Решение №ИК/1834/23 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-212/2023 по результатам рассмотрения жало... от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчику –

МАОУ «Гимназия № 2»

 

ул. Новолучанская, д. 17,

Великий Новгород, 173001

e-mail: gymn2@bk.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «ЭТП ГПБ» (для сведения)

 

e-mail: info@etpgpb.ru

 

 

Заявителю –

ООО «СК Крепость»

 

ул. Мокрова, д. 30/2, кв. 28,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 670042

e-mail: ooo_skk86mail.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-212/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

10 мая 2023 года

 

                                 

                                         Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

<…………….>,

<…………….>,

<…………….>,

в присутствии представителя заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2»  – <…………….> (доверенность № б/н от 02.05.2023),

в отсутствии представителя заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «СК Крепость» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «СК Крепость» (670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, д. 30/2, кв. 28; далее – ООО «СК Крепость», Заявитель, податель Жалобы) заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» (173001, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 17; далее – МАОУ «Гимназия № 2») при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания, извещение № 32312280418 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 12.04.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «СК Крепость» на действия заказчика – МАОУ «Гимназия № 2» при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания, извещение № 32312280418 о проведении которого было размещено на официальном сайте 12.04.2023; начальная (максимальная) цена контракта – 36 445 260,00 рублей (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – МАОУ «Гимназия № 2» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1) По мнению Заявителя, установленный в документации о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Документация) порядок оценки по показателю «Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ аналогичного характера» (Неценового критерия «Квалификация участников закупки») является неправомерным и необоснованным поскольку отсутствует справедливая пропорциональная зависимость начисления баллов.

2) Податель Жалобы считает необоснованным ограничение минимальной суммы оцениваемого контракта, которая не должна быть менее 5 000 000,00 рублей и опыта только за 3 последних года (последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) должен быть подписан не ранее чем за 3 три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке).

3)  Показатель «Квалификация участника, выраженная в степени надежности организации» не является объективным (измеряемым) ввиду того, что срок регистрации организации никоим образом не влияет на квалификацию участника, т.к. давно работающая организация могла не выполнять ни одного договора с момента своей регистрации или приостанавливать деятельность, следовательно отсутствует справедливая пропорциональная зависимость начисления баллов.

4) Заказчиком необоснованно сужен принимаемый к оценке опыт до опыта исключительно по выполнению работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), поскольку опыт участника по строительству и реконструкции не влияет на уровень квалификации участника конкурса. Наличие данного критерия в данной формулировке ведет к ограничению конкуренции, так как участники конкурса, имеющие опыт выполнения работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) при оценке заявок не получают по критериям заказчика никаких баллов.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения заказчика – МАОУ «Гимназия № 2» относительно её доводов (вх. № 2279/23 от 04.05.2023 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной.

В действующем законодательстве отсутствует утвержденный на нормативном уровне термин «справедливая пропорциональная зависимость».

Заказчик не усматривает в содержании порядка оценки по показателю «Квалификация участника» каких-либо условий, которые могли бы привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предметом закупки являются работы по осуществлению капитального ремонта, следовательно заказчик обоснованно и осознанно определяет предмет выполненных ранее работ как капитальный ремонт.

На основании изложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

Присутствовавший, на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержал вышеуказанные возражения в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «Гимназия № 2» (утверждено решением от 23.12.2013 Наблюдательного совета МАОУ «Гимназия № 2», в редакции от 09.03.2023 (протокол № 4); далее – Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки является конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс).

1. Относительно доводов Жалобы 1 и 3 Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 9.2.9 Положения документация о закупке должна содержать, в том числе, следующие сведения:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9.5.1 Положения для оценки заявок, поданных участниками закупки на участие в конкурсе, на участие в запросе предложений, запросе цен, запросе котировок, заказчик устанавливает в документации о закупке или извещении о закупке (в случае проведения запроса котировок) критерии оценки заявок и порядок оценки заявок.

Согласно пункту 9.5.2 Положения критериями оценки заявок могут быть:

- цена договора;

- качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

- расходы на эксплуатацию товара;

- расходы на техническое обслуживание товара;

- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

- деловая репутация участника закупок;

- наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- квалификация участника закупки;

- квалификация работников участника закупки.

Извещение о проведении рассматриваемого конкурса и документация были утверждены директором МАОУ «Гимназия № 2» <…………….>  12.04.2023 (далее – Извещение, Документация).

В Приложении № 1 к Документации установлены критерии и порядок оценки заявок, в частности в таблице № 2 определены показатели по критерию «квалификация участника конкурса».

В частности показателями (пункты 1 и 2 таблицы № 2) квалификации являются:

 

1.

Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ аналогичного характера

 

 

       По данному критерию оценивается общее количество исполненных обязательств по договорам, заключенным и исполненным в течение 3 (трех) лет до окончания подачи заявок, предметом которых является выполнение работ по проведению капитального ремонта объекта капитального строительства.

При этом учитываются только контракты, договоры, заключенные с заказчиками, относящимися к п.5,п.6,п.7 ст.3 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и заказчиками, осуществляющими свою закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ. К документам, подтверждающим исполнение обязательств, относятся копии контрактов (договоров), копии актов выполненных работ (оказанных услуг), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненных обязательств.

В случае если комиссии невозможно будет идентифицировать предоставляемые участником закупки в составе заявки документы (в том числе и по наименованию (названию) файла), такие документы признаются не поданными и рассмотрены не будут.

Непредставление копий договоров (контрактов) не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

 

 

Наличие договоров оказываемых услуг, аналогичных предмету конкурса в течение 3 (трех) лет до окончания подачи заявок

от 0 до 10 баллов

нет

0 баллов

1-2 договора

1 балл

3-4 договора

3 балла

5-6 договоров

5 баллов

7-10 договоров

7 баллов

11 договоров и более

10 баллов

 

2.

 

Квалификация участника, выраженная в степени надежности организации

 

По данному критерию оценивается степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации (лет).

Опыт участника по степени надежности организации выражается в количестве лет, в течение которых участник осуществляет свою деятельность на рынке (участник этот показатель подтверждает копией Свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выпиской из единого государственного реестра индивидуального предпринимателя).

Непредставление свидетельства или выписки не является основанием для отклонения Заявки на участие в конкурсе

от 0 до 10 баллов

до 12 месяцев включительно

0 баллов

от 13 до 18 месяцев включительно

3 балла

от 19 до 24 месяцев включительно

5 баллов

от 25  до 30 месяцев включительно

7 баллов

от 31 до 36 месяцев включительно

10 баллов

       

 

В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать, в том числе пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

В Документации (таблица № 2 Приложения № 1) установлена пропорциональная зависимость, то есть определено количество баллов для конкретного значения - квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ аналогичного характера.

Заказчик самостоятельно выбирает способ оценки вышеуказанного показателя (применение формулы расчета количества баллов или шкалы, предельных величин значимости показателей оценки) ввиду отсутствия в Положении и Законе о закупках конкретных требований в составе критериев оценки заявок участников закупки, а также точного определения понятия «пропорциональной» зависимости между сведениями в отдельном показателе или критерии оценки заявок участников и их количественной оценкой.

Предусмотренные Документацией условия обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имеющих намерение участвовать в конкурсе, а также не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на определение победителя конкурса, то есть лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.

Аналогичные выводы содержаться в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2022 по делу № А44-5210/2021.

Указанные показатели критерия оценки заявок применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не создают необоснованных преимуществ отдельным участникам торгов.

Таким образом, заказчиком – МАОУ «Гимназия № 2» показатели по критерию «квалификация участника конкурса» установлены в соответствии с Положением и Законом о закупках.

Учитывая изложенное, доводы Жалобы 1 и 3 в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

2. Согласно пунктам 1 и 3 таблицы № 2 Приложения № 1 оценивается общее количество исполненных обязательств по договорам, заключенным и исполненным в течение 3 (трех) лет до окончания подачи заявок.

В данном случае, в Документации минимальное значение цены подлежащего оценке контракта (договора) заказчиком не включено в порядок оценки именно в качестве предельно необходимого минимального количественного значения, подтверждающего наличие у участника закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема (с характером и объемом работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, исходя из их стоимости).

Каких-либо обязательных требований относительно срока заключения ранее исполненных контрактов (договоров), предоставляемых в качестве подтверждения наличия опыта при проведении открытых конкурсов в электронной форме, действующее законодательство Российской Федерации о закупках не предусматривает, оставляя данные вопросы на усмотрение заказчика, который, при этом, не должен совершать действий, влекущих необоснованное сокращение количества участников закупки.

Вместе с тем, доказательств того, что вышеуказанное условие о сроке (3 последние года) заключения ранее исполненных контрактов (договоров) нарушает права и законные интересы участников рассматриваемой закупки (в том числе ООО «СК Крепость» как потенциального участника настоящего открытого конкурса в электронной форме), а также непосредственным образом привело к необоснованному сокращению количества ее участников, в материалах Жалобы в данном случае не имеется и ООО «СК Крепость» не представлено.

Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения также не нашел своего подтверждения.

3. Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Объектом рассматриваемой закупки является – капитальный ремонт здания МАОУ «Гимназия № 2» (пункт 3 Извещения о проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме).

Одним из показателей (пункт 3 таблицы № 2) квалификации участника, выраженной в общем объеме исполненных обязательств, является общее количество исполненных обязательств по договорам (в рублях), предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства по договорам, заключенным и исполненным в течение 3 (трех) лет до окончания подачи заявок.

Указанный показатель критерия оценки заявок применяются в равной степени ко всем участникам закупки, не создаёт необоснованных преимуществ отдельным участникам торгов и соответствует предмету закупки (капитальный ремонт объекта капитального строительства).

Вышеназванные показатели, установленные заказчиком – МАОУ «Гимназия № 2» для определения количества баллов, не противоречат Положению и Закону о закупках, отвечают принципам равноправия и справедливости.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Согласно данным официального сайта Ассоциации «Национальное объединение строителей» в сети «Интернет», Заявитель не является членом саморегурируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Заявитель не представил доказательств нарушения своих прав как потенциального участника конкурса установленными требованиями к показателям оценки об опыте  выполнения аналогичных работ, заявку на участие в торгах не подавал, за разъяснениями положений Извещения (Документации) не обращался.

Заявителем не представлены документы, свидетельствующие об обоснованности его позиции, конкретных примеров ненадлежащего установления требований к показателям «квалификации участника» не приведено. Данные обстоятельства не позволяют оценить негативное влияние установленных заказчиком требований к показателям «квалификации участника» на права и законные интересы заявителя как возможного участника торгов.

Как указано в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2020 № Ф07-18351/2019 по делу № А56-87173/2018, оставленном без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2020 № 307-ЭС20-10636, жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника).

Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель не привел доказательств нарушения своих прав действиями заказчика, ограничившись в отношении доводов Жалобы лишь общим утверждением о необъективности установленных заказчиком требований к показателям «квалификации участника».

Запросов о разъяснении положений Извещения и Документации, относительно доводов Жалобы, не поступало.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «СК Крепость» (670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, д. 30/2, кв. 28) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» (173001, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 17) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания, извещение № 32312280418 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 12.04.2023, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <…………….>

 

 

Члены Комиссии                                                                                         <…………….>                                                                               

 

                                                                                                                         

                                                                                                                      <…………….>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны