Решение №3395/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-302/2019 по результатам рассмотрения жа... от 18 июля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику –
МАОУ «Гимназия «Новоскул»»
и его закупочной комиссии
ул. Прусская, д. 4,
Великий Новгород, 173007
Участнику закупки
(подателю жалобы) –
ООО «ПрофиСтрой»
Старо-Петергофский пр-кт, д. 28, лит. А, пом. 6Н, офис 1,
г. Санкт-Петербург, 190020
ул. Сенная, д. 4,
Великий Новгород, 173008
Исходящие № 3395/03 от 18.07.19
РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-302/2019
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
15 июля 2019 года Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;
Михайлова С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика – Муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия «Новоскул»» – директора «…..» (доверенность № 00000000023 от 15.07.2019);
- податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Профистрой» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой» (ИНН 7839108791; 190020, г. Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр-кт, д. 28, лит. А, пом. 6Н, офис 1; далее – ООО «ПрофиСтрой») на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Новоскул»» (173007, Великий Новгород, ул. Прусская, д. 4; далее – МАОУ «Гимназия «Новоскул»») при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на капитальный ремонт крыши здания МАОУ «Гимназия «Новоскул»», извещение № 31908008231 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 19.06.2019,
УСТАНОВИЛА:
22.05.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ПрофиСтрой» на действия заказчика – МАОУ «Гимназия «Новоскул»» при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в летнем лагере, извещение № 31908008231 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.06.2019 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
ООО «ПрофиСтрой» была подана заявка на участие в рассматриваемом запросе предложений в электронной форме (порядковый номер заявки 1507256).
03.07.2019 заказчиком был опубликован протокол о результатах закупки № U4443914-7818338-1 от 03.07.2019 (далее – Протокол о результатах закупки). В данном Протоколе содержится информация о итоговом количестве баллов, присвоенных каждой заявке.
Однако по утверждению подателя Жалобы в вышеуказанном Протоколе о результатах закупки отсутствует информация предусмотренная Законом о закупках, а именно информация о присвоении значений заявкам участников закупки по каждому из критериев оценки, предусмотренных документацией о проведении запроса предложений в электронной форме (далее – Документация).
Кроме того, рассматриваемый запрос предложений в электронной форме был размещен и регламентировался в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия «Новоскул», утвержденное протоколом наблюдательного совета № 4 от 22.11.2018 (далее – Положение о закупках от 22.11.2018).
Однако 10.06.2019 заказчиком было утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия «Новоскул», в новой редакции.
Извещение о проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме было размещено 19.06.2019.
Таким образом, по мнению подателя Жалобы, заказчик неправомерно утвердил Документацию и осуществил проведение рассматриваемой закупки, руководствуясь Положением о закупках от 22.11.2018, поскольку на этот момент уже действовало положение о закупках в новой редакции от 10.06.2019.
С учетом вышеизложенного, ООО «ПрофиСтрой» просит выдать заказчику – МАОУ «Гимназия «Новоскул»» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик – МАОУ «Гимназия «Новоскул»» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. № 4874 от 12.07.2019 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
Документация рассматриваемого запроса предложений в электронной форме была подготовлена и опубликована на официальном сайте в соответствии с действующей и размещенной на официальном сайте на тот момент редакции положения о закупках от 22.11.2018.
20 июня 2019 года МАОУ «Гимназия «Новоскул»» разместило на официальном сайте Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия «Новоскул», в новой редакции, которое было утверждено протоколом наблюдательного совета № 3 от 10.06.2019 (в течении 15 дней с даты утверждения положения) (далее - Положение о закупках от 20.06.2019).
Новое положение о закупках в новой редакции вступает в силу, с даты его размещения на официальном сайте (п. 12, 13 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908).
Таким образом, порядок применения положения о закупках в новой редакции распространяется на закупочную деятельность заказчика со дня его размещения на официальном сайте, т.е. с 20.06.2019.
Кроме того, МАОУ «Гимназия «Новоскул»» отмечает, что Положением о закупках от 22.11.2018, регламентирующим рассматриваемый запрос предложения, не предусмотрено указывать информацию о присвоении значений по каждому из критерий в итоговом протоколе по результатам оценки.
Оценка и сопоставление заявок на участие, подведение итогов запроса предложений, осуществлялось закупочной комиссией на этапе подведения итогов в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документации о проведении запроса предложений. В силу отсутствия в Положение о закупках от 22.11.2018, требований указывать оценку заявок по каждому из критерий, МАОУ «Гимназия «Новоскул»» считает, что в Протоколе достаточно было указать итоговый рейтинг присвоенный каждому участнику закупки.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика – МАОУ «Гимназия «Новоскул»» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – МАОУ «Гимназия «Новоскул»» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг».
Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАОУ «Гимназия «Новоскул»» в соответствии с положениями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Положением о закупках от 22.11.2018, которое регламентирует закупочную деятельность МАОУ «Гимназия «Новоскул»» на момент осуществления рассматриваемой закупки.
Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, при проведении рассматриваемого запроса предложения МАОУ «Гимназия «Новоскул»» должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного положения о закупках (Положения о закупках МАОУ «Гимназия «Новоскул»»).
Согласно подпункту 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
В соответствии с главой 10 Положения предусмотрен следующий способ закупки – закупка путем проведения запроса предложения.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
На основании вышеуказанных норм, заказчиком на официальном сайте 03.07.2019 было размещено 3 протокола, составленные в ходе рассматриваемой закупки (протокол открытия доступа к заявкам, протокол рассмотрения заявок, протокол о результатах закупки.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
На основании вышеуказанной нормы заказчиком в разделе 17 Документации установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, а именно оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
«- Rai - Цена договора
- Rci - Квалификация участника запроса предложений
- T1 - Коэффициент значимости «Цена договора»
- T4 - Коэффициент значимости «Квалификация участника запроса предложений».
Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. Значимость критериев определяется в процентах. При этом, для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации запроса предложений, умноженных на их значимость. Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений и определение Победителя осуществляется Комиссией по осуществлению закупок».
Согласно пункту 4 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок).
Аналогичное требование пункта 4 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, содержится в подпункте 4 пункта 7.11.3 главы 7 Положением о закупках от 22.11.2018.
Однако, в ходе изучения материалов Жалобы было установлено, что в размещенных заказчиком протоколах отсутствует информация о присвоении заявкам участников закупки значения по каждому из предусмотренных в Документации критериев оценки таких заявок.
Таким образом, в действиях закупочной комиссии заказчика - МАОУ «Гимназия «Новоскул»» содержится нарушение нарушения пункта 4 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, подпункта 4 пункта 7.11.3 главы 7 Положения о закупках от 22.11.2018, выразившихся в нарушении порядка содержания протокола, составляемый в ходе осуществления рассматриваемой закупки.
Учитывая вышеизложенное, довод Жалобы является обоснованным.
2. Довод подателя Жалобы, относительно неправомерного использования заказчиком Положения о закупках от 22.11.2018 при осуществлении рассматриваемого запроса предложения в электронной формы, является несостоятельным исходя из следующего.
Согласно пункту 2.5 статьи 2 Закона о закупках типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившими его соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.
В данном случаи, Положение о закупках от 20.06.2019 было утверждено протоколом наблюдательного совета № 3 10.06.2019, а размещено на официальном сайте 20.06.2019 (в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке).
Согласно пункту 12 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 (далее – Положение) для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения.
В соответствии с пунктом 13 Положения изменения в положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.
Таким образом, порядок применения положения о закупках в новой редакции распространяется на закупочную деятельность заказчика и вступает в силу со дня его размещения на официальном сайте, т.е. с 20.06.2019, что также подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте в разделе «Сведения о положении о закупке».
При этом, рассматриваемый запрос предложения в электронной форме был подготовлен и опубликован на официальном сайте 19.06.2019, следовательно, осуществление рассматриваемой закупки проводилось в рамках действующей и размещенной на тот момент редакции Положения о закупке от 22.11.2018.
Учитывая вышеизложенное, довод Жалобы является необоснованным.
Вышеуказанное нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установленное в действиях закупочной комиссии заказчика – МАОУ «Гимназия «Новоскул»», является грубым, нарушает права и законные интересы участников запроса предложения в электронной форме относительно получения достоверной информации о результатах рассмотрения и оценки заявок, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц путем внесения изменений в протокол о результатах закупки для его приведения в соответствие с действующим законодательством (Закона о закупках).
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой» (ИНН 7839108791; 190020, г. Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр-кт, д. 28, лит. А, пом. 6Н, офис 1) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Новоскул»» (173007, Великий Новгород, ул. Прусская, д. 4) при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на капитальный ремонт крыши здания МАОУ «Гимназия «Новоскул»», извещение № 31908008231 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.06.2019, частично обоснованной в части довода о нарушении требований к содержанию протокола о результатах закупки.
2. Признать в действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Новоскул»» нарушения пункта 4 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, подпункта 4 пункта 7.11.3 главы 7 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Новоскул»», утвержденное протоколом наблюдательного совета № 4 от 22.11.2018.
3. Выдать заказчику - Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия «Новоскул»», и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии С.О. Михайлов
М.Е. Фомин
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.