Решение б/н Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении Админис... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

08 апреля 2011 года                                                                          Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2011.

В полном объеме решение изготовлено 08.04.2011.                                                                                                                                          

Исходящий № 1157/02 от 08.04.2011

 

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <….> - руководитель Новгородского УФАС России (далее - Управление);

члены Комиссии: <….> – главный специалист-эксперт Управления, <….> - специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 19 по признакам нарушения Администрацией г. Чудово пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:

от ответчика:

<….> – заместитель Главы администрации г. Чудово без доверенности;

<….>, действующий на основании доверенности от 19.01.2011 № <…>;

от заявителя:

<….> - директор, действующая на основании устава;

<….>, действующий на основании доверенности от 29.03.2011 № <…>,

УСТАНОВИЛА:

08.02.2011 вх. № 622 в Новгородское УФАС России поступило заявление ООО «СБУ-ИНВЕСТ» о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией г. Чудово на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

В газете «Родина» № 5 (8146) от 03.02.2011 под заголовком  «На заметку «За чистоту в городе» была размещена информация Администрации г. Чудово (далее - Администрация) о том, что юридические лица и предприниматели обязаны своевременно заключать договора на вывоз бытовых отходов и мусора со специализированной обслуживающей организацией (ООО «СБУ-4»), физические лица – с индивидуальным предпринимателем <П….> тел. 89216907540).

ООО «СБУ-ИНВЕСТ» считает, что указанные действия Администрации  создают препятствия осуществления деятельности ООО «СБУ-ИНВЕСТ» на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории г. Чудово, поскольку юридическим и физическим лицам органом местного самоуправления дается указание заключать договоры на сбор и вывоз бытовых отходов на территории г. Чудово только с ООО «СБУ-4» и индивидуальным предпринимателем <П…>, ограничивая для приобретателей данных услуг выбор хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги.

Данные действия Администрации могут привести к ограничению, устранению конкуренции и являются нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ответу Администрации от 28.03.2011 № 324 Заметка «За чистоту в городе», размещенная Администрацией в газете «Родина» от 03.02.2011 № 5 (8146), носила информационный (пояснительный), а не обязывающий характер, не ограничивая выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов. Условия доступа на товарный рынок Администрация не ограничивала. Перечень организаций, предоставляющих соответствующие услуги в г. Чудово, конкурирующих с другими организациями на общих условиях обращения услуг на рынке, данный в газете «Родина», является примерным.

По мнению Администрации в статье 15 Закона о защите конкуренции приведен исчерпывающий перечень запретов на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения органов местного самоуправления. Исходя из вышеуказанной нормы закона, размещение информационной статьи в газете «Родина» не является запретительным действием.

По результатам проведенного антимонопольного расследования Новгородским УФАС России 14.03.2011 было возбуждено дело № 19 по признакам нарушения Администрацией пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив имеющиеся в деле материалы и документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.

Администрация является органом местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам органов местного самоуправления относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Советом депутатов г. Чудово от 29.07.2010 № 261 утверждены Правила сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории г. Чудово. 

По письменному запросу Новгородского УФАС России от 14.02.2011 № 403/02 Чудовской районной газетой «Родина» была представлено копия письма Администрации от 25.01.2011 № 64, на основании которого в газете была опубликована вышеуказанная информация. 

Указанное письмо и опубликованная в газете информация подписаны заместителем главы Администрации <…>.

ООО «СБУ-ИНВЕСТ» является лицензированной специализированной организацией по вывозу бытовых отходов от многоквартирных жилых домов, предприятий, организаций и учреждений на территории г. Чудово Новгородской области. ООО «СБУ-ИНВЕСТ» создано в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО «СБУ-ИНВЕСТ» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного общим собранием участников ООО «СБУ-ИНВЕСТ» (протоколом от 25.01.2010 № 4).

В материалах дела имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, № ОТ-22-000306 (53) от 18.06.2009, выданная ООО «СБУ-ИНВЕСТ» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. 

Следовательно, деятельность ООО «СБУ-ИНВЕСТ» по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами. Кроме того, между ООО «СБУ-ИНВЕСТ» и юридическими и физическими лицами заключены договоры на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

При рассмотрении дела <…> письмом от 28.03.2011 № 137 представила список организаций, которые расторгли договора с ООО «СБУ-ИНВЕСТ» по вывозу отходов в г. Чудово после публикации вышеуказанного объявления в газете «Родина» № 5 (8146) от 03.02.2011.

Заместитель Главы администрации <….> предположил, что основанием для расторжения договоров на вывоз мусора с ООО «СБУ-ИНВЕСТ» явилось увеличение тарифов на услуги, предоставляемые ООО «СБУ-ИНВЕСТ» по сбору и транспортировке бытовых отходов, а не публикация объявления в газете «Родина» № 5 (8146) от 03.02.2011.

<….> пояснила, что в 2011 году тариф ООО «СБУ-ИНВЕСТ»  на услуги по вывозу бытовых отходов для бюджетных организаций составляет 226 рублей. В эту же сумму входит и размещение отходов. В материалах дела имеется копия приказа генерального директора ООО «СБУ-4» от 01.01.2011, в соответствии с которым тарифы ООО «СБУ-4» на услуги по сбору, транспортировке и размещению отходов на санкционированной свалке на 2011 год составляют 278 рублей, то есть выше, чем у ООО «СБУ-ИНВЕСТ».

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В материалах дела имеется письмо ООО «СБУ-ИНВЕСТ» от 28.03.2011 № 137, в котором представлен список юридических лиц, которые расторгли в 2011 году договора с ООО «СБУ-ИНВЕСТ» по вывозу отходов. Все юридические лица заявили о расторжении договоров именно после публикации  в газете «Родина» № 5 (8146) от 03.02.2011 под заголовком «На заметку «За чистоту в городе» информации Администрации.

Такие отказы юридических лиц от услуг, оказываемых ООО «СБУ-ИНВЕСТ», могут привести к устранению данного хозяйствующего субъекта с рынка услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора из-за отсутствия приобретателей данных услуг, что может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке в г. Чудово.

Указанные действия Администрации создают или могут создавать препятствия осуществления деятельности ООО «СБУ-ИНВЕСТ» на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории г. Чудово, поскольку данный орган местного самоуправления обязал юридические лица заключать договоры на сбор и вывоз бытовых отходов на территории г. Чудова только с ООО «СБУ-4», а физические лица – только с индивидуальным предпринимателем <П…>, ограничивая для приобретателей услуг выбор хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги.

Таким образом, утверждение Администрации о том, что публикация объявления в газете «Родина» № 5 (8146) от 03.02.2011 под заголовком  «На заметку «За чистоту в городе» не нарушает действующее законодательство, я в в не подтверждается материалами дела.

Указанные действия Администрации приводят или могут привести к устранению хозяйствующего субъекта с рынка, к сокращению количества хозяйствующих субъектов на рынке, а также к устранению конкуренции между ООО «СБУ-4» и <П…>, к отказу хозяйствующих субъектов, как продавцов, так и от потребителей услуг, самостоятельных действий на рынке. Все указанное соответствует признакам ограничения конкуренции, содержащимся в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности пунктом 5 указанной статьи запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Исходя из части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции законодателем  определен перечень запретов на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения органов местного самоуправления, исходя из которых антимонопольный орган может признать нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» орган, совершивший ограничивающие конкуренцию действия, обязан указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу осуществить указанные действия. В своих письменных и устных объяснения Администрация не смогла сослаться на какую-либо норму федерального закона, разрешающую ему совершать действия, запрещенные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.    

Таким образом, опубликовав объявление в газете «Родина» № 5 (8146) от 03.02.2011 Администрация установила для приобретателей услуг по сбору и вывозу отходов и мусора ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, что привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к вводу, что действия Администрации нарушают пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:    

1. Признать в действиях Администрации г. Чудово нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в г. Чудово.

2. Выдать Администрации г. Чудово обязательное предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно опубликовать в газете «Родина» официальное сообщение (объявление) о том, что информация, опубликованная в газете «Родина» № 5 (8146) от 03.02.2011 под заголовком «На заметку «За чистоту в городе» не соответствует требованиям действующего законодательства, и юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица могут заключать договоры на вывоз бытовых отходов и мусора по своему выбору с любой организацией, осуществляющей данный вид деятельности. 

Газетная площадь публикации сообщения (объявления) должна быть не менее газетной площади сообщения, опубликованного под заголовком  «На заметку «За чистоту в городе» в газете «Родина» № 5 (8146) от 03.02.2011.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Председатель комиссии                                                              

Члены комиссии                                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны