Решение №2900/02 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/01/10-893/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛ... от 30 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 

 

                                                              

                                                                          

                                                                     ООО МП «Пестовский водоканал»

 

                                                                     ул. Боровичская д.92 

                                                                     г. Пестово, 174510

 

                                                                     voda.pestovo@mail.ru

 

                                                                     ИП <…..>

 

 

 

 

 

                                                   

                                                                                         

 

                                                           РЕШЕНИЕ

                            ПО ДЕЛУ № 053/01/10-893/2021 О НАРУШЕНИИ

                            АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                      

 

Резолютивная часть оглашена 23 июня 2022 года

В полном объеме изготовлено 30 июня 2022 года                           Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии:

<…..> – руководителя Управления,

Членов Комиссии:

<…..>  – заместителя руководителя Управления – начальника отдела антимонопольного контроля,

<…..> -  ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления,

 

при участии представителей ИП <…..>:

<…..> – доверенность № 4 от 01.07.2021, 

<…..> –  доверенность № 3 от 01.07.2021,

представителя Общества с ограниченной ответственностью Межмуниципальное предприятие "Пестовский водоканал"  <…..> – доверенность от 01.07.2019,

 

рассмотрев дело № 053/01/10-893/2021 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственность Межмуниципальное предприятие "Пестовский водоканал" (далее - ООО МП «Пестовский водоканал», Общество) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьёй 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции),

 

                                               УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 053/01/10-893/2021 Комиссией Новгородского УФАС России установлено следующее.

В Новгородское УФАС России от индивидуального предпринимателя <…..> (далее – ИП <…..>, Заявитель) поступило заявление (от 31.08.2021 вх. № 7219) о нарушении антимонопольного законодательства ООО МП «Пестовский водоканал».

Из заявления усматривается, что сотрудниками ООО МП «Пестовский водоканал» в феврале 2019 года был установлен контрольный (параллельный) прибор учёта «НОРМА СВКМ-15У №0524533М18» (далее – контрольный (параллельный) прибор учёта) внутри водозаборного колодца для сверки показаний с основным счётчиком, о чем ИП <…..> как абонента поставили в известность, направив акт от 04.02.2019 ввода в эксплуатацию контрольного (параллельного) прибора учёта «НОРМА СВКМ-15У №0524533М18». 06.08.2021 в адрес ИП <…..> ООО МП «Пестовский водоканал» направил акт от 06.08.2021 проверки прибора «НОРМА СВКМ-15У №0524533М18», акт оказанных услуг №20210806-001 от 06.08.2021 на сумму 135 208,78 (Сто тридцать пять тысяч двести восемь рублей 78 копеек), счёт на оплату №20210806-001 от 06.08.2021 на сумму 135 208,78 рублей. Также из заявления следует, что ИП <…..> не уведомили о намерениях ООО «МП «Пестовский водоканал» провести проверку контрольного (параллельного) прибора учёта и снять с него показания. ИП <…..> считает, что указанные действия ООО МП «Пестовский водоканал» противоречат антимонопольному законодательству, и просит проверить законность исчисления платы в размере 135 208,78 рублей согласно показаниям контрольного (параллельного) прибора учёта.

Из представленной ООО МП «Пестовский водоканал» в Управление информации (письмо от 13.10.2021 вх. № 8212) следует, что ИП <…..> (Абонент) и Общество (Организация ВКХ) 01.06.2013 заключили договор холодного водоснабжения № 64 (далее – договор), по условиям которого Организация ВКХ обязалась подавать Абоненту через присоединённую водопроводную сеть холодную (питьевую и (или) техническую) воду установленного качества, в объеме, определенном договором, а Абонент обязался соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учёта, производить Организации ВКХ оплату принятой холодной воды в сроки, порядке и размере, определенных в договоре. Также ООО МП «Пестовский водоканал» указывает, что в соответствии с пунктом 2.3.4 Договора ИП <…..> (абонент) был обязан установить прибор учёта на границе раздела эксплуатационной ответственности. В нарушении своих обязательств по договору, ИП <…...> установил прибор учёта в своем здании (расположено на расстоянии более 80 метров от границы раздела), что, в свою очередь, не позволило учитывать потери воды в водопроводных сетях ИП <…..>.

01.06.2013 между ООО МП «Пестовский водоканал» и ИП <…..> был заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения № 64.

В соответствии с пунктом 6.4 договора, при размещении приборов учёта не на границе раздела эксплуатационной ответственности, величина потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы раздела эксплуатационной ответственности до места установки прибора учёта, составляет 20%. Указанный объем подлежит оплате абонентом в порядке, предусмотренном пунктом 6.3 договора.

Аналогичная позиция содержится в п. 21 Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. № 776 (далее – Правила № 776), а именно, в случае если узел учёта воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение абонента и (или) транзитной организации, то расчёт объема поданной (полученной) воды производится с учётом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учёта.

Следовательно, и договор, и нормативный правовой акт, а именно Правила № 776, предусматривают возможность расчёта платы согласно прибору учёта ИП <…..>, установленному не на границе эксплуатационной ответственности.

Кроме того, из технических условий на установку узла учёта расхода холодной воды № 61 от 14.07.2016, выданных ООО МП «Пестовский водоканал» ИП <…..>, в качестве требований к расположению узла учёта расхода холодной воды указано, что узел учёта должен быть расположен непосредственно на вводе водопровода на объект либо на границе разграничения балансовой принадлежности. 04.08.2016 установленный на объекте ИП <…..> узел учёта расхода холодной воды был допущен ООО МП «Пестовский водоканал» в эксплуатацию, что подтверждается соответствующим актом допуска в эксплуатацию узла учёта холодной воды потребителя от 04.08.2016. Дата следующей поверки, указанная в акте – 16.04.2022.

Таким образом, Общество предоставило ИП <…..> право установления узла учёта не на границе балансовой принадлежности сетей и впоследствии не понуждало ИП <…..> ни в судебном, ни в договорном порядке изменить местонахождение прибора учета.

Замена указанного выше прибора учёта холодной воды ИП <…..> была произведена в августе 2021 года, новый прибор учёта МЕТЕR CВУ-15 введён в эксплуатацию с 05.08.2021, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию узла учёта расхода холодной воды (акт без даты), составленным ООО МП «Пестовский водоканал».

Следовательно, на момент снятия и направления ИП <…..>  в Общество показаний прибора учёта за предшествующий расчётный период (июль 2021 года) у ИП <…..> был действующим прибор учёта, установленный в 2016 году.

ООО МП «Пестовский водоканал» в адрес ИП <…..> 06.08.2021 направило акт от 06.08.2021 проверки прибора учёта «НОРМА СВКМ-15У №0524533М18», акт оказанных услуг № 20210806-001 от 06.08.2021 на сумму 135 208,78 (Сто тридцать пять тысяч двести восемь рублей 78 копеек), счёт на оплату № 20210806-001 от 06.08.2021 на сумму 135 208,78 рублей. При этом, указанный счёт   выставлен ООО МП «Пестовский водоканал» за предшествующий период.

Вышеуказанный счёт был основан на показаниях контрольного (параллельного) прибора учёта НОРМА СВКМ-15У № 0524533М18, введённого Обществом в эксплуатацию 04.02.2019 (акт ввода в эксплуатацию контрольного расходомера от 04.02.2019). Контрольный прибор учёта расхода холодной воды ЭКОМЕРА 15М был введён в эксплуатацию ООО МП «Пестовский водоканал» актом от 16.09.2021. При этом расчёты, которые легли в основу предъявления абоненту указанной суммы в качестве платежа, не соответствуют ни пункту 6.4 договора, ни п. 21 Правил № 776.

Письмом от 13.10.2021 № 379 счёт № 20210806-001 от 06.08.2021 был отозван ООО МП «Пестовский водоканал».

Пунктом 13 Правил № 776 предусмотрены случаи использования показаний контрольного (параллельного) прибора учёта в целях коммерческого учёта воды. К ним относятся периоды: неисправности, поверки основного прибора учёта, а также нарушение сроков предоставления показаний приборов учёта.

Доказательства того, что прибор учёта ИП <…..>, показания которого послужили основанием для выставления ИП <…..> счёта от 06.08.2021, не поверен и не допущен к учёту, отсутствуют, соответствующие акты проверок не представлены.

Какие-либо доказательства того, что ИП <…..> не выполнены обязанности по оплате предоставленных услуг, ООО МП «Пестовский водоканал» не представлены.

То обстоятельство, что прибор учёта ИП <…..> находится не на границе раздела эксплуатационной ответственности, не является правомерным основанием для применения показаний контрольного (параллельного) прибора учёта при расчёте.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Усмотрев в действиях ООО МП «Пестовский водоканал» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом от 30.11.2021 № 173/2021 в отношении ООО МП «Пестовский водоканал» было возбуждено дело № 053/01/10-893/2021 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ООО МП «Пестовский водоканал» Комиссией обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело, а именно пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (создание дискриминационных условий).

В силу пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе путем создания дискриминационных условий.

Согласно пункту 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.          

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предметом договора холодного водоснабжения и водоотведения № 64 от 01.06.2013, заключённого между ООО МП «Пестовский водоканал» и ИП <…..>, является подача ООО МП «Пестовский водоканал» абоненту через присоединённую водопроводную сеть холодной (питьевой и (или) технической) воды установленного качества, приём сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечение их транспортировки и сброса в водный объект.

Следовательно, ООО МП «Пестовский водоканал» является субъектом естественной монополии в сфере услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

  Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

  ООО МП «Пестовский водоканал» в 2020 году и 1 полугодии 2021 года занимал доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в Пестовском районе Новгородской области в границах территорий, прилегающих к принадлежащей ООО МП «Пестовский водоканал» централизованной системе водоснабжения и водоотведения, системе используемой коммунальной инфраструктуры.

 Таким образом, ООО МП «Пестовский водоканал» является хозяйствующим субъектом, на действия (бездействие) которого распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, и, в частности пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 В своём ответе на определение Комиссии от 20.04.2022 (входящий № 2583 от 11.05.2022) ООО МП «Пестовский водоканал» представил пояснения о том, что Обществом ведётся работа по установке контрольных приборов учёта с большим количеством абонентов. В частности, с ООО «ТК Новгородская», АО «НордЭнерго». К абонентам, нарушившим требования об установке и поверке приборов учёта, применялись более строгие меры, чем к ИП <…..>, обращение с исками в Арбитражный суд. Контрольный прибор учёта, установленный на границе балансовой и эксплуатационной ответственности, позволяет выявить скрытые утечки на сетях абонента и расхождения в показаниях приборов. Выставление счетов по контрольному прибору учёта может происходить только в том случае, если прибор учёта абонента показывает другие значения. После октября 2021 года ИП <…..> устранил скрытые утечки.

Однако, представитель ИП <…..> на заседании комиссии от 12.05.2022 отрицал наличие утечек на объекте ИП <…..> Директор ООО МП «Пестовский водоканал» согласился с тем, что показания контрольного прибора учёта могли не соответствовать действительности, поскольку прибор учёта НОРМА СВКМ-15У № 0524533М18 не соответствовал требованиям к прибору учёта при работе в водопроводном колодце, полностью затопленном водой, то есть во влажной среде.

Следует также отметить, что в отличие от других абонентов, указанных в пояснениях от 11.05.2022, в отношении которых ООО МП «Пестовский водоканал» обращалось в суд в установленном порядке, в отношении ИП <…..> ООО МП «Пестовский водоканал» даже не попыталось урегулировать возникшие разногласия посредством предусмотренных гражданским законодательством способов, как то: направление претензии, обращение с исковым заявлением, а вместо этого выставило счёт и акт на сумму, многократно превышающую ежемесячный платёж ИП <…..>.

К пояснениям от 11.05.2022 приложено письмо ООО МП «Пестовский водоканал» в адрес АО «НордЭнерго» от 14.12.2020 № 512, которым Общество информирует абонента о том, что при снятии показаний с контрольного прибора учёта и прибора учёта, установленного абонентом, разница в объёмах водопотребления составила 529 куб.м, и в соответствии с пунктом 13 Правил № 776 просит абонента выполнить поверку прибора учёта.

ИП <…..> требование о проведении внеочередной поверке прибора учёта было направлено 15.10.2021, то есть после выставления счёта от 06.08.2021.

В соответствии с абзацем 3 пункта 13 Правил № 776 в случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод и основных приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод более чем на погрешность измерения таких приборов учета за период, составляющий не менее одного расчетного месяца, лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, может потребовать у другой стороны проведения внеочередной поверки эксплуатируемого этой стороной прибора учета. Показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков предоставления показаний приборов учета.

В нарушение данного положения закона ООО МП «Пестовский водоканал» направило ИП <…..> счёт от 06.08.2021, размер платежа в котором был рассчитан по показаниям контрольного прибора учёта в отсутствие предусмотренных указанным выше положением законодательства основаниям, чем ИП <…..> был поставлен в неравные условия по сравнению с другими абонентами, в частности с АО «НордЭнерго».                    

Статьей 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, в действиях (бездействии) Общества имеются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку они направлены на создание для ИП <...> неравных, невыгодных по сравнению с другим контрагентом ООО МП «Пестовский водоканал» условий приобретения коммунального ресурса.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

В связи с наличием в действиях (бездействии) ООО МП «Пестовский водоканал» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Комиссия 16.05.2022 выдала ООО МП «Пестовский водоканал» предупреждение о необходимости прекращения создания дискриминационных условий путем прекращения выставления счетов за потреблённую холодную воду ИП <…..> с использованием контрольного прибора учёта холодной воды (контрольного расходомера) в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 13 Правил № 776.

Предупреждение было исполнено ООО МП «Пестовский водоканал», о чём Общество сообщило 20.06.2022 (входящий номер 3339 от 20.06.2022).

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Как разъясняет ФАС России, в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 39.1, частями 1- 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,  Комиссия

 

                                                     РЕШИЛА:

 

Прекратить в отношении Общества с ограниченной ответственностью Межмуниципальное предприятие «Пестовский водоканал» производство по делу в связи с исполнением предупреждения. 

 

 

 

Председатель Комиссии -                                                                        <…..>

 

Члены Комиссии -                                                                                      <…..>                                                                                                                           

 

                                                                                                           <…..>  

 

 

 Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трёх месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны