Решение №6451/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-546/2020 по результатам рассмотрения жало... от 2 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» и его закупочной комиссии

 

ул. Б. Санкт – Петербургская, д. 41,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП» (для сведения)

 

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Заявителю

ООО «ТСК Оптима»

 

пр. Ириновский, д. 2, лит. А, пом. 1Н,

г. Санкт-Петербург, 195248

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3-546/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

28 октября 2020 года                                                                                Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия, Управление) в составе:

«….» – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

«….» – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

«….» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

  • заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт – Петербургская, д. 41; далее – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого») – «….»;
  • заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания Оптима» (195248, г. Санкт-Петербург, пр. Ириновский, д. 2, лит. А, пом. 1Н; далее – ООО «ТСК Оптима») – «….»,

рассмотрев жалобу участника закупки – ООО «ТСК Оптима» на действия заказчика – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» при проведении им запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электроматериалов, извещение № 32009574227 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.10.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.10.2020 вх. № 7233 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ТСК Оптима» на действия заказчика – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» при проведении им запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электроматериалов, извещение № 32009574227 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.10.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

По мнению подателя Жалобы заказчиком – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» в извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок (далее – Извещение) в описании объекта закупки неправомерно установлено условие о согласовании цвета поставляемых электроматериалов с заказчиком на этапе исполнения договора. Поскольку в составе заявки необходимо указать конкретные показатели (характеристики) предлагаемого к поставке товара, требования к его характеристикам должны быть установлены заказчиком в конкретном виде, не допускающем двусмысленное трактование. Установленное таким образом требование заказчика не позволяет достоверно определить его истинные потребности и может привести к необоснованному ограничению количества участником закупки.

Кроме того, податель Жалобы указывает на то, что при его обращении к заказчику с соответствующим запросом разъяснений указанных положений закупочной документации, ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» не был дан четкий ответ.

На основании вышеизложенного, ООО «ТСК Оптима» просит признать Жалобу обоснованной и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО «ТСК Оптима» поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Заказчик – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» представил письменные возражения на Жалобу (исх. № 01-20/3812 от 26.10.2020, вх. № 7514 от 26.10.2020 Новгородского УФАС России) из которых следует, что ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» считает Жалобу необоснованной, поскольку требования к объекту рассматриваемой закупки установлении им в закупочной документации в соответствии с требованиями Закона о закупках, а в ответе заказчика на указанный подателем Жалобы запрос разъяснений положений закупочной документации, было разъяснено, что требование о согласовании цвета товара с заказчиком на этапе исполнения договора установлено лишь в отношении части товаров. Для большинства требуемых к поставке товаров заказчиком установлено конкретное значение показателя цвет. При этом, заказчик отмечает, что данное требование не создает кому-либо преимущественных условий и не может привести к ограничению числа участников рассматриваемой закупки, о чем свидетельствует факт поступления для участия в ней 9 заявок участиков.

На рассмотрении Жалобы представители ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах, изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Исследовав доводы Жалобы, представленные материалы и сведения, и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.

13.10.2020 на официальном сайте заказчиком – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» было размещено извещение № 32009574227 об осуществлении им закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электроматериалов.

Извещение со всеми, прилагающимися к нему документами, утверждено проректором по АХР ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» 13.10.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Положение о закупке ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого», утвержденное Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации «….» 14.11.2018 (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов - конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные правила описания объекта закупки установлены в разделе 6 главы II Положения.

Так, согласно пункту 1 раздела 6 главы II Положения при описании предмета закупки заказчик указывает:

1) требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, работ, услуг, эксплуатационные характеристики (при необходимости), требования к безопасности товаров, работ, услуг, порядок приемки товаров, работ, услуг и иные требования, связанные с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика;

2) требования стандартов, технических регламентов или иных нормативных документов, которым должны соответствовать товары, работ, услуги, а также требования к подтверждающим документам (сертификатам, заключениям, инструкциям, гарантийным талонам и т.п.), которые должны быть предоставлены в составе заявки, перед заключением договора либо при поставке продукции (при необходимости);

3) при закупке товаров - требования к их количеству, размерам, комплектации, упаковке, отгрузке товара, месту, сроку (графику) поставки;

4) при закупке работ, услуг - требования к их объему (или порядку его определения), составу и (или) содержанию, результатам, срокам и (или) последовательности их выполнения, а также при необходимости требования к материалам, используемым при выполнении работ, оказании услуг;

5) указание на то, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) (при необходимости).

Кроме того, пунктами 4, 5 раздела 6 главы II Положения установлено, что описание предмета конкурентной закупки осуществляется в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках и не должно быть избыточным или иным способом приводить к необоснованному ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 раздела 4 главы II Положения заказчик осуществляет конкурентные и неконкурентные закупки с учетом установленных Положением способов закупок, условий их применения и порядка осуществления.

В соответствии с пунктом 2 раздела 4 главы II Положения конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов:

1) конкурс;

2) аукцион;

3) запрос котировок;

4) запрос предложений;

5) конкурентный отбор.

При этом, согласно пункту 3 раздела 4 главы II Положения при проведении конкурентной закупки:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения на официальном сайте извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 5 Извещения предметом договора, заключаемого по результатам осуществления рассматриваемой закупки является поставка электротоваров. При этом количество поставляемого товара указано в приложении № 1 к проекту договора (далее – Техническое задание).

Пункт 1 «Количество товара, объем работ/услуг» Технического задания содержит перечень наименований с кратким описанием основных характеристик требуемых к поставке электроматериалов и их количество.

Кроме того, в пункте 1 Технического задания после указанного перечня установлено следующее условие: «Цвет изделия – по согласованию с заказчиком, под интерьер заказчика».

Следует отметить, что указанное выше, представленное в составе закупочной документации, Техническое задание содержит приложение № 1 – таблицу, содержащую 35 наименований требуемых к поставке товаров, их количество, технические характеристики, а также по ряду позиций – указание на торговый знак в сопровождении допустимости представить к поставке эквивалент (далее – Таблица).

При этом, установленное заказчиком описание требований к техническим характеристикам закупаемых электроматериалов позволяет однозначно определить потребности заказчика и установить соответствие им предлагаемых к поставке товаров, а конкретное неизменяемое значение показателя «Цвет» для требуемых к поставке товаров установлено заказчиком по позициям 2-4, 15, 25-28, 32-35 Таблицы.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

При этом, согласно части 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Таким образом, участник рассматриваемой закупки, в случае наличия у него сомнений в правильности трактования установленного заказчиком описания её объекта, вправе обратиться к заказчику за предоставлением соответствующих разъяснений положений закупочной документации.

Указанным правом, как было указано выше, воспользовался податель Жалобы.

14.10.2020 заказчик – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» в соответствии с требованиями Закона о закупках согласно запросу ООО «ТСК Оптима» подготовил и разместил на официальном сайте разъяснения положений закупочной документации следующего содержания: «В Техническом задании, там где есть указание на цвет, цвет уже выбран под интерьер заказчика, там где нет указания на цвет – будет согласование с заказчиком».

Таким образом, заказчик в полной мере и недвусмысленно раскрыл свои действительные потребности, являющиеся предметом рассматриваемой закупки.

В соответствии с пунктом 4 «Форма котировочной заявки» Извещения котировочная заявка должна быть подготовлена по форме согласно приложению 1 к Извещению с учетом положений Технического задания и Проекта договора, предполагаемого к заключению.

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, а также сведения об участнике закупке, информацию о его соответствии требованиям (если такие требования установлены в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме) и об иных условиях исполнения договора в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре 32009574227 от 22.10.2020 на участие в рассматриваемой закупке было подано 9 заявок, по результатам рассмотрения которых все 9 участников их подавших были допущены к участию в закупочной процедуре.

Следовательно, никто из участников рассматриваемой закупки не был отклонен за предоставление в составе заявке недостоверной или несоответствующей требованиям закупочной документации информации о характеристиках предлагаемых к поставке товаров, являющихся предметом рассматриваемой закупки.

При указанных обстоятельствах и исследовав материалы Жалобы Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводам, что материалы Жалобы не содержат доказательств того, что установленное заказчиком – ФГБОУ ВО «НовГУ им. Ярослава Мудрого» в закупочной документации описание объекта рассматриваемой закупки не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о закупках и влечет за собой ограничение числа участников закупки.

Подателем Жалобы таких доказательств тоже не представлено

Следовательно, Жалоба является необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания Оптима» (195248, г. Санкт-Петербург, пр. Ириновский, д. 2, лит. А, пом. 1Н) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт – Петербургская, д. 41) при проведении им запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электроматериалов, извещение № 32009574227 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.10.2020, необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

«….»

 

 

Члены комиссии

«….»

 

 

 

«….»

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны