Определение №939/03 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 053/01/10-52/2019 О НАРУШЕНИ... от 11 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<.....>

<….>

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  • Документы

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 053/01/10-52/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

11 марта 2019 года г. Великий Новгород

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № 053/01/10-52/2019 о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Новгородское УФАС России от <…..> (далее – <…..>, Заявитель) поступило заявление (от 11.02.2019 вх. № 625) о нарушении антимонопольного законодательства <…..> (далее - <….>, Общество).

В своем заявлении <…> сообщает, что 03 ноября 2017 года руководителем <….> в одностороннем порядке с ним расторгнут договор холодного водоснабжения и водоотведения № 64 от 01.06.2013 здания по адресу: г. Пестово, ул. Гайдара, д. 6. Неоднократные попытки досудебного урегулирования спора, предпринятые <….>, были проигнорированы и оказались безрезультатны. Руководитель <….>, в том числе, зная о предстоящем вынужденном судебном разбирательстве, не предпринимал каких-либо действий для проведения переговоров и выполнения требований по восстановлению водоснабжения, необходимого для жизнеобеспечения предприятия <…..> Водоснабжение прекращено с 03.11.2017 и не осуществлялось до 04.02.2019 (15 месяцев).

Указанные действия ООО <….>, считает заявитель, противоречат антимонопольному законодательству.

Представленная <….> в Управление информация (письмо от 07.09.2018 вх. № 4850) содержит сведения о том, что <….> не заключало договор и не выполняло работ по подключению (техническому присоединению) к сетям водоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Пестово, ул. Гайдара, д.6, не выдавало технических условий и не составляло акта об осуществлении подключения водоснабжения. Также пояснило, что предприятие осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению начиная с 01.06.2013 и не является правообладателем других организаций, осуществлявших данные виды деятельности до указанной даты.

<…..> прекратил исполнение своих обязанностей по договору с <….>на основании п. 5 ч. 3 ст. 21 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей.

Так же <….> сообщает (письмо от 10.09.2018 № 6037), что согласно уведомлению об одностороннем отказе от исполнения договора от 18.06.2018 №742 врезка в основную магистраль произведена без установки колодца в нарушение действующих строительных норм и правил. Требование к <…> о необходимости выполнить устройство железбетонного водопроводного колодца и обеспечить состояние водопроводной трубы от основной магистрали в технически исправном состоянии обусловлено ее нахождением в зоне эксплуатационной ответственности абонента, что в соответствии с п. 2.3.1 договора холодного водоснабжения и водоотведения № 64 от 01.06.2013 является его обязанностью.

В соответствии с актом приема-передачи имущества по Пестовскому муниципальному району (Приложение №1 к договору аренды от 07.05.2013, заключенному с ГОУП ЖКХ «НЖКС») Общество получило в аренду участок подземных сетей водоснабжения от ВК-1 г. Пестово ОМЗ Чапаева протяженностью 200 м (пункт 167). Данные сети непосредственно не присоединены к сетям водоснабжения дома № 6 по улице Гайдара в г. Пестово. Кто является владельцем и на ком, соответственно, лежит бремя содержания участка сетей от ВК-1 г. Пестово ОМЗ Чапаева до дома 6 по улице Гайдара в г. Пестово, Общдество не знает, поэтому не имеет права данные сети ремонтировать. Кроме того, Общество считает, что врезка в основную магистраль произведена истцом без установки колодца, что противоречит требованиям пункта 8.30 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Нарушение сети и сооружения».

На основании договора аренды имущества от 07.05.2013 ГОУП ЖКХ «НЖКС» (арендодатель) передало, а Общество (Арендатор) приняло во временное владение и пользование за плату имущество, расположенное на территории Пестовского муниципального района Новгородской области, необходимое для осуществления деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению, в том числе сетиводопроводные, расположенные в г. Пестово, на ул. Чапаева, от ВК-1 протяженностью 200 м. В соответствии с соглашением о замене стороны от 16.11.2017 в связи с переходом права собственности права Арендодателя по договору имущества от 07.05.2013 перешли к Администрации Пестовского муниципального района.

Постановлением Администрации Пестовского муниципального района от 18.06.2013 № 640 Общество определено в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Пестовского городского поселения.

На Общество возложена обязанность обеспечить холодное водоснабжение и водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном законом порядке к централизованной системе холодного водоснабжения в пределах Пестовского городского поселения. На основании договора купли-продажи земельного участка от 13.08.2012 №73 в собственности Предпринимателя находится земельный участок с кадастровым номером 53:14:0100406:40, расположенный по адресу; Новгородская область, г. Пестово, ул. Гайдара, дом 6.

<….> (Абонент) и Общество (Организация ВКХ)01.06.2013 заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения №64, по условиям которого Организация ВКХ обязалась подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую и (или) техническую) воду установленного качества, в объеме, определенном договором, осуществлять прием сточных вод Абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а Абонент обязался соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод и производить Организации ВКХ оплат у принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в договоре (далее –договор №64,).

Из Приложений к договору №64 следует, что он был заключен на водоснабжение административного здания и котельной по адресу: г. Пестово, ул. Гайдара, д. 6.В Приложении №1 к договору №64 (акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон) стороны согласовали границу эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно данному акту на балансе Общества находится водопроводный колодец и наружные подземные сети водоснабжения по улице Гайдара, д. 6, а на балансе <…> – наружные и внутренние сети водоснабжения от водопроводного колодца по адрес ул. Гайдара, д. 6.

Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.7 договора №64 Организации ВКХ обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих Организации ВКХ на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения.

После заключения договора № 64 и до ноября 2017 года Общество осуществляло подачу холодной воды на объекты истца, а <….> –оплачивал оказанные услуги водоснабжения.

Согласно акту сверки взаимных расчетов за 2017 год задолженность по оплате оказанных услуг у <….> отсутствует. <….> указывает, что 03.11.2017 Общество прекратило подачу холодной воды по договору № 64.

Письмом от 22.11.2017 №2315 Общество сообщило <…..> что в ноябре 2017 года на улице Гайдара в г. Пестово выявлен прорыв на водопроводной трубе технологически соединенной с основной магистралью водопровода. Общество водоснабжение на данной ветке водопровода приостановило во избежание возможной аварийной ситуации. Также в письме указано, что врезка в основную магистраль произведена с нарушением СНиПов, а именно без установки колодца. Претензией от 05.12.2017 №45, от 29.05.2018 №655 <….> потребовал от Общества восстановить водоснабжение. Претензия была не выполнена.

Порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки вод и (или) сточных вод предусмотрен статьей 21Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 21 Закона №416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения. В данном случае прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения (часть 4 статьи 21 Закона № 416-ФЗ).

Согласно подпункту «г» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.

Частью 5 статьи 8 Закона № 416-ФЗ установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона №416-ФЗ).

Статьями 12, 13 и 14 Закона №416-ФЗ закреплена обязанность гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечить абонента соответствующим ресурсом (услугой). Договоры водоснабжения (водоотведения) и единый договор водоснабжения (водоотведения) являются публичными, то есть организация, осуществляющая соответствующую деятельность, не вправе отказать абоненту от заключения таких договоров за исключением случаев подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе. По общему правилу названные организации имеют экономический и юридический интересы в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости с целью решения вопроса передачи таких сетей для их эксплуатации и включения соответствующих затрат в тариф).

Следовательно, обязанность по эксплуатации бесхозяйных сетей водоотведения, к которым осуществлено присоединение сетей <…>, в силу положений части 5 статьи 8 Закона №416-ФЗ подлежит возложению на гарантирующую организацию. Таким образом, Общество отвечает за надлежащее состояние сетей холодного водоснабжения, присоединенных к сетям <….>., в том числе должно в разумный срок устранять возникающие на данных сетях аварии. Согласно пункту 11.29 СП 31.13330.2012. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения (актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84) водопроводные линии следует принимать подземной прокладки. При теплотехническом и технико-экономическом обосновании допускается наземная и надземная прокладки, прокладка в тоннелях, а также прокладка водопроводных линий в тоннелях совместно с другими подземными коммуникациями, за исключением трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и горючие газы. При совместной прокладке в проходном канале, хозяйственно-питьевой водопровод следует прокладывать выше канализационных трубопроводов. При подземной прокладке запорная, регулирующая и предохранительная арматура должна устанавливаться в колодцах (камерах). Бесколодезная установка запорной арматуры применяется при обосновании.

Таким образом, норма не содержит запрета на подключение сетей холодного водоснабжения без установки колодца. Такой способ технологического присоединения допускается при обосновании.

Поскольку между <…> и Обществом был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2013 №64, который до ноября 2017 года сторонами фактически исполнялся, а именно: ответчик осуществлял водоснабжение, а истец производил оплату по договору, то такое присоединение было принято Обществом и являлось обоснованным. Доказательства обратного не представлены.

Кроме того, в соответствии с актом допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды потребителя от 04.08.2016 Общество приняло в эксплуатацию прибор учета холодной воды, установленный на сетях холодного водоснабжения в помещении Предпринимателя по адресу: г. Пестово, ул. Гайдара, дом 6. При этом в акте отмечено, что монтаж прибора учета выполнен согласно техническим условиям, врезок до прибора учета в сети водоснабжения нет.

Согласно пункту 11.2 договора №64 он заключен на срок до 31.05.2014. Договор считается продленным на тот же срок на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 11.4). В связи с тем, что в установленный в пункте 11.4 договора № 64 срок Общество не заявило об отказе от договора, на момент рассмотрения спора договор является действующим. Доказательства наличия оснований для его расторжения Обществом в одностороннем порядке, предусмотренных статьями 546, 523 ГК РФ Управлением не установлены. Уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора № 742 от 18.06.2018 отозвано Обществом 24.09.2018 № 1083.

С момента прекращения подачи холодной воды по договору № 64 прошло уже более 15 месяцев.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В силу ст. 4 Федерального закона № 147 ФЗ «О естественных монополиях» <….> является субъектом естественной монополии, поскольку осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы водоснабжения и водоотведения, и в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения в границах территории, прилегающей к сетям водоснабжения и водоотведения <….>.

Факт незаконного прекращения оказания услуг водоснабжения объектов <….> <….> подтверждается решением Арбитражного суда Новгородской области от 24.10.2018 по делу №А44-6223/2018, оставленного в силе судом апелляционной инстанции.

На основании изложенного можно сделать вывод, что <….> злоупотребляет своим доминирующим положением и ущемляет интересы <….> вследствие не обоснованного прекращения оказания услуг водоснабжения, что является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях <…> содержатся признаки нарушения пункта 4 части 1 ст. 10 ФЗ «О Защите конкуренции».

В соответствии с указанной нормой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Управления от 07.03.2019 № 32/2019 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 053/01/10-52/2019 по признакам нарушения <…> пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № 053/01/10-52/2019 о нарушении антимонопольного законодательства

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 053/01/10-52/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 28 марта 2018 года в 14 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 217.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика <…>

<….> в срок до 22 марта 2018 года представить в Новгородское УФАС России сведения (информацию и надлежащим образом заверенные копии документов):

3.1. Письменные пояснения по факту <…> нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3.2. Объем оказанных услуг <….> по водоснабжению (в тыс. руб.) в 2018 году.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя <….>

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право, помимо прочего, представлять доказательства, давать пояснения в письменной форме, приводить свои доводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения дела.

Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Обращаю Ваше внимание, что вход в административное здание осуществляется при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации.

Председатель комиссии Г.Н. Пашкова

Бондарь Н.В.

(8162) 738-850

Связанные организации

Связанные организации не указаны