Решение №ИК/2610/23 РЕШЕНИЕ № 053/10/104-351/2023 по результатам проверки факта ... от 12 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
№ 053/10/104-351/2023
по результатам проверки факта одностороннего отказа государственного заказчика
от исполнения государственного контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе
Резолютивная часть оглашена 07.07.2023
В полном объеме изготовлено 12.07.2023 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
…,
в присутствии представителей:
государственного заказчика – Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13 А; далее – Министерство) – …;
подрядчика – Общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОН» (ИНН: 2308198364; КПП: 231001001; …; адрес юридического лица: 350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, д. 40, пом. 15-18, 20, 21; далее – ООО «ГАБИОН») – …,
рассмотрев сведения, поступившие от государственного заказчика – Министерства об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта № 2 от 29.04.2022 (реестровый номер контракта – 2532111424922000002), заключенного с единственным участником закупки – ООО «ГАБИОН» по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение № 0150200003922000212 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) 06.04.2022,
УСТАНОВИЛА:
30.06.2023 в Новгородское УФАС России от государственного заказчика – Министерства поступили сведения об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта № 2 от 29.04.2022 (реестровый номер контракта – 2532111424922000002), заключенного с единственным участником закупки – ООО «ГАБИОН» по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение № 0150200003922000212 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.04.2022 (вх. № 3535-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Правила) (далее – Постановление № 1078).
Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссией осуществлена внеплановая проверка соблюдения государственным заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения государственного контракта.
В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном подрядчике установлено следующее.
06.04.2022 уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области на официальном сайте было размещено извещение № 0150200003922000212 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области.
Согласно протоколу от 18.04.2022 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) единственная заявка на участие в настоящем электронном аукционе поступила от ООО «ГАБИОН», заявка указанного лица аукционной комиссией уполномоченного органа была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
29.04.2022 между государственным заказчиком – Министерством и единственным участником закупки – ООО «ГАБИОН» был заключен государственный контракт № 2 (реестровый номер контракта – 2532111424922000002, цена контракта – 53 106 710, 00 рублей; далее – Контракт) на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Контракта предметом контракта является выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области в соответствии с прилагаемыми к настоящему Контракту техническим заданием (Приложение № 1), разработанными подрядчиком и согласованными с заказчиком сметой на выполнение работ (Приложение № 2) и графиком выполнения работ (Приложение № 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Работы выполняются подрядчиком в строгом соответствии с проектной документацией «Расчистка русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области» (изготовлена Обществом с ограниченной ответственностью «ЕвроГеоПроект» в 2021 году; далее – Проектная документация).
Согласно пункту 1.4 Контракта подрядчик обязуется выполнить указанные в пункте 1.2 настоящего Контракта работы на условиях и в сроки, установленные Контрактом, и передать государственному заказчику результаты выполненных работ, а государственный заказчик обязуется принять результаты таких работ и оплатить их.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Контракта общий срок выполнения работ по нему составляет период с даты заключения Контракта и по 31.10.2024 включительно.
При этом, согласно пункту 3.4.2 Контракта работы выполняются поэтапно.
I этап работ включает:
- работы подготовительного этапа: вынос оси расчистки в натуру; лесосводка; устройство технологических проездов и площадок, площадок постоянного складирования грунта;
- работы основного этапа: расчистка русла р. Явонь на участке протяженностью не менее 2,0 км (ПК 0+00 ÷ ПК 20+00).
II этап работ включает:
выполнение работ по расчистке русла р. Явонь на участке ПК 20+00 ÷ ПК 47+75.
III этап работ включает:
- завершение выполнения работ по расчистке русла р. Явонь, включая выполнение работ по креплению откосов русла р. Явонь и демонтажных работ;
- рекультивация временных площадок складирования грунта, технологических проездов и площадок;
- компенсация вреда, нанесенного водным биологическим ресурсам.
В силу положений пункта 3.4.3 Контракта подрядчик обязан выполнить работы и письменно уведомить об этом государственного заказчика:
- по I этапу в срок не позднее 31.10.2022;
- по II этапу в срок не позднее 31.10.2023;
- по III этапу в срок не позднее 31.10.2024.
Приложением № 3 к Контракту установлены конкретные сроки начала и окончания выполнения работ по этапам.
В частности, работы по I этапу выполняются с даты заключения Контракта (29.04.2022) по 31.10.2022, работы по II этапу – с 02.06.2023 по 31.10.2023, а работы по III этапу – с 02.06.2024 по 31.10.2024.
Согласно письму Министерства исх. № ПР-6661-И от 06.07.2023 (вх. № 3694-ЭП/23 от 06.07.2023 Новгородского УФАС России) сметная стоимость работ 2022 года, то есть стоимость работ I этапа, составляет 22 872 170, 00 рублей.
При этом, согласно материалам Сведений в рамках I этапа подрядчиком работы были выполнены лишь частично.
Так, 17.05.2022 государственным заказчиком было произведено авансирование выполнения подрядчиком работ в рамках I этапа на сумму 5 031 877, 40 рублей (платежное поручение № 596280).
Согласно сформированному подрядчиком на официальном сайте акту о приемке выполненных работ от 20.09.2022 № 1 в период с 29.04.2022 по 20.09.2022 (то есть в рамках I этапа) им были выполнены работы на общую сумму (с учетом ранее полученного аванса) 10 883 687, 40 рублей, доплата в размере 5 851 810, 00 рублей за I этап государственным заказчиком была произведена 29.09.2022 (платежное поручение № 164630).
По состоянию на 31.10.2022 подрядчиком не были исполнены работы в рамках I этапа на сумму 11 988 482, 60 рублей.
20.12.2022 подрядчиком на официальном сайте был сформирован акт о приемке выполненных работ № 3 на сумму 11 988 482, 60 рублей.
Однако такие работы государственным заказчиком приняты не были в связи с выявленными нарушениями условий Контракта (заключение от 22.12.2022 проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, предоставленных исполнителем, в части их соответствия условиям Контракта), а именно:
- результаты выполненных работ представлены позднее установленного Контрактом срока выполнения работ в рамках I этапа;
- работы в рамках I этапа выполнены не в полном объеме;
- работы выполняются не поэтапно, подрядчик самостоятельно изменил виды и объемы работ, выполняемых в рамках I этапа.
В дальнейшем, указанные отступления подрядчика от условий Контракта были подтверждены составленным государственным заказчиком 12.01.2023 актом осмотра объекта, согласно которому:
- расчистка русла выполнена по правому берегу до отметки ПК-14 при обязательстве по Контракту произвести работы до отметки ПК-20;
- дноуглубительные работы проведены до отметки ПК-10 при обязательстве по Контракту произвести работы до отметки ПК-20;
- изъятые в ходе выполнения работ грунты не в полном объеме перемещены на площадки складирования, определенные Проектной документацией;
- на площадках складирования отмечена низкая технологическая дисциплина размещения и организации содержания со стороны подрядчика, наличие в массах грунта остатков древесной растительности.
Кроме того, подрядчиком допущено хранение изъятых грунтов в водоохранной зоне, отсутствие страхования работ, профессиональной ответственности, начало выполнения работ позднее срока, отсутствие уведомления о начале выполнения работ, несвоевременное представление достоверной информации о ходе исполнения обязательств, ненаправление письменных уведомлений об обстоятельствах, замедляющих ход работ или делающих дальнейшее их продолжение невозможным.
В адрес подрядчика государственным заказчиком неоднократно направлялись претензии о несоблюдении сроков и объемов выполняемых работ (письма Министерства исх. № ПР-10536-И от 31.10.2022, № ПР-10899-И от 11.11.2022, № ПР-12808-И от 30.12.2022, №-ПР-2463-И от 13.03.2023), а 07.06.2023 в адрес подрядчика государственным заказчиком было направлено требование об уплате пени (письмо Министерства исх. № ПР-5565-И от указанной даты).
16.06.2023 подрядчиком на официальном сайте были сформированы акты о приемке выполненных работ № 1 на сумму 10 830 240, 00 рублей, а также № 2 на сумму 1 460 761, 20 рублей.
Государственным заказчиком собственными силами была проведена экспертиза представленных подрядчиком результатов работ и приложенных к ним документов.
По акту о приемке выполненных работ от 16.06.2023 № 1 в результате проведенной государственным заказчиком экспертизы было установлено следующее (заключение от 26.06.2023 проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, предоставленных исполнителем, в части их соответствия условиям Контракта):
- подрядчиком нарушен порядок приемки выполненных работ (пункт 3.5 Контракта), а именно подрядчик письменно в установленный срок не уведомил государственного заказчика о выполнении работ (с указанием наименования работ) и не передал государственному заказчику с сопроводительным письмом согласованные с организациями, осуществляющими строительный контроль и авторский надзор, документы (акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 в количестве 4 экземпляров; справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 в 2 экземплярах; согласованную с организациями, осуществляющими строительный контроль и авторский надзор, исполнительно-техническую отчетную документацию, в соответствии с требованиями РД-11-02-2006, подтверждающую объёмы и качество выполненных по этапу работ, фотоматериалы);
- Проектной документацией предусмотрено дробление валунов в русле с первого года исполнения Контракта, однако работы не проводились и к оплате не предъявлялись;
- документы, подтверждающие выполнение работ по лесосводке и устройству технологических проездов и площадок, входящие в состав работ первого года, не представлены и, следовательно, не выполнены в полном объеме;
- работы I этапа не выполнены в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с условиями Контракта и сметно-финансовым расчетом работ цена части работ I этапа – цена работ по расчистке русла земснарядом и экскаваторами составляет 15 087 110, 00 рублей. С учетом принятых работ по акту о приемке выполненных работ № 1 от 20.09.2022 и работ, заявленных как выполненные по акту о приемке выполненных работ № 1 от 16.06.2023, цена части работ I этапа – цена работ по расчистке русла земснарядом и экскаваторами составляют 20 275 279, 80 рублей, что свидетельствует о выполнении подрядчиком части работ II этапа до полного завершения работ I этапа и является нарушением условий Контракта (письмо Министерства исх. № ПР-6661-И от 06.07.2023).
По акту о приемке выполненных работ от 16.06.2023 № 2 в результате проведенной государственным заказчиком экспертизы было установлено следующее (заключение от 26.06.2023 проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, предоставленных исполнителем, в части их соответствия условиям Контракта):
- подрядчиком нарушен порядок приемки выполненных работ (пункт 3.5 Контракта), а именно подрядчик письменно в установленный срок не уведомил государственного заказчика о выполнении работ (с указанием наименования работ) и не передал государственному заказчику с сопроводительным письмом согласованные с организациями, осуществляющими строительный контроль и авторский надзор, документы (акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 в количестве 4 экземпляров; справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 в 2 экземплярах);
- в соответствии с условиями контракта Подрядчик обязан приступить к работам II этапа в соответствии с графиком выполнения работ после выполнения работ I этапа. По состоянию на 16.06.2023 I этап работ подрядчиком выполнен не в полном объеме, что является препятствием для начала выполнения работ по следующему этапу.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из приложений к извещению об осуществлении закупки является проект контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 8.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.3 Контракта односторонний отказ возможен в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе отступления подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК).
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, 16.06.2023 государственным заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (письмо Министерства исх. № ПР-5916-И от указанной даты; далее – Решение об одностороннем отказе).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Действия, предусмотренные пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком были выполнены 16.06.2023 (в указанную дату с использованием единой информационной системы было сформировано Решение об одностороннем отказе, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени государственного заказчика, и размещено в единой информационной системе).
Согласно материалам Сведений Решение об одностороннем отказе в личный кабинет подрядчика в единой информационной системе также было доставлено в указанную дату (16.06.2023).
16.06.2023 в силу положений пунктов 2, 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом государственным заказчиком Решении об одностороннем отказе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако в предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок с даты надлежащего уведомления ООО «ГАБИОН» о принятом Министерством Решении об одностороннем отказе нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения (в данном случае до 26.06.2023 включительно), подрядчиком устранены не были.
С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.06.2023 и с указанной даты Контракт считается расторгнутым.
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители государственного заказчика указанную хронологию событий не оспаривали.
Суть имеющихся в материалах Сведений письменных пояснений ООО «ГАБИОН» относительно ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту (вх. № 3727-ЭП/23 от 07.07.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
Работы по углублению р. Явонь были выполнены до проектных отметок и проектных ширин на участке ПК0+00 – ПК14+00.
На участке ПК14+00 – ПК20+00 по правому берегу расположены земли лесного фонда, для выполнения работ по лесосводке на которых у подрядчика отсутствует лесорубочный билет.
26.05.2022 подрядчиком в адрес государственного заказчика был направлен запрос исх. № 096 о предоставлении указанного документа.
10.06.2022 подрядчик в письме исх. № 130 повторно указал государственному заказчику на необходимость получения лесорубочного билета для полноценного исполнения обязательств по Контракту.
22.12.2022 и 28.12.2022 ООО «ГАБИОН» в адрес государственного заказчика были направлены письма исх. № 320, 321, в которых подрядчик сообщил, что объемы работ в рамках I этапа в стоимостном выражении им выполнены 20.12.2022.
19.01.2023 подрядчиком в адрес государственного заказчика был направлен очередной запрос на получение лесорубочного билета (письмо подрядчика исх. № 20).
Также ООО «Габион» сообщил Министерству, что в соответствии с Проектной документацией (проект организации строительства) необходимо устройство временных землевозных дорог и технологических проездов, которые тоже должны быть расчищены от леса.
Кроме того, в случае выделения земельного участка необходимо разработать проект освоения лесов, оформить сервитут на лесной участок, разработать проект восстановления лесов и осуществить компенсационную высадку и 5-летний уход за высаженным лесом.
Вместе с тем, Контрактом данные мероприятия не предусмотрены.
13.02.2023 ООО «Габион» в письме исх. № 039 в адрес государственного заказчика сообщил последнему, что по состоянию на 20.12.2022 подрядчиком выполнены работы на сумму I этапа полностью, однако в связи с невозможностью производства работ на землях лесного фонда из-за невыдачи Министерством лесорубочного билета работы по расчистке русла фактически выполнены по правому берегу на ПК0+00 – ПК14+00, по левому берегу на ПК0+00 – ПК22+00 и ПК42+00 – ПК47+50 (общая протяженность расчистки – 2, 075 км).
Объемы работ подтверждается исполнительной документацией, утвержденной представителями авторского надзора и строительного контроля.
В данном письме подрядчик также указал государственному заказчику на то, что запросы о предоставлении лесорубочного билета им были проигнорированы.
10.03.2023 в связи с невозможностью производства работ на землях лесного фонда из-за невыдачи Министерством лесорубочного билета подрядчик объявил о приостановке работ до получения разрешения на рубку леса.
16.06.2023 в письме исх. № 166 подрядчик повторно сообщил государственному заказчику следующее:
- работы по расчистке русла выполнены до проектных отметок и проектных ширин на участке ПК0+00 – ПК14+00;
- на участке ПК14+00 – ПК20+00 по правому берегу расположены земли лесного фонда, для выполнения работ по лесосводке на которых у подрядчика отсутствует лесорубочный билет;
- на участке ПК14+00 – ПК22+00 выполнено углубление левой стороны русла р. Явонь (от оси до левого берега),
а также дополнительно указал, что:
- устранены замечания по вывозу грунта с водоохранной зоны на площадки складирования в полном объеме;
- устранены замечания по устройству отвалов грунта, убраны с площадок остатки древесной растительности, грунт выравнен, площадки окультурены.
По мнению подрядчика, в денежном выражении общий объем выполненных работ составляет 23 174 688, 60 рублей, из них государственным заказчиком:
- принято и оплачено с ПК0+00 – ПК8+00 на сумму 10 883 687, 40 рублей;
- не принято и не оплачено с ПК8+00 – ПК14+00 и с ПК14+00 – ПК22+00 (от оси до левого берега) на сумму 12 291 001, 20 рублей.
26.06.2023 подрядчиком в адрес государственного заказчика в ответ на принятое им Решение об одностороннем отказе было направлено письмо исх. № 169, в котором подрядчик указал на вышеуказанные обстоятельства, препятствующие полному исполнению обязательств по Контракту.
Помимо указанного, в рассматриваемых пояснениях подрядчик отмечает, что является исполнителем 61 государственного контракта на общую сумму 2 327 122 005, 00 рублей, что подтверждает его добросовестность.
С учетом изложенного, подрядчик просит Сведения в реестр недобросовестных поставщиком не включать.
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители подрядчика поддержали вышеуказанные пояснения в полном объеме, а также дополнительно отметили следующее.
Умысла уклоняться от исполнения Контракта подрядчик не имел, однако был веден в заблуждение несоответствием Проектной документации месту производства работ.
Так, согласно листу 20 раздела 2 «Проект полосы отвода» 06-2020-ППО Проектной документации работы производятся на землях населенных пунктов.
Данные обстоятельства, по мнению представителей подрядчика, подтверждаются и отсутствием в составе Проектной документации раздела «Проект освоения лесов».
Однако при начале производства работ (вынесении проекта в натуру) подрядчик установил, что работы необходимо выполнять в том числе и на землях лесного фонда.
В дальнейшем представленная подрядчиком в адрес государственного заказчика проектная документация лесного участка Министерством согласована не была.
Фактически работы были завершены 20.12.2022, в течение 2023 года подрядчиком выполнялись лишь работы, связанные с последствиями прошедшего весной 2023 года паводка.
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители государственного заказчика относительно указанных письменных пояснений подрядчика и устных пояснений его представителей указали следующее.
Лист 24 раздела 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта» 06-2020-ТКР Проектной документации содержит указание на то, что часть работ по лесосводке выполняется на территории государственного лесного фонда.
При этом, Проектная документация имеет положительное заключение экспертизы, а необходимость наличия в составе Проектной документации раздела «Проект освоения лесов», по мнению представителей Министерства, в данном случае отсутствует.
В ответ на обращения подрядчика о выдаче лесорубочного билета ему было сообщено, что выдача указанного документа в данном случае не требуется, а также в устном порядке разъяснен последовательный порядок действий подрядчика по получению права на рубку леса: подача заявления о предоставлении земельного участка в аренду (с указанием цели использования) – разработка арендатором проекта освоения лесов – получение от уполномоченного органа положительного заключения экспертизы в отношении такого проекта – подача арендатором лесной декларации и ее проверка уполномоченным органом.
Представленная ООО «ГАБИОН» в адрес государственного заказчика проектная документация лесного участка не была согласована Министерством в том числе и в связи с несоблюдением подрядчиком вышеуказанного порядка.
Оценив и исследовав Сведения, имеющиеся письменные пояснения подрядчика, представленные сторонами документы и информацию, а также устные пояснения их представителей, Комиссия приходит к следующим выводам.
Как установлено выше, работы по Контракту разбиты на 3 этапа и должны были выполняться подрядчиком последовательно (пункт 3.4.2 Контракта), в связи с чем до завершения работ в рамках I этапа подрядчик не имел права начинать выполнять работы в рамках II.
I этап работ включает:
- работы подготовительного этапа: вынос оси расчистки в натуру; лесосводка; устройство технологических проездов и площадок, площадок постоянного складирования грунта;
- работы основного этапа: расчистка русла р. Явонь на участке протяженностью не менее 2,0 км (ПК 0+00 ÷ ПК 20+00).
II этап работ включает:
выполнение работ по расчистке русла р. Явонь на участке ПК 20+00 ÷ ПК 47+75.
Работы по I этапу должны были выполняться с даты заключения Контракта (29.04.2022) и по 31.10.2022, а работы по II этапу – с 02.06.2023 по 31.10.2023 (Приложение № 3 к Контракту).
Материалами Сведений подтверждается, что работы в рамках I этапа подрядчиком в срок до 31.10.2022 в полном объеме выполнены не были, в частности, не выполнены работы по расчистке русла реки на участке ПК 14+00 – ПК 20+00.
Как следует из имеющихся в материалах Сведений письменных пояснений подрядчика, причиной невыполнения работ послужило нахождение участка ПК 14+00 – ПК 20+00 в составе земель лесного фонда и отсутствие у подрядчика разрешения на рубку леса на данном участке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
В связи с невозможностью производства работ на землях лесного фонда по причине невыдачи Министерством разрешения на рубку (лесорубочного билета) и игнорированием государственным заказчиком запросов подрядчика о выдаче такого разрешения, 10.03.2023 ООО «ГАБИОН» объявило о приостановке выполнения работ до получения от Министерства соответствующих документов.
Рассмотрев указанное основание для приостановки работ подрядчиком, Комиссия приходит к выводу о его необоснованности (несостоятельности) в связи со следующим.
1. Согласно положениям абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность путем участия в государственных и муниципальных закупках, самостоятельно несет ответственность и риски наступления негативных последствий, связанных с невозможностью исполнения заключаемых контрактов.
Подавая заявку на участие в рассматриваемой закупке, ООО «ГАБИОН» принимал на себя обязательство по выполнению в установленные сроки работ, соответствующих требованиям технического задания закупки, включающего в себя среди прочего и Проектную документацию.
Как справедливо отмечает государственный заказчик, лист 24 раздела 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта» 06-2020-ТКР Проектной документации действительно содержит указание на то, что часть работ по лесосводке выполняется на территории государственного лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Необходимо отметить, что Проектная документация имеет положительное заключение негосударственной экспертизы № 53-2-1-3-063325-2021 от 26.10.2021, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «ПРОММАШ ТЕСТ» (ИНН: 5029124262; г. Москва), в том числе подтверждающее и соответствие раздела 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта» 06-2020-ТКР требованиям технических регламентом и нормативов Российской Федерации, а также его изготовление проектировщиком в полном объеме (стр. 18-19).
Сметная стоимость объекта расчистки в составе Проектной документации также определена достоверно (положительное заключение АУ РА «Госэкспертиза Адыгеи» № 63/41н-21 от 15.10.2021).
Таким образом, предварительно ознакомившись с условиями закупки, став ее единственным участником и по итогам электронного аукциона заключив Контракт, подрядчик был надлежащим образом осведомлен о видах и условиях выполнения работ, в том числе и с условием о том, что часть работ по лесосводке подлежит выполнению на территории лесного фонда.
Учитывая изложенное, утверждение подрядчика о том, что он был введен в заблуждение и фактически узнал о нахождении участка ПК 14+00 – ПК 20+00 в составе земель лесного фонда только после начала выполнения работ по Контракту, является несостоятельным и ложным, подрядчик должен был учитывать данные обстоятельства и с учетом их наличия организовывать исполнение своих обязательств по Контракту, в том числе и в части установленного срока выполнения работ.
2. Вопреки утверждению ООО «ГАБИОН» об игнорировании государственным заказчиком его запросов о предоставлении лесорубочного билета, материалами Сведений подтверждается, что Министерством был дан ответ по существу на первый же запрос подрядчика по данному предмету от 26.05.2022.
Так, в письме исх. № ПР-6014-И от 23.06.2022 государственный заказчик в ответ на запрос подрядчика от 26.05.2022 сообщил, что в соответствии с действующим законодательством выдача разрешения на вырубку растительной и кустарниковой растительности не предусмотрена.
Также в письме исх. № ПР-6070-И от 24.06.2022 Министерство сообщило подрядчику о том, что выдача разрешения на рубку древесной и кустарниковой растительности в границах населенных пунктов в полномочия государственного заказчика не входит.
Кроме того, как пояснили на заседании Комиссии представители государственного заказчика, дополнительно подрядчику в устном порядке был разъяснен следующий последовательный порядок действий по получению права на рубку:
- подача заявления о предоставлении земельного участка в аренду (с указанием цели использования) (статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК));
- разработка арендатором проекта освоения лесов (статья 88 ЛК);
- получение от уполномоченного органа положительного заключения экспертизы в отношении такого проекта (статья 89 ЛК);
- подача арендатором лесной декларации и ее проверка уполномоченным органом (статья 26 ЛК).
Информация, опровергающая факт информирования Министерством подрядчика о порядке получения разрешения на рубку, в материалах Сведений отсутствует, представителями подрядчика на рассмотрении также не представлена.
Доказательством информирования подрядчика об указанном порядке также служит и представление им 23.11.2022 в адрес государственного заказчика проектной документации лесного участка (письмо подрядчика исх. № 290 от указанной даты).
В утверждении такой проектной документации лесного участка государственным заказчиком подрядчику было отказано в связи с несоблюдением требований к ее содержанию (письмо Министерства исх. № 290 от 23.11.2022).
В указанном письме государственный заказчик также указал, что готов повторно рассмотреть проектную документацию лесного участка после устранения соответствующих недостатков.
О готовности рассмотреть проектную документацию лесного участка государственный заказчик в дальнейшем сообщал подрядчику и в письме исх. № ПР-2922-И от 23.03.2023.
Однако исправленная проектная документация лесного участка в адрес государственного заказчика подрядчиком представлена не была.
Таким образом, принятие подрядчиком исчерпывающих и достаточных мер для надлежащего выполнения работ в рамках I этапа Контракта (включая получение необходимых праворазрешающих документов для выполнения работ по лесосводке) и сдачи их результата государственному заказчику, материалами Сведений не подтверждается.
Также необходимо отметить, что в ходе выполнения работ в рамках I этапа Контракта подрядчиком был допущен и ряд иных существенных отступлений от условий Контракта, перечисленных государственным заказчиком в вышеупомянутых заключениях экспертизы от 22.12.2022, 26.06.2023, акте осмотра объекта от 12.01.2023, письме Министерства исх. № ПР-6661-И от 06.07.2023, включая и фактическое начало выполнения работ по расчистке русла в рамках II этапа (ПК 42+00 – ПК 47+50) до завершения работ по I этапу.
Следовательно, материалами Сведений подтверждается наличие у государственного заказчика достаточных оснований для принятия Решения об одностороннем отказе, поведение подрядчика при исполнении Контракта являлось ненадлежащим, недобросовестным и не может рассматриваться в качестве достаточного для достижения надлежащего результата работ по Контракту.
Доказательствами обратного Комиссия не располагает.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Учитывая все вышеизложенное, и поскольку порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта государственным заказчиком был соблюден, основания для принятия такого решения у государственного заказчика имелись, само решение вступило в силу, не отменено государственным заказчиком и не признано незаконным судом, Сведения о недобросовестном подрядчике, представленные Министерством в отношении ООО «ГАБИОН», подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением № 1078, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным заказчиком – Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13 А) об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта № 2 от 29.04.2022 (реестровый номер контракта – 2532111424922000002), заключенного с единственным участником закупки – Обществом с ограниченной ответственностью «ГАБИОН» (ИНН: 2308198364; КПП: 231001001; …; адрес юридического лица: 350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, д. 40, пом. 15-18, 20, 21) по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение № 0150200003922000212 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.04.2022, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения проверки факта одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения государственного контракта в действиях Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области не установлено.
…
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.