Решение №247/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-19/2020 по результатам рассмотрения жало... от 23 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области

 

ул. Зелинского, д. 9 «Б»,

Великий Новгород, 173016

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Б. Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Монолит»

 

ш. Фрезер, д. 5/1, э подвал, пом. I, к.I, оф.15

г. Москва, 109202

 

Исходящие № 247/03 от 23.01.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-19/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20 января 2020 года                                                                                     Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петрова А.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,         

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области – <…> (доверенность № 09-05/11 от 16.01.2020), <…> (доверенность № 09-05/9 от 16.01.2020);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» – о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлен, на заседание Комиссии представители не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, ш. Фрезер, д. 5/1, э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15; далее – ООО «Монолит») на действия государственного заказчика - Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (далее – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания УПФР в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного), извещение № 0250100000119000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.12.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.01.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Монолит» на действия государственного заказчика – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания УПФР в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного), извещение № 0250100000119000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.12.2019 (начальная (максимальная) цена контракта – 8 158 321,08 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Установленное в документации о проведении настоящего электронного аукциона (далее - Документация) требование о предоставлении участником в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее – СРО) по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 (далее – Приказ № 58), является незаконным, поскольку указанный приказ на момент осуществления рассматриваемой закупки утратил свою силу, и со сроком ее выдачи, непредусмотренном Законом о контрактной системе и Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Также из Жалобы следует, что в проекте государственного контракта (Приложение № 1 к Документации; далее – Проект государственного контракта) не предусмотрено изменение его существенных условий, возможность которых определена пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, ООО «Монолит» просит приостановить закупку и выдать предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Согласно представленным ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области письменным возражениям на Жалобу (вх. № 217 от 17.01.2020 Новгородского УФАС России), государственный заказчик признает, что при составлении документации об электронном аукционе ошибочно установлено требование к участникам рассматриваемой закупки о предоставлении в составе заявки участника закупки действующей выписки из реестра членов СРО по форме, утратившей силу на момент проведения рассматриваемой закупки.

Государственный заказчик считает, что указанная ошибка существенно не повлияла на процедуру проведения электронного аукциона поскольку Документация содержит требование о предоставлении в составе второй части заявки участника закупки копии действующей выписки из реестра членов СРО, что и было сделано всеми участниками закупки, подавшими заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Пунктом 13.4 Проекта государственного контракта предусмотрена возможность изменения его существенных условий в силу части 1 статьи 95 Закон о контрактной системе.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В течение декабря 2019 - января 2020 года государственный заказчик – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания УПФР в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) (извещение № 0250100000119000111).

Документация утверждена начальником административно-хозяйственного отдела ОПФ РФ по Новгородской области <…> 31.12.2019.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

Согласно пункту 3.1 Документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания УПФР в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного).

Из пункта 13.4 Проекта государственного контракта следует, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, с учетом объекта рассматриваемой закупки, государственным заказчиком – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области в пункте 13.4 Проекта государственного контракта предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта, установленная в том числе пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Соответственно, в данной части доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности административных зданий) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

В Документации (в частности, в Техническом задании, Смете) перечислены работы, которые являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В свою очередь, государственный заказчик – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников - выписку из реестра членов СРО.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Государственным заказчиком – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области в пункте 15.1 Документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам аукциона:

«Членство в саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

Требования к участнику:

-          СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

-          совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств».

Данное требование к участникам закупки правомерно установлено в Документации в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ.

Однако в подпункте 2 пункта 11.1.4 Документации государственным заказчиком – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно:

«Копия выписки из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. № 58 (выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок)».

Аналогичное требование также содержится в пункте 15.1 Документации.

При этом, государственным заказчиком – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области не было учтено, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Данный вывод Комиссии подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2018 № Ф05-17376/2018 по делу № А40-15713/2018; Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 16.04.2018 по делу № А40-8854/18).

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» была утверждена новая форма выписки СРО, а предыдущий Приказ № 58, утвердивший ранее действующую форму выписки, утратил силу.

Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 вступил в силу с 20.04.2019 (далее – Приказ № 86).

Таким образом, с 20.04.2019 действует новая форма выписки из реестра членов СРО.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГУ –ОПФ РФ по Новгородской области содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к участникам рассматриваемой закупки, противоречащих законодательству Российской Федерации о контрактной системе и о градостроительной деятельности (предоставление участниками аукциона в составе вторых частей заявок на участие в нем копии выписки из реестра членов СРО по форме, утратившей силу, и со сроком ее выдачи, непредусмотренном Законом о контрактной системе и ГрК РФ).

Соответственно, указанный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

Вышеуказанные действия заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего документацию об аукционе, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных в действиях заказчика нарушений Комиссия исходит из следующего.

Доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено.

Так, на участие в рассматриваемом аукционе поступили заявки 6 участников.

В заявках всех участников были представлены действующие выписки из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом № 86.

Вторые части всех участников рассматриваемой закупки были признаны соответствующими требованиям Документации

Комиссия также принимает во внимание, что в результате состоявшихся торгов НМЦК (8 158 321,08 рублей) снижена на 25,01 % до 6 118 009,07 рублей.

Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 31, 64, 66, 95 пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, ш. Фрезер, д. 5/1, э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 «Б»; далее – ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания УПФР в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного), извещение № 0250100000119000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.12.2019, частично обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащих требований к участникам рассматриваемой закупки, противоречащих законодательству Российской Федерации о контрактной системе и о градостроительной деятельности.
  2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе государственному заказчику – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки (определения поставщика), не установлено.
  4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

И.А. Куриков

Члены Комиссии

 

Д.А. Петров

 

 

А.В. Петрова

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны