами требований победитель закупки признается уклонившимся от заключения договора.

Если заказчиком принято решение о заключении договора с участником, занявшим второе место по результатам проведения закупки, решение о распространении на такого участника закупки требований, установленных антидемпинговыми мерами, принимается заказчиком самостоятельно. Невыполнение требований антидемпинговых мер таким участником закупки не является основанием для признания его уклонившимся от заключения договора, однако влечет за собой невозможность заключения договора с таким участником закупки.

Решение о применении или неприменении антидемпинговых мер, а также, в случае принятия решения о применении таких мер, выбор конкретного способа их применения принимаются заказчиком в закупочной документации при ее размещении и не может быть изменено в ходе проведения закупки, без внесения изменений в извещение и (или) в документацию.

Антидемпинговые меры приведены заказчиком в разделе 10 Документации.

Согласно пункту 10.1 Документации при заключении договора, если в ходе проведения конкурентной закупки победителем закупки была снижена начальная (максимальная) цена договора на 25 (двадцать пять) и более процентов, заказчик применяет к победителю закупки антидемпинговые меры, а именно: победитель закупки обязан до заключения договора предоставить обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в извещении и (или) в закупочной документации, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), если в извещении и (или) в закупочной документации установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора.

В случае неисполнения установленных антидемпинговыми мерами требований победитель закупки признается уклонившимся от заключения договора.

Если заказчиком принято решение о заключении договора с участником, занявшим второе место по результатам проведения закупки, решение о распространении на такого участника закупки требований, установленных антидемпинговыми мерами, принимается заказчиком самостоятельно. Невыполнение требований антидемпинговых мер таким участником закупки не является основанием для признания его уклонившимся от заключения договора, однако влечет за собой невозможность заключения договора с таким участником закупки.

Таким образом, из вышеуказанных положений Документации следует, что если в ходе проведения рассматриваемой конкурентной закупки ее победителем НМЦД будет снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов, заказчик должен будет применить к нему вышеназванные антидемпинговые меры. При этом, право применения или неприменения антидемпинговых мер к участнику закупки, занявшему второе место, заказчик оставляет на собственное усмотрение, а невыполнение требований антидемпинговых мер таким участником закупки не является основанием для признания его уклонившимся от заключения договора.

При оценке указанных положений Документации Комиссия учитывает следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках одним из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с его положениями и требованиями, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Статьей 5 Закона о закупках предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (часть 2 статьи 5 Закона о закупках).

Согласно части 3 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211.

Согласно пункту 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

При этом, согласно пункту 2 Правил, направлению в уполномоченный орган на ведение реестра подлежит не только информация об уклонении от заключения договора победителя закупки, но и участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор).

Раздел 11 Документации устанавливает порядок заключения договора по итогам рассматриваемой закупки.

Необходимо отметить, что из предусмотренного ГОАУ «МФЦ» порядка заключения договора следует, что заказчиком предусмотрена обязанность лица, с которым заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, заключить данный договор (пункт 11.12 Документации).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Однако, предусматривая в пункте 10.1 Документации возможность самостоятельного принятия заказчиком решения о применении или неприменении к участнику закупки, занявшему второе место по результатам ее проведения, антидемпинговых мер, в случае уклонения победителя открытого аукциона от заключения договора, создает ничем необоснованные преимущественные условия для такого участника (занявшего второе место после победителя), для которого, в случае неприменения заказчиком антидемпинговых мер к нему, будет отсутствовать необходимость для представления обеспечения исполнения договора в полуторном размере, а также для которого не смогут наступить предусмотренные статьей 5 Закона о закупках и Правилами негативные последствия в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков в случае его уклонения от подписания договора.

Указанные действия заказчика непосредственным образом противоречат законодательству о закупках отдельными видами юридических лиц, в том числе нарушают предусмотренные им принципы осуществления закупок, такие как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОАУ «МФЦ» содержатся нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в необоснованном предоставлении заказчиком на этапе заключения контракта преимуществ участнику закупки, занявшему второе место после ее победителя, в виде возможности неприменения к нему антидемпинговых мер, в случае снижения им начальной (максимальной) цены договора на 25 и более процентов

Следовательно, в данной части Жалоба является обоснованной.

5. Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Положения аукционная документация должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 1.8.2 настоящего Положения.

Согласно подпункту 4 пункта 1.8.2 Положения в документации о закупке подлежат обязательному указанию среди прочего и сроки (периоды) выполнения работ.

Согласно пункту 3.3 Документации общий срок выполнения работ составляет период с даты заключения договора по 28.12.2018 включительно. Сроки завершения отдельных этапов работ указаны в разделе 5 Технического задания.

Раздел 5 Технического задания устанавливает следующие наименования этапов выполнения работ, а также сроки их выполнения:

1 этап – Передача неисключительных (пользовательских) прав на использование прикладного ПО – в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта;

2 этап – Предпроектное обследование объекта автоматизации, разработка частного технического задания и календарного плана проведения работ – в течение 5 рабочих дней с момента выполнения этапа 1;

3 этап – Устройство и настройка прикладного ПО (в рамках пакета лицензий) - в течение 10 рабочих дней с момента выполнения этапа 2;

4 этап – Подготовка персонала заказчика (представителей пилотной зоны внедрения Системы) управления проектами с использованием Системы - в течение 2 рабочих дней с момента выполнения этапа 3;

5 этап – Проведение опытной эксплуатации Системы на пилотной зоне внедрения, консультационная экспертная поддержка заказчика по вопросам управления проектной деятельности в исполнительных органах исполнительной власти Новгородской области - в течение 1 рабочего дня с момента выполнения этапа 4.

Таким образом, из раздела 5 Технического задания следует, что общий срок выполнения работ по 5 вышеназванным этапам договора (с момента его заключения и до последнего этапа исполнения) составляет 21 рабочий день.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Общий срок выполнения работ в Проекте договора установлен заказчиком в соответствии с положениями пункта 3.3 Документации (с даты заключения договора по 28.12.2018 включительно).

Согласно пункту 9.2 Документации дата проведения аукциона назначена заказчиком на 30.11.2018.

Как отмечалось выше, порядок заключения договора по итогам рассматриваемой закупки предусмотрен разделом 11 Документации.

Согласно пункту 11.1 Документации договор по результатам проведения аукциона заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения на официальном сайте итогового протокола, составленного по результатам аукциона.

Соответственно, договор по итогам настоящего открытого аукциона может быть заключен не ранее чем 11.12.2018.

Вместе с тем, исходя из вышеуказанной возможной наиболее ранней даты заключения договора (11.12.2018), предусмотренный разделом 5 Технического задания период для выполнения работ по договору (21 рабочий день) истечет уже после окончания установленного заказчиком в Документации (Проекте договора) срока выполнения работ по договору (с даты заключения и по 28.12.2018), а именно в январе 2019 года.

Следовательно, Документация и ее отдельные разделы (Техническое задание и Проект договора) содержат противоречащие друг другу сроки выполнения работ по договору, способные ввести в заблуждение участников рассматриваемой закупки при подаче заявок на участие в ней и затруднить им выполнение работ по договору.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОАУ «МФЦ» содержится нарушение пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации о закупке (проекте договора) сроков выполнения работ по договору.

В данной части Жалоба также является обоснованной.

6. В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В соответствии с пунктом 1.8.18 Положения если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб., то заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке (извещении о закупке) требование о предоставлении участниками обеспечения заявки на участие в закупке в размере от 0,5 до 5 процентов от начальной (максимальной) цены договора.

В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должен быть указан конкретный размер такого обеспечения, сроки и порядок его внесения, порядок, сроки и случаи возврата обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии.

Раздел 6 Положения устанавливает требования к закупке в электронной форме.

Согласно пункту 6.1 Положения заказчик вправе провести любую конкурентную процедуру закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) в электронной форме.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме регулируется статьей 3.3 Закона о закупках, настоящим Положением в части, не противоречащей указанной норме, регламентам, правилам проведения процедур, установленным оператором электронной площадки.

Согласно пункту 4.3 Документации заявки на участие в настоящем открытом аукционе подаются с использованием программно-аппаратных средств оператора электронной площадки – АО «ОТС» в сети «Интернет» по адресу: https://otc.ru/.

Таким образом, рассматриваемый открытый электронный аукцион проводится в электронной форме, в связи с чем в силу пункта 6.3 Положения к нему должны были применяться не только требования самого Положения о проведении открытого аукциона, но и требования статьи 3.3 Закона о закупках, устанавливающие порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме, а также правила проведения процедур на электронной площадке - «OTC-TENDER» (оператор - АО «ОТС»).

Требования к обеспечению заявки на участие в рассматриваемой закупке перечислены заказчиком в пункте 4.4 Документации.

Так, в соответствии с пунктом 4.4 Документации, участник закупки при подаче заявки предоставляет обеспечение в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 430 000 (Четыреста тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

Обеспечение осуществляется путем внесения денежных средств на следующий счет заказчика:

Получатель:  государственное областное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»

Расчетный счет: 40603810508004000006 в ОАО «Россельхозбанк» Новгородский Региональный Филиал, к/с 30101810500000000722, БИК 044959722

Назначение платежа: обеспечения заявки на участие в аукционе на внедрение АИС.

Порядок представления обеспечения заявки при ее подаче через электронную площадку – «ОТС-TENDER» установлен вышеупомянутым Соглашением.

Согласно пункту 3.2 Соглашения предусмотренный им порядок в части обеспечения заявки применяется только в случае, если организатор закупки в электронной форме в извещении о закупке установил обеспечение заявки (в том числе – часть обеспечения заявки) в процентах к начальной цене лота или в виде фиксированной суммы в валюте.

В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения передача оператору средств гарантийного обеспечения осуществляется путем перечисления денежных средств на счет оператора по реквизитам, указанным в статье 6 Соглашения.

В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения денежные средства, перечисленные в соответствии с пунктом 4.1 Соглашения, учитываются на виртуальном счете, номер которого указан в платежном поручении на перечисление средств. В случае, если реквизиты платежного поручения не совпадают с реквизитами платежного поручения, указанными в статье 6 Соглашения, перечисленные по такому платежному поручению денежные средства не учитываются на виртуальном счете лицензиата (участник закупки) до момента получения оператором от лицензиата информации, разъясняющей такое платежное поручение.

Согласно пункту 8.10 Регламента в момент подачи заявки на участие в закупке на виртуальном счете лицензиата осуществляется блокирование денежных средств в размере суммы средств гарантийного обеспечения заявки, определяемом исходя из значения гарантийного обеспечения (если размер гарантийного обеспечения установлен и на виртуальном счете достаточно денежных средств), заявка на участие в закупке считается поданной. В противном случае – заявка считается не поданной.

Как следует из имеющихся в материалах Жалобы письменных возражений ГОАУ «МФЦ» (вх. №№ 9072, 9074 от 10.12.2018 Новгородского УФАС России), при размещении 12.11.2018 Извещения на электронной площадке - «ОТС-TENDER» (при создании извещения о проведении открытого аукциона с использованием функционала торговой площадки) заказчиком была допущена техническая ошибка, а именно при заполнении основных данных для открытого аукциона в графах «Обеспечение заявки» в отношении обеспечения заявки была указана величина, предусмотренная Документацией - 5 % от НМЦД.

Таким образом, с учетом положений Соглашения и Регламента относительно порядка представления обеспечения заявки при ее подачи, в данном случае сложилась ситуация, при которой для подачи заявки на участие в процедуре рассматриваемой закупки через электронную площадку - «ОТС-TENDER» ее участникам необходимо было перечислить средства в качестве обеспечения заявки на расчетный счет заказчика, указанный в пункте 4.4 Документации, а также иметь необходимую сумму средств на виртуальном счете для ее последующего блокирования электронной площадкой при подаче заявки.

Другими словами, для подачи заявки на участие в настоящем открытом аукционе участникам рассматриваемой закупки фактически необходимо было внести обеспечение дважды.

Вместе с тем, согласно подпункту 5 пункта 8.3 Документации, одним из оснований отказа закупочной комиссией заказчика участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки является непредставление последним обеспечения заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Согласно Жалобе, ООО «Компания Интегрити» решило принять участие в настоящей закупке и перечислило соответствующее обеспечение заявки на указанный в пункте 4.4 Документации расчетный счет заказчика в установленном им размере 430 000, 00 рублей (платежное поручение № 61 от 27.11.2018). Однако при попытке направить заявку на рассмотрение с приложением полного комплекта документов, требуемого в соответствии с Документацией, включая обеспечение заявки, оператор торговой площадки сообщил об ошибке («Произошла ошибка при создании транзакции: На Вашем счету недостаточно средств для блокировки гарантийного обеспечения»).

Неудачная попытка подачи ООО «Компания Интегрити» заявки на участие в рассматриваемой закупке подтверждается информацией, представленной в материалы Жалобы оператором электронной площадки - АО «ОТС» (вх. № 9075 от 10.12.2018 Новгородского УФАС России).

Следовательно, при размещении Извещения на электронной площадке - «OTC-TENDER» (при создании извещения о проведении открытого аукциона с использованием функционала торговой площадки) заказчиком не были соблюдены действующие правила проведения процедур на данной площадке, предусмотренные ее оператором - АО «ОТС», в связи с чем указанная в Извещении информация об обеспечении заявки на участие в рассматриваемой закупке (порядке его внесения) была недостоверной и препятствовала подаче заявки в установленном Документацией порядке.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОАУ «МФЦ» содержится нарушение части 25 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившееся в ненадлежащем установлении заказчиком требования обеспечения заявок (порядка внесения обеспечения заявок) на участие в рассматриваемой закупке.

Соответственно, вышеуказанный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений Комиссия учитывает следующее.

28.11.2018 ГОАУ «МФЦ» принято решение о внесении изменений в Документацию (Проект договора) в части указания надлежащего и не противоречащего ее отдельным разделам срока выполнения работ по договору (согласно пункту 2.3 Документации в действующей редакции (редакция № 4; утверждена заказчиком и размещена на официальном сайте 28.11.2018) общий срок выполнения работ составляет период с даты его заключения и до выполнения всех работ, указанных в  разделе 5 Технического задания (Приложение № 1 к договору), являющегося неотъемлемой частью договора).

28.11.2018 ГОАУ «МФЦ» также были внесены изменения в извещение, созданное с использованием функционала электронной площадки - «ОТС-TENDER», а именно в разделе основных данных для аукциона в графе «Обеспечение заявки» такого извещения заказчик указал «в соответствии с документацией», что, согласно имеющимся Регламенту и Соглашению, не возлагает на участников рассматриваемой закупки обязанности по фактическому представлению суммы обеспечения заявки в двойном размере, поскольку не обязывает их помимо перечисления необходимой суммы на расчетный счет заказчика иметь на виртуальном счете такую же сумму обеспечения для подачи заявки.

Согласно материалам Жалобы после внесения вышеуказанных изменений ООО «Компания Интегрити» подало заявку на участие в настоящем открытом аукционе.

Таким образом, нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках были устранены заказчиком самостоятельно до принятия решения Комиссией по существу Жалобы, в связи с чем не требуют устранения путем выдачи соответствующего предписания.

Вместе с тем необходимо учитывать, что указанные нарушения были устранены заказчиком уже после поступления Жалобы, а также дополнений к ней в Новгородское УФАС России.

Кроме того, согласно протоколу от 10.12.2018 проведения открытого аукциона его победителем признано Общество с ограниченной ответственностью «Офис-Док» с предложением о цене договора в размере 7 740 000, 00 рублей, а участником закупки, занявшим второе место по цене договора после победителя – Закрытое акционерное общество «Проектная практика» (предложение о цене договора – 8 170 000, 00 рублей).

Согласно пункту 3.4 Документации НМЦД составляет 8 600 000, 00 рублей.

Таким образом, при проведении настоящего открытого аукциона снижения НМЦД на 25 и более процентов не произошло, в связи с чем у заказчика в данном случае отсутствуют основания для применения предусмотренных пунктом 10.1 Документации антидемпинговых мер к указанным участникам рассматриваемой закупки.

Таким образом, выявленное нарушение в действиях заказчика, выразившееся в необоснованном предоставлении на этапе заключения контракта преимуществ участнику закупки, занявшему второе место после ее победителя, в виде возможности неприменения к нему антидемпинговых мер, в случае снижения им начальной (максимальной) цены договора на 25 и более процентов, не может повлиять на результаты осуществления закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания о его устранении.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Компания Интегрити» (105005, г. Москва, пер. Старокирочный, д. 16/2, стр. 1, пом. 2, ком. 4м) на действия заказчика – Государственного областного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (173015, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 28, корп. 1) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по внедрению автоматизированной информационной Системы управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Новгородской области, извещение № 31807136157 в редакции № 2 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 20.11.2018, частично обоснованной:

- в части довода о необоснованном предоставлении заказчиком на этапе заключения контракта преимуществ участнику закупки, занявшему второе место после ее победителя, в виде возможности неприменения к нему антидемпинговых мер, в случае снижения им начальной (максимальной) цены договора на 25 и более процентов;

- в части довода о ненадлежащем установлении заказчиком в документации о закупке (проекте договора) срока выполнения работ по договору;

- в части довода о ненадлежащем установлении заказчиком требования обеспечения заявок (порядка внесения обеспечения заявок) на участие в рассматриваемой закупке.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, части 25 статьи 3.2, пункта 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о закупках не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на осуществление закупки, не установлено.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии                                                                                               А.Т. Иванов                                                                              

 

                                                                                                                         

                                                                                                                            Д.А. Петров    

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны