Решение №1841/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-264/2021 по результатам рассмотрения жал... от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

Министерству образования Новгородской области

 

ул. Новолучанская, дом 27,

Великий Новгород, 173001

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «ТЕЛЕМАТИКА»

 

Краснопресненская наб., д. 12, под. 6, эт. 6, пом. 612В,

г. Москва, 123610

 

 

Исх. № 1841/03 от 09.04.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-264/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

07 апреля 2021 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

«….» – председатель Комиссии, руководитель Управления;

«….» – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

«….» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области – «….»;

подателя жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ТЕЛЕМАТИКА» – «….»,

уполномоченный орган – Администрации Губернатора Новгородской области должным образом уведомлено о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, для участия в рассмотрении жалобы своих представителей не направил, никаких ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ТЕЛЕМАТИКА» (123610, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 6, эт. 6, пом. 612В; далее – ООО «ТЕЛЕМАТИКА») на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, дом 27; далее – Министерство, Заказчик) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», извещение № 0150200003921000204 о проведении которого в редакции № ИИ3 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 23.03.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.03.2021 вх. № 1856 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ТЕЛЕМАТИКА» на действия государственного заказчика – Министерства при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», извещение № 0150200003921000204 о проведении которого в редакции № ИИ3 было размещено на официальном сайте 23.03.2021 (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 16 333 200,00 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно доводам Жалобы ООО «ТЕЛЕМАТИКА» считает, что документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона содержит ряд нарушений, выразившихся в нижеследующем.

  1. Заказчиком нарушены требования статьи 14 Закона о контрактной системе.

Так, разработанное и размещенное Министерством на официальном сайте обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Обоснование), предусмотренное Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Порядок; Постановление № 878), не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку не содержит всю необходимую в силу пункта 3 Порядка информацию.

Кроме того, Заказчиком также неправомерно приведено Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236).

  1. При описании объекта закупки Заказчиком неправомерно установлен ряд дополнительных характеристик закупаемого оборудования, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).
  2. Также ООО «ТЕЛЕМАТИКА» считает, что при описании объекта закупки государственным заказчиком неправомерно установлен ряд дополнительных характеристик, являющихся избыточными, ничем не обусловленными и существенно влияющими на количество участников рассматриваемой закупки.
  3. Из Жалобы также следует, что ввиду отсутствия в документации об электронном аукционе каких-либо требований к проведению предпродажной подготовки поставляемого товара, государственным заказчиком в пункте 4.1 проекта контракта, являющегося приложением № 3 к документации об электронном аукционе (далее – Проект контракта), неправомерно указано, что помимо прочего при приемке товара государственным заказчиком будет осуществляться проверка качества проведения предпродажной подготовки.
  4. Установленный в пункте 6.1 Проекта контракта и в пункте 3.4.1 документации об электронном аукционе гарантийный срок определен ненадлежащим образом.

На основании вышеизложенного, ООО «ТЕЛЕМАТИКА» просит приостановить закупку и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ее подателя поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Из представленных Министерством письменных возражений на Жалобу (вх. № 2028 от 06.04.2021 Новгородского УФАС России) следует, что в связи с отсутствием в едином реестре российской радиоэлектронной продукции для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Реестр) и указанных в нем сайтах производителей информации о функциональных, технических и эксплуатационных характеристиках, по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки, Обоснование правомерно не содержит сведений, указанных в подпункте «г» пункта 3 Порядка.

При этом государственный заказчик в своих письменных объяснениях обращает внимание на то, что законодательствам не закреплена обязанность заказчиков по направлению производителям запросов относительно предоставления характеристик товара, а также на то, что направление таких запросов и получение ответов на них может занять большое количество времени, что приведет к затягиванию проведения закупки и к срыву реализации национального проекта «Образование».

По мнению государственного заказчика – Министерства описание объекта закупки является объективным, дополнительные требования, определенные им, обоснованы заказчиком в ТЗ.

Относительно предпродажной подготовки товара в возражениях на Жалобу содержится указание на то, что требования к ней установлены в пунктах 3.4.4.1 и 3.4.4.2 Проекта контракта.

Также государственный заказчик считает, что гарантийный срок, определенный государственным заказчиком в пункте 6.1 Проекта контракта и в пункте 3.4.1 документации об электронном аукционе, установлен корректно.

На основании вышеизложенного государственный заказчик считает Жалобу необоснованной.

Присутствующие на рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика поддержали письменные возражения на нее в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация каких-либо письменных объяснений относительно доводов Жалобы не представил.

Следует отметить, что предусмотренная пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановая проверка действий Заказчика, уполномоченного органа – Администрации и его аукционной комиссии при осуществлении рассматриваемой закупки Комиссией Новгородского УФАС России не проводится в связи с ее проведением при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственность «Автосфера» (630049, г. Новосибирск, ул. Кропоткина, д. 92/3, оф. 211; далее – ООО «Автосфера») на действия Заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки, поступившей в Новгородское УФАС России ранее (вх. № 1849 от 30.03.2021 в Новгородского УФАС России).

В результате рассмотрения жалобы ООО «Автосфера» и проведения внеплановой проверки Комиссией Новгородского УФАС России жалоба была признана необоснованной, однако были выявлены существенные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, с целью устранения которых было выдано обязательное для исполнения предписание об аннулировании рассматриваемых торгов (Решение № 053/06/33-259/2021 от 06.04.2021 и Предписание от 06.04.2021).

В результате рассмотрения настоящей Жалобы установлено следующее.

В марте апреле 2021 года государственным заказчиком – Министерством и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (Извещение № 0150200003921000204 в редакции № ИИ3 от 23.03.2021).

Документация об электронном аукционе в действующей редакции (далее Документация) утверждена со стороны государственного заказчика – первым заместителем министра образования Новгородской области «….» и со стороны уполномоченного органа – начальником управления Администрации по организации государственных закупок «….» 23.03.2021.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление № 878.

Следует отметить, что товар, поставка которого является предметом рассматриваемой закупки, включен в Реестр, установленный в соответствии с Постановлением № 878.

Пунктом 2 Постановления № 878 установлен Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок).

Согласно пункту 4 Постановления № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Из пункта 5 Постановления № 878 следует, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с разделом 13 извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Извещение) и разделом 8 Документации в приложении № 4 к Документации содержится Обоснование.

Согласно подпункту «г» пункта 3 Порядка обоснование должно содержать указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 настоящего Порядка).

Из Обоснования следует, что ограничения на допуск радиоэлектронной продукции государственным заказчиком не включены в Документацию, в том числе, в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 Порядка.

Однако, в содержащемся Обосновании отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «г» пункта 3 Порядка. В качестве обоснования отсутствия такой информации государственным заказчиком указано на невозможность определить соответствие требуемым функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам в связи с отсутствием указанных характеристик в Реестре, а также отсутствием такой информации на сайтах производителей.

При этом наличие данной информации является обязательным в силу Порядка.

Несмотря на то, что Реестр и сайты производителей товара не содержат сведений (характеристик) о товаре, государственный заказчик обязан при осуществлении закупок соблюдать действующее законодательство, в частности требования Порядка.

Согласно Письму Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2019 г. № ПГ-11-7984 (далее – Письмо) Реестр размещен в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) по электронному адресу: https://gisp.gov.ru/documents/?type=promyshlennaya-produktsiya&ID=453 и на сайте Минпромторга России (minpromtorg.gov.ru) в разделах «Открытое министерство» и «Открытые данные».

Согласно Письму, «…осуществить проверку наличия интересуемого оборудования в Реестре Вы можете самостоятельно, воспользовавшись указанной ссылкой. В Реестре указано оборудование и его производитель. Соответствие характеристик оборудования соответствующим характеристикам, установленным заказчиком, можно выяснить у производителя оборудования. Класс радиоэлектронной продукции (телекоммуникационное оборудование или радиоэлектронная продукция), которому соответствует данное оборудование, указан в столбце 4 Реестра…».

Таким образом, в случае отсутствия необходимой информации в Реестре, государственный заказчик может запросить необходимые данные у самого производителя.

Материалами Жалобы подтверждается, что Заказчиком не предприняты действия, направленные на получение информации о характеристиках продукции в целях подготовки Обоснования.

Также, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что в приложении № 5 к Документации Заказчиком также неправомерно приведено Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное Постановлением № 1236 и являющееся ненадлежащим.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении надлежащего обоснования невозможности соблюдения ограничений, предусмотренных Постановлением № 878 и Постановлением № 1236.

Жалоба в данной части является обоснованной.

  1. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В пункте 3.1 Документации определен объект закупки – поставка оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (далее – Товар).

В соответствии с пунктом 3.2.1 Документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара содержатся в Приложении №1 к Документации, содержащем Техническое задание (далее – ТЗ).

Таким образом, для реализации положений статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком разработано ТЗ, которое содержит характеристики и их показатели как предусмотренные, так и не предусмотренные КТРУ.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, содержащую стоимость товара, работы, услуги, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Из пункта 6 Правил следует, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Из пункта 3.1.1 Документации следует, что объект рассматриваемой закупки относится к коду ОКПД2: 26.20.13.000, 26.20.15.000, 26.30.11.120, 26.70.13.000.

Позиции по указанным выше кодам ОКПД2 (26.20.13.000, 26.20.15.000, 26.30.11.120) содержатся в КТРУ и Заказчиком в Документации установлены следующие позиции КТРУ, соответствующие объекту рассматриваемой закупки: 26.20.13.000-00000002, 26.20.15.000-00000026, КТРУ 26.30.11.120-00000002.

Как было указано ранее, при проведении рассматриваемой закупки применяются положения Постановления № 878.

Указанным Постановлением утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).

Товары, закупаемые в рамках рассматриваемой закупки включены в Перечень (ОКПД2: 26.20.13.000, 26.20.15.000, 26.30.11.120, 26.70.13.000).

Как следует из подпункта «а» пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень.

Таким образом, действующее законодательство напрямую запрещает заказчикам при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, использовать какие-либо иные характеристики такой продукции, кроме тех, что содержатся в КТРУ.

Ввиду отсутствия надлежащего Обоснования, применение дополнительных характеристик товара, закупаемого в рамках рассматриваемой закупки, запрещено.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Правил при описании объекта закупки.

Жалоба в данной части также является обоснованной.

  1. Как было указано выше, в пункте 3.1 Документации определен объект закупки – поставка Товар, а функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики Товара – в ТЗ.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к значениям показателей Товара в ТЗ в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе представлены в виде таблицы в следующем виде: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Значения показателя которое не может изменяться» (столбец 7), «Единица измерения характеристики» (столбец 8), «Обоснование необходимости использования показателя» (столбец 9).

Как было указано выше, Законом о контрактной системе (пункт 1 части 1 статьи 33 и часть 2 статьи 33) установлена обязанность заказчика в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и устанавливать в документации о закупке показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком таким характеристиками (требованиям).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в документации о закупке должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Производство и выпуск в оборот указанных в ТЗ Товаров не регламентируется специальным и отдельно принятым государственным стандартом.

Вместе с тем, как было указано выше, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила.

Изучив содержание ТЗ, Комиссия Новгородского УФАС России установила, что в обосновании установленных Заказчиком требований к Товару (столбец 9) приведены: характеристики Товара, установленные в КТРУ, размещенном на официальном сайте, по соответствующим объекту рассматриваемой закупки позициям, а также, обусловленные назначением и особенностями использования Товара, действительные потребности Заказчика.

При этом никаких указаний на конкретного производителя Товара и/или на конкретные модели Товара, а также товарные знаки, в ТЗ не содержится.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Таким образом, в силу Закона о контрактной системе в данном случае Заказчик самостоятельно должен был определить и определил в ТЗ характеристики Товара, позволяющие точно определить его потребности.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Вопреки доводам подателя Жалобы описание объекта рассматриваемой закупки, представленное государственным заказчиком – Министерством в ТЗ, таких положений не содержит.

Как было указано выше, описание объекта рассматриваемой закупки, представленное в ТЗ, подготовлено государственным заказчиком – Министерством в соответствии с положениями КТРУ и потребностями Министерства, исходя из специфики и надлежащего использования закупаемого Товара, а также в целях обеспечения безопасности и достижения необходимых результатов при эксплуатации Товара.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе, и на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Заказчики при осуществлении закупок также должны руководствоваться указанными принципами.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, заказчик вправе определить в документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Следовательно, при формировании технического задания заказчику, в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка Товара, а не его изготовление.

Таким образом, участником данной закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке Товара, готовые поставить Товар, отвечающий требованиям Документации и удовлетворяющей потребностям Заказчика.

Следовательно, по результатам электронного аукциона будет определен поставщик Товара, а не его производитель.

Новгородское УФАС России отмечает, что приложение № 2 к Документации содержит обоснование НМЦК.

Согласно указанному приложению при определении начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки, Министерством использовались коммерческие предложения от трех различных хозяйствующих субъектов, готовых осуществить поставку Товара с характеристиками, указанными Заказчиком в ТЗ.

Данный факт, свидетельствуют о том, что указанные в описании объекта рассматриваемой закупки характеристики закупаемого Товара не являются излишними и сложными к пониманию, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и не приводят к ограничению числа участников закупки.

Кроме того, основной задачей законодательства Российской Федерации о контрактной системе, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

На основании вышеизложенного, определяя объект рассматриваемой закупки с предусмотренными в ТЗ требованиями, Министерство не совершает действий, противоречащих действующему законодательству и приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупки, поскольку предмет рассматриваемых торгов отражает действительные потребности Заказчика и соответствует целям деятельности образовательных учреждений, для которых эта закупка и осуществляется в соответствии с Приказом Администрации № 236-зк от 15.03.2021.

Таким образом, объект рассматриваемой закупки с предусмотренными в ТЗ требованиями Министерством определен в надлежащем виде, с соблюдением требований действующего законодательства, позволяющем участникам закупки предложить к поставке действительно существующий на рынке товар.

Учитывая вышеизложенное Жалоба в данной части является необоснованной.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе помимо прочего должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации

В соответствии с пунктом 1.1 Проекта контракта предметом контракта является поставка Товара.

Пунктом 4.1 Проекта контракта определен порядок приемки товара, в соответствии с которым передача товара производится в месте поставки, указанном в пункте 3.2. настоящего Контракта. Приемка товара Заказчиком осуществляется с обязательной проверкой соответствия товара требованиям, указанным в Спецификации, Техническом задании, аукционной документации и сопроводительных документах, а также проверкой технического состояния, внешнего вида, комплектации товара и качества проведения предпродажной подготовки.

При этом ни Документация, ни Извещение не содержат информации о перечне необходимых мероприятий, которые должны быть произведены поставщиком, а также о необходимости проведения такой подготовки.

В свою очередь ГОСТом Р 57115-2016 «Торговля. Предпродажная подготовка товаров отдельных видов. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 57115-2016) определено следующее понятие предпродажной подготовки товара - комплекс операций, выполняемых в торговом предприятии с товарами перед их подачей в торговый зал или иное место продажи в целях доведения до готовности для продажи (реализации) покупателям.

В соответствии с примечанием, характер и объемы операций определяются ассортиментом, свойствами товаров отдельных видов, особенностями их упаковки, степенью готовности товаров к продаже (реализации), объемом покупок, применением тех или иных способов организации торговой деятельности.

Таким образом, устанавливая вышеуказанный порядок приемки товара, который в себя включает проверку качества проведенной предпродажной подготовки, государственный заказчик обязан прописать в Документации и в Извещение тот комплекс мероприятий, на предмет которых будет проводиться проверка при приемке.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика – Министерства содержатся нарушения пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к поставщику не предусмотренных предметом контракта.

Таким образом, указанный довод Жалобы в ходе её рассмотрения нашел свое подтверждение.

  1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Документацией (пункт 3.4.1) и Проектом контракта (пункт 6.1) гарантийный срок на поставляемы товар определен в следующем виде: «Гарантийный срок на поставляемы товар должен составлять не менее 12 месяцев со дня подписания заказчиком акта приема-передачи товара. На отдельные товары может быть установлен отдельны гарантийный срок, определяемый заводом-изготовителем».

Комиссия считает, что гарантийный срок, установленный государственным заказчиком в Документации и Проекте контракта, является надлежащим и не допускает двусмысленного толкования.

Так, государственным заказчиком – Министерством в вышеуказанных документах определен минимальный гарантийный срок.

При этом, Комиссия считает, что уточнение, содержащееся во втором предложении названных ранее положений Документации и Проекта контракта, является требованием к сроку гарантии производителя, которая заведомо не известна государственному заказчику.

Таким образом, указанный довод Жалобы в ходе его рассмотрения не нашел своего подтверждения и Жалоба является частично обоснованной.

Вышеуказанные действия государственного заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего документацию об аукционе, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

В рамках рассмотрения Жалобы Комиссией Новгородского УФАС России выявлены многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, которые являются грубыми, приводят к нарушению правил описания объекта закупки и могут повлечь за собой затруднения при исполнении контракта.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе именно путем аннулирования торгов.

Руководствуясь статьей 14, 23, 33, 63, 64 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ТЕЛЕМАТИКА» (123610, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 6, эт. 6, пом. 612В) на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, дом 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», извещение № 0150200003921000204 о проведении которого в редакции № ИИ3 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.03.2021, частично обоснованной в части доводов 1, 2, 4.
  2. Признать в действиях государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать по причине его выдачи ранее в рамках рассмотрения жалобы иного участника рассматриваемой закупки на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области.

 

 

Председатель Комиссии

 

«….»

 

Члены Комиссии

 

«….»

 

 

 

«….»

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны