Решение №2612/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-292/2022 по результатам рассмотрения жал... от 9 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                          Заказчику –

Министерству образования

Новгородской области

 

ул. Новолучанская, д. 27, Великий Новгород, 173001

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, Великий Новгород, 173005                                                                    

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru                                                                         

                                                                          Участнику закупки (подателю жалобы) –

Индивидуальному предпринимателю …..

 

………

 

 

Участнику закупки –

ООО «Випакс»

 

ул. Краснова, д. 24, г. Пермь, 614015

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-292/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

07 июня 2022 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

……. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

……. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

……. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителей:

заявителя – Индивидуального предпринимателя ….. (…..) – ….. (доверенность № …… от ….);

участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Випакс» (614015, г. Пермь, ул. Краснова, д. 24) – ….. (доверенность № ….. от ….);

в отсутствии представителей:

заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27) (представитель не предоставил доверенность и не был допущен к рассмотрению);

уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области (173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) который надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя ….. (….; далее – ИП ….) на действия заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27; далее - Министерство) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005,  Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку видеокамер в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359), извещение № 0150200003922000409 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.05.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.06.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП …. на действия заказчика – Министерства при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку видеокамер в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359), извещение № 0150200003922000409 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.05.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы ИП …..  сводится к следующему.

Заказчик в Извещении не установил запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом податель Жалобы приравнивает видеокамеру к электронно-вычислительной машине со встроенным программным обеспечением (далее – ПО), основывая свои доводы на функциональных и технических характеристиках предмета закупки, указанных в техническом задании закупки (приложение № 1 к Извещению) (далее – ТЗ), а именно:

- НD – формат – Full HD 1080p;

- поддержка карты памяти – micro SD;

- съемка возможности – запись на карту памяти, съемка ночная;

- функции и возможности – встраиваемый детектор движения, режим WDR.

В Жалобе так же имеются ссылки на практику по аналогичным ситуациям, а именно решении Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2020 № А40-1776/2020-122-12, решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 11.11.2021 № 058/06/106-1014/2021.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ИП ….. поддержал ее доводы в полном объеме.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения Министерства образования Новгородской области относительно ее доводов (вх. № 3084 от 06.06.2022 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной.

В ТЗ указаны требования к функционалу камеры работающей на аппаратном уровне камеры и описанные в каталоге товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) 26.70.13.000-00000004 камера видеонаблюдения.  Для выполнения функционала, указанного в КТРУ не требуется стороннее ПО, так как требования к ПО для работы с видеокамерой в ТЗ отсутствуют.

Податель Жалобы утверждает, что неотъемлемой частью любого электронного оборудования (устройства), является ПО. В вышеописанном КТРУ при описании электронного оборудования отсутствует описание ПО, являющегося микрокодом внутренних компонентов и отвечающих за работоспособность аппаратной части. Микрокод – это программа, реализующая набор инструкций процессора. Одна инструкция языка высокого уровня преобразуется в серию машинных инструкций в процессоре, который при этом использует микрокод. Каждая машинная инструкция реализуется в виде серии микроинструкций – микропрограммы, микрокода. Микрокод является неотъемлемой частью аппаратной составляющей электронного оборудования.

Все пункты, указанные в Жалобе относятся к аппаратному обеспечению или к микрокоду устройства, отвечающего за базовые функции устройства. Заказчик согласно ТЗ приобретает камеру видеонаблюдения, задача камеры состоит в передаче полученного изображения и звука на внешнее устройство (видеорегистратор, видео сервер или персональный компьютер). Вся дальнейшая обработка информации происходит на внешних устройствах, которые не закупаются в рамках данного аукциона.

Представлены подробные разъяснения пунктов ТЗ, основываясь на которых податель Жалобы приравнивает объект закупки к электронной вычислительной машине со встроенным ПО, а именно:

  1.  НD – формат Full HD 1080p указывает на количество пикселей поддерживаемого матрицей камеры видеонаблюдения;
  2. Поддержка карт памяти - micro SD указывает на наличие физического слота для установки карты памяти;
  3. Съемка и возможности – запись на карту памяти указывает на возможность записи данных на установленную карту памяти. В ТЗ не указаны требования к ПО для обработки записанных данных, и заказчик не требует наличие ПО, установленного на камеру или иное устройство.
  4. Съемка и возможности – ночная съемка, данная характеристики подразумевает наличие инфракрасной подсветки или подсветки белого света размещенным в камере светодиодом;
  5. Функции и возможности – встраиваемый детектор движения, это часть системы видеоналитики, он определяет движение в зоне кадра. Данная функция работает на уровне процессора камеры видеонаблюдения и не использует стороннее ПО;
  6. Функции и возможности – режим WDR, является аппаратным решением и должен поддерживаться установленной матрицей.

Заказчиком были получены коммерческие предложения от трех поставщиков, что является подтверждением отсутствия ограничения количества участников закупки.

На основании вышеизложенного представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель участника закупки устных и письменных возражений не представила.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В мае-июне 2022 года заказчиком – Министерством совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку видеокамер в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359), извещение № 0150200003922000409 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.05.2022, начальная (максимальная) цена контракта - 1 275 000,00 рублей.

Извещение об электронном аукционе утверждено начальником управления Администрации Губернатора Новгородской области по организации государственных закупок ….. и временно исполняющим обязанности министра образования Новгородской области ….. (далее – Извещение).

  1. Заказчиком в пункте 3.1 Извещения определен объект рассматриваемой закупки – поставка видеокамер в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Заказчиком в Извещении в пункте 3.1.1. указан код ОКПД2: 26.70.13.000 «Камера видеонаблюдения», в пункте 3.1.2. Извещения код КТРУ 26.70.13.000-00000004.

ТЗ представлено в виде таблицы, которая состоит из 12 столбцов.  В столбце 12 ТЗ указано, что объект закупки соответствует КТРУ 26.70.13.000-00000004.

Податель Жалобы ссылается на характеристики, указанные с столбцах 4, 10, ТЗ, а именно:

- НD – формат – Full HD 1080p;

- поддержка карты памяти – micro SD;

- съемка возможности – запись на карту памяти, съемка ночная;

- функции и возможности – встраиваемый детектор движения, режим WDR.

При этом приравнивает видеокамеру к электронно-вычислительной машине со встроенным ПО, что является ошибочным.

Согласно сведениям единой информационной системы позиция КТРУ 26.70.13.000-00000004 «Камера видеонаблюдения» не содержит в себе требование или наличия ПО в составе объекта закупки, поскольку заказчик в ТЗ не устанавливает требование к наличию ПО, характеристики, указанные в КТРУ, заказчиком при описании объекта закупки применены правильно.

Согласно пункту 2(1) Постановления 1236 для целей применения пункта 2 постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

            а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

            б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

            в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

   г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Отсутствие ПО в составе описания объекта закупки также подтверждается разъяснением положений извещения, согласно которому требования к ПО в ТЗ не сформированы.

Податель Жалобы ссылается на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2020 № А40-1776/2020-122-12, согласно которому предметом закупки по данному судебному спору является поставка компьютерной техники.

В соответствии с подпунктом 1.1.4 ТЗ документации об Аукционе установлены, в том числе требования к техническим характеристикам рабочей станции, а именно «BIOS c характеристиками».

Согласно сведениям единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных к классам программного обеспечения относится, в том числе «BIOS и иное встроенное программное обеспечение».

Вне зависимости от объекта закупки, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Предметом закупки рассматриваемой Жалобы являются видеокамеры, в составе которых отсутствует ПО, следовательно, указанное решение не может являться примером для данной ситуации.

Доводы подателя Жалобы о том, что необходимо в Извещении устанавливать запрет на ПО в составе объекта закупки, предусмотренный постановлением 1236, безосновательный и в процессе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

Каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа и его аукционной комиссии в ходе осуществления рассматриваемой закупки не установлено.

Руководствуясь статьями 14, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …. (….; далее – ИП ….) на действия заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005,  Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку видеокамер в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359), извещение № 0150200003922000409 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  26.05.2022, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               ………

                                     

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                           ……….                     

                                                                               

                                                                                                        ………..                                                                     

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны