Решение №2713/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-368/2021 по результатам рассмотрения жал... от 21 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

Министерству образования

Новгородской области

 

ул. Новолучанская, д. 27,

Великий Новгород, 173001

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Скрин-М»

 

пр-кт Костромской, д. 20, литера А, кв. 58,

вн. тер. г. МО Светлановское,

г. Санкт-Петербург, 194017

 

Исх. №2713/03 от 21.05.2021

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/33-368/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

18 мая 2021 года                                                                                         Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области – …, …;

уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области – …;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Скрин-М» - …, …,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Скрин-М» (194017, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. МО Светлановское, пр-кт Костромской, д. 20, литера А, кв. 58; далее – ООО «Скрин-М») на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27; далее – Министерство) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (49-2021-нр5208), извещение № 0150200003921000394 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.05.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.05.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Скрин-М» на действия государственного заказчика – Министерства при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (49-2021-нр5208), извещение № 0150200003921000394 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 06.05.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению ООО «Скрин-М», государственным заказчиком в Приложении № 1 «Техническое задание» к документации о проведении настоящего электронного аукциона (далее – ТЗ; Документация) установлены завышенные требования к товару, ограничивающие количество участников рассматриваемой закупки.

Указанные завышенные требования содержатся в ТЗ в виде следующих показателей в отношении товара по позиции 1 «Интерактивная панель» и требований к их значениям:

«количество портов USB Type C с функцией передачи цифрового видеосигнала, расположенных на тыльной стороне панели» - минимальное значение 1 штука;

«количество портов USB 3.0 Type A (позволяющих управлять курсором и жестами на подключенном внешнем компьютере), расположенных на тыльной стороне панели» - минимальное количество 1 штука;

«количество встроенных микрофонов с функциями эхоподавления и шумоподавления» - минимальное значение 4 штуки;

«разрешение камеры встроенной в корпус интерактивной панели» - минимальное значение 2 Мпикселя;

«угол обзора камеры» - минимальное значение 90 градусов;

«тип сенсора камеры» - неизменяемое значение CMOS;

«размер сенсора камеры» - минимальное значение 1/2.5 дюйма (25,4 мм).

Вместе с тем, требование к расположению портов USB Type C именно на тыльной стороне панели сокращает число потенциальных участников закупки и при этом не несет прибавки к функциональности. У многих интерактивных панелей такой порт с функцией передачи цифрового видеосигнала расположен на лицевой стороне.

Для управления курсором и жестами на подключенном внешнем компьютере у большинства интерактивных панелей используется порт USB 2.0 Type-B. Указание о наличии порта версии 3.0 избыточно, так как более высокая скорость передачи данных, предлагаемых при использовании такой версии протокола, не востребована при управлении курсором и жестами. Данное требование также сокращает число потенциальных участников закупки.

Кроме того, распоряжением Минпросвещения России от 14.01.2021 № Р-15 утверждены Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (далее – Методические рекомендации).

В указанных Методических рекомендациях месторасположение порта USB Type C не детализировано, а технические характеристики порта USB 3.0 Type A вовсе не указаны.

Для достижения оптимальных показателей захвата аудиосигнала микрофонные системы должны устанавливаться с учетом акустических свойств помещения, количества и расположения выступающих относительно микрофонов. Применение жестко зафиксированной микрофонной системы в интерактивной панели лишает возможности расположить микрофон (микрофоны) в месте (местах), обеспечивающем (обеспечивающих) наилучшее качество захвата сигнала. Свойства микрофонов, встраиваемых в интерактивные панели, проигрывают по множеству показателей специализированным устройствам для захвата звука. Данные микрофоны рассчитаны на применение в переговорных комнатах малой площади со строгой дисциплиной говорящих. В учебных классах с большим количеством учащихся такие системы работают недостаточно эффективно. Требование о наличии встроенных микрофонов сокращает число потенциальных участников закупки, приводит к нерациональному перерасходу бюджетных средств на приобретение изделий с ограниченными возможностями при применении в классах школ, рассчитанных на присутствие 20-40 человек.

Встраиваемые в корпус интерактивных панелей камеры обеспечивают фиксированную точку обзора, что негативно сказывается на сценарии использования данных устройств в ходе видеоконференций. У пользователя не будет возможности переориентировать камеру с целью передачи изображения какого-либо объекта или места в помещении, а также для предотвращения засветки от источников света. Свойства таких камер проигрывают по множеству показателей специализированным устройствам захвата изображения. Данные камеры рассчитаны на применение в переговорных комнатах малой площади с простыми условиями съемки, в учебных классах с множественными различными источниками света они работают недостаточно эффективно. Требование о наличии встроенной в корпус интерактивной панели камеры также сокращает число потенциальных участников закупки и приводит к нерациональному перерасходу бюджетных средств на приобретение изделий с ограниченными возможностями при применении в классах школ.

По мнению подателя Жалобы, наличие у государственного заказчика 3 коммерческих предложений, полученных в ходе обоснования начальной (максимальной) цены рассматриваемой закупки (далее – НМЦК) не свидетельствует о том, что вышеуказанные показатели и требования к их значениям не влекут ограничения количества участников закупки, так как они могут содержать предложение о поставке одинакового оборудования одного производителя.

Описание объекта закупки в таком виде не учитывает реальные потребности каждого учебного заведения и различия их учебных программ.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители ООО «Скрин-М» поддержали ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указали, что месторасположение портов не влияет на функциональность интерактивной системы, требующиеся государственному заказчику камеры не подходят для помещений, а требования о том, что закупаемое оборудование должно быть мобильно, ТЗ не содержит.

Согласно представленным Министерством возражениям на Жалобу (вх. № 3890 от 17.05.2021 Новгородского УФАС России), ее доводы государственный заказчик не признает по следующим основаниям.

Государственным заказчиком в ТЗ установлены характеристики (показатели), позволяющие точно определить существующие потребности.

При этом, никаких указаний на конкретного производителя товара и/или на конкретные модели товара, а также товарные знаки ТЗ не содержит.

При обосновании НМЦК государственным заказчиком использовались коммерческие предложения от 3 поставщиков, готовых осуществить поставку товара, соответствующего требованиям ТЗ.

Кроме того, на участие в рассматриваемой закупки поступили 10 заявок.

Требования к характеристикам оборудования, приведенные в Методических рекомендациях, являются минимальными.

Отсутствие на лицевой стороне интерактивной панели разъемов для портов USB Type C обусловлено ограничением доступа к интерфейсам только для учителя. Кроме того, принимая во внимание использование техники в общеобразовательных учреждениях, данное решение позволит избежать случайной поломки портов обучающимися.

USB 3.0 на данный момент является наиболее распространенным интерфейсом. Оборудование приобретается для долгосрочного использования, в связи с чем использование заведомо устаревших интерфейсов нецелесообразно.

Исходя из особенности размещения и места использования оборудования, использование внешних микрофонов также нецелесообразно в связи с возможностью их потери или выхода из строя от физических повреждений. Опыт использования государственным заказчиком аналогичного закупаемому оборудования с размещенными в корпусе интерактивной панели микрофонами с функциями эхоподавления и шумоподавления в количестве не менее 4 подтверждает, что требований ТЗ достаточно для получения качественного звука с микрофонов. Кроме того, концепция развития федерального проекта «Цифровая образовательная среда» подразумевает создание мобильных классов. Использование внешних микрофонов значительно усложнит развитие данной концепции.

В объект рассматриваемой закупки также входит и поставка камер для выполнения функций, перечисленных в Жалобе (позиция 2.1 «PTZ IP камера» ТЗ). Камера, встроенная в корпус интерактивной панели, осуществляет иные функции. Ранее поставленное аналогичное оборудование полностью удовлетворяло потребности государственного заказчика своим функционалом и качеством изображения. Использование встроенной камеры также нацелено на реализацию концепции развития федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители государственного заказчика поддержали вышеуказанные возражения в полном объеме.

Администрация каких-либо пояснений относительно доводов Жалобы не представила.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель уполномоченного органа устно указал, что Администрация поддерживает возражения Министерства на Жалобу в полном объеме, а также что в ходе осуществления рассматриваемой закупки в адрес государственного заказчик поступил 1 запрос о даче разъяснений положений Документации, ответ на который был размещен на официальном сайте в установленные сроки.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле-мае 2021 года государственным заказчиком – Министерством совместно с уполномоченным органом - Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (49-2021-нр5208) (НМЦК – 16 709 400, 00 рублей).

Документация в действующей редакции утверждена Министром образования Новгородской области ...

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В пункте 3.1 Документации государственным заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – поставка оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Согласно пункту 3.2.1 Документации, описание объекта закупки, включающее функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики подлежащего поставке оборудования, государственным заказчиком приведено в ТЗ.

По мнению подателя Жалобы, приведенные государственным заказчиком в ТЗ требования к закупаемому оборудованию по позиции 1 «Интерактивная панель» в виде перечисленных в Жалобе показателей данного товара и требований к их значениям представляют собой завышенные требования к товару, не соответствующие его функциональному назначению, ограничивающие количество участников рассматриваемой закупки и влекущие нерациональное использование бюджетных средств (их перерасход).

Рассмотрев доводы Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе, в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Как следует из имеющихся в материалах Жалобы вышеупомянутых письменных возражений государственного заказчика, включенные Министерством в ТЗ вышеуказанные спорные показатели для товара по позиции 1 «Интерактивная панель» и требования к их значениям отвечают его действительным потребностям как органа государственной власти, курирующего деятельность образовательных организаций Новгородской области и закупающего для них необходимое оборудование (требующееся в целях обучения), обусловлены особенностью размещения и места использования такого оборудования, планируемой долгосрочностью использования, возможностью его перемещения в случае необходимости, и необходимы для надлежащего выполнения такими образовательными организациями своих уставных функций.

При этом, каких-либо указаний на конкретного производителя товара и/или на конкретные модели товара, товарные знаки ТЗ в данном случае не содержит, а Методические рекомендации, вопреки мнению подателя Жалобы, устанавливают лишь примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям).

Также необходимо отметить, что рынок поставки компьютерного, электронного и оптического оборудования не является закрытым и географически ограниченным, его участниками могут быть не только производители данного оборудования, но и его поставщики.

Согласно материалам Жалобы, на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок от 10 хозяйствующих субъектов, готовых поставить товар, содержащие предложения о поставке интерактивных панелей с различными товарными знаками: Leopad (Китай), JeminiCo (РФ), ИКАР (РФ).

Кроме того, в материалах Жалобы имеются полученные государственным заказчиком в ходе обоснования НМЦК рассматриваемой закупки 3 коммерческих предложения от хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки, также готовых поставить товар, содержащие предложения о поставке различных интерактивных комплексов: NewLine 7520HO и ICL InfoRay.

Помимо изложенного, в ходе непосредственного проведения настоящего электронного аукциона было достигнуто снижение НМЦК (16 709 400, 00 рублей) до 11 764 530, 00 рублей (протокол проведения электронного аукциона от 18.05.2021).

Следовательно, устанавливая вышеуказанные требования к закупаемому оборудованию государственный заказчик не совершает действий, приводящих к ограничению количества участников закупки, объект закупки отражает действительные потребности Министерства, обусловленные потребностями образовательных организаций Новгородской области, а несогласие подателя Жалобы с установленными государственным заказчиком требованиями к закупаемому товару не свидетельствует об их избыточности и нецелесообразности.

Учитывая все вышеизложенное, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа и его аукционной комиссии при осуществлении рассматриваемой закупки не установлено.

Руководствуясь статьями 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Скрин-М» (194017, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. МО Светлановское, пр-кт Костромской, д. 20, литера А, кв. 58) на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (49-2021-нр5208), извещение № 0150200003921000394 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.05.2021, необоснованной.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны