Решение №ИК/2610/23 РЕШЕНИЕ № 053/10/104-351/2023 по результатам проверки факта ... от 12 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/10/104-351/2023

по результатам проверки факта одностороннего отказа государственного заказчика

от исполнения государственного контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

Резолютивная часть оглашена 07.07.2023

В полном объеме изготовлено 12.07.2023                                              Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13 А; далее – Министерство) – …;

подрядчика – Общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОН» (ИНН: 2308198364; КПП: 231001001; …; адрес юридического лица: 350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, д. 40, пом. 15-18, 20, 21; далее – ООО «ГАБИОН») – …,

рассмотрев сведения, поступившие от государственного заказчика – Министерства об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта № 2 от 29.04.2022 (реестровый номер контракта – 2532111424922000002), заключенного с единственным участником закупки – ООО «ГАБИОН» по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение № 0150200003922000212 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) 06.04.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.06.2023 в Новгородское УФАС России от государственного заказчика – Министерства поступили сведения об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта № 2 от 29.04.2022 (реестровый номер контракта – 2532111424922000002), заключенного с единственным участником закупки – ООО «ГАБИОН» по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение № 0150200003922000212 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.04.2022 (вх. № 3535-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Сведения).

Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Правила) (далее – Постановление № 1078).

Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссией осуществлена внеплановая проверка соблюдения государственным заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения государственного контракта.

В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном подрядчике установлено следующее.

06.04.2022 уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области на официальном сайте было размещено извещение № 0150200003922000212 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области.

Согласно протоколу от 18.04.2022 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) единственная заявка на участие в настоящем электронном аукционе поступила от ООО «ГАБИОН», заявка указанного лица аукционной комиссией уполномоченного органа была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.

29.04.2022 между государственным заказчиком – Министерством и единственным участником закупки – ООО «ГАБИОН» был заключен государственный контракт № 2 (реестровый номер контракта – 2532111424922000002, цена контракта – 53 106 710, 00 рублей; далее – Контракт) на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Контракта предметом контракта является выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области в соответствии с прилагаемыми к настоящему Контракту техническим заданием (Приложение № 1), разработанными подрядчиком и согласованными с заказчиком сметой на выполнение работ (Приложение № 2) и графиком выполнения работ (Приложение № 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Работы выполняются подрядчиком в строгом соответствии с проектной документацией «Расчистка русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области» (изготовлена Обществом с ограниченной ответственностью «ЕвроГеоПроект» в 2021 году; далее – Проектная документация).

Согласно пункту 1.4 Контракта подрядчик обязуется выполнить указанные в пункте 1.2 настоящего Контракта работы на условиях и в сроки, установленные Контрактом, и передать государственному заказчику результаты выполненных работ, а государственный заказчик обязуется принять результаты таких работ и оплатить их.

В соответствии с пунктом 3.4.1 Контракта общий срок выполнения работ по нему составляет период с даты заключения Контракта и по 31.10.2024 включительно.

При этом, согласно пункту 3.4.2 Контракта работы выполняются поэтапно.

I этап работ включает:

- работы подготовительного этапа: вынос оси расчистки в натуру; лесосводка; устройство технологических проездов и площадок, площадок постоянного складирования грунта;

- работы основного этапа: расчистка русла р. Явонь на участке протяженностью не менее 2,0 км (ПК 0+00 ÷ ПК 20+00).

II этап работ включает:

выполнение работ по расчистке русла р. Явонь на участке ПК 20+00 ÷ ПК 47+75.

III этап работ включает:

- завершение выполнения работ по расчистке русла р. Явонь, включая выполнение работ по креплению откосов русла р. Явонь и демонтажных работ;

- рекультивация временных площадок складирования грунта, технологических проездов и площадок;

- компенсация вреда, нанесенного водным биологическим ресурсам.

В силу положений пункта 3.4.3 Контракта подрядчик обязан выполнить работы и письменно уведомить об этом государственного заказчика:

- по I этапу в срок не позднее 31.10.2022;

- по II этапу в срок не позднее 31.10.2023;

- по III этапу в срок не позднее 31.10.2024.

Приложением № 3 к Контракту установлены конкретные сроки начала и окончания выполнения работ по этапам.

В частности, работы по I этапу выполняются с даты заключения Контракта (29.04.2022) по 31.10.2022, работы по II этапу – с 02.06.2023 по 31.10.2023, а работы по III этапу – с 02.06.2024 по 31.10.2024.

Согласно письму Министерства исх. № ПР-6661-И от 06.07.2023 (вх. № 3694-ЭП/23 от 06.07.2023 Новгородского УФАС России) сметная стоимость работ 2022 года, то есть стоимость работ I этапа, составляет 22 872 170, 00 рублей.

При этом, согласно материалам Сведений в рамках I этапа подрядчиком работы были выполнены лишь частично.

Так, 17.05.2022 государственным заказчиком было произведено авансирование выполнения подрядчиком работ в рамках I этапа на сумму 5 031 877, 40 рублей (платежное поручение № 596280).

Согласно сформированному подрядчиком на официальном сайте акту о приемке выполненных работ от 20.09.2022 № 1 в период с 29.04.2022 по 20.09.2022 (то есть в рамках I этапа) им были выполнены работы на общую сумму (с учетом ранее полученного аванса) 10 883 687, 40 рублей, доплата в размере 5 851 810, 00 рублей за I этап государственным заказчиком была произведена 29.09.2022 (платежное поручение № 164630).

По состоянию на 31.10.2022 подрядчиком не были исполнены работы в рамках I этапа на сумму 11 988 482, 60 рублей.

20.12.2022 подрядчиком на официальном сайте был сформирован акт о приемке выполненных работ № 3 на сумму 11 988 482, 60 рублей.

Однако такие работы государственным заказчиком приняты не были в связи с выявленными нарушениями условий Контракта (заключение от 22.12.2022 проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, предоставленных исполнителем, в части их соответствия условиям Контракта), а именно:

- результаты выполненных работ представлены позднее установленного Контрактом срока выполнения работ в рамках I этапа;

- работы в рамках I этапа выполнены не в полном объеме;

- работы выполняются не поэтапно, подрядчик самостоятельно изменил виды и объемы работ, выполняемых в рамках I этапа.

В дальнейшем, указанные отступления подрядчика от условий Контракта были подтверждены составленным государственным заказчиком 12.01.2023 актом осмотра объекта, согласно которому:

- расчистка русла выполнена по правому берегу до отметки ПК-14 при обязательстве по Контракту произвести работы до отметки ПК-20;

- дноуглубительные работы проведены до отметки ПК-10 при обязательстве по Контракту произвести работы до отметки ПК-20;

- изъятые в ходе выполнения работ грунты не в полном объеме перемещены на площадки складирования, определенные Проектной документацией;

- на площадках складирования отмечена низкая технологическая дисциплина размещения и организации содержания со стороны подрядчика, наличие в массах грунта остатков древесной растительности.

Кроме того, подрядчиком допущено хранение изъятых грунтов в водоохранной зоне, отсутствие страхования работ, профессиональной ответственности, начало выполнения работ позднее срока, отсутствие уведомления о начале выполнения работ, несвоевременное представление достоверной информации о ходе исполнения обязательств, ненаправление письменных уведомлений об обстоятельствах, замедляющих ход работ или делающих дальнейшее их продолжение невозможным.

В адрес подрядчика государственным заказчиком неоднократно направлялись претензии о несоблюдении сроков и объемов выполняемых работ (письма Министерства исх. № ПР-10536-И от 31.10.2022, № ПР-10899-И от 11.11.2022, № ПР-12808-И от 30.12.2022, №-ПР-2463-И от 13.03.2023), а 07.06.2023 в адрес подрядчика государственным заказчиком было направлено требование об уплате пени (письмо Министерства исх. № ПР-5565-И от указанной даты).

16.06.2023 подрядчиком на официальном сайте были сформированы акты о приемке выполненных работ № 1 на сумму 10 830 240, 00 рублей, а также № 2 на сумму 1 460 761, 20 рублей.

Государственным заказчиком собственными силами была проведена экспертиза представленных подрядчиком результатов работ и приложенных к ним документов.

По акту о приемке выполненных работ от 16.06.2023 № 1 в результате проведенной государственным заказчиком экспертизы было установлено следующее (заключение от 26.06.2023 проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, предоставленных исполнителем, в части их соответствия условиям Контракта):

- подрядчиком нарушен порядок приемки выполненных работ (пункт 3.5 Контракта), а именно подрядчик письменно в установленный срок не уведомил государственного заказчика о выполнении работ (с указанием наименования работ) и не передал государственному заказчику с сопроводительным письмом согласованные с организациями, осуществляющими строительный контроль и авторский надзор, документы (акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 в количестве 4 экземпляров; справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 в 2 экземплярах; согласованную с организациями, осуществляющими строительный контроль и авторский надзор, исполнительно-техническую отчетную документацию, в соответствии с требованиями РД-11-02-2006, подтверждающую объёмы и качество выполненных по этапу работ, фотоматериалы);

- Проектной документацией предусмотрено дробление валунов в русле с первого года исполнения Контракта, однако работы не проводились и к оплате не предъявлялись;

- документы, подтверждающие выполнение работ по лесосводке и устройству технологических проездов и площадок, входящие в состав работ первого года, не представлены и, следовательно, не выполнены в полном объеме;

- работы I этапа не выполнены в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с условиями Контракта и сметно-финансовым расчетом работ цена части работ I этапа – цена работ по расчистке русла земснарядом и экскаваторами составляет 15 087 110, 00 рублей. С учетом принятых работ по акту о приемке выполненных работ № 1 от 20.09.2022 и работ, заявленных как выполненные по акту о приемке выполненных работ № 1 от 16.06.2023, цена части работ I этапа – цена работ по расчистке русла земснарядом и экскаваторами составляют 20 275 279, 80 рублей, что свидетельствует о выполнении подрядчиком части работ II этапа до полного завершения работ I этапа и является нарушением условий Контракта (письмо Министерства исх. № ПР-6661-И от 06.07.2023).

По акту о приемке выполненных работ от 16.06.2023 № 2 в результате проведенной государственным заказчиком экспертизы было установлено следующее (заключение от 26.06.2023 проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, предоставленных исполнителем, в части их соответствия условиям Контракта):

- подрядчиком нарушен порядок приемки выполненных работ (пункт 3.5 Контракта), а именно подрядчик письменно в установленный срок не уведомил государственного заказчика о выполнении работ (с указанием наименования работ) и не передал государственному заказчику с сопроводительным письмом согласованные с организациями, осуществляющими строительный контроль и авторский надзор, документы (акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 в количестве 4 экземпляров; справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 в 2 экземплярах);

- в соответствии с условиями контракта Подрядчик обязан приступить к работам II этапа в соответствии с графиком выполнения работ после выполнения работ I этапа. По состоянию на 16.06.2023 I этап работ подрядчиком выполнен не в полном объеме, что является препятствием для начала выполнения работ по следующему этапу.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из приложений к извещению об осуществлении закупки является проект контракта.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 8.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8.3 Контракта односторонний отказ возможен в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе отступления подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК).

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, 16.06.2023 государственным заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (письмо Министерства исх. № ПР-5916-И от указанной даты; далее – Решение об одностороннем отказе).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Действия, предусмотренные пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком были выполнены 16.06.2023 (в указанную дату с использованием единой информационной системы было сформировано Решение об одностороннем отказе, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени государственного заказчика, и размещено в единой информационной системе).

Согласно материалам Сведений Решение об одностороннем отказе в личный кабинет подрядчика в единой информационной системе также было доставлено в указанную дату (16.06.2023).

16.06.2023 в силу положений пунктов 2, 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом государственным заказчиком Решении об одностороннем отказе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Однако в предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок с даты надлежащего уведомления ООО «ГАБИОН» о принятом Министерством Решении об одностороннем отказе нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения (в данном случае до 26.06.2023 включительно), подрядчиком устранены не были.

С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.06.2023 и с указанной даты Контракт считается расторгнутым.

Присутствовавшие на заседании Комиссии представители государственного заказчика указанную хронологию событий не оспаривали.

Суть имеющихся в материалах Сведений письменных пояснений ООО «ГАБИОН» относительно ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту (вх. № 3727-ЭП/23 от 07.07.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

Работы по углублению р. Явонь были выполнены до проектных отметок и проектных ширин на участке ПК0+00 – ПК14+00.

На участке ПК14+00 – ПК20+00 по правому берегу расположены земли лесного фонда, для выполнения работ по лесосводке на которых у подрядчика отсутствует лесорубочный билет.

26.05.2022 подрядчиком в адрес государственного заказчика был направлен запрос исх. № 096 о предоставлении указанного документа.

10.06.2022 подрядчик в письме исх. № 130 повторно указал государственному заказчику на необходимость получения лесорубочного билета для полноценного исполнения обязательств по Контракту.

22.12.2022 и 28.12.2022 ООО «ГАБИОН» в адрес государственного заказчика были направлены письма исх. № 320, 321, в которых подрядчик сообщил, что объемы работ в рамках I этапа в стоимостном выражении им выполнены 20.12.2022.

19.01.2023 подрядчиком в адрес государственного заказчика был направлен очередной запрос на получение лесорубочного билета (письмо подрядчика исх. № 20).

Также ООО «Габион» сообщил Министерству, что в соответствии с Проектной документацией (проект организации строительства) необходимо устройство временных землевозных дорог и технологических проездов, которые тоже должны быть расчищены от леса.

Кроме того, в случае выделения земельного участка необходимо разработать проект освоения лесов, оформить сервитут на лесной участок, разработать проект восстановления лесов и осуществить компенсационную высадку и 5-летний уход за высаженным лесом.

Вместе с тем, Контрактом данные мероприятия не предусмотрены.

13.02.2023 ООО «Габион» в письме исх. № 039 в адрес государственного заказчика сообщил последнему, что по состоянию на 20.12.2022 подрядчиком выполнены работы на сумму I этапа полностью, однако в связи с невозможностью производства работ на землях лесного фонда из-за невыдачи Министерством лесорубочного билета работы по расчистке русла фактически выполнены по правому берегу на ПК0+00 – ПК14+00, по левому берегу на ПК0+00 – ПК22+00 и ПК42+00 – ПК47+50 (общая протяженность расчистки – 2, 075 км).

Объемы работ подтверждается исполнительной документацией, утвержденной представителями авторского надзора и строительного контроля.

В данном письме подрядчик также указал государственному заказчику на то, что запросы о предоставлении лесорубочного билета им были проигнорированы.

10.03.2023 в связи с невозможностью производства работ на землях лесного фонда из-за невыдачи Министерством лесорубочного билета подрядчик объявил о приостановке работ до получения разрешения на рубку леса.

16.06.2023 в письме исх. № 166 подрядчик повторно сообщил государственному заказчику следующее:

- работы по расчистке русла выполнены до проектных отметок и проектных ширин на участке ПК0+00 – ПК14+00;

- на участке ПК14+00 – ПК20+00 по правому берегу расположены земли лесного фонда, для выполнения работ по лесосводке на которых у подрядчика отсутствует лесорубочный билет;

- на участке ПК14+00 – ПК22+00 выполнено углубление левой стороны русла р. Явонь (от оси до левого берега),

а также дополнительно указал, что:

- устранены замечания по вывозу грунта с водоохранной зоны на площадки складирования в полном объеме;

-  устранены замечания по устройству отвалов грунта, убраны с площадок остатки древесной растительности, грунт выравнен, площадки окультурены.

По мнению подрядчика, в денежном выражении общий объем выполненных работ составляет 23 174 688, 60 рублей, из них государственным заказчиком:

- принято и оплачено с ПК0+00 – ПК8+00 на сумму 10 883 687, 40 рублей;

- не принято и не оплачено с ПК8+00 – ПК14+00 и с ПК14+00 – ПК22+00 (от оси до левого берега) на сумму 12 291 001, 20 рублей.

26.06.2023 подрядчиком в адрес государственного заказчика в ответ на принятое им Решение об одностороннем отказе было направлено письмо исх. № 169, в котором подрядчик указал на вышеуказанные обстоятельства, препятствующие полному исполнению обязательств по Контракту.

Помимо указанного, в рассматриваемых пояснениях подрядчик отмечает, что является исполнителем 61 государственного контракта на общую сумму 2 327 122 005, 00 рублей, что подтверждает его добросовестность.

С учетом изложенного, подрядчик просит Сведения в реестр недобросовестных поставщиком не включать.

Присутствовавшие на заседании Комиссии представители подрядчика поддержали вышеуказанные пояснения в полном объеме, а также дополнительно отметили следующее.

Умысла уклоняться от исполнения Контракта подрядчик не имел, однако был веден в заблуждение несоответствием Проектной документации месту производства работ.

Так, согласно листу 20 раздела 2 «Проект полосы отвода» 06-2020-ППО Проектной документации работы производятся на землях населенных пунктов.

Данные обстоятельства, по мнению представителей подрядчика, подтверждаются и отсутствием в составе Проектной документации раздела «Проект освоения лесов».

Однако при начале производства работ (вынесении проекта в натуру) подрядчик установил, что работы необходимо выполнять в том числе и на землях лесного фонда.

В дальнейшем представленная подрядчиком в адрес государственного заказчика проектная документация лесного участка Министерством согласована не была.

Фактически работы были завершены 20.12.2022, в течение 2023 года подрядчиком выполнялись лишь работы, связанные с последствиями прошедшего весной 2023 года паводка.

Присутствовавшие на заседании Комиссии представители государственного заказчика относительно указанных письменных пояснений подрядчика и устных пояснений его представителей указали следующее.

Лист 24 раздела 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта» 06-2020-ТКР Проектной документации содержит указание на то, что часть работ по лесосводке выполняется на территории государственного лесного фонда.

При этом, Проектная документация имеет положительное заключение экспертизы, а необходимость наличия в составе Проектной документации раздела «Проект освоения лесов», по мнению представителей Министерства, в данном случае отсутствует.

В ответ на обращения подрядчика о выдаче лесорубочного билета ему было сообщено, что выдача указанного документа в данном случае не требуется, а также в устном порядке разъяснен последовательный порядок действий подрядчика по получению права на рубку леса: подача заявления о предоставлении земельного участка в аренду (с указанием цели использования) – разработка арендатором проекта освоения лесов – получение от уполномоченного органа положительного заключения экспертизы в отношении такого проекта – подача арендатором лесной декларации и ее проверка уполномоченным органом.

Представленная ООО «ГАБИОН» в адрес государственного заказчика проектная документация лесного участка не была согласована Министерством в том числе и в связи с несоблюдением подрядчиком вышеуказанного порядка.

Оценив и исследовав Сведения, имеющиеся письменные пояснения подрядчика, представленные сторонами документы и информацию, а также устные пояснения их представителей, Комиссия приходит к следующим выводам.

Как установлено выше, работы по Контракту разбиты на 3 этапа и должны были выполняться подрядчиком последовательно (пункт 3.4.2 Контракта), в связи с чем до завершения работ в рамках I этапа подрядчик не имел права начинать выполнять работы в рамках II.

I этап работ включает:

- работы подготовительного этапа: вынос оси расчистки в натуру; лесосводка; устройство технологических проездов и площадок, площадок постоянного складирования грунта;

- работы основного этапа: расчистка русла р. Явонь на участке протяженностью не менее 2,0 км (ПК 0+00 ÷ ПК 20+00).

II этап работ включает:

выполнение работ по расчистке русла р. Явонь на участке ПК 20+00 ÷ ПК 47+75.

Работы по I этапу должны были выполняться с даты заключения Контракта (29.04.2022) и по 31.10.2022, а работы по II этапу – с 02.06.2023 по 31.10.2023 (Приложение № 3 к Контракту).

Материалами Сведений подтверждается, что работы в рамках I этапа подрядчиком в срок до 31.10.2022 в полном объеме выполнены не были, в частности, не выполнены работы по расчистке русла реки на участке ПК 14+00 – ПК 20+00.

Как следует из имеющихся в материалах Сведений письменных пояснений подрядчика, причиной невыполнения работ послужило нахождение участка ПК 14+00 – ПК 20+00 в составе земель лесного фонда и отсутствие у подрядчика разрешения на рубку леса на данном участке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

В связи с невозможностью производства работ на землях лесного фонда по причине невыдачи Министерством разрешения на рубку (лесорубочного билета) и игнорированием государственным заказчиком запросов подрядчика о выдаче такого разрешения, 10.03.2023 ООО «ГАБИОН» объявило о приостановке выполнения работ до получения от Министерства соответствующих документов.

Рассмотрев указанное основание для приостановки работ подрядчиком, Комиссия приходит к выводу о его необоснованности (несостоятельности) в связи со следующим.

1. Согласно положениям абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность путем участия в государственных и муниципальных закупках, самостоятельно несет ответственность и риски наступления негативных последствий, связанных с невозможностью исполнения заключаемых контрактов.

Подавая заявку на участие в рассматриваемой закупке, ООО «ГАБИОН» принимал на себя обязательство по выполнению в установленные сроки работ, соответствующих требованиям технического задания закупки, включающего в себя среди прочего и Проектную документацию.

Как справедливо отмечает государственный заказчик, лист 24 раздела 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта» 06-2020-ТКР Проектной документации действительно содержит указание на то, что часть работ по лесосводке выполняется на территории государственного лесного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Необходимо отметить, что Проектная документация имеет положительное заключение негосударственной экспертизы № 53-2-1-3-063325-2021 от 26.10.2021, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «ПРОММАШ ТЕСТ» (ИНН: 5029124262; г. Москва), в том числе подтверждающее и соответствие раздела 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта» 06-2020-ТКР требованиям технических регламентом и нормативов Российской Федерации, а также его изготовление проектировщиком в полном объеме (стр. 18-19).

Сметная стоимость объекта расчистки в составе Проектной документации также определена достоверно (положительное заключение АУ РА «Госэкспертиза Адыгеи» № 63/41н-21 от 15.10.2021).

Таким образом, предварительно ознакомившись с условиями закупки, став ее единственным участником и по итогам электронного аукциона заключив Контракт, подрядчик был надлежащим образом осведомлен о видах и условиях выполнения работ, в том числе и с условием о том, что часть работ по лесосводке подлежит выполнению на территории лесного фонда.

Учитывая изложенное, утверждение подрядчика о том, что он был введен в заблуждение и фактически узнал о нахождении участка ПК 14+00 – ПК 20+00 в составе земель лесного фонда только после начала выполнения работ по Контракту, является несостоятельным и ложным, подрядчик должен был учитывать данные обстоятельства и с учетом их наличия организовывать исполнение своих обязательств по Контракту, в том числе и в части установленного срока выполнения работ.

2. Вопреки утверждению ООО «ГАБИОН» об игнорировании государственным заказчиком его запросов о предоставлении лесорубочного билета, материалами Сведений подтверждается, что Министерством был дан ответ по существу на первый же запрос подрядчика по данному предмету от 26.05.2022.

Так, в письме исх. № ПР-6014-И от 23.06.2022 государственный заказчик в ответ на запрос подрядчика от 26.05.2022 сообщил, что в соответствии с действующим законодательством выдача разрешения на вырубку растительной и кустарниковой растительности не предусмотрена.

Также в письме исх. № ПР-6070-И от 24.06.2022 Министерство сообщило подрядчику о том, что выдача разрешения на рубку древесной и кустарниковой растительности в границах населенных пунктов в полномочия государственного заказчика не входит.

Кроме того, как пояснили на заседании Комиссии представители государственного заказчика, дополнительно подрядчику в устном порядке был разъяснен следующий последовательный порядок действий по получению права на рубку:

- подача заявления о предоставлении земельного участка в аренду (с указанием цели использования) (статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК));

- разработка арендатором проекта освоения лесов (статья 88 ЛК);

- получение от уполномоченного органа положительного заключения экспертизы в отношении такого проекта (статья 89 ЛК);

- подача арендатором лесной декларации и ее проверка уполномоченным органом (статья 26 ЛК).

Информация, опровергающая факт информирования Министерством подрядчика о порядке получения разрешения на рубку, в материалах Сведений отсутствует, представителями подрядчика на рассмотрении также не представлена.

Доказательством информирования подрядчика об указанном порядке также служит и представление им 23.11.2022 в адрес государственного заказчика проектной документации лесного участка (письмо подрядчика исх. № 290 от указанной даты).

В утверждении такой проектной документации лесного участка государственным заказчиком подрядчику было отказано в связи с несоблюдением требований к ее содержанию (письмо Министерства исх. № 290 от 23.11.2022).

В указанном письме государственный заказчик также указал, что готов повторно рассмотреть проектную документацию лесного участка после устранения соответствующих недостатков.

О готовности рассмотреть проектную документацию лесного участка государственный заказчик в дальнейшем сообщал подрядчику и в письме исх. № ПР-2922-И от 23.03.2023.

Однако исправленная проектная документация лесного участка в адрес государственного заказчика подрядчиком представлена не была.

Таким образом, принятие подрядчиком исчерпывающих и достаточных мер для надлежащего выполнения работ в рамках I этапа Контракта (включая получение необходимых праворазрешающих документов для выполнения работ по лесосводке) и сдачи их результата государственному заказчику, материалами Сведений не подтверждается.

Также необходимо отметить, что в ходе выполнения работ в рамках I этапа Контракта подрядчиком был допущен и ряд иных существенных отступлений от условий Контракта, перечисленных государственным заказчиком в вышеупомянутых заключениях экспертизы от 22.12.2022, 26.06.2023, акте осмотра объекта от 12.01.2023, письме Министерства исх. № ПР-6661-И от 06.07.2023, включая и фактическое начало выполнения работ по расчистке русла в рамках II этапа (ПК 42+00 – ПК 47+50) до завершения работ по I этапу.

Следовательно, материалами Сведений подтверждается наличие у государственного заказчика достаточных оснований для принятия Решения об одностороннем отказе, поведение подрядчика при исполнении Контракта являлось ненадлежащим, недобросовестным и не может рассматриваться в качестве достаточного для достижения надлежащего результата работ по Контракту.

Доказательствами обратного Комиссия не располагает.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Учитывая все вышеизложенное, и поскольку порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта государственным заказчиком был соблюден, основания для принятия такого решения у государственного заказчика имелись, само решение вступило в силу, не отменено государственным заказчиком и не признано незаконным судом, Сведения о недобросовестном подрядчике, представленные Министерством в отношении ООО «ГАБИОН», подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением № 1078, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные государственным заказчиком – Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13 А) об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта № 2 от 29.04.2022 (реестровый номер контракта – 2532111424922000002), заключенного с единственным участником закупки – Обществом с ограниченной ответственностью «ГАБИОН» (ИНН: 2308198364; КПП: 231001001; …; адрес юридического лица: 350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, д. 40, пом. 15-18, 20, 21) по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение № 0150200003922000212 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.04.2022, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения проверки факта одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения государственного контракта в действиях Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области не установлено.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны