Решение №6310/03 РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-812/2021 по результатам рассмотрения ж... от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.»

 

ул. Великая, д. 4, корпус 1,

Великий Новгород, 173001

 

                 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Подателю жалобы – ООО «Стройтраст»

 

1-й Смоленский пер., д. 5,

стр., 1, эт/пом. 4/2, ком.

г. Москва, 121099

e-mail: stroytrast.msk@mail.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/10/18.1-812/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

           

            22 октября 2021 года                                                                           Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

.. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

… – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

… – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного автономного учреждения дополнительного образования «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» - … (доверенность от № 354 от 21.09.2021), … (доверенность № 355 от 21.09.2021);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Стройтраст» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Стройтраст» (121099, г. Москва, 1-й Смоленский пер., д. 5, стр., 3, эт/пом. 4/1, ком.; далее – ООО «Стройтраст») на действия заказчика – Государственного областного автономного учреждения дополнительного образования «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» (173001, Великий Новгород, ул. Великая, д. 4 корпус 1; далее – ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.») при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.». Этап 1А, извещение № 0700500004721000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 27.09.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.10.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Стройтраст» на действия заказчика – ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.». Этап 1А, извещение № 0700500004721000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.09.2021 (далее – Жалоба).

Согласно сведениям официального сайта, рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно письму ФАС России № ИА/15653/20 от 28.02.2020 процедура принятия и рассмотрения жалобы на действия (бездействие) отдельных видов юридических лиц при проведении закупок в соответствии с положениями частей 4, 4.1, 5 статьи 15 Закона о контрактной системе осуществляется по правилам, установленным статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Суть доводов Жалобы сводятся к следующему.

1. Согласно пункту 5.2 Проекта контракта (Приложение № 3 к документации о проведении открытого конкурса) срок выполнения работ по рассматриваемому объекту с даты заключения контракта и не позднее 20 декабря 2021 года.

Вместе с тем, согласно разделу 6 «Проект организации строительства» проектной документации общая продолжительность по этапу 1А строительства составит 5 месяцев.

Таким образом по мнению подателя Жалобы, заказчиком в Проекте контракта установлены не исполнимые сроки выполнения работ по реконструкции учебного центра, не позволяющие надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, в связи с чем заказчиком нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.

2. Заказчиком в документации о проведении открытого конкурса не указаны требования к участникам аукциона о наличии взносов в фонд возмещения вреда как того требует часть 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), что противоречит действующему законодательству.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать в действиях заказчика – ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Заказчик – ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.»  считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 8372 от 21.10.2021 Новгородского УФАС России).

1. Раздел ПОС содержит общие сведения об объекте капитального строительства, сведения об использовании рабочей силы и по организации работ, однако с учетом установленного же в разделе ПОС календарного плана строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства).

В соответствии с пунктом 12.1. раздела 6 «Проект организации строительства» проектной документации необходимое количество работающих, занятых на строительно-монтажных работах и подсобных производствах, обеспечиваются за счет имеющихся у подрядчиком кадров. Строительство данного объекта намечено вести традиционным методом с использованием возможностей местных строительно-монтажных организаций, командирования рабочих.

Вместе с тем, согласно документации об осуществлении рассматриваемого конкурса и Проекта контракта, срок выполнения работ как «не позднее 20 декабря 2021 года», в связи с выделением средств на выполнение работ только в пределах 2021 годах (соглашение о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Новгородской области и приобретение объектов недвижимости  имущества в государственную собственность Новгородской области государственному автономному учреждению дополнительного образования «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» № 175 ОТ 19.08.2021).

Таким образом,  вышеуказанный срок выполнения работ установлен заказчиком в связи с предусмотренным на 2021 год финансированием и необходимостью реализации проекта. Подрядчик должен увеличить количество работников, предусмотренной проектной документацией и при необходимости наладить работу 2 или более рабочих смен.

Вся необходимая документация в т.ч. проектная документация была размещена в составе закупки, таким образом участники могли ознакомиться с условиями выполнения работ.

2. В соответствии с частью 2 ст. 55.16 Грк РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных  частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 ст. 55.4. Грк РФ в случае, если не менее чем тридцать членов некоммерческой организации, указанной в части 3 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств».

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 55.4. Грк РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса.

Таким образом, Заказчиком правомерно установлено требование только к наличию компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре - октябре 2021 года заказчиком – ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.». Этап 1А (начальная (максимальная) цена контракта – 54 192 760, 00  рублей).

Конкурсная документация о проведении открытого конкурса в электронной форме утверждена директором ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.»  ….. (далее – Конкурсная документация).

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком -  ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Конкурсной документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по реконструкции ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.». Этап 1А.

            Требования к объему выполнения работ установлен в соответствии с проектной и рабочей документацией (Приложение № 1 к Конкурсной документацией).

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

            Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

            В силу части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

            Проект контракта содержится в Приложение № 3 к Конкурсной документации (далее – Проект контракта).

            В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

            Согласно части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается информация, предусмотренная статьей 42 настоящего Федерального закона.

            Из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

            Пунктом 5.2 Проекта контракта определен срок завершения работ - не позднее 20 декабря 2021 года.

            Как было указано ранее, указанный срок завершения работ, по мнения подателя Жалобы, является ненадлежащим и неисполнимым.

Вместе с тем, согласно вышеуказанным  возражениям заказчика вышеуказанный срок выполнения работ установлен заказчиком в связи с предусмотренным на 2021 год финансированием и необходимостью реализации проекта.

             Кроме того, срок выполнения работ, кроме выполнения работ в две смены, может также значительно минимизироваться, например, за счет применении современных строительной техники и оборудования и достаточного количества высококвалифицированных рабочих.

            Таким образом, сроки, определенные заказчиком для завершения строительства учреждения, соответствуют действительным потребностям заказчика и степени объема работ.

            При оценке рассматриваемого довода Жалобы Комиссией также было учтено, что податель Жалобы не имеет опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки, не обладает специальной правоспособностью для выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, не мог стать участником рассматриваемой закупки.

Само по себе установление в документации об аукционе иного срока выполнения работ по реконструкции объекта капитального строительства, чем это определено проектной документацией, не образует нарушение каких-либо положений Закона о контрактной системе, если такие действия не направлены на ограничение количества участников закупки.

            Доказательств того, что установленные заказчиком требования к сроку выполнения работ не соответствуют его действительным потребностям, а направлены исключительно на ограничение числа участников закупки, не имеется.

            Запросов о разъяснении положений Конкурсной документации в части установления заказчиком сроков выполнения работ не поступало.

            Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

Части 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливают требования к минимальным размерам взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена СРО и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 55.6 ГрК РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно частями 4, 5 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Положений о получении членами СРО документов, подтверждающих уплату ими взносов в компенсационные фонды, и форму таких документов ГрК РФ не предусматривает.

Таким образом, согласно действующему законодательству о градостроительной деятельности наличие действующей выписки из реестра членов СРО является надлежащим и достаточным подтверждением статуса лица как члена СРО и его права на заключение договоров строительного подряда.

Требование о подтверждении таким лицом также факта уплаты им взносов в компенсационные фонды СРО является излишним и необоснованным.

Пунктами 9.3.1 и 10.4.3 Конкурсной документации предусмотрены необходимые требования к участникам рассматриваемой закупки о членстве в СРО, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и о предоставлении выписки из реестра членов такой СРО.

Данные требования соответствуют положениям ГрК РФ и пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются обоснованными и достаточными для подтверждения права участника закупки на выполнение работ, являющихся предметом конкурса.

Таким образом, довод Жалобы в данной части также является несостоятельным, а сама Жалоба необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В результате рассмотрения настоящей Жалобы иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика -  ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.»  не выявлено.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Стройтраст» (121099, г. Москва, 1-й Смоленский пер., д. 5, стр., 3, эт/пом. 4/1, ком.) на действия заказчика – Государственного областного автономного учреждения дополнительного образования «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» (173001, Великий Новгород, ул. Великая, д. 4 корпус 1) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции ГОАУДО «Морской центр капитана Варухина Н.Г.». Этап 1А, извещение № 0700500004721000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 27.09.2021, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                         …

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                     ….                 

                                                                                

                                                                                                                                  …..         

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны