Решение №ИК/1841/23 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-218/2023 по результатам рассмотрения жало... от 16 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ»

 

ул. Лазаревская, д. 18,

Великий Новгород, 173003

e-mail: ivv@novgorod-kc.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «АЙКО-ПЕТЕРБУРГ»

 

Пулковское ш., д. 42, к. 6, стр. 1, кв. 1069,

вн. тер. г. муниципальный округ Звездное, г. Санкт-Петербург, 196158

e-mail: Aiko-peterburg@yandex.ru   

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-218/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

11 мая 2023 года

 

                                      Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

….. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

…… – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

…… – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Великого Новгорода и Новгородского района» - …… (доверенность № 39 от 10.05.2023) и …….., являющейся директором Учреждения;

участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «АЙКО-ПЕТЕРБУРГ» - …….. (доверенность № 07/10 от 07.10.2020),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АЙКО-ПЕТЕРБУРГ» (196158, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Звездное, Пулковское ш., д. 42, к. 6, стр. 1, кв. 1069; далее – ООО «АЙКО-ПЕТЕРБУРГ», Общество) на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Великого Новгорода и Новгородского района» (173003, Великий Новгород, ул. Лазаревская, д. 18; далее – ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку медицинской мебели (кровати), извещение № 32312295114 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, ЕИС) 17.04.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила Жалоба ООО «АЙКО-ПЕТЕРБУРГ» на действия заказчика – ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку медицинской мебели (кровати), извещение № 32312295114 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.04.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - ОАУСО «Новгородский КЦ» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

  1. Содержащиеся в техническом задании, являющемся разделом III документации об аукционе в электронной форме (далее – ТЗ; Документация) функциональные и технические характеристики медицинских кроватей приводят к ограничению конкуренции и соответствуют требованиям конкретного производителя таких кроватей.
  2. Сжатые сроки поставки товара (31.05.2023) свидетельствуют о том, что товар в необходимом заказчику количестве имеется на складе заранее известного поставщика, поскольку с учетом проведения аукциона, подведения итогов и заключения контракта в течении 10-20 дней, поставка товара должна быть осуществлена в течении одной недели.

При этом, ни один производитель в России не имеет свободных мощностей по производству 700 медицинских кроватей.

В связи с вышеизложенным, Общество также полагает, что между победителем и заказчиком имеется сговор на предмет отсутствия претензий заказчика к победителю при нарушении последним сроков поставки.

  1. Кроме того, Общество считает, что сформированное заказчиком обоснование начальной (максимальной) цены договора (далее - НМЦД) является недостоверным, поскольку разница между коммерческими предложениями является минимальной, тогда как, стоимость услуг по доставке и вводу медицинского оборудования в эксплуатацию порой достигает 200%, а указанные в обосновании НМЦД коммерческие предложения сделаны одним и тем же производителем.

Также Общество указывает на то, что вышеприведенные действия заказчика, свидетельствуют о нарушении им требований статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Общество просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель Общества поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Следует отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного, ООО «АЙКО-ПЕТЕРБУРГ» имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Заказчик – ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 2353-ЭП/23 от 10.05.2023 Новгородского УФАС России) считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.

Жалоба содержит одни предположения о невозможности осуществления поставки в определенные заказчиком сроки и о избыточности и необоснованности установленных заказчиком характеристик и их значений.

Каких-либо доказательств, подтверждающих доводы Жалобы, Обществом не представлено.

При этом, при определении характеристик оборудования заказчик руководствовался потребностями конечных получателей социальных услуг, а также исследованием рынка.

- Ножная секция оборудована двумя механизмами «Расомат», с помощью которых регулируется наклон секции. Для подъема секции, необходимо потянуть за один из упоров, которые должны быть съемными, что позволяет установить в любом месте каркаса. Кроме того, упоры предотвращают скольжение матраса с ложа кровати, что служит предотвращением падения пациента.

- Установленный заказчиком материал, из которого должна быть выполнена стойка для инфузионных вливаний (нержавеющая сталь) является более долговечным, хорошо поддается дезинфицированию (ежедневная обработка обеспечивает стерильность при установки капельницы). Количество крючков является оптимальным при использовании стойки в лечебно-профилактическом учреждении.

- Требование об отсутствии сквозных отверстий на верхних гранях каркаса для крепления опор предотвращает попадание влаги на незащищенную поверхность металла, что исключает появление ржавчины.

Заказчиком получено три коммерческих предложения от разных юридических лиц на поставку продукции, соответствующей потребностям заказчика. Аффилированность указанных юридических лиц не установлена и не подтверждается данными из открытых источников.

2. Определенный ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ» срок поставки оборудования установлен с учетом необходимости удовлетворения потребностей конечных потребителей (инвалидов) и выполнения плана мероприятий (дорожной карты) по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста инвалидами, нуждающимися в уходе, предусмотренным одноименной Типовой моделью системы долговременного ухода. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 (1) Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 2549 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» получатели средств федерального бюджета в 2023 году принимают бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не позднее 1 июля 2023 г. или последнего рабочего дня до указанной даты в соответствии с доведенными до них в установленном порядке до указанной даты на открытые им лицевые счета соответствующими лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

При этом, участник закупки, признанный победителем выразил согласие на поставку медицинских кроватей в определенные заказчиком сроки.

Присутствующие на рассмотрении Жалобы представители заказчика поддержали вышеприведенные письменные возражения в полном объеме, а также устно пояснили, что характеристики медицинских кроватей также были определены исходя из опыта использования таких кроватей.

Пластиковые элементы ножной секции ложа кровати менее практичны по сравнению с высокопрочной сталью.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ» при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках применяется положение о закупках ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ», утвержденное Протоколом № 13 от 19.09.2022 наблюдательного совета ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ» (далее – Положение о закупках).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, ОАУСО «НОВГОРОДСКИЙ КЦ» при проведении рассматриваемого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения о закупках.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Подпунктом 2 пункта 1.3.2 Положения о закупках предусмотрен такой способ закупки как аукцион в электронной форме.

Порядок проведения аукциона регламентирован разделом 3 Положения о закупках.

Из части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация в редакции № 2 (далее - Документация) утверждена директором ОАУСО «Новгородский КЦ» …… 17.04.2023.

  1. Согласно подпункту 1 пункта 6.1 статьи 3 Закона о закупках одним из правил описания в документации о конкурентной закупке предмета закупки является указание функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, а также эксплуатационных характеристик (при необходимости) предмета закупки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Положения о закупках аукционная документация должна содержать сведения, предусмотренные подпунктом 1.8.3 настоящего Положения.

Подпунктами 1, 5 пункта 1.8.3 Положения о закупках предусмотрено, что документация о закупке должна содержать:

- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика;

- сведения о начальной (максимальной) цене договора либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Как указывало ранее, качественные и количественные характеристики приведены в ТЗ (пункт 3 раздела II Документации).

Следует отметить, что ТЗ не содержит указание на товарный знак, а числовые значения характеристик определены заказчиком в виде минимальных и максимальных значений, что позволяет участникам закупки предложить к поставке медицинские кровати в пределах указанных значений.

При этом, как указывалось ранее, Общество считает, что определенные заказчиком характеристики товара ограничивают конкуренцию и соответствуют одному конкретному производителю.

Однако доказательств того, что определенные заказчиком характеристики товара соответствуют единственному производителю товара, подателем Жалобы не представлено, как и не представлено сведений о том, какому именно производителю соответствуют установленные заказчиком характеристики.

При этом, устанавливая характеристики товара и их значения, заказчиком был учтен опыт использования медицинских кроватей, в результате которого пластиковые элементы кроватей были менее практичными по сравнению с нержавеющей сталью, отсутствие сквозных отверстий на верхних гранях каркаса для крепления опор предотвращает попадание влаги на незащищенную поверхность металла, что предотвращает появление ржавчины.

Таким образом, установленный заказчиком материал изготовления элементов и отсутствие сквозных отверстий на изделие увеличивают срок службы медицинских кроватей.

В свою очередь наличие в распоряжении Комиссии 3 коммерческих предложений свидетельствуют о том, что поставку необходимого заказчику медицинского оборудования могут осуществить несколько поставщиков.

На основании изложенного, рассматриваемый довод Жалобы не нашел своего подтверждения, и является необоснованным.

1.1 Как следует из пункта 6 раздела 2 Документации обоснование НМЦД содержится в разделе IV Документации (далее – Обоснование НМЦД).

Из Обоснования НМЦД следует, что цена определена заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), с использованием трех источников информации.

Комиссией установлено, что при Обосновании НМЦД заказчиком были использованы коммерческие предложения трех юридических лиц, два из которых, как следует из документов, являются производителями медицинского оборудования.

Имеющие в распоряжении Комиссии коммерческие предложение соответствуют по цене отраженным в Обосновании НМЦД.

Следовательно, у Комиссии отсутствуют доказательства недостоверности информации о стоимости медицинских кроватей, отраженной в Обосновании НМЦД.

 Таким образом, доводы о том, что заказчик подошел формально к определению НМЦД и использовал коммерческие предложения одного хозяйствующего субъекта не нашли своего подтверждения, в связи с чем, в данной части Жалоба также является необоснованной.

  1. Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документацию о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Аналогичным образом сформулированы требования к документации о конкурентной закупки в подпункте 4 пункта 1.8.3. Положения о закупках.

Пунктом 5 раздела II Документации предусмотрено, что поставка товара осуществляется одной партией или партиями в период с даты заключения договора по 31.05.2023 по заявкам заказчика.

Согласно данным официального сайта, на участие в рассматриваемой закупки была подана заявка единственного участника закупки, которая признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям Документации.

Итоги рассматриваемой закупки подведены заказчиком 03.05.2023.

С учетом требований части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Согласно данным официального сайта протокол от 03.05.2023 итогового заседания комиссии по закупкам ОАУСО «Новгородский КЦ» на участие в открытой закупке в электронной форме на поставку медицинской мебели (кровати) размещен заказчиком в ЕИС 03.05.2023.

Следовательно, договор может быть заключен заказчиком не ранее 13.05.2023.

Принимая во внимание острую необходимость в обеспечении медицинскими изделиями инвалидов, а также заинтересованность и добросовестность заказчика и поставщика, на поставку товара у победителя закупки будет не неделя, как указывает в своей Жалобе Общество, а 18 календарных дней.

При этом следует отметить, что согласно коммерческим предложениям, используемым при Обосновании НМЦД, участники закупки готовы поставить товар в еще более короткие сроки (7 рабочих дней с момента получения заявки, 14 календарных дней с момента получения заявки и 1 рабочий день с момента получения заявки).

Следовательно, установленный заказчиком срок на поставку медицинских товаров является надлежащим и позволяет поставщику до 31.05.2023 исполнить взяты на себя обязательства по поставке товара.

В свою очередь, утверждения Общества о том, что ни один производитель в России не имеет мощностей по производству необходимого заказчику количества медицинских кроватей, а также о наличии такого объема товара у одного конкретного поставщика, являются голословными.

Каких-либо доказательств своим утверждениям, Обществом и его представителем представлено не было ни в Жалобе, ни на ее рассмотрении.

На основании изложенного, рассматриваемый довод Жалобы также не нашел своего подтверждения, в связи с чем Жалоба является необоснованной полностью.

На рассмотрении Жалобы представителем ее подателя было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения Жалобы в случае если Комиссия посчитает ее доводы необоснованными.

Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство, пришла к выводу об отказе в его удовлетворении.

Согласно части 14 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

Каких-либо мотивированных оснований для отложения рассмотрения Жалобы представителем Общества не представлено.

До окончания рассмотрения Жалобы по существу Комиссия не вправе делать выводы об обоснованности либо необоснованности ее доводов и принимать какие-либо процессуальные решения на основании таких выводов.

При этом, согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, подавая Жалобу, содержащую доводы об ограничении конкуренции, в частности о соответствии товара лишь одного производителя (поставщика), установленным заказчиком характеристикам, о ненадлежащем Обосновании НМЦД, а также о неисполнимых сроках поставки товара, Общество должно доказать те обстоятельства на которые ссылается.

В данном случае таких документов материалы Жалобы не содержат.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АЙКО-ПЕТЕРБУРГ» (196158, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Звездное, Пулковское ш., д. 42, к. 6, стр. 1, кв. 1069) на действия заказчика – Областного автономного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Великого Новгорода и Новгородского района» (173003, Великий Новгород, ул. Лазаревская, д. 18) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку медицинской мебели (кровати), извещение № 32312295114 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.04.2023, необоснованной.

 

 

…….

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны