Определение №825/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 4 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНО... от 2 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

ГОБУЗ «Боровичская станция скорой медицинской помощи»               

ул. Дзержинского, д. 45, г. Боровичи, Боровичский район, Новгородская область, 174411        

Факс: 8-(81664)4-20-70

 

САО «ВСК»

ул. Островная, д. 4,

 г. Москва, 121552

e-mail: info@vsk.ru

 

Новгородский филиал САО «ВСК»

ул. Большая Московская, д. 9, г.Великий Новгород,  173000

e-mail:  novgorod@vsk.ru

 

Исходящий № 825/02 от 02.03.2016

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 4 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

“02” марта 2016 года                                                                          Великий Новгород

 

Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела № 4  о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новгородское УФАС России 11.12.2015 вх. № 10651 поступило заявление Страхового акционерного общества «ВСК» (ул. Островная, д. 4, г. Москва, 121552) (далее – САО «ВСК»).

Из заявления следует, что при проведении запроса котировок (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИССЗ) от 26.11.2015 № 0850200000415001934) (далее – Запрос котировок) ООО «Росгосстрах» совершило действия, которые, по мнению Заявителя, содержат признаки недобросовестной конкуренции, выразившейся в неприменении при расчете размера страховой премии надлежащих коэффициентов, предусмотренных действующим законодательством, тем самым ООО «Росгосстрах», по мнению Заявителя, получило преимущества по сравнению с другим участником запроса котировок. Помимо вышеназванного из заявления также следует, что в размещенном извещении о проведении Запроса котировок Заказчиком не были указаны сведения, позволяющие идентифицировать одно из ТС в отношении которого планировалось заключение договора ОСАГО, что необходимо для установления корректного коэффициента страховых тарифов – КБМ.

          В ходе рассмотрения заявления Управлением было установлено следующее.

          Запрос котировок проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

          Заказчиком Запроса котировок выступало Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Боровичская станция скорой медицинской помощи» (далее – ГОБУЗ «БССМП», Учреждение).

Как следует из ответа, представленного ГОБУЗ «БССМП» в Новгородское УФАС России вх. № 467 от 01.02.2016,  а также САО «ВСК» (вх. № 425 от 29.01.2016), Учреждением, в целях обоснования НМЦК для проведения запроса котировок 28.09.2015 были направлены запросы в АО «СОГАЗ», ООО «Страховая Компания «Согласие», СПАО «Ресо-Гарантия», САО «ВСК».

Запрос о представлении ценовых предложений содержал следующие сведения:

1) FORD TRANZIT VIN: XUS22270ED0000762;

2) FORD TRANZIT VIN: XUS22270ED0000765;

3) FORD TRANZIT  VIN: XUS22270ED0000763;

4) FORD TRANZIT  VIN: XUS22270ED0000764;

5) ГАЗ 32214  

В запросе были указаны не все данные, необходимые для расчета КБМ, а только VIN-номера транспортных средств. В то же время, отсутствовали сведения о дате вступления в силу предполагаемого договора, поэтому коммерческие предложения были рассчитаны хозяйствующими субъектами с использованием различных коэффициентов. В отношении ТС ГАЗ 32214 отсутствовал VIN-номер ТС.

В ответ на вышеназванный запрос от всех хозяйствующих субъектов в адрес Учреждения поступили коммерческие предложения; коммерческие предложения трех из них: АО «СОГАЗ», ООО «Страховая Компания «Согласие», СПАО «Ресо-Гарантия» были использованы Учреждением для обоснования НМЦК.

          Извещение о проведении Запроса котировок было опубликовано в ЕИССЗ 26.11.2015.

Объектом проведения Запроса котировок было заключение договоров ОСАГО в отношении 5 транспортных средств:

1) FORD TRANZIT

2) FORD TRANZIT

3) FORD TRANZIT 

4) FORD TRANZIT 

5) ГАЗ 32214  

Вышеназванные транспортные средства без указания VIN-номеров были представлены в Техническом задании, являющимся приложением № 2 к извещению о проведении Запроса котировок, размещенному ЕИССЗ.

Участие в запросе котировок приняли: ООО «Росгосстрах», ООО «Согласие», САО «ВСК».

Таким образом, участие в Запросе котировок приняли хозяйствующие субъекты, которым Учреждением ранее были направлены запросы для обоснования НМЦК.

          Как следует из ответа Учреждения, а также из анализа информации о Запросе предложений, размещенной на сайте ЕИССЗ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ни извещение об осуществлении закупки, ни приложения к нему, не содержали никаких сведений о VIN-номерах, государственных регистрационных знаках, номерах шасси, кузовов а также сведений о дате прекращения действий предыдущих договоров ОСАГО в отношении данных транспортных средств.

Согласно сведениям, полученным по запросам Управления от участников Запроса котировок, в отношении транспортных средств марки FORD TRANZIT, поименованных в пунктах 1-4 Технического задания, всеми участниками запроса котировок применены корректные значения КБМ, идентичные содержащимся в базе данных АИС РСА.

В отношении транспортного средства ГАЗ 32214 участниками Запроса котировок применены различные КБМ.

Так, согласно информации представленной ООО  «Страховая компания «Согласие» (от 04.02.2016 вх. № 542), Общество применило КБМ равный 0,95. Расчет КБМ ввиду отсутствия данных, позволяющих идентифицировать ТС ГАЗ 32214 для установления КБМ по базе данных АИС РСА, Обществом осуществлен с учетом безаварийной езды в текущем периоде (1 – 0,5=0,95). Данные позволяющие идентифицировать ТС FORD TRANZIT были получены от Учреждения при получении запроса, направленного в целях установления НМЦК.

Согласно информации представленной САО «ВСК» (от 29.01.2016 вх. № 425), Общество применило КБМ равный 0,85, расчет КБМ произведен с помощью базы данных АИС РСА на дату 05.01.2016. Данные позволяющие идентифицировать все ТС были получены от Учреждения при получении запроса в целях установления НМЦК.  При этом Обществом использованы сведения, позволяющие идентифицировать ТС ГАЗ 32214 в базе данных АИС РСА, полученные в ходе переписки по электронной почте с представителем Учреждения еще  при подготовке ценового предложения в рамках обоснования Учреждением НМЦК. Копия электронной переписки представлена в ответе Общества. По результатам переписки САО «ВСК» были получены сведения о VIN-номере ТС ГАЗ 32214 и датах прекращения срока действия полисов ОСАГО в отношении всех ТС необходимые для корректного расчета ценового предложения.

Как следует из ответа ПАО «Росгосстрах» от 26.01.2016 вх. № 359, при определении КБМ для расчета коммерческого предложения по пункту 5 Запроса котировок использовались данные из АИС РСА. Также Общество сообщило, что по заявлению ГОБУЗ «Боровичская ССМП» ООО «Росгосстрах» принято решение об изменении класса КБМ по договору ОСАГО полис № 0702883056 от 13.02.2015 с 6 на 10 класс и коэффициента безубыточности с 0,85 на 0,65. Как сообщило Общество, вх. 844 от 16.02.2016  Заявление от Учреждения об изменении КБМ поступило в Общество 25.11.2016, то есть накануне публикации в ЕИССЗ извещения о проведении Запроса котировок.

Согласно статье 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

На основании статьи 8 Закона об ОСАГО, коэффициенты страховых тарифов и порядок их применения установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание Банка России № 3384-У).

          В соответствии с пунктом 3 Приложения № 2 к Указанию Банка России № 3384-У,  Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения), если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204 («Вестник Банка России» от 8 октября 2014 года N 93).

  Частью 3 статьи 30 Закона об ОСАГО установлено, что в частности, в целях  применения КБМ, создается  автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

          В свою очередь, в соответствии со статьей 24 Закона об ОСАГО, профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Таким профессиональным объединением является Российский Союз Автостраховщиков, который в соответствии с пунктом 1 Устава Российского Союза Автостраховщиков (в редакции от 20.03.2012), является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.

Согласно пункту 4 Приложения № 2 к Указанию Банка России № 3384-У, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

Системное толкование вышеназванных правовых норм позволяет придти к выводу о том, для определения минимальной цены контракта могла быть получена участниками из Автоматизированной информационной системы Российского Союза Автостраховщиков либо определена на основании класса, определенного при заключении последнего договора ОСАГО.

  В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона № 44-ФЗ, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

          Таким образом, единственным критерием оценки при проведении Запроса котировок являлась предложенная участниками цена контракта.

Все транспортные средства, заключение договоров ОСАГО в отношении которых являлось объектом Запроса котировок, относятся к классу «B» и принадлежат юридическому лицу.

Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц для транспортных средств категории "B", "BE" (в том числе такси) содержится в Приложении № 4 к Указанию Банка России № 3384-У: Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8

          Таким образом, КБМ является повышающим/понижающим коэффициентом страхового тарифа и непосредственно влияет на размер страховой премии страховщика.

Как следует из ответа, представленного в Новгородское УФАС России Российским Союзом Автостраховщиков 09.02.2016 вх № 672 , для идентификации транспортного средства и получении сведений о значении КБМ на конкретную дату в системе АИС РСА используются сведения, позволяющие идентифицировать ТС: VIN-номер транспортного средства, а при его отсутствии номер шасси либо кузова ТС.

Ни извещение о Запросе котировок, ни техническое задание (Приложение № 1 к извещению о Запросе котировок), размещенные в ЕИССЗ, не содержали никаких сведений о VIN-номере, номере шасси либо кузова ТС и дате начала действия договоров ОСАГО в отношении поименованных в техническом задании ТС.

Положения Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможности информационного взаимодействия Заказчика и участников Запроса.

Таким образом, данные о значении всех коэффициентов страховых тарифов либо сведения, необходимые для их определения должны были быть доступны всем потенциальным участникам Запроса котировок без обращения к Заказчику, недоведение до всех потенциальных участников Запроса котировок сведений о значении КБМ (либо данных необходимых для его установления посредством АИС РСА), необходимого для установления ценового предложения предоставляет преимущественные условия участия в запросе котировок тем хозяйствующим субъектам, которые обладали сведениями о достоверном понижающем значении КБМ в силу того, что они являлись страховщиками по предыдущим договорам (полисам) ОСАГО в отношении данных ТС.

ПАО «Росгосстрах» как предыдущий страховщик по договорам ОСАГО в отношении ТС ГАЗ 32214, принадлежащего Учреждению, безусловно располагало всей информацией о количестве страховых выплат по данному договору и применило КБМ равный 0,65 на основании сведений указанных в заявлении Учреждения и подтвержденных сведениями имеющимися у Общества.

          Данными действиями Учреждение создало для ПАО «Росгосстрах» преимущественные условия участия в Запросе котировок.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.  Согласно пункту 2 части 1 названной статьи, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

          Таким образом, в вышеназванных действиях Учреждения, выразившихся в создании преимущественных условий участия в Запросе котировок для ПАО «Росгосстрах»  содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

          На основании изложенного издан приказ Управления от 02.03.2016  № 21 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательство по признакам нарушения нарушения Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Боровичская станция скорой медицинской помощи» (ул. Дзержинского, д. 45, г. Боровичи, Новгородская область, 174403)  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № 4 о нарушении антимонопольного законодательства

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 4 к рассмотрению на 18 марта 2016 года в 14 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 217.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика  Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Боровичская станция скорой медицинской помощи» (ул. Дзержинского, д. 45, г. Боровичи, Новгородская область, 174403) (далее – ГОБУЗ «БССМП», Ответчик);

          3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя Страховое акционерное общество «ВСК» (ул. Островная, д. 4, г. Москва, 121552) (далее – Заявитель).

4. Ответчику в срок до 16.03.2016 представить надлежащим образом заверенные копии следующих документов и информацию (за исключением ранее представленной в Новгородское УФАС России):

4.1.  Всю имеющуюся переписку с хозяйствующими субъектами (в том числе электронную) по вопросу проведения Запроса котировок (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок от 26.11.2015 № 0850200000415001934) (далее – Запрос котировок), переписку с хозяйствующими субъектами по вопросу проведения Запроса котировок (при наличии), а также переписку по вопросу подачи ценовых предложений для обоснования НМЦК (запрос Учреждения от 28.09.2015).

4.2. Письменные пояснения причин неопубликования в извещении о проведении Запроса котировок сведений, необходимых для установления участниками запроса значений коэффициента «бонус-малус» (дата окончания действия предыдущих договоров ОСАГО, VIN-номера транспортных средств либо номера шасси/кузовов транспортных средств) в отношении транспортных средств, заключение договоров ОСАГО в отношении которых являлось объектом проведения Запроса котировок.

5. Заявителю в срок до 16.03.2016 представить надлежащим образом заверенные копии следующих документов и информацию (за исключением ранее представленной в Новгородское УФАС России):

5.1 Всю имеющуюся переписку с ГОБУЗ «БССМП» (в том числе электронную) по вопросу проведения Запроса котировок (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок от 26.11.2015 № 0850200000415001934) (далее – Запрос котировок), переписку с хозяйствующими субъектами по вопросу проведения Запроса котировок (при наличии), а также переписку по вопросу подачи ценовых предложений для обоснования НМЦК (запрос ГОБУЗ «БССМП» от 28.09.2015).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право, помимо прочего, представлять доказательства,  давать пояснения в письменной форме, приводить свои доводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения дела.

Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с  доверенностью  на  участие  в рассмотрении дела) обязательна.

 

Председатель Комиссии                                                                          Г.Н. Пашкова

 

 

Исп. Аванесян М.В.

73-88-51

Связанные организации

Связанные организации не указаны