Решение №2435/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/34-197/2019 по результатам рассмотрения жа... от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – ГОБУЗ «Новгородская центральная районная больница»

 

ул. Труда, д. 37а,

д. Трубичино, Новгородский район,

Новгородская область, 173501

 

 

Уполномоченному органу  –

Администрации Губернатора

Новгородской области и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Контракт»

 

пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12,

г. Сочи, 354003

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/34-197/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

24 мая 2019 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;   

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская центральная районная больница» (173501, Новгородская область, Новгородский район, д. Трубичино, ул. Труда, д. 37а; далее – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ») – <….>;

уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) – <….>,

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12; далее – ООО «Контракт») надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – ООО «Контракт» на действия заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории, извещение № 0150200003919000416 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.05.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.05.2019 вх. № 3421 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Контракт» на действия заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории, извещение № 0150200003919000416 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.05.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводятся к следующему.

  1. Заказчиком нарушен порядок размещения на официальном сайте извещения о рассматриваемом электронном аукционе, вследствие чего был незаконно сокращен срок подачи заявок на участие в нем, предусмотренный частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
  2. Заказчик ненадлежащим образом установил требования к объекту рассматриваемой закупки, а именно, незаконно включил в описание объекта закупки требование к поставке медицинского оборудования и мебели для комплектования поставляемого модульного здания медицинского комплекса врачебной амбулатории.

По мнению подателя Жалобы данные действия заказчика следует квалифицировать как незаконное укрупнение лота, влекущее за собой существенное ограничение числа участников рассматриваемых торгов.

  1. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проект контракта, заключаемого по результатам проведения рассматриваемого электронного аукциона не включены обязательные условия о сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара и оформления результатов такой приемки.
  2. В проекте контракта в нарушение требований части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе неправомерно установлено условие о возможности продления срока исполнения контракта на период действия обстоятельств непреодолимой силы.

Заказчик – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. № 374 от 22.05.2019, вх. № 3515 от 22.05.2019 Новгородского УФАС России; далее – Возражения заказчика), которые сводятся к следующему.

  1. Закупка врачебной амбулатории осуществляется в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в соответствии с требованиями Приложений № 12 и № 14 к Приказу Минздравсоцразвития № 543н от 15.05.2012, которыми устанавливаются требования к оснащению врачебных амбулаторий.

Кроме того, закупка по отдельности модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории и оснащения (медицинского оборудования и мебели) для её комплектования не позволит заказчику освоить денежные средства, доведенные до него в рамках оказания субсидий бюджетным и автономным учреждениям на 2019 год, или приведет к нецелевому расходу указанных денежных средств.

  1.  По мнению заказчика в разделе 6 проекта контракта, заключаемого с победителем рассматриваемого электронного аукциона, заказчиком установлены необходимые условия определения порядка сдачи и приемки товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки закупки.
  2. Установленные заказчиком в разделе 10 проекта контракта (Обстоятельства непреодолимой силы) условия о возможности изменения сроков или условий действия контракта, заключаемого с победителем рассматриваемого электронного аукциона, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Уполномоченный орган – Администрация также представил свои возражения на Жалобу (исх. № 12-05/49 от 22.05.2019, вх. № 3565 от 23.05.2019 Новгородского УФАС России), согласно которым извещение № 0150200003919000416 о проведении рассматриваемого электронного аукциона было размещено в закрытой части официального сайта ответственным сотрудником уполномоченного органа 30.04.2019 и автоматически направлено на контроль.

Однако, в силу того, что на официальном сайте в период с 30.04.2019 по 06.05.2019 проводились регламентные работы, вызывавшие сбои в его работе, уведомление о прохождении рассматриваемой закупки контроля, как и само извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона в открытой части официального сайта, были размещены 06.05.2019.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В мае 2019 года заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории (извещение № 0150200003919000416 от 06.05.2019, начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 4 785 100,00 руб.).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена главным врачом ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» <….> 22.04.2019 и начальником Управления по организации государственных закупок Администрации <….> 30.04.2019 (далее – Документация).

В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В пункте 11.3 Документации и извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Извещение) установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в нем в следующем виде: «20.05.2019 09 час. 00 мин.».

При этом согласно информации официального сайта извещение № 0150200003919000416 о проведении рассматриваемого электронного аукциона размещено на официальном сайте 06.05.2019 в 16 часов 38 минут, т.е. за 14 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в нем.

НМЦК рассматриваемой закупки, как было указано выше, составляет 4 785 100,00 рублей, т.е. более трех миллионов рублей.

Таким образом, при размещении на официальном сайте извещения № 0150200003919000416 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории были нарушены требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, а именно, извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона было размещено на официальном сайте менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие нем.

При решении вопроса о признании данного довода Жалобы обоснованным и установлении лица ответственного за совершение данного нарушения требований Закона о контрактной системе Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 30.12.2013 № 548 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области» (далее – Порядок), в случаях и порядке, установленных законодательством о контрактной системе, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение разрабатывает и утверждает извещение и документацию о закупке в части установления:

  • срока, места и порядка подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • способов получения документации о закупке, срока, места и порядка представления такой документации, а также платы (при ее установлении), взимаемой уполномоченным органом, уполномоченным учреждением за представление документации, способа осуществления и валюты платежа.

В соответствии с пунктом 3.2.3 Порядка уполномоченный орган, уполномоченное учреждение размещает извещение и документацию о закупке в единой информационной системе.

Согласно информации официального сайта о закупке с номером извещения 0150200003919000416, раздела «Документы», подраздела «Извещение, изменения извещения о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе» указанное извещение было размещено уполномоченным органом – Админстрицией на официальном сайте 30.04.2019, а также 30.04.2019 было сформировано Уведомление о прохождении контроля № 214.

Однако, в связи с проведением на официальном сайте в период с 30.04.2019 по 06.05.2019 регламентных работ, вызывавших сбои в его работе, что подтверждается информационными сообщениями сформированными в указанный период средствами официального сайта автоматически, извещение о проведении рассматриваемой закупки и сведения о прохождении контроля были размещены в открытой части официального сайта 06.05.2019.

Таким образом, в данном случае отсутствует субъект правонарушения, которому следовало бы вменить ответственность за нарушение срока размещения извещения о рассматриваемой закупке, установленного частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в распоряжении Комиссии отсутствует информация о негативных последствиях данного нарушения, повлекших за собой ограничение числа участников рассматриваемой закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия Новгородского УФАС России признает Жалобу в данной части необоснованной.

2. Согласно пункту 3.1 Документации наименование объекта рассматриваемой закупки установлено заказчиком в следующем виде: «поставка модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории (далее Товар)».

При этом, согласно пункту 3.2 «Описание объекта закупки» Документации заказчиком установлено следующее:

«3.2.1. Объектом закупки является поставка модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории (далее – Товар) с установкой оборудования, инвентаря и мебели, входящих в комплект поставки (далее – Оборудование) монтажом, вводом в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования.

3.2.2. Поставляемый Товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки

3.2.3. Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики Товара содержатся в Приложении № 1 к документации об аукционе в электронной форме».

При этом следует отметить, что Приложение № 1 к Документации представляет собой таблицу «Технические, качественные, эксплуатационные характеристики на поставку модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории» (далее – Приложение № 1, Таблица), в которой указаны показатели (характеристики) товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки, а также требования к их минимальным, максимальным, диапазонным и неизменяемым значениям, установленные заказчиком исходя из своих потребностей и требований, установленных законодателем к Товару.

Согласно Таблице к поставке требуется Товар – одна единица модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории (столбцы 2 «Наименование товара» и 3 «Количество, единица измерения»), а показателями Товара в том числе являются элементы медицинского и материально-технического оснащения врачебной амбулатории, а именно, медицинское оборудование, мебель и т.п.

Согласно пункту, 4.1 «Начальная (максимальная) цена контракта и порядок её формирования» Документации заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» установлено следующее: «Цена Контракта включает в себя все расходы Поставщика по доставке, разгрузке, монтажу модульного здания с разводкой внутренних коммуникаций (канализация, отопление, вентиляция, водоотведение, электроснабжение, пожарно-охранная сигнализация), оснащению медицинским оборудованием и мебелью, наладке оборудования, вводу в эксплуатацию, инструктажу лиц, осуществляющих использование и обслуживание оборудования».

Таким образом, заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» действительно установлено требование о поставке модульного здания медицинского комплекса врачебной амбулатории, его сборке, его укомплектовании и оснащении медицинским оборудованием и мебелью, т.е. результатом осуществления данной закупки должна стать поставка готовой к эксплуатации медицинской врачебной амбулатории.

Комиссия Новгородского УФАС России обращает внимание на следующее.

Требования к оснащению и комплектности врачебной амбулатории установлены Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (Приложения № 12 и № 14), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития № 543н от 15.05.2012 (далее – Положение).

Требования к оснащению врачебной амбулатории, являющейся объектом рассматриваемой закупки, установленные заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» в Таблице, соответствуют требованиям к врачебным амбулаториям, установленным в Приложениях № 12 и № 14 Положения.

Согласно пункту 4.3 Документации источником финансирования осуществления рассматриваемой закупки являются средства федерального бюджета: субсидия бюджетному учреждению на создание, замену и приобретение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек в рамках Федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».

Как было указано в Возражениях заказчика, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1732 «Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек» выделен межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету Новгородской области в размере 33 702 600,00 (тридцать три миллиона семьсот две тысячи шестьсот) рублей.

Приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» утвержден порядок расходования бюджета в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» подпрограммы «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» по предоставлению бюджетам иных межбюджетных трансфертов бюджетам создание и замену фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек.

Согласно справке-уведомлению об изменении показателей поступления субсидии бюджетным и автономным учреждениям на 2019 год доведены до ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» денежные средства в размере 9 600 000,00 (девять миллионов шестьсот тысяч) рублей на создание и замену фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»).

Таким образом, закупка врачебной амбулатории заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Приложений № 12 и 14 Положения, т.е. виде полностью укомплектованного и оснащенного, готового к эксплуатации здания медицинской врачебной амбулатории.

Осуществление заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» закупки отдельно медицинских изделий для оснащения данной врачебной амбулатории, часть из которых КОСГУ 340, приведет к невозможности оплаты контракта, заключенного по результатам осуществления такой закупки, из средств вышеуказанной субсидии или будет расцениваться как нецелевое использование субсидированных средств.

На основании вышеизложенного Комиссия Новгородского УФАС России считает Жалобу в данной части необоснованной.

3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с вышеуказанным требованием Закона о контрактной системе Приложение № 3 к Документации содержит проект контракта на поставку модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории, заключаемого с победителем рассматриваемого электронного аукциона (далее – Проект контракта).

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Раздел 6 Проекта контракта содержит порядок сдачи и приема Товара.

Пунктом 3.1 Проекта контракта установлен срок поставки товара в следующем виде: «Поставка товара осуществляется поставщиком в течение 60 (шестидесяти) дней с момента заключения сторонами контракта в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к настоящему Контракту), Техническими характеристиками товара (приложение № 2 к Контракту) с правом досрочной поставки».

В соответствии с пунктом 6.2 Проекта контракта заказчик производит приемку Товара в соответствии с условиями Контракта и действующим законодательством.

Согласно пункту 6.7 Проекта контракта прием Товара оформляется актом, в котором отражается комплектность, целостность, серийный номер собираемого Товара (приложение № 3). При обнаружении некомплектности или дефектов, заказчиком оформляется Акт выявления недостатков поставленного товара (приложение № 4) с указанием даты, времени, места приемки, наименования, даты и номера товарной накладной, счета-фактуры (при наличии), основных недостатков. В указанном акте отражаются  претензии заказчика к качеству, количеству, комплектности Товара с указанием наименования, вида, стоимости и характера недостатков, указываются сроки для устранения выявленных недостатков за счет поставщика.

Однако, Раздел 6 Проекта контракта, как и в целом сам Проекта контракта не содержит условий о сроках, в которые заказчик должен осуществить приемку Товара и оформить результаты приемки поставленного товара.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» содержится нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении заказчиком в Проекте контракта обязательного условия о сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки, а также, условия о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Жалоба в данной части является обоснованной.

  1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно пункту 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В соответствии с пунктом 1.1 Проекта контракта заказчик  поручает, а поставщик принимает на себя обязательство по поставке модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории (далее – Товар) с установкой оборудования, инвентаря и мебели, входящих в комплект поставки (далее – Оборудование) ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» в соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к настоящему Контракту) и Техническими характеристиками Товара  (Приложение № 2 к настоящему Контракту) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Поставщик принимает на себя обязательства надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар, оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 457 ГК РФ срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 настоящего Кодекса.

Таким образом, срок поставки Товара является существенным условием договора купли-продажи (поставки).

Основания для изменения существенных условий контракта при его исполнении установлены частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 10.1 Проекта контракта в случае, если в ходе исполнения контракта обнаруживается невозможность исполнения обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, массовые беспорядки и военные действия, а также запретительные меры государства и др.), которые Стороны не могли предвидеть и неблагоприятные последствия которых не могут предотвратить в предусмотренные контрактом сроки, заказчик и поставщик обязаны в трехдневный срок письменно известить друг друга о наступлении таких обстоятельств, принять все возможные меры по уменьшению их неблагоприятных последствий и вступить в переговоры о продлении или прекращении действия Контракта либо об изменении его условий.

Согласно пункту 10.2 Проекта контракта заказчик и поставщик не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных контрактом обязательств, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документом компетентного органа, при этом бремя доказывания ложится на Сторону, которая не выполнила свои обязательства по настоящему контракту..

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

Таким образом, в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы поставщик должен предупредить заказчика об их наступлении.

При этом, наступление обстоятельств непреодолимой силы не зависит от заказчика и/или поставщика и не может быть спрогнозировано ими заранее.

Приостановление срока исполнения обязательств в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы применяется, в том числе, с целью объективного определения последствий таких обстоятельств и возможности продолжения исполнения контракта, а также с целью фиксации периода времени, в течение которого соответствующая сторона не несет ответственность за неисполнение (в том числе просрочку исполнения) обязательств по контракту.

Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательств сторон, если исполнение контракта остается возможным после того, как они отпали.

Поскольку в период действия обстоятельств непреодолимой силы поставщик не осуществляет поставку Товара, существует вероятность, что к окончанию срока поставки Товара, предусмотренному контрактом, Товар не будет поставлен.

После того, как действие обстоятельств непреодолимой силы закончится, стороны имеют возможность продолжить их выполнение, установив новые сроки поставки Товара, соразмерные периоду времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы.

Таким образом, заказчик в Проекте контракта не устанавливает непредусмотренное Законом о контрактной системе основание изменения условий контракта, а лишь указывает, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы действие контракта будет приостановлено и возобновлено после из окончания, а стороны не несут ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом, при осуществлении своей деятельности заказчики должны исходить из установленных Законом о контрактной системе принципов, в частности эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» нарушений Закона о контрактной системе.

Соответственно данный довод Жалобы является необоснованным.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Как было указано выше, описание объекта закупки, а именно, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики Товара установлены заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» в Таблице.

Требования к значениям показателей в Таблице в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе представлены в следующем виде: «Минимальное значение показателя» (столбец 5) «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), «Единицы измерения» (столбец 11), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений, столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В соответствии с позицией 1 Приложения № 1 к Документации к поставке требуется Товар – «модульная конструкция медицинского комплекса врачебной амбулатории», к которому в вышеуказанной Таблице установлены ряд показателей и требования к значениям данных показателей.

Помимо прочего, в отношении Товара установлен показатель «Элементы свайно-винтового фундамента из трубчатых конструкций для малоэтажного применения: Верхняя деталь – оголовок (фланец) прямоугольный из стали Ст3».

При этом, каких-либо требований к значениям данного показателя в Таблице заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» установлено не было.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в не указании в документации об электронном аукционе требований к значениям показателей требуемого к поставке товара.

  1. Также, к Товару установлено требование по показателю «Горячее цинкование толщиной» – минимальное значение показателя (столбец 5) равное «140» с единицей измерения (столбец 11) «Мкм».

В соответствии с пунктом 2.2 ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461-89) «Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля» (далее - ГОСТ 9.307-89) толщина покрытия должна быть нe менее 40 мкм и не более 200 мкм и определяется условиями эксплуатации оцинкованных изделий и нормативно-технической документацией на конкретное изделие.

Согласно пункту 3.5 ГОСТ 9.307-89 контролю толщины и прочности сцепления подвергают:

1) элементы стальных конструкций в количестве до 1%, но не менее 2 шт. от партии;

2) сварные узлы в количестве до 5%, но не менее 1 штуки от партии;

3) резьбовые крепежные детали в количестве до 0,5%, но не менее 3 штук от партии.

Допускается применение методов статистического контроля по ГОСТ 18242.

Контроль толщины покрытия металлографическим методом допускается проводить на одной детали из партии.

Согласно пункту 3.7.1 ГОСТ 9.307-89 контроль толщины покрытия проводят до его дополнительной обработки (хроматирование, нанесение консервационных смазок и т.п.).

Согласно пункту 3.7.2 ГОСТ 9.307-89 толщину покрытия контролируют на поверхности, не имеющей накатки и резьбы на расстоянии не менее 5 мм от ребер, углов, отверстий и мест контакта с приспособлением. Толщину покрытия на резьбовых крепежных деталях контролируют на головках болтов и на торцах гаек.

Согласно пункту 3.7.3 ГОСТ 9.307-89 измерительный инструмент для неразрушающего контроля толщины покрытия должен иметь погрешность измерения не более ±10%.

Также, согласно пункту 4.2 ГОСТ 9.307-89 выделяют несколько способов контроля толщины покрытия (магнитный метод, металлографический метод (арбитражный)) посредством проведения испытаний образцов от конкретных партий Товаров.

Из вышеизложенного следует, что заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» к Товару установлено требование по показателю «Горячее цинкование толщиной» значение которого станет известным только после проведения испытаний конкретной партии товара.

При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе действительно не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Из вышеизложенного следует, что в действиях заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно, в установлении требований к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара, так же результатов испытаний партии товара, что ограничивает количество участников закупки.

  1. Заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» в Таблице установлены следующие требования к Товару по показателям:
  • «Габариты - Длина» – минимальное значение показателя (столбец 5) равное «10 000» и максимальное значение показателя (столбец 6) «10 600» с единицей измерения (столбец 11) «мм»;
  • «Габариты - Ширина» – минимальное значение показателя (столбец 5) равное «12 000» и максимальное значение показателя (столбец 6) «12 100» с единицей измерения (столбец 11) «мм»;
  • «Площадь здания» – минимальное значение показателя (столбец 5) равное «120» и максимальное значение показателя (столбец 6) «122,21» с единицей измерения (столбец 11) «м2».

При этом, согласно математическому правилу определения площади объекта, путем умножения длины объекта на его ширину в данном случае максимальное значение показателя площади здания должно составлять – 128,26 м2 (10 600 мм *12 100 мм).

Из вышеизложенного следует, что в действиях заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно, в установлении вводящих в заблуждение участников закупки и не соответствует потребностям самого заказчика.

Аналогичные нарушения, а именно нарушения правил описания объекта закупки в части установления вводящих в заблуждение участников требований к Товару, несоответствующих при этом потребностям самого заказчика, допущены ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» при установлении требований к Товару по показателям:

  • «Параметры блок-контейнеров: 1. Модульный  блок-контейнер» –минимальное значение показателя (столбец 5) равное «12000*2500*3000» с единицей измерения (столбец 11) «мм»;
  • «Отметка конька» – неизменяемое значение показателя (столбец 10) равное «+5,0» с единицей измерения (столбец 11) «мм»;
  • «Угловые несущие стойки это сварная металлоконструкция» – минимальное значение показателя (столбец 5) равное «2543*148*148» и максимальное значение показателя (столбец 6) «2670*150*150» с единицей измерения (столбец 11) «мм»;
  • «Бойлер» – минимальное значение показателя (столбец 5) равное «80» и одновременно неизменяемое значение показателя (столбец 10) – «Наличие» с единицей измерения (столбец 11) «л»;
  • «Габаритные размеры в сложенном виде» – максимальное значение показателя (столбец 6) «550х350х60» с единицей измерения (столбец 11) «м2».
  1. Среди прочих показателей Товара заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» предусмотрен показатель «Спирометр портативный, погрешность измерения объемов: в диапазоне 1 – 4 л и в диапазоне 4 – 9,9 л», а также его максимальное значение (столбец 6) равное «0,2» и «5,0», соответственно.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции по заполнению заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе (пункт 10.4.2 Документации), при оформлении заявки участник закупки должен учитывать, что единицы измерения показателей (характеристик) предлагаемого участником закупки товара должны соответствовать установленным заказчиком в столбце 11 Таблицы.

Вместе с тем, заказчиком – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» единица измерения для значения вышеуказанного показателя не установлена.

Установление заказчиком требования к показателю в численном выражении без указания единицы измерения способно ввести в заблуждение участников рассматриваемой закупки при заполнении заявок на участие в аукционе, затруднить уяснение ими требований к товарам.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, способном ввести в заблуждение ее участников.

Установленные в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Нарушения, установленные в действиях заказчика в части, ненадлежащего указания в Документации требований к характеристикам Товара, а также в части неуказания в Проекте контракта условий о сроках приемки товара и оформления результатов такой приемки, могу повлечь за собой затруднения при исполнении контракта в части сопоставления поставленного товара требованиям заказчика, нарушение прав победителя аукциона на своевременную оплату товара после его поставки, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанных нарушений.

Руководствуясь статьей 33, 34, 63, 64, 95, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская центральная районная больница» (173501, Новгородская область, Новгородский район, д. Трубичино, ул. Труда, д. 37а; далее – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ») и уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) при осуществлении ими закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку модульной конструкции медицинского комплекса врачебной амбулатории, извещение № 0150200003919000416 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.05.2019, частично обоснованной в части довода о невключении в проект контракта, заключаемого с победителем рассматриваемого электронного аукциона, обязательного условия о сроках приемки товара и оформления результатов такой приемки.

2. Признать в действиях заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ», уполномоченному органу – Администрации и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – АО «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – ГОБУЗ «Новгородская ЦРБ».

 

 

Председатель Комиссии

 

И.А. Куриков

Члены Комиссии

 

С.О. Михайлов

 

 

М.Е. Фомин

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны