Постановление №ИК/1933/24 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении наказания по делу № 053/04/14.3-2... от 15 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ООО «Глория»

 

ул. Менделеева, д. 16,

Великий Новгород, 173016

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении наказания по делу № 053/04/14.3-260/2024

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 13.05.2024

В полном объеме изготовлено 15.05.2024

 

                                 

                                          Великий Новгород

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) ….., рассмотрев протокол и материалы дела № 053/04/14.3-260/2024 от 24.04.2024 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Глория» (ОГРН: 1025300786279,  ИНН: 5321072550; 173016, Великий Новгород, ул. Менделеева, д. 16; далее – ООО «Глория», Общество) в связи с обнаружением в его действиях нарушений части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении в 2023 году на рекламной конструкции (щите), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 22 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, рекламы следующего содержания: «Тел: 623-800. ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос. ЖК Раздолье. Глория. Услуги по ипотечному кредитованию предоставляет ПАО Сбербанк, Банк ВТБ. ОТДЕЛКА», и иных достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),,

 

УСТАНОВИЛ:

 

15.06.2023 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании пункта 18 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1073, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотокамеры смартфона ZTE Blade A31.

По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения наружной рекламы от 15.06.2023 и установлено следующее.

На рекламной конструкции (щите), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 22 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, размещена реклама следующего содержания: «Тел: 623-800. ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос. ЖК Раздолье. Глория. Услуги по ипотечному кредитованию предоставляет ПАО Сбербанк, Банк ВТБ. ОТДЕЛКА».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 2 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», долгосрочный ипотечный жилищный кредит (далее именуется - ипотечный кредит) - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

Таким образом, в данном случае объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению кредита под залог недвижимости (ипотечный кредит).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе (в редакции на момент совершения правонарушения) если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В данном случае в рекламе финансовой услуги (ипотечного кредита), содержится только одно условие ее предоставления: отсутствие первоначального взноса по кредиту.

Все остальные условия предоставлении финансовой услуги (ипотечного кредита), являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, определяющие и влияющие на полную стоимость кредита (процентная ставка, сумма и срок кредита, возможные платежи и комиссии по кредитным операциям, расходы заемщика по страхованию и пр.), в рекламе отсутствуют.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потенциальных клиентов застройщика – ООО «Глория» к услуге по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилых помещений застройщика. С этой целью в рекламе было указано наименование финансовый услуги («ИПОТЕКА… Услуги по ипотечному кредитованию…») и наименования кредитных организаций, которые такую услугу оказывают (ПАО Сбербанк, Банк ВТБ).

При этом наличие в рекламе текста «ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос» при отсутствии каких-либо уточнений о том, что речь идет о взносе по договору долевого участия в строительстве с застройщиком, однозначно воспринимается именно как условие оказания рекламируемой финансовой услуги, т.е. как условие об отсутствии первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Вместе с тем, из письменных объяснений ООО «Глория» по раннее рассмотренному делу № 053/05/28-379/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № 120 от 21.07.2023) следует, что в действительности первоначальный взнос по кредитному договору на приобретение жилых помещений застройщика - ООО «Глория» предусмотрен и составляет не менее 15 % от стоимости объекта.

 В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как уже отмечалось, в тексте рекламы условие «0 % Первый взнос» не отражено как относящееся к договору долевого участия в строительстве, а напротив представлено как условие кредитного договора.

Таким образом, смысл рекламы искажен, потребители вводятся в заблуждение относительно того, что им может быть предоставлен ипотечный кредит по приобретение жилья без первоначального взноса.

Учитывая все изложенное, в размещенной на уличной территории, прилегающей к д. 22 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, рекламе финансовых услуг (ипотечного кредита) следующего содержания: «Тел: 623-800. ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос. ЖК Раздолье. Глория. Услуги по ипотечному кредитованию предоставляет ПАО Сбербанк, Банк ВТБ. ОТДЕЛКА», содержатся нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в умалчивании в рекламе по предоставлению кредита, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость, всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), при этом само указанное в рекламе условие кредита является недостоверным, т.к. имеет отношение не к кредитному договору, а к заключаемому с застройщиком договору долевого участия в строительстве, о чем в рекламе не упоминается, в связи с чем искажается смысл рекламы и вводятся в заблуждение потребители.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из содержания рассматриваемой рекламы ее рекламодателем является застройщик, по привлечение внимания к объектам недвижимости которого с привлечением ипотечного кредитования (ЖК Раздолье) направлена указанная реклама – ООО «Глория».

Из информации, представленной в Новгородское УФАС России ООО «Глория», следует, что между Обществом и ИП Дроздовым И.Е. (ИНН 532100616953) был заключен Договор подряда № 205 от 31.03.2021, в рамках которого ИП Дроздовым И.Е. для ООО «Глория» в декабре 2022 года был изготовлен и установлен рассматриваемый рекламный щит (Приложение № 8 от 09.12.2022 к Договору).  

ООО «Глория» оплачены услуги по изготовлению и монтажу рекламной конструкции согласно Договору платежным поручением № 3105 от 14.12.2022 на основании выставленного ИП Дроздовым И.Е. счета № 1070 от 09.12.2022.

Учитывая изложенное, Общество является владельцем рассматриваемой рекламной конструкции и рекламодателем ненадлежащей рекламы.

О месте и времени рассмотрения дела ООО «Глория» было надлежащим образом извещено, на рассмотрении дела присутствовал представитель (защитник) ООО «Глория» ….., которая поддержала ранее представленные письменные пояснения по делу (вх. № 3082-ЭП/24 от 24.04.2024  Новгородского УФАС России), в которых ООО «Глория» факт совершения правонарушения  признает и просит на основании положений статьи 4.1.1 КоАП заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Рассмотрев дело № 053/04/14.3-260/2024 от 24.04.2024 об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России,  приходит к следующим выводам.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО «Глория».

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу этой нормы права юридическое лицо как коллективный субъект располагает соответствующими этому статусу возможностями и способно предпринять иные (более весомые) меры, нежели физическое или должностное лицо, в целях соблюдения требований публичного порядка.

Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о рекламе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому ООО «Глория» имело возможность и должно было изучить действующее законодательство, проявить должное отношение к осуществлению деятельности рекламодателя, предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о рекламе.

Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что у ООО «Глория» имелась возможность для соблюдения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе и недопущения распространения ненадлежащей рекламы. При этом объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ООО «Глория» требований Закона о рекламе, не установлено.

Таким образом, установленные нарушения законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы совершены по вине ее рекламодателя – ООО «Глория». Следовательно, в его действиях имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Место и время совершения административного правонарушения – Великий Новгород, 15 июня 2023 года.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2, 4 части 1 статьи 4.2 КоАП – добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В Новгородском УФАС России отсутствует информация о привлечении ООО «Глория» к административной ответственности, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, тот факт, что совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствовал имущественный ущерб.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях рекламодателя – Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Глория» (ОГРН: 1025300786279,  ИНН: 5321072550; 173016, Великий Новгород, ул. Менделеева, д. 16) при распространении в 2023 году на рекламной конструкции (щите), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 22 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, рекламы следующего содержания: «Тел: 623-800. ИПОТЕКА. 0 % Первый взнос. ЖК Раздолье. Глория. Услуги по ипотечному кредитованию предоставляет ПАО Сбербанк, Банк ВТБ. ОТДЕЛКА», административное правонарушение, выразившееся в нарушении законодательства о рекламе (части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

 

 

Заместитель руководителя

Новгородского УФАС России                                                                                 

 

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны