Решение №785/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Новгородская... от 2 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссии

 

пер. Крупнова, дом 15,

рп Парфино, Новгородская обл., 175130

 

 

ООО «Новстройпром»

 

ул. Большая Московская, д. 54А,

Великий Новгород, 173004

 

 

ООО «Новгородская торговая строительная компания»

 

ул. Московская, д. 53, оф. 50,

Великий Новгород, 173020

 

Исх.№785/03 от 02.03.18

 

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «Новстройпром» - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела № А-18/17 о нарушении антимонопольного законодательства, своих представителей на рассмотрение не направил, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения не заявлял;

ответчик - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа п. Парфино» – надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела № А-18/17 о нарушении антимонопольного законодательства, своих представителей на рассмотрение не направил, заявил ходатайство (вх. № 939 от 19.02.2018 Новгородского УФАС России) о рассмотрении дела без участия представителей ответчика;

заинтересованное лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Новгородская торговая строительная компания» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, своих представителей на рассмотрение не направил, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения не заявлял;

рассмотрев дело № А-18/17 от 22.11.2017 по признакам нарушения Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя школа п. Парфино» (ИНН: 5312001143; ОГРН: 1025302188471; 175130, Новгородская обл., рп Парфино, пер Крупнова, дом 15) и его закупочной комиссией части 1 статьи 17, в том числе пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки МАОУСШ п. Парфино, расположенной по адресу: 175130, Новгородская область, п. Парфино, пер. Крупнова, д. 15, извещение № 31705529696 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.09.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.10.2017 в Новгородское УФАС России от Общества с ограниченной ответственностью «Новстройпром» (173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 54А; далее – ООО «Новстройпром») поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства заказчиком – Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя школа п. Парфино» (175130, Новгородская обл, рп Парфино, пер Крупнова, дом 15; далее – МАОУ «Средняя школа п. Парфино») и его закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки МАОУСШ п. Парфино, расположенной по адресу: 175130, Новгородская область, п. Парфино, пер. Крупнова, д. 15, извещение № 31705529696 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 15.09.2017 (далее – Заявление).

Из Заявления следует, что ООО «Новстройпром» была подана заявка на участие в рассматриваемом аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре 31705529696 от 23.10.2017 (далее - Протокол), ООО «Новстройпром» было отказано в допуске к участию аукционе по следующему основанию: «В составе заявки отсутствуют документы согласно номера 2, п.п. 10.2, п. 10, раздела 1 «Документации об аукционе в электронной форме»».

В соответствии с указанным пунктом документации об аукционе, заявка на участие в аукционе должна содержать сведения в соответствии с условиями аукционной документации, в том числе документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ, являющихся объектом закупки (копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации)).

Однако, в соответствии с действующим законодательством, данная выписка не требуется, если цена договора не превышает трех миллионов рублей.

По мнению ООО «Новстройпром», закупочная комиссия заказчика -  МАОУ «Средняя школа п. Парфино» неправомерно отказала ООО «Новстройпром» в допуске к участию в аукцион, поскольку в соответствии с документацией об аукционе, дата начала торгов – 24.10.2017, при этом, ООО «Новстройпром» не было сделано предложение о цене договора.

В результате рассмотрения Заявления было установлено следующее.

1. В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком – МАОУ «Средняя школа п. Парфино» в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком – МАОУ «Средняя школа п. Парфино» разработано и утверждено наблюдательным советом МАОУСШ «Средняя школа п. Парфино» (протокол № 3 от 31.08.2017) Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа п. Парфино» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В пункте 6.2 раздела 6 «Способы закупки» Положения о закупках заказчиком - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» аукцион в электронной форме определен одним из способов осуществления закупки.

Разделом 10 «Аукцион в электронной форме» Положения о закупках установлен порядок проведения аукциона в электронной форме.

15.09.2017 на официальном сайте заказчиком - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» было размещено извещение № 31705529696 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки МАОУСШ п. Парфино, расположенной по адресу: 175130, Новгородская область, п. Парфино, пер. Крупнова, д. 15 (начальная (максимальная) цена контракта – 4 916 753, 37 рублей).

Документация о проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме (редакция № 7) утверждена директором МАОУ «Средняя школа п. Парфино» …. 06.10.2017 (далее – Документация).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10.3.2 Положения о закупках аукционная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе.

Согласно абзацу «а» подпункта 8 пункта 10.4.4 Положения о закупках заявка на участие в аукционе должна содержать сведения и документы об участнике процедуры закупки, в том числе соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.

Заказчиком - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» в соответствии с вышеуказанными нормами Положения о закупках в пункте 4.2 Документации установлено следующее требование к участникам аукциона: «Участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ)».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10.2 Документации установлено, что заявка на участие в аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ, являющихся объектом закупки. (Копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации)).

Согласно абзацу «а» подпункта 8 пункта 10.2 Документации заявка на участие в аукционе должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе: копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом аукциона.

Непредставление документов, предусмотренных настоящим пунктом, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующего участника закупок.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).

Понятие капитального ремонта дано в пункте 14.2 статьи 1 ГрК. Согласно данной статье капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом, согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В соответствии с пунктом 10 извещения о проведении аукциона дата окончания срока рассмотрения заявок – 23.10.2017; дата и время проведения аукциона в электронной форме – 24.10.2017.

Согласно пункту 16.1 Документации аукцион проводится путем снижения начальной цены договора.

Таким образом, участник аукциона, снизивший при проведении торгов цену договора до трех миллионов и менее и не представивший выписку из реестра членов СРО, будет соответствовать требованиям ГрК РФ и Документации.

23.10.2017 закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино»   рассмотрела поступившие на участие в аукционе заявки и составила Протокол.

В соответствии с Протоколом, ООО «Новстройпром», а также еще одному участнику – Индивидуальному предпринимателю Бецкому Николаю Васильевичу было отказано в допуске к участию в аукционе по причине отсутствия в составе их заявок на участие в аукционе выписки из реестра членов СРО.

При этом, закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» руководствовалось пунктом 10.2 Документации, согласно которому непредставление документов, предусмотренных настоящим пунктом, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующего участника закупок.

Данное условие не учитывает, что при проведении торгов участник закупки может сделать предложение о цене договора, не превышающее трех миллионов рублей.

Как было указано выше, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

На момент рассмотрения заявок (23.10.2107) закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» не знала цену договора, предлагаемую данными участниками закупки, поскольку торги проводились только на следующий день (24.10.2017).

При этом, недопушенные к участию в аукционе участники не смогли принять участие в процедуре торгов и снизить цену до трех или менее миллионов рублей в связи с отказом им в допуске к участию в закупке.

В соответствии с протоколом подведения итогов 31705529696 от 24.10.2017 (далее – Протокол подведения итогов) закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» также рассматривала заявки участников на их соответствие требованиям, установленным Документацией, о чем прямо указано в Протоколе подведения итогов.

Следовательно, с учетом вышеизложенного, закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» должна была проверять в составах заявок участников аукциона наличие или отсутствие выписки из реестра СРО именно при подведении итогов аукциона, после окончания процедуры торгов.

В случае, если бы кто-либо из участников предложил цену договора 3 миллиона рублей и менее, то такие участники аукциона не обязаны были бы предоставлять в своих заявках на участие в аукционе выписку из реестра СРО.

Однако, закупочная комиссия, руководствуясь положениями Документации, была вынуждена отказать в допуске к участию в аукционе тем участникам, которые не представили в составе своих заявок на участие в аукционе выписку из реестра членов СРО, тем самым не позволив им принять участие в торгах и снизить цену до трех миллионов и меньше.

Следовательно, в действиях заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации незаконного и ограничивающего круг участников закупки требования об обязательном предоставлении  выписки из реестра членов СРО вне зависимости от предложенной участником торгов цены контракта.

2. В соответствии с Протоколом, Общество с ограниченной ответственностью «Новгородская торговая строительная компания» (173020, Великий Новгород, ул. Московская, д. 53, кв. 50; далее – ООО «НТСК») было допущено к участию в аукционе.

Согласно Протоколу подведения итогов от 24.10.2017, ООО «НТСК» было признано победителем рассматриваемого аукциона.

При этом, заявка данного участника аукциона должна была быть признана несоответствующей требованиям Документации,  а само ООО «НТСК» отстранено от участия в закупке по следующим основаниям.

Как было указано выше, от участников аукциона требовалось представить в их заявках на участие в аукционе выписку из реестра членов СРО.

Однако, в заявке ООО «НТСК» данная выписка отсутствовала, в составе заявки ООО «НТСК» содержалось свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № С-193-77-1488-53-060916 от 06.09.2016, выданного ООО «НТСК».

С 01.07.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ГрК РФ внесены ряд изменений.

Так, в соответствии с данными изменениями, такое понятие как «свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» было исключено из ГрК РФ, в новой редакции ГрК РФ такие работы имеют право выполнять лица, состоящие в реестре членов СРО, которые подтверждают данный факт выпиской из такого реестра.

Однако, данная выписка в составе заявки ООО «НТСК» отсутствовала.

При этом, ООО «НТСК» предложило следующую цену договора - 4 769 250 рублей 78 копеек, что требовало надлежащего подтверждения членства участника торгов в СРО, отвечающей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК, путем предоставления документа, предусмотренного частью 4 статьи 55.17 ГрК.

Согласно подпункту 10.5.1 пункта 10.5 Положения о закупках комиссия в день рассмотрения предложений участников закупки, установленный в извещении и документации о закупке, рассматривает все поступившие заявки на участие в аукционе, проводит оценку и сопоставление заявок на предмет их соответствия требованиям документации о закупке. Комиссия принимает решение о допуске/отказе в допуске к участию в аукционе участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе.

В соответствии с пунктом 14.1 Документации на основании результатов рассмотрения аукционных заявок закупочной комиссией принимается решение о допуске участника закупок к участию в аукционе или об отказе в допуске к участию в аукционе, что отражается в протоколе рассмотрения аукционных заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами закупочной комиссии в день окончания рассмотрения аукционных заявок. В протокол вносится информация о допуске участника закупок к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием такого решения.

Следовательно, с учетом вышеуказанных положений Закона о закупках, Положения о закупках, Документации, закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» должна была отказать в допуске к участию в аукционе данному участнику.

Однако, ООО «НТСК» было допущено к участию в аукционе и было признано его победителем.

При этом, закупочная комиссия заказчика – МАОУ «Средняя школа п. Парфино» при рассмотрении заявок участников данного аукциона проявила непоследовательность в принятии решении о допуске или отказе в допуске к участию в аукционе участников данного аукциона, поскольку ряду участников аукциона было отказано в допуске к участию в аукционе именно по причине отсутствия в их заявках выписки из реестра членов СРО.

Кроме того, закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» могла принять решение о несоответствии заявки ООО «НТСК» при подведении итогов аукциона, однако не реализовала данную возможность.

Следовательно, в действиях закупочной комиссии заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 10.5.1 пункта 10.5 Положения о закупках и пунктом 14.1 Документации, выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения заявок, поступивших на участие в рассматриваемом аукционе (признание заявки ООО «НТСК соответствующей требованиям Документации, тогда как данному участнику должно было быть отказано в допуске к участию в аукционе).

07.11.2017 между МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и ООО «НТСК» был заключен договор № 25 на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки МАОУСШ «Средняя школа п. Парфино» (цена договора – 4 769 250 рублей 78 копеек) (далее – Договор).

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Рынок услуг по капитальному ремонту спортивных площадок является конкурентным, с большим количеством участников – исполнителей данных работ, что подтверждается количеством поданных на участие в рассматриваемом аукционе заявок (6), а также имеет широкие географические границы и не ограничен Новгородской областью.

Вышеуказанные действия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссии привели к неправомерному установлению требования о недопуске к участию в аукционе участников в случае непредоставления ими в составе заявки на участие в аукционе выписки из реестра членов СРО, нарушению порядка определения участников аукциона, а также к нарушению порядка определения победителя аукциона.

Таким образом, в действиях заказчика  - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссии содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Из письменных пояснений заказчика – МАОУ «Средняя школа п. Парфино» (вх. № 7191 от 30.11.2017 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что закупочная комиссия заказчика отказала в допуске к участию в аукционе ООО «Новстройпром» по причине отсутствия в составе заявки данного участника выписки СРО, поскольку закупочная комиссия посчитала, что, если начальная (максимальная) цена аукциона превышает три миллиона рублей, то участник закупки обязательно должен быть членом СРО.

Также, закупочная комиссия заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» посчитала, что представленное в составе заявки ООО «НТСК» свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № С-193-77-1488-53-060916 от 06.09.2016 без ограничения срока и территории его действия подтверждает, что данный участник является членом СРО.

Кроме того, заказчик - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» отмечает, что по результатам закупки был заключен Договор с ООО «НТСК».

Как следует из устных пояснений представителей ответчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и заинтересованного лица - ООО «НТСК», данных на заседании Комиссии Новгородского УФАС России 07.12.2017, на момент проведения аукциона и подачи ООО «НТСК» заявки на участие в нем, ООО «НТСК» не состояло в СРО.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В соответствии с вышеуказанными положениями Закона о защите конкуренции Новгородским УФАС России было изготовлено заключение об обстоятельствах дела № А-18/17 от 31.01.2018 (исх. № 422/03 от 06.02.2018 Новгородского УФАС России) о нарушении антимонопольного законодательства, копии которого были направлены лицам, участвующим в деле.

В данном заключении Новгородское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях заказчика – МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссии нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Кроме того, Новгородским УФАС России был подготовлен краткий отчет (обзор) состояния конкуренции при осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки МАОУСШ п. Парфино, расположенной по адресу: 175130, Новгородская область, п. Парфино, пер. Крупнова, д. 15 (извещение № 31705529696 от 15.09.2017).

В соответствии с данным отчетом, Новгородским УФАС России были сделаны аналогичные выводы о том, что в Документации было установлено незаконное и ограничивающее круг участников закупки требование об обязательном предоставлении  выписки из реестра членов СРО вне зависимости от предложенной участником закупки цены контракта, а также о том, что закупочной комиссией заказчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» была нарушена процедура отбора участников аукциона (признание заявки победителя закупки – ООО «НТСК» соответствующей требованиям Документации, тогда как заявка данного участника должна была быть признанна несоответствующей требованиям Документации по причине непредоставления им выписки из реестра членов СРО и сделанного данным участником предложения о цене контракта, превышающего три миллиона рублей).

При проведении закупки конкуренция (соперничество хозяйствующих субъектов за право заключения договора с заказчиком) имела место, но была существенно ограничена, что привело к нарушению порядка отбора участников закупки и определения победителя закупки.

До 20.02.2018 (включительно) ни от одной из сторон каких-либо дополнительных пояснений или возражений в отношении выводов Комиссии Новгородского УФАС России, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлено не было.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Факт нарушения МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссией требований антимонопольного законодательства при проведении закупки ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Имеющимися в материалах дела документами и сведениями, а также письменными и устными пояснениями сторон подтверждается факт нарушения заказчиком – МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссией требований действующего антимонопольного законодательства.

Заказчиком - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» в Документации было установлено незаконное и ограничивающее круг участников закупки требование об обязательном предоставлении выписки из реестра членов СРО вне зависимости от предложенной участником закупки цены договора.

Таким образом, данное требование ограничило возможности участия в данной закупке лицам, которые не состоят в СРО, но готовы были выполнить требуемые работы с ценой, не превышающей три миллиона рублей.

Данные лица имели возможность подать заявку на участие в рассматриваемой закупке, однако, в соответствии с незаконными требованиями о предоставлении выписки из реестра СРО до момента подачи участником закупки предложения о цене контракта, закупочная комиссия заказчика отказала бы данным участникам в допуске к участию в аукционе.

Так, данное требование привело к отказу в допуске к участию в аукционе заявителю - ООО «Новстройпром», а также Индивидуальному предпринимателю Бецкому Николаю Васильевичу.

Кроме того, заявка участника закупки, признанного ее победителем (ООО «НТСК»), должна была быть признана несоответствующей требованиям Документации, поскольку в ее составе отсутствовал документ (выписка из реестра СРО), предоставление которого было предусмотрено Документацией и данным лицом было сделано предложение о цене договора, превышающем три миллиона рублей.

Как было указано выше, в составе заявки ООО «НТСК» на участие в данном аукционе было приложено свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № С-193-77-1488-53-060916 от 06.09.2016, выданного ООО «НТСК».

Согласно сведениям официального сайта Единого реестра членов СРО в сети «Интернет» по адресу http://reestr.nostroy.ru, членство ООО «НТСК» в реестре СРО Ассоциации «Саморегулируемая организация ремонтно-строительных компаний» (номер в реестре 1488; номер свидетельства C-193-77-1488-53-060916) было прекращено 30.06.2017.

Таким образом, на момент подачи заявки, ООО «НТСК» не состояло в СРО и не соответствовало требованиям Документации и ГрК для лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектом капитального строительства.

При этом, в соответствии с имеющимися в материалах дела сведениями, а также согласно сведениям официального сайта Единого реестра членов СРО в сети «Интернет» по адресу http://reestr.nostroy.ru, ООО «НТСК» было включено в реестр СРО (Ассоциация «Саморегулируемая организация строителей Новгородской области «Стройбизнесинвест»»; регистрационный номер в государственном реестре СРО: СРО-С-070-16112009) только 07.12.2017, то есть в период выполнения работ по Договору.

31.01.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела № А-18/17 от 22.11.2017 о нарушении антимонопольного законодательства, от ответчика - МАОУ «Средняя школа п. Парфино» поступили сведения, свидетельствующие о выполнении подрядчиком работ в полном объеме (Акты о приемке выполненных работ по формам КС-2 и КС-3 от 15.12.2017), а также об оплате МАОУ «Средняя школа п. Парфино» выполненных работ (копии платежных поручении от 29.12.2017).

Таким образом, обязательства по Договору исполнены, работы приняты и оплачены МАОУ «Средняя школа п. Парфино» в полном объеме.

Данное обстоятельство учтено Комиссией Новгородского УФАС России при решении вопроса о необходимости выдачи предписания ответчику, а также определении содержания данного предписания.

Действия заказчика – МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссии привели к неправомерному установлению в Документации требования о включении участников закупки в реестр СРО, вне зависимости от предлагаемой ими цены договора, а также к нарушению порядка определения победителя рассматриваемой закупки, что привело к заключению Договора с лицом, несоответствующим действующему законодательству, в частности ГрК.

Таким образом, в действиях заказчика – МАОУ «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссии содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

 

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа п. Парфино» (175130, Новгородская обл, рп Парфино, пер Крупнова, дом 15) и его закупочной комиссии нарушение части 1 статьи 17, в том числе пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

     2. Выдать заказчику - Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа п. Парфино» и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                                   О.С. Виниченко

 

Члены Комиссии                                                                                               А.Т. Иванов

                                     

               Д.А. Петров

                                                                                                         

             Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия.                                                                                       

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны