Решение №2327/03 РЕШЕНИЕ № РНП-53-18 по результатам проверки факта уклонения ... от 20 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Чудовского муниципального района

 

ул. Некрасова, д. 24 А,

г. Чудово, Новгородская обл.,

174210

 

 

Единственному

участнику закупки –

ИП …

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕРНП-53-18

по результатам проверки факта уклонения участника осуществления закупки

от заключения муниципального контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

Резолютивная часть оглашена 18.05.2022

В полном объеме изготовлено 20.05.2022    

 

                                 

                                 Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии:

представителя муниципального заказчика – Администрации Чудовского муниципального района (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24 А; далее – Администрация) – …;

единственного участника закупки – Индивидуального предпринимателя …,

рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика – Администрации об уклонении единственного участника закупки – ИП … от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения для предоставления гражданам в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от 28.03.2019 № 109, извещение № 0150300004122000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) 19.04.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.05.2022 в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика – Администрации поступили сведения об уклонении единственного участника закупки – ИП … от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения для предоставления гражданам в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от 28.03.2019 № 109, извещение № 0150300004122000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.04.2022 (далее – Сведения).

Сведения об уклонении единственного участника закупки от заключения муниципального контракта представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Постановление № 1078).

Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) осуществлена внеплановая проверка осуществления муниципальным заказчиком вышеуказанной закупки.

В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном поставщике установлено следующее.

19.04.2022 муниципальным заказчиком – Администрацией на официальном сайте было размещено извещение № 0150300004122000111 о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения для предоставления гражданам в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от 28.03.2019 № 109 (начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки (далее также НМЦК) – 1 216 666, 67 рублей).

Согласно протоколу от 27.04.2022 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (размещен на официальном сайте 28.04.2022; далее – Протокол) на участие в настоящем электронном аукционе поступила заявка единственного участника закупки – ИП ….

Аукционной комиссией муниципального заказчика по результатам рассмотрения заявка единственного участника закупки была признана соответствующей извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона (утверждено Главой Администрации … 19.04.2022; далее – Извещение).

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.

04.05.2022 муниципальным заказчиком был сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи Проект муниципального контракта (Приложение № 4 к Извещению) для его подписания единственным участником закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

05.05.2022 в 15 часов 42 минуты единственным участником закупки был сформирован и размещен на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.

Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:

1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;

2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.

Направленный единственным участником закупки протокол разногласий муниципальным заказчиком полностью был учтен и 05.05.2022 в 18 часов 50 минут сформирован с использованием единой информационной системы, а также размещен в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи доработанный Проект муниципального контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

Однако в предусмотренный частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе срок (не позднее 06.05.2022) Проект муниципального контракта единственным участником закупки подписан не был, обеспечение исполнения контракта также не представлено.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, единственный участник закупки, не подписав Проект муниципального контракта в установленные сроки и не представив обеспечение его исполнения, уклонился от его заключения.

11.05.2022 муниципальным заказчиком был сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол от указанной даты об уклонении участника закупки от заключения контракта, а рассматриваемые Сведения направлены в Новгородское УФАС России как контрольный орган в сфере закупок для их рассмотрения по существу.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Сведений представитель муниципального заказчика вышеуказанную хронологию событий не оспаривала.

В материалах Сведений имеются письменные объяснения ИП …. относительно уклонения от заключения муниципального контракта (вх. № 2680 от 16.05.2022 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

В связи с наличием в размещенном муниципальным заказчиком для подписания Проекте муниципального контракта ошибки, единственным участником закупки был составлен вышеупомянутый протокол разногласий.

Однако в предусмотренный Законом о контрактной системе срок по техническим причинам размещенный после обработки протокола разногласий муниципальным заказчиком доработанный Проект муниципального контракта единственным участником закупки подписан не был в связи с отсутствием доступа к сети «Интернет» в офисе поставщика по адресу: ….

В частности, согласно справке от 13.05.2022 СЦ «Новгородский район» Публичного акционерного общества «Ростелеком», в связи с повреждением оптического кабеля в период с 06 часов 17 минут 06.05.2022 и до 11 часов 20 минут 07.05.2022 услуги связи и доступ к сети «Интернет» абоненту «….» (…) не предоставлялись.

Иной возможности подписать Проект муниципального контракта, в том числе воспользоваться мобильным интернетом для подписания, единственный участник закупки не имел.

Так как ИП … не планировал уклоняться от подписания муниципального контракта, 13.05.2022 им было перечислено обеспечение его исполнения в размере 6 083, 33 рублей (чек по операции от указанной даты).

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Сведений единственный участник закупки поддержал вышеуказанные объяснения в полном объеме.

Рассмотрев Сведения, изучив пояснения ИП …. и представленные сторонами разбирательства документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.

Материалами Сведений подтверждается уклонение единственного участника закупки от заключения муниципального контракта по итогам настоящего определения поставщика.

После размещения муниципальным заказчиком в единой информационной системе доработанного Проекта муниципального контракта (05.05.2022) указанный документ единственным участником закупки должен был быть подписан до окончания суток 06.05.2022.

Однако в указанный срок единственным участником закупки Проект муниципального контракта подписан не был, обеспечение исполнения контракта внесено на соответствующий счет Администрации уже после окончания такого срока (13.05.2022).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Вместе с тем, при рассмотрении Сведений Комиссией установлены следующие обстоятельства, препятствующие включению Сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

1. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Как отмечалось выше, заявка ИП … по итогам рассмотрения аукционной комиссией муниципального заказчика, согласно Протоколу, была признана соответствующей Извещению.

Вместе с тем, признание указанной заявки соответствующей Извещению и, как следствие, направление ИП … Проекта муниципального контракта для подписания, в действительности были неправомерными, что подтверждается следующим.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее среди прочего и информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 3.1 Извещения объектом рассматриваемой закупки является приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения для предоставления гражданам в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта закупки муниципальным заказчиком в данном случае приведено в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, включающее с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Требования к содержанию заявки на участие в настоящем электронном аукционе и инструкция по ее заполнению (далее – Инструкция) муниципальным заказчиком приведены в Приложении № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3).

В пункте 2.1 Приложения № 3 муниципальным заказчиком аналогичным образом установлено требование о представление в составе заявки на участие в рассматриваемой закупке предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложения участника закупки в отношении объекта закупки, включающего характеристики предлагаемого им товара.

Среди прочих характеристик подлежащего приобретению жилого помещения Приложение № 1 называет «входная дверь» со следующем значением: «наличие металлической или деревянной двери, с установленными действующими замочным блоком и ручками, комплектом ключей. Комплект ключей должен включать ключ от жилого помещения, ключ от подъезда (при наличии запирающейся двери в подъезд), ключ от секции (при наличии секции и запирающейся двери в секцию)».

Однако в заявке ИП . значение данной характеристики предложенного им к поставке жилого помещения было приведено в следующем виде: «наличие деревянной двери, с установленными действующими замочным блоком и ручками, комплектом ключей», то есть без указания на то, что комплект ключей на жилое помещение включает в себя ключ от жилого помещения.

Также Приложение № 1 называет такую характеристику подлежащего приобретению жилого помещения как «санузел» со следующим значением: «Раздельный или совмещенный. Наличие унитаза со смывным бачком в рабочем состоянии, подключенный к коммуникациям. Наличие ванны или душевой кабины или душевого поддона, смесителя в рабочем состоянии, подключенных к коммуникациям. Наличие умывальника (при его наличии в технической документации на жилое помещение) в рабочем состоянии, подключенного к коммуникациям. Все указанное сантехническое оборудование должно быть исправным и функционирующим».

Вместе с тем, в заявке ИП значение данной характеристики предложенного им к поставке жилого помещения было приведено в следующем виде: «Совмещенный. Наличие унитаза со смывным бачком в рабочем состоянии, подключенный к коммуникациям. Наличие ванны, подключенной к коммуникациям. Все указанное сантехническое оборудование исправно и функционирует», то есть без указания на наличие в санузле жилого помещения смесителя в рабочем состоянии, подключенного к коммуникациям.   

При этом необходимо отметить, что, исходя из использованного муниципальным заказчиком в рассматриваемых характеристиках жилого помещения («входная дверь» и «санузел») способа описания требований к их значениям в Приложении № 1, наличие в комплекте ключей от входной двери ключа от жилого помещения, а также наличие в санузле подключенного к коммуникациям смесителя в рабочем состоянии по своей сути являются обязательными (императивными) к указанию в составе заявок показателями, поскольку они не сопровождаются союзом «или» либо соответствующими отлагательными условиями  («при наличии запирающейся двери в подъезд», «при наличии секции и запирающейся двери в секцию», «при его наличии в технической документации на жилое помещение»), позволяющими их в составе заявок не приводить.

Следовательно, заявка ИП требованиям Извещения (Приложения № 1) в действительности не соответствовала, поскольку не содержала ряда конкретных показателей (характеристик) предложенного к приобретению жилого помещения, в связи с чем подлежала отклонению.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки, а именно в неправомерном признании соответствующей Извещению заявки единственного участника закупки.

Вышеуказанные действия аукционной комиссии муниципального заказчика указывают на наличие в действиях ее членов признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Правил одним из оснований для принятия контрольным органом решения об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр недобросовестных поставщиков является выявление нарушений установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок требований при определении такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт.

2. Согласно положениям статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно материалам Сведений, при подаче заявки на участие в рассматриваемой закупке ИП … действовал в интересах гражданки Е., являющейся собственником предложенного единственным участником закупки в заявке к поставке жилого помещения и уполномочившей соответствующей нотариально оформленной доверенностью ИП … на свершение всех необходимых действий для продажи такого жилого помещения путем участия в электронном аукционе от ее имени.

Следовательно, в связи с тем, что поставщиком в данном случае фактически выступает не ИП …, а собственница жилого помещения – гражданка Е., в чьих интересах действовал единственный участник закупки участвуя в настоящем электронном аукционе, надлежащим субъектом правоотношений, связанных с уклонением от заключения муниципального контракта, является именно гражданка Е.

Аналогичными вывод подтвержден судебной практикой (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019, постановление Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2019 по делу № А32-39702/2017).

Таким образом, в данном случае Сведения представлены в отношении ненадлежащего лица, что также является основанием для их невключения в реестр недобросовестных поставщиков.

Учитывая вышеизложенное, Сведения о недобросовестном поставщике, представленные Администрацией в отношении ИП …, с учетом установленных обстоятельств в реестр недобросовестных поставщиков включению не подлежат.

При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки Комиссией дополнительно установлено следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Извещения (19.04.2022) часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе действует в редакции Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ (далее – 104-ФЗ).

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе называет идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Требования к участникам рассматриваемой закупки муниципальным заказчиком приведены в разделе 7 Извещения.

При этом требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, муниципальным заказчиком в пункте 7.2 Извещения приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 7.2 Извещения, муниципальным заказчиком установлено требование к участникам рассматриваемой закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющего, управляющей организации), участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), учредителей унитарного юридического лица.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к его участникам.

2. Как отмечалось выше, требования к содержанию заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе, а требования к содержанию заявки на участие в настоящем электронном аукционе муниципальным заказчиком приведены в Приложении № 3.

По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Извещения (19.04.2022) подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе действует в редакции 104-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать среди прочей информации об участнике закупки идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Вместе с тем, требование о представлении участниками рассматриваемой закупки в составе заявок на участие в ней информации и сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, муниципальным заказчиком в пункте 1.1.3 Приложения № 3 также приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 1.1.3 Приложения № 3, заявка на участие в настоящем электронном аукционе должна содержать идентификационные номера налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющего, управляющей организации), участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к содержанию заявок его участников.

3. Одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, содержащий инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке (пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Аналогичное мнение высказано ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Инструкция в данном случае содержится в пунктах 3.1-3.6 Приложения № 3 и устанавливает, среди прочего, порядок указания в заявке на участие в закупке характеристик предлагаемого товара (пункт 3.6).

Вместе с тем, имеющуюся Инструкцию нельзя признать надлежащей, поскольку порядок указания в заявке на участие в закупке характеристик предлагаемого товара, соответствующий использованной муниципальным заказчиком в Приложении № 1 структуре описания объекта рассматриваемой закупки, она в действительности не содержит.

Так, согласно пункту 3.6 Приложения № 1, «При предоставлении характеристик предлагаемого участником закупки товара, участник закупки должен учитывать следующее:

1) При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), в том числе с использованием математических знаков «≥», «≤», участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

При установлении заказчиком значения показателя (характеристики) в столбце 5 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки) с использованием математического знака «>» участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики) предлагаемого к поставке товара, которое должно быть больше значения, установленного в столбце 5 (указание значения показателя равного, установленному в столбце 5 будет расценено как несоответствие конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, значению, установленному в описании объекта закупки).

При установлении заказчиком значения показателя (характеристики) в столбце 6 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки) с использованием математического знака «<» участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики) предлагаемого к поставке товара, которое должно быть меньше значения, установленного в столбце 6 (указание значения показателя равного, установленному в столбце 6 будет расценено как несоответствие конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, значению, установленному описанием объекта закупки).

2) При установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, соответствующего значению, установленному описанием объекта закупки).

3) При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.

4) При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

5) Единицы измерения показателей (характеристик) предлагаемого участником закупки товара должны соответствовать установленным заказчиком в столбце 11 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки)».

Однако ни раздела 1, ни столбцов с номерами 5-10 Приложение № 1 в данном случае не называет.

Приложение № 1 состоит из табличной и текстовой частей.

При этом, имеющаяся в табличной части таблица содержит всего 2 столбца (без порядковых номеров) с наименованиями: «Наименование показателя» и «Требования к объекту закупки».

Также Приложение № 1 не содержит и упомянутых в Инструкции математических знаков «>», «<», «≥», «≤».

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещение об осуществлении закупки инструкции по заполнению заявки, не позволяющей должным образом заполнить такую заявку.

4. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Как установлено выше, какого-либо упоминания о наличии в Приложении № 1 раздела 1 данное приложение в действительности не содержит.

Однако ссылка на несуществующий раздел 1 Приложения № 1 муниципальным заказчиком приведена в пункте 2.1 Приложения № 3 при установлении требования о представлении в составе заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки («…соответствующие показателям, установленным в разделе 1 Приложения № 1 к извещению…»).

Кроме того, согласно пункту 1.2.1 Проекта муниципального контракта, приложением № 1 к нему является Спецификация жилого помещения (далее – Спецификация).

Согласно Спецификации, местом нахождения жилого помещения является г. Чудово Новгородской области, что не соответствует действительным потребностям муниципального заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки, поскольку согласно пункту 3.5.1 Извещения, Приложению № 1 и пункту 3.2 Проекта муниципального контракта в данном случае приобретается жилое помещение на территории п. Краснофарфорный Чудовского района Новгородской области.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании недостоверной информации при установлении требований к содержанию заявки на участие в закупке, а также при указании в проекте контракта места нахождения жилого помещения.

5. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Требование обеспечения исполнения контракта муниципальным заказчиком приведено в пункте 11.1 Извещения и разделе 7 Проекта муниципального контракта.

Согласно пункту 11.1 Извещения размер такого обеспечения составляет 0,5 % от НМЦК (6 083, 33 рублей), что соответствует размеру обеспечения исполнения контракта указанному муниципальным заказчиком в сформированной средствами официального сайта экранной форме извещения о проведении настоящего электронного аукциона.

Однако в пункте 7.1 Проекта муниципального контракта муниципальным заказчиком размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 5 % от НМЦК.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте контракта ненадлежащего размера его обеспечения.

6. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

В качестве способа осуществления рассматриваемого определения поставщика муниципальным заказчиком в данном случае был выбран электронный аукцион, а НМЦК рассматриваемой закупки составляет, как указывалось выше, 1 216 666, 67 рублей.

Исходя из положений части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе, проведение электронного аукциона обеспечивается путем подачи ценовых предложений, предусматривающих снижение НМЦК.

При этом, в силу положений пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в случае, если при проведении процедуры подачи ценовых предложений в ходе проведения электронного аукциона подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) до половины процента начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта в порядке, предусмотренном настоящей частью.

В соответствии с пунктом 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Раздел 8 Проекта муниципального контракта устанавливает ответственность его сторон.

Однако положения пункта 5 Правил при установлении мер ответственности поставщика в виде штрафа в разделе 8 Проекта муниципального контракта муниципальным заказчиком были приведены в ненадлежащем виде, а именно без учета положений, предусмотренных пунктов 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.

В частности, в подпункте «б» пункта 8.7 Проекта муниципального контракта муниципальным заказчиком для случаев, когда цена контракта превышает НМЦК (подпункт «б» пункта 5 Правил), установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик обязан в срок не позднее 10 дней после получения требования заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере, установленном в следующем порядке: 10 процентов цены контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта меры ответственности поставщика в виде штрафа.

Вышеуказанные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица муниципального заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Установленные в действиях муниципального заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, повлияли на результаты закупки и являются достаточным основанием для выдачи предписания об аннулировании торгов.

Однако в связи с уклонением единственного участника закупки от заключения муниципального контракта по итогам рассматриваемой закупки, необходимость для выдачи такого предписания у Комиссии отсутствует.

Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением № 1078, Комиссия,

                                                 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные муниципальным заказчиком – Администрацией Чудовского муниципального района (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24 А) об уклонении единственного участника закупки – Индивидуального предпринимателя … от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения для предоставления гражданам в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от 28.03.2019 № 109, извещение № 0150300004122000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.04.2022, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Чудовского муниципального района нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, частей 4, 8 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – Администрации Чудовского муниципального района нарушения пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны