Решение №3529/03 РЕШЕНИЕ № РНП-53-33 по результатам проверки факта односторон... от 10 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – ГОБУЗ «ОКРД им. В.Ю. Мишекурина»

 

ул. Державина, д. 1,

Великий Новгород, 173020

 

 

Участнику закупки –

ООО «Максимум»

 

ул. Мира, д. 66, пом. 1001,

г. Вышний Волочек, Тверская обл., 171166

 

 

РЕШЕНИЕ № РНП-53-33

по результатам проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

Резолютивная часть оглашена 05.08.2022

В полном объеме изготовлено 10.08.2022                                             Великий Новгород

           

Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) в составе:

…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

…. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

... - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

…. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина» (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; далее – ГОБУЗ «ОКРД») (до 25.07.2022 - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной клинический родильный дом») –…(доверенность № б/н от 04.08.2022);

- участника закупки (поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Максимум» (ИНН: 6908019670; 171166, Тверская обл., г. Вышний Волочек, ул. Мира, д. 66, пом. 1001; далее – ООО «Максимум») –...(нотариальная доверенность № 69 АА 2734422 от 09.04.2022),

рассмотрев сведения, поступившие от заказчика – ГОБУЗ «ОКРД» об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 0850200000421001922 от 18.01.2022 (реестровый номер контракта – 25321046655 22 000023; далее - Контракт), заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Максимум» (ИНН: 6908019670; 171166, Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Мира, д. 66; далее – ООО «Максимум») по итогам проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания, извещение № 0850200000421001922 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 15.12.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.07.2022 в Новгородское УФАС России от заказчика – ГОБУЗ «ОКРД» поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта, заключенного с участником закупки – ООО «Максимум» по итогам проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания, извещение № 0850200000421001922 о проведении которого было размещено на официальном сайте 15.12.2021 (далее – Сведения).

Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Правила).

Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссией Новгородского УФАС России осуществлена внеплановая проверка соблюдения заказчиком – ГОБУЗ «ОКРД» процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, заключенного с ООО «Максимум».

В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В декабре 2021 года заказчиком – ГОБУЗ «ОКРД», уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания, извещение № 0850200000421001922 о проведении которого было размещено на официальном сайте 15.12.2021 (начальная (максимальная) цена контракта - 855 868,00 рублей).

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 30.12.2021 победителем рассматриваемой закупки признано ООО «Максимум».

            В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки).

18.01.2022 между ГОБУЗ «ОКРД» и ООО «Максимум» был заключен Контракт.

Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик (ООО «Максимум») обязуется передать в собственность Заказчику (ГОБУЗ «ОКРД») продукты питания (далее - Товар) в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение № 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение № 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

В соответствии с пунктом 1.2 Контракта наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение № 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение № 2 к настоящему Контракту).

Как следует из Спецификации, к поставке требуются следующие продукты питания:

 

N

п/п

Наименование

Товара

Наименование страны происхождения Товара

Единицы измерения

Количество в единицах измерения

Остаточный срок годности 1

Цена за единицу измерения, руб.

(включая НДС)

(если облагается НДС)

Стоимость, руб. (включая НДС)

(если облагается НДС)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Творог

Россия

кг

2599

80% от срока годности, установленного производителем

219,02

569 232,98

2.

Творог

Россия

кг

1

80% от срока годности, установленного производителем

206,80

206,80

3.

Сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических и красящих добавок

 

Россия

кг

2600

80% от срока годности, установленного производителем

55,85

145 210,00

 

Итого:

 

 

 

 

 

714649,78

 

           В пункте 2.1 Контракта указано, что Цена Контракта составляет 714 649,78  (семьсот четырнадцать тысяч шестьсот сорок девять)  рублей 78 копеек, НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, форма которой установлена Приложением № 3 к настоящему Контракту (далее - Заявка), производится Заказчиком на основании счета, предоставленного Поставщиком, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания Сторонами соответствующей товарной накладной по форме № ТОРГ-12 (пункт 2.4 Контракта).

Порядок, сроки и условия поставки и приемки товара регламентированы разделом III Контракта.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Товар Заказчику поставляется партиями с даты заключения контракта, но не ранее 01.01.2022 г. по 29.12.2022 г. в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка  Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается. Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта. Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 5 (пяти) календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком.

Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (подпункт 4.1.1 пункта 4.1 Контракта).

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки).

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки).

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки).

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов (пункт 11.2 Контракта).

Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (пункт 1 статьи 509 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Как следует из представленных Сведений, ООО «Максимум» неоднократно нарушало свой обязательства по Контракту.

Так, заявки заказчика на поставку товара поставщиком неоднократно не исполнялись.

Требованием исх. № 418 от 12.05.2022 заказчик потребовал у поставщика объяснений о причинах непоставки товара по заявкам от 21.04.2022, 28.04.2022, 05.05.2022, а также обозначить пути решения по выполнению Контракта в полном объеме и в установленный срок. В противном случае заказчик оставлял за собой право на одностороннее расторжение Контракта.

Данное требование поставщиком исполнено не было.

20.06.2022 заказчик – ГОБУЗ «ОКРД» принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – Решение об одностороннем отказе).

Из содержания Решения об одностороннем отказе следует, что основанием отказа ГОБУЗ «ОКРД» от исполнения своих обязательств по Контракту является тот факт, что ООО «Максимум» неоднократно не был поставлен товар по заявкам заказчика, а именно:

- по заявке от 21.04.2022 на поставку 27.04.2022 сахара (50 кг) – поставки не было;

- по заявке от 28.04.2022 на поставку 04.05.2022 сахара (50 кг) – поставки не было;

- по заявке от 05.05.2022 (как пояснил на рассмотрении Сведений представитель ГОБУЗ «ОКРД», в Решении об одностороннем отказе ошибочно вместо 05.05.2022 указано 04.05.2022) на поставку 12.05.2022 творог 40 (кг) сахара (50 кг) – поставки не было.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Решения об одностороннем отказе.

Также, 04.08.2022 в Новгородское УФАС России поступили письменные объяснения ГОБУЗ «ОКРД» (вх. № 4267 Новгородского УФАС России) по факту одностороннего отказа от исполнения Контракта, в которых заказчик указывает, что с 21.04.2022 по настоящее время поставщик производил поставку продуктов с нарушением сроков, либо вовсе не производил поставку товаров. Данные обстоятельства привели к вынужденным расходам заказчика для заключения прямых договоров с иными поставщиками в целях обеспечения диетического питания пациентов стационара медицинского учреждения. Исправить недостатки с нарушением сроков не представляется возможным. Ввиду регулярного характера нарушений со стороны поставщика, заказчиком было принято вынужденное Решение об одностороннем отказе в целях дальнейшей организации по выполнению своих обязательств по обеспечению лечебного (диетического) питания пациентов, находящихся на стационарном лечении.

04.08.2022 в Новгородское УФАС России от ООО «Максимум» поступили письменные объяснения по факту ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту (вх. № 4284 Новгородского УФАС России), суть которых свидится к следующему.

Согласно пункту 12.3 Контракта все сообщения, требования, замечания или уведомления Сторон по настоящему Контракту направляются с использованием курьерской доставки одной из Сторон под расписку о вручении либо с использованием почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении по адресам Сторон, указанным в разделе XIV настоящего Контракта, либо с использованием электронной почты на электронные адреса, указанные в разделе XIV настоящего Контракта, либо с использованием факсимильной связи. Момент получения Стороной сообщения или уведомления, направленного с использованием курьерской доставки, почтовой или факсимильной связи, определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом направление уведомлений по адресам Сторон, указанным в разделе XIV настоящего Контракта, считается надлежащим уведомлением Сторон.

В разделе XIV Контракта указаны следующие официальные электронные адреса сторон:

- zak.roddom@yandex.ru – адрес электронной почты заказчика;

- maximum102021@mail.ru – адрес электронной почты поставщика.

Однако, заявки на поставку товара в указанные в Решении об одностороннем отказе даты на электронную почту ООО «Максимум» не поступали.

По юридическому адресу ООО «Максимум» данные заявки также не поступали.

ООО «Максимум» отмечает, что все заявки заказчика на поставку товара поступали в адрес поставщика с нарушением существенных условий Контракта, а именно: без соблюдения формы заявки (Приложение № 3 к Контракту), ни одна заявка не была подписана заказчиком, а также на каждой заявке отсутствовала печать заказчика.

Поставка товара в большинстве случаев заявлялась заказчиком в устной форме посредством телефонных переговоров. Исходя из этого, невозможно установить какой именно товар и его количество заявлялось заказчиком, в какие сроки подавались такие устные заявки.

Непоставка товара была вызвана неисполнением заказчиком своих обязательств по соблюдению установленного порядка направления заявок на поставку товара. При этом, поставщик шел заказчику на встречу и допускал поставки товара после устных обращений представителя заказчика посредством телефонных звонков с просьбой произвести поставку товара.

Поставщик, исполняя устные или неподписанные заявки, подвержен рискам, связанным с тем, что заказчик при поставке товара может по любым основаниям отказаться от его приемки, поскольку им не подавалась заявка на условиях, предусмотренных Контрактом. При таких обстоятельствах поставщик рискует получить убытки в виде транспортных затрат и невозможности получения удовлетворительного результата в случае обжалования действий (бездействия) заказчика в части отказа в приемке товара. Данные факты представитель поставщика неоднократно пояснял в ходе телефонных переговоров с заказчиком. Однако, представитель заказчика не реагировал на пояснения ООО «Максимум» о необходимости соблюдения предусмотренного Контрактом порядка формирования заявки на доставку товара.

Неисполнение обязательств по Контракту обусловлено действиями не поставщика, а заказчика, выразившихся в непредоставлении надлежащих заявок на поставку товара. Ненаправление заказчиком заявок, а также направление заявок, несоответствующих условиям Контракта (в том числе устных заявок), не может рассматриваться в качестве надлежащего способа их подачи.

Несмотря на нарушение заказчиком условий Контракта относительно порядка оформления и направления заявок на поставку товара, ООО «Максимум» добросовестно производило поставку товара по Контракту, что подтверждается товарными накладными и платежными поручениями (представлены поставщиком в материалы Сведений).

Недобросовестное поведение ООО «Максимум» при исполнении Контракта заказчиком не подтверждено.

Также поставщик в своих письменных объяснениях указывает, что, по его мнению, заказчиком нарушен установленный порядок принятия Решения об одностороннем отказе.

Так, по мнению ООО «Максимум», датой вступления Решения об одностороннем отказе в силу и расторжения Контракта является 19.07.2022. Однако, в реестре контрактов на официальном сайте заказчиком указана следующая дата расторжения Контракта – 15.07.2022.

Данное обстоятельство в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил, является безусловным правовым основанием, не допускающим включения Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Дополнительно в своих письменных объяснениях ООО «Максимум» отмечает, что уже после расторжения Контракта (по мнению заказчика, Контракт был расторгнут 15.07.2022) заказчиком был принят и оплачен товар по товарной накладной № 2930 от 26.07.2022 (оплата произведена 29.07.2022 платежным поручением № 863997).

То есть, с учетом позиции заказчика, товар был им принят и оплачен за пределами срока действия Контракта.

Также, из представленных товарных накладных следует, что поставщик добросовестно исполнял поставки товара после принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе и заказчик должен был отменить не вступившее в законную силу Решение об одностороннем отказе в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, ООО «Максимум» просит не включать Сведения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На рассмотрении Сведений представитель ООО «Максимум» устно поддержала доводы вышеуказанных письменных объяснений в полном объеме.

В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном поставщике установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 «Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 360) решения об одностороннем отказе в период с 1 января 2022 до 1 июля 2022 от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Поскольку Решение об одностороннем отказе принято заказчиком в период действия временных положений, определенных пунктом 3 части 6 статьи 8 Закона № 360, то при исчислении сроков направления Решения об одностороннем отказе, размещения такого решения на официальном сайте и определении даты надлежащего уведомления поставщика, заказчик должен руководствоваться именно положениями Закона № 360.  

20.06.2022 Решение об одностороннем отказе было размещено заказчиком на официальном сайте.

20.06.2022 Решение об одностороннем отказе было направлено заказчиком на адрес электронной почты ООО «Максимум», указанный в Контракте, а также заказной корреспонденцией (трек-номер отправления: 80083973114055) по адресу ООО «Максимум», указанному в Контракте (171166, Тверская обл., г. Вышний Волочек, ул. Мира, д. 66, пом. 1001).

Согласно данным официального сайта АО «Почта России» в сети «Интернет», Решение об одностороннем отказе, направленное почтовой связью, не было получено ООО «Максимум» и 25.07.2022 было возвращено отправителю по причине истечения срока хранения.

В таком случае, с учетом положений подпункта «в» пункта 3 части 6 статьи 8 ФЗ № 360, датой надлежащего уведомления ООО «Максимум» о принятом Решении об одностороннем отказе является 06.07.2022 (дата по истечении 15 дней со дня размещения Решения об одностороннем отказе на официальном сайте).

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В установленный срок обстоятельства, послужившие основанием для принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе, поставщиком, по мнению заказчика, устранены не были.

Поскольку последний день десятидневного срока, в рамках которого могли быть устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Решения об одностороннем отказе, в данном случае пришелся на нерабочий день (16.07.2022 – выходной день), то, в соответствии со статьей 193 ГК РФ, днем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 18.07.2022.

С учетом вышеизложенного, а также с учетом предусмотренного срока на вступление Решения об одностороннем отказе в законную силу с даты надлежащего уведомления поставщика о принятии такого решения (06.07.2022), Контракт считается расторгнутым с 19.07.2022.

В результате осуществления внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как установлено выше, датой расторжения Контракта является 19.07.2022.

Следовательно, в силу положений части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик – ГОБУЗ «ОКРД им. В.Ю. Мишекурина» должен был представить рассматриваемые Сведения в отношении ООО «Максимум» в Новгородское УФАС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в течение двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу Решения об одностороннем отказе (19.07.2022), то есть не позднее 21.07.2022.

Однако Сведения, соответствующие по форме и содержанию требованиям Правил (Приложение № 1 – Обращение о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), поступили в Новгородское УФАС России только 29.07.2022 (вх. № 4160 Новгородского УФАС России), соответственно на 8 дней позже установленного срока.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «ОКРД» содержатся нарушения части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении сроков направления в контрольный орган в сфере закупок информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

  1. В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 103 Закона о контрактной системе содержит перечень документов и информации, которые должны содержаться в реестре контрактов.

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Абзацем 6 подпункта «а» пункта 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60, в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы о расторжении контракта:

информация и документы о расторжении контракта: дата расторжения контракта, дата вступления в силу решения суда о расторжении контракта.

При этом, в соответствии с размещенной заказчиком - ГОБУЗ «ОКРД» на официальном сайте в реестре контрактов информацией о расторжении Контракта, датой его расторжения является 15.07.2022.

Однако, как было указано выше, Контракт был расторгнут 19.07.2022.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - ГОБУЗ «ОКРД» содержится нарушение пункта 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, выразившееся во включении (направлении) в реестр контрактов на официальном сайте недостоверной информации относительно даты расторжения контракта.

Данные действия заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

При решении вопроса о включении Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Предметом Контракта является поставка продуктов питания.

Контрактом определено (пункт 3.1), что товар заказчику поставляется партиями. Количество товара в каждой партии определяется на основании заявки заказчика на поставку товара. Поставка товара на основании не подписанной заказчиком заявки не допускается.

Условиями Контракта предусмотрены поставки продуктов питания партиями на основании подписанных заказчиком заявок, которые направляются в адрес поставщика одним из указанных в пункте 12.3 Контракта способом.

Такие заявки в соответствии с пунктом 12.3 Контракта могут быть направлены заказчиком, в том числе, на адрес электронной почты поставщика, указанный в Контракте (maximum102021@mail.ru).

При этом, как отмечено выше, Контрактом установлено, что поставка товара на основании неподписанной заказчиком заявки не допускается.

Таким образом, Контрактом императивно установлено, что заказчик направляет в адрес поставщика исключительно подписанные им заявки.

Формой заявки на поставку товара, являющейся приложением № 3 к Контракту, среди прочего предусмотрено наличие в ней печати заказчика.

В Решении об одностороннем отказе указаны следующие заявки заказчика, по которым поставка товара поставщиком осуществлена не была:

- заявка от 21.04.2022 на поставку 27.04.2022 сахара (50 кг);

- заявка от 28.04.2022 на поставку 04.05.2022 сахара (50 кг);

- заявка от 05.05.2022 на поставку 12.05.2022 творога (40 кг), сахара (50 кг).

В ходе рассмотрения Сведений было установлено, что вышеуказанные заявки были направлены заказчиком на вышеуказанный адрес электронной почты поставщика. Данные заявки были направлены с адреса электронной почты сотрудника заказчика –…, которая, в соответствии с устными пояснениями представителя заказчика, является заведующей склада.

При этом, ни одна из трех вышеуказанных заявок в нарушение условий Контракта не была подписана должностным лицом заказчиком (в том числе…). Данный факт представителем заказчика в ходе рассмотрения Сведений не оспаривался. Печати заказчика на данных заявках также отсутствовали.

Таким образом, с учетом положений Контракта, у поставщика в данном случае отсутствовала обязанность поставки товара, указанного в таких заявках, поскольку заказчиком не был соблюден порядок формирования заявки на поставку товара.

Контрактом не определено, что заявки на поставку товара должны направляться заказчиком с какой-либо конкретной электронной почты. При этом, в Контракте указана исключительно следующая электронная почта заказчика - zak.roddom@yandex.ru. Иных адресов электронных почт заказчика и/или его сотрудников в Контракте не содержится. …как уполномоченное лицо заказчика на направление заявок на поставку товара в Контракте не указана.

С учетом того, что вышеуказанные заявки заказчиком (в частности…) подписаны не были, отправлены с электронной почты, не указанной в Контракте, поставщик даже не мог однозначно быть уверен в том, что вышеуказанные заявки действительно направлены ГОБУЗ «ОКРД» и указанная в них информация соответствует потребностям заказчика.

По условиям Контракта надлежащей является только та заявка на поставку товара, которая содержит подпись должностного лица заказчика и печать заказчика. Именно после получения от заказчика такой заявки у поставщика возникает обязанность по поставке товара. При иных обстоятельствах (отсутствие подписи и печати) у поставщика не возникает обязанность по поставке товара в силу положений Контракта.

Для надлежащего исполнения Контракта, заказчику необходимо согласовывать должностное лицо, правомочное подписывать со стороны заказчика заявки на поставку товара, а также печень адресов электронной почты, с которых такие заявки могут направляться поставщику, поскольку направив с личной электронной почты сотрудника заказчика (ни сам такой сотрудник ни его электронная почта в Контракте не указаны) поставщику заявку на поставку товара, в которой отсутствует подпись уполномоченного должностного лица заказчика и печать учреждения, не позволяет подтвердить наличия у заказчика действительной потребности в поставке продуктов питания.

С учетом вышеизложенного, неисполнение поставщиком заявок на поставку товара от 21.04.2022, 28.04.2022, 05.05.2022 вызвано первичным неисполнением заказчиком своих обязательств по надлежащему формированию и направлению им поставщику заявок на поставку товара. В силу положений Контракта, в рассматриваемых случаях у поставщика не возникала обязанность по поставке товаров.

Кроме того, Комиссия Новгородского УФАС России также учитывает тот факт, что после принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе поставщик выполнял поставки в рамках Контракта вплоть до 26.07.2022, о чем свидетельствуют товарные накладные (№№ 2803 от 21.06.2022, 2870 от 06.07.2022, 2887 от 12.07.2022, 2930 от 26.07.2022), а заказчик оплачивал поставленный товар, что подтверждается платежными поручениями (№№ 739245 от 22.06.2022, 826149 от 15.07.2022, 826168 от 15.07.2022, 863997 от 29.07.2022).  Данный факт представителем заказчика в ходе рассмотрения Сведений не оспаривался.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно подпунктам «б», «в» пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия Новгородского УФАС России, учитывая всю совокупность установленных по результатам рассмотрения Сведений обстоятельств, а также выявления в ходе проведения внеплановой проверки нарушений заказчиком требований действующего законодательства о контрактной системе, приходит к выводу, что сведений о недобросовестном поставщике, представленные заказчиком – ГОБУЗ «ОКРД» в отношении ООО «Максимум», в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включению не подлежат.

 

Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», частью 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные заказчиком – Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина» (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1) об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 0850200000421001922 от 18.01.2022 (реестровый номер контракта – 25321046655 22 000023), заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Максимум» (ИНН: 6908019670; 171166, Тверская обл., г. Вышний Волочек, ул. Мира, д. 66, пом. 1001) по итогам проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания, извещение № 0850200000421001922 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.12.2021, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина» нарушения части 16 статьи 95, пункта 11 части 2 статьи 103, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

Председатель Комиссии                                                                                   ..

 

Члены Комиссии                                                                                               …

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны