Решение №ИК/1911/23 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-233/2023 по результатам рассмотрения жало... от 23 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ООО «ТНС энерго Великий Новгород»

и его закупочной комиссии

 

ул. Псковская, д. 13,

Великий Новгород, 173009

e-mail: sekr@novgorod.tns-e.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Заявителю

ООО «АСУ»

 

пр-кт Космонавтов, д. 37, оф. 65,

г. Ростов-на-Дону, 344113

e-mail: oooasu@list.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3-233/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

18 мая 2023 года

 

                                 

                                         Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» - …..

заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы учета» – …..

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы учета» (344113, г. Ростов-на-Дону, пр-кт Космонавтов, д. 37, оф. 65; далее – ООО «АСУ») на действия заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 13; далее – ООО «ТНС энерго Великий Новгород») и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по ограничению, приостановлению и возобновлению предоставления электроснабжения бытовых потребителей, извещение № 32312279788 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 11.04.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.05.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба заявителя – ООО «АСУ» на действия заказчика – ООО «ТНС энерго Великий Новгород» и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по ограничению, приостановлению и возобновлению предоставления электроснабжения бытовых потребителей, извещение № 32312279788 о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.04.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. ООО «АСУ» принимало участие в настоящем конкурсе в электронной форме.

Заявитель не согласен с результатами оценки его заявки по критерию «Опыт исполнения аналогичных договоров» (закупочная комиссия заказчика присвоила заявке ООО «АСУ» 0 баллов)

Между тем, в заявке ООО «АСУ» были представлены сведения об исполнении 10 договоров на аналогичные предмету конкурса работы на сумму свыше 114 млн. руб.

2. Протокол рассмотрения вторых частей заявок от 03.05.2023 не содержит необходимой информации о результатах оценки заявок (об указанных в заявках участников конкурса сведениях о количестве исполненных договоров, их сумме,  наличии кадровых ресурсов), что лишает возможности ознакомится с правильностью начисления баллов по критериям оценки  и не соответствует принципу информационной открытости закупки.

3. Заказчиком в конкурсной документации не установлены предельные величины оценки по нестоимостным критериям, что нарушает принцип равноправия при проведении закупки и дает преимущество участникам, имеющим избыточный опыт оказания аналогичных услуг, избыточное количество персонала.

Учитывая вышеизложенное, ООО «АСУ» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «АСУ» поддержал ее доводы в полном объеме.

 Согласно представленным ООО «ТНС энерго Великий Новгород» возражениям на Жалобу (вх. № 2504/03 от 17.05.2023 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными: указывает, что причиной присвоения 0 баллов заявке заявителя по критерию «Опыт исполнения аналогичных договоров» явилось отсутствие в заявке справки о перечне и объеме выполненных аналогичных договоров, представление которой было предусмотрено конкурсной документацией и являлось обязательным для получения баллов по критерию оценки (справка была представлена только на этапе подачи окончательных предложений по цене договора («переторжке») и не могла быть принята закупочной комиссией заказчика, т.к. на этом этапе конкурса подаются только ценовые предложения); протокол рассмотрения вторых частей заявок содержит всю необходимую информацию, предусмотренную положением о закупке заказчика; установленный в конкурсной документации порядок оценки по нестоимостным критериям направлен на получение наилучших условий исполнения договора, применяется в равной степени ко всем участникам закупки.

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители ООО «ТНС энерго Великий Новгород» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (на заседании Совета директоров ООО «ТНС энерго Великий Новгород», Протокол № б/н от «10» февраля 2023 г.; далее – Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в форме торгов является конкурс в электронной форме.

Пунктом 4.1.1 Положения предусмотрено осуществление закупки путем проведения конкурса в электронной форме, а разделами 4.2,  5.12 и 5.20 Положения регламентирован  порядок проведения конкурса.

Таким образом, ООО «ТНС энерго Великий Новгород» и его закупочная комиссия при проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

Согласно пунктам 8, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Аналогичные нормы установлены разделом 5.6 Положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом в силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Конкурсная документацию о проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме утверждена ….. 11.03.2023 и размещена на официальном сайте 11.04.2023 (далее – Документация).

Согласно пункту 5.12.1 Положения проведение конкурса осуществляется в порядке, установленном п.5.1. – п.5.11. настоящего Положения.

Согласно пункту 5.9.8 Положения критериями оценки заявок на участие в закупке могут быть, в частности:

деловая репутация участника закупок;

наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

квалификация участника закупки.

В соответствии с вышеуказанными нормами Положения и Закона о закупках  заказчиком в Документации (пункт 24 Информационной карты) установлены нестоимостные критерии оценки заявок участников конкурса, порядок оценки по ним и требования к содержанию заявок участников конкурса для оценки по этим критериям.

Одним из нестоимостных критериев оценки является «Опыт исполнения аналогичных договоров», в отношении которого установлен следующий порядок оценки:

«Опыт исполнения аналогичных договоров, значимость критерия – 20%

2.1. Опыт исполнения аналогичных договоров (количество договоров) (КАДБ), значимость критерия – 8 %.

Под аналогичными договорами понимаются договоры оказания услуг по ограничению/возобновлению электроснабжения.

Оценка осуществляется на основании сведений, указанных в справке об опыте выполнения работ. Сведения подтверждаются предоставлением договоров, и документов об их исполнении (акты, счет-фактуры и прочее).  Копии документов должны быть сняты с оригиналов, хорошо читаемы. В случае, отсутствия в составе заявки подтверждающих документы, либо сведения, указанные в справке об опыте выполнения работ, не совпадают со сведениями приложенных документов, оценка по данному критерию не производится. Если договор был заключен в рамках Федерального закона о закупках № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года, и информация о договорах, их исполнении доступна в открытой части для ознакомления любому пользователю ЕИС без регистрации на сайте, участник конкурса вправе указать реестровый номер договора в ЕИС (ссылку на страницу договора) без предоставления в составе заявки подтверждающих исполнение документов. Ссылка должна быть активна, открываться в любом браузере.

Оценивается по формуле:

КАДБi= (КАДi/КАДmax)*100*0,08, где

КАДБi - количество баллов по критерию i-го участника;

КАДi – предложения i-го участника, которое оценивается;

КАДmax - максимальный опыт  из всех указанных в предложении участниками.

2.2.  Сумма аналогичных исполненных договоров (ЦАДБ), значимость критерия - 8%.

Под аналогичными договорами понимаются договоры оказания услуг по ограничению/возобновлению электроснабжения.

Оценка осуществляется на основании сведений, указанных в справке об опыте выполнения работ. Сведения подтверждаются предоставлением договоров, и документов об их исполнении (акты, счет-фактуры и прочее).  Копии документов должны быть сняты с оригиналов, хорошо читаемы. В случае, отсутствия в составе заявки подтверждающих документы, либо сведения, указанные в справке об опыте выполнения работ, не совпадают со сведениями приложенных документов, оценка по данному критерию не производится. Если договор был заключен в рамках Федерального закона о закупках № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года, и информация о договорах, их исполнении доступна в открытой части для ознакомления любому пользователю ЕИС без регистрации на сайте, участник конкурса вправе указать реестровый номер договора в ЕИС (ссылку на страницу договора) без предоставления в составе заявки подтверждающих исполнение документов. Ссылка должна быть активна, открываться в любом браузере.

Оценивается по формуле:

ЦАДБi= (ЦАДi/ЦАДmax)*100*0,08, где

ЦАДБi - количество баллов по критерию i-го участника;

ЦАДi -  предложения i-го участника, которое оценивается;

ЦАДmax – максимальная сумма исполненных договоров, из всех указанных в предложении участниками.

2.3.  Отсутствие претензий о некачественном/несвоевременном выполнении условий аналогичных договоров (ПБ), значимость критерия – 4%.

Оценка заявок по данному критерию осуществляется на основании данных, указанных в справке об опыте выполнения работ (Приложение № 3 к Письму о подаче оферты, раздел 4 Документации).

1) наличие претензий – 0 баллов;

2) отсутствие претензий – 4 балла».

При этом пунктом 23 Информационной карты Документации предусмотрено, что «информацию и документы, предусмотренные настоящей документацией в отношении неценовых критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (см. п. 24 Информационной карты)» включаются во вторую часть заявки на участие в конкурсе.

Таким образом, Документацией установлено обязательное требование о представлении в составе заявки участников закупки справки об опыте выполнения работ по форме, установленной заказчиком для проведения оценки по критерию «Опыт исполнения аналогичных договоров», и установлены последствия непредоставления в заявке этого документа (оценка по критерию не производится, начисляется 0 баллов).

 Форма указанной справки приведена в разделе 3 Документации «Образцы основных форм документов, включаемых в заявку»:

 

 

 

Указанный документ в составе второй части заявки ООО «АСУ» отсутствовал, что не позволило закупочной комиссии заказчика провести оценку заявки заявителя по рассматриваемому критерию.

Данное решение закупочной комиссии заказчика является правомерным, соответствует порядку оценки заявок, установленному Документацией, нормам Положения и Закона о закупках.

Как уже отмечалось, в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В составе вторых частей заявок других участников данного конкурса вышеуказанная справка об опыте выполнения аналогичных договоров по форме, установленной заказчиком, была приложена.

При таких обстоятельствах начисления баллов заявке ООО «АСУ» по критерию «Опыт исполнения аналогичных договоров» не только противоречило бы установленному в Документации порядку оценки, но и нарушало бы вышеуказанные положения части 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку ставило бы заявителя в неравное преимущественное положение  по отношению к другим участникам конкурса, надлежащим образом оформившим свои заявки.

Учитывая изложенное, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Аналогичные требования к содержанию протокола предусмотрены пунктом 5.9.5 Положения.

Протокол рассмотрения вторых частей заявок от 03.05.2023 вышеуказанным требованиям Положения и Закона о закупках полностью отвечает, в частности содержит результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием присвоенных баллов по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

При этом указание в протоколе сведений из заявок участников закупки для оценки по нестоимостным критериям (количество исполненных договоров, их сумма, количество персонала) ни Положением, ни Законом о закупках не предусмотрено.

Учитывая изложенное, в данной части Жалоба также является необоснованной.

3. Как следует из вышеприведенных положений пункта 24 Информационной карты Документации, оценка по критерию «Опыт исполнения аналогичных договоров» производится заказчиком по формуле, учитывающей лучшее предложение по критерию из всех оцениваемых заявок и предложение участника, заявка которого подлежит оценке.

Аналогичным образом в Документации установлен порядок оценки по критерию «Кадровые ресурсы».

В силу пункта 4.2.1 Положения конкурс проводится в случае закупки товаров (работ, услуг) в связи с конкретными потребностями Заказчика, в том числе если предмет договора носит технически сложный характер и для эффективного проведения закупки Заказчику необходимо установить в документации не только требования к предмету договора, но и критерии оценки иных условий исполнения договора, например, предложений по качеству предлагаемых товаров (работ, услуг). Для выбора наилучших условий исполнения договора Заказчик использует несколько критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Доказательств того, что установленный в Документации порядок оценки по нестоимостным критериям не позволяет выявить лучшие условий исполнения договора или применяется к участникам закупки не в равной степени, ООО «АСУ» не привело.

Требований об обязательном использовании при оценке заявок предельных минимальных или максимальных величин критериев оценки ни Положение, ни Закон о закупках не содержат.

Кроме того, ООО «АСУ», подавая заявку на участие в закупке, согласилось с указанным порядком оценки, положения Документации до окончания срока подачи заявок не обжаловало и с запросами о разъяснении положений Документации к заказчику не обращалось.

Таким образом, в данной части Жалоба также является необоснованной.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы учета» (344113, г. Ростов-на-Дону, пр-кт Космонавтов, д. 37, оф. 65) на действия заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 13) и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по ограничению, приостановлению и возобновлению предоставления электроснабжения бытовых потребителей, извещение № 32312279788 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 11.04.2023, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                            

                                                                                                                          

                                                                                                                          

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны