Решение №5890/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/64-579/2019 по результатам рассмотрения жал... от 19 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МБУ «АУГХ»

 

                                                                          Советская набережная, д. 1,

                                                                          г. Старая Русса, Новгородская обл., 175202

 

 

                                                                          Уполномоченному органу –

                                                                          Комитету по управлению муниципальным

                                                                          имуществом Администрации Старорусского

                                                                          муниципального района

 

                                                                          Советская набережная, д. 1,

г. Старая Русса, Новгородская обл., 175202

                                                                          

 

                                                                          Оператору электронной площадки -

                                                                          ЗАО «Сбербанк-АСТ» 

 

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

                                                                          e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

                                                                       

                                                                          Подателю жалобы - ООО «РуссаДор»

 

пер. Кузнечный, д. 7,  

г. Старая Русса, Новгородская обл., 175202

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/64-579/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

16 декабря 2019 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Административное управление городским хозяйством» – … (доверенность № .. от …), … (доверенность № … от …) и … (доверенность № .. от …);

уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Старорусского муниципального района – … (доверенность № .. от ..);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Старорусское дорожное предприятие» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, заявил письменное ходатайство (вх. № 8422 от 12.12.2019 Новгородского УФАС России) о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей;

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Старорусское дорожное предприятие» (175202, Новгородский район, г. Старая Русса, пер. Кузнечный, д. 7; далее – ООО «РуссаДор») на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Административное управление городским хозяйством» (175202, Новгородская область, г. Старая Русса, Советская набережная, д. 1; далее – МБУ «АУГХ») при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Старорусского муниципального района (175202, Новгородская область, г. Старая Русса, Советская набережная, д. 1; далее - Комитет) закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в зимний и летний период на территории муниципального образования город Старая Русса, извещение № 0350300030419000127 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 30.11.2019 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

УСТАНОВИЛА:

 

09.12.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «РуссаДор» на действия заказчика – МБУ «АУГХ» при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в зимний и летний период на территории муниципального образования город Старая Русса, извещение № 0350300030419000127 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.11.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В Проекте контракта (Приложение № 1 к документации об аукционе; далее – Проект контракта) установлено, что отходы, образующиеся в результате выполнения работ по содержанию автомобильных дорог в зимний и летний период на территории муниципального образования город Старая Русса являются собственностью  подрядчика и вся последующая природоохранная деятельность должна быть выполнена в рамках природоохранного законодательства.

По мнению подателя Жалобы, данное условие противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в частности, Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее –  Закон об отходах производства и потребления) и должно быть исключено из Проекта контракта.

2. В части II «Летний период» Технического задания (Приложение № 2 к документации об аукционе; далее – Техническое задание) указано, что вывоз мусора, смета и иных загрязнений производить только в специально отведенные места.

Однако, места нахождения таких специально отведенных мест в документации об аукционе не указаны.

Если обязанность по изготовлению и установке урн, баков и т.д. будет возложена на подрядчика, податель Жалобы считает необходимым учесть эти расходы в Локальном сметном расчете.

3. В Локальном сметном расчете (Приложение № 3 к документации об аукционе; далее – Локальный сметный расчет) предусмотрено грейдирование 221 917 м2 автомобильных дорог с грунтовым покрытием на весь период действия контракта (1 год). Стоимость данных работ составляет 27 309, 00 рублей на весь период действия контракта.

В части II «Летний период» Технического задания предусмотрено, что в течение летнего периода подрядчик обязан провести  грейдирование и уборку автомобильных дорог с грунтовым покрытием в соответствии с перечнем 6 (суммарной площадью 221 917 м2) - не менее 1-раза в месяц за летний период каждую автомобильную дорогу.

Учитывая, что летний период включает семь месяцев (апрель – октябрь), следует, что заказчик увеличил площадь грейдирования грунтовых дорог в 7 раз: с 221 917 м2 до 1 553 419 м2 за ту же стоимость - 27 309,00 руб.  

Этот же объем (1 553 419 м2) зафиксирован в ведомости объемов и оплаты выполненных работ по содержанию дорог в зимний и летний период города Старая Русса (Приложение № 3 к контракту; далее – Ведомость объемов и оплаты).

Техническое задание и Ведомость объемов и оплаты противоречат Локальному сметному расчету и возлагают на подрядчика обязанность осуществить грейдирование каждой из перечисленных в перечне 6 улиц не один, а семь раз в течение летнего периода, что не обеспечено финансовыми обязательствами заказчика.

Также, податель Жалобы указывает, что аналогичным образом (несоответствием объемов работ) противоречат друг другу пункты 1, 2, 4, 5, 8, 9, 15, 16, 17 Локального сметного расчета и Ведомости объемов и оплаты.

4. Заказчик не приобщает Локальный сметный расчет в качестве приложения к заключаемому по итогам рассматриваемого аукциона контракту.

5. Локальным сметным расчетом предусмотрены окраска стоек дорожных знаков (пункт 29) и очистка и мойка водой из шланга: дорожных знаков и указателей (пункт 30).

Вместе с тем, в соответствии разделом III «Общие данные» Технического задания уборка должна выполняться с соблюдением требований нормативных документов, в том числе, в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

По мнению подателя Жалобы, принимая обязанность по содержанию автомобильных дорог в городе, подрядчик становится обязанным не только мыть знаки и окрашивать стойки, но и выполнять иные работы, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017, в частности:

- обрезать зеленые насаждения для обеспечения их видимости (пункт 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017);

- восстанавливать утраченные знаки (пункт 6.2.3 ГОСТ Р 50597-2017);

- заменять деформированные знаки (пункт 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).

Однако, данные расходы Локальным сметным расчетом не предусмотрены.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику – МБУ «АУГХ» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – МБУ «АУГХ» письменных возражений в отношении доводов Жалобы не представил, на рассмотрении Жалобы представители заказчика относительно доводов Жалобы устно отметили следующее.

1. ГК РФ предусмотрено, что собственник плодов, продукции, доходов может быть определен непосредственно в договоре.

В данном случае заказчик в Проекте контракта указывает, что собственником отходов, образующихся в результате выполнения работ по содержанию автомобильных дорог в зимний и летний период на территории муниципального образования город Старая Русса, будет являться подрядчик.

Данное условие не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в частности, ГК РФ, Закону об отходах производства и потребления и Закону о контрактной системе.

2. Постановлением Администрации Старорусского муниципального района от 01.10.2019 № 1432 (далее – Постановление № 1432) определены места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Старорусского муниципального района. Данное постановление размещено на официальном сайте Администрации Старорусского муниципального в сети «Интернет», любое лицо может ознакомиться с ним.

Кроме того, подрядчик может обратиться в Администрацию Старорусского муниципального района с запросом о предоставлении информации о таких местах.

3. Объем работ, указанный в Локальном сметном расчете, является верным.

Фраза «Грейдирование автомобильных дорог с грунтовым покрытием - не менее 1 - раза в месяц за летний период каждую автомобильную дорогу» подразумевает под собой грейдирование дорог последовательно за весь летний период. За один месяц должна быть грейдирована часть дорог. Не должно быть пропусков выполнения данных работ в какой-либо месяц. По итогам летнего периода должны быть грейдированы все перечисленные в перечне 6 Технического задания автомобильные дороги.

4.  Локальный сметной расчет использовался исключительно для обоснования начальной (максимальной) цены контракта и поэтому не является приложением к заключаемому по итогам закупки контракту.

5. Заказчик не требует от подрядчика при исполнении контракта выполнять все работы, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017. Выполнению подлежат только работы, перечисленные в Локальном сметном расчете и Ведомости объемом и оплаты.

Уполномоченный орган - Комитет письменные возражения на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа поддержала устные пояснения представителей заказчика - МБУ «АУГХ» относительно доводов Жалобы в полном объеме.

Изучив доводы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Часть доводов Жалобы сводится к несогласию ее подателя с проведенным заказчиком расчетом начальной (максимальной) цены контракта. По его мнению, часть работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, в Локальном сметном расчете учтены не были, что привело к уменьшению начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов при рассмотрении жалоб участников закупок и проведении внеплановых проверок осуществления закупок.

Правильность расчетов начальной (максимальной) цены контракта предметом рассмотрения комиссии контрольного органа в сфере закупок в данном случае быть не могут в связи с отсутствием у нее соответствующих полномочий.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В ноябре - декабре 2019 года заказчиком – МБУ «АУГХ», уполномоченным органом - Комитетом и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в зимний и летний период на территории муниципального образования город Старая Русса, извещение № 0350300030419000127 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.11.2019 (начальная (максимальная) цена контракта – 19 470 090, 00 рублей).

Документация об электронном аукционе (далее – Документация) утверждена директором МБУ «АУГХ» ... 26.11.2019.

1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Как следует из части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 1.2 Проекта контракта предметом контракта является содержание автомобильных дорог в зимний и летний период на территории муниципального образования город Старая Русса, в соответствии с настоящим контрактом, Техническим заданием (Приложение № 1 к проекту контракта).

В пунктах 1.8 и 4.4.11 Проекта контракта указано, что отходы, образующиеся в результате выполнения работ выше изложенных в пункте 1.2 являются собственностью подрядчика и вся последующая природоохранная деятельность должна быть выполнена в рамках природоохранного законодательства.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 136 ГК РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Как отмечалось выше, в Проекте контракта установлено, что отходы, образующиеся в результате выполнения работ, являются собственностью подрядчика и вся последующая природоохранная деятельность должна быть выполнена в рамках природоохранного законодательства.

При этом, действующим законодательством о контрактной системе не установлено, что отходы, образующиеся в результате выполнения работ, являются исключительно собственностью муниципального заказчика. Напротив, ГК РФ прямо установлено, что договором может быть предусмотрено иное.

В рассматриваемом случае договором (Проектом контракта) предусмотрено, что право собственности на образующиеся в результате выполнения работ отходы принадлежит подрядчику, что не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации. При этом, данные отходы образуются именно при выполнении подрядчиком работ, предусмотренных контрактом.

Следовательно, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Одним из приложений к заключаемому по итогам закупки контракту является Техническое задание (Приложение № 1).

Техническое задание состоит из трех частей:

- часть I «Зимний период»;

- часть II «Летний период»;

- часть III «Общие данные».

В пункте 4.1 части II «Летний период» Технического задания содержатся требования, предъявляемые к содержанию тротуаров и автобусных остановок. В частности, предусмотрено, что вывоз мусора, смета и иных загрязнений необходимо производить только в специально отведенные места (пункт 4.1.5).

На рассмотрении Жалобы представители заказчика отметили, что под специально отведенными местами понимаются места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Старорусского муниципального района, указанные в постановлении Администрации Старорусского муниципального района от 01.10.2019 № 1432. Поскольку данное постановление находится в открытом доступе, заказчик посчитал излишним указывать такие места в Документации.

При этом, актуальную информацию о таких местах подрядчик может получить непосредственно у заказчика, поскольку в процессе исполнения контракта местоположение таких мест может быть изменено Администрацией Старорусского муниципального района.

Кроме того, в Проекте контракта не установлено, что подрядчик обязан производить вывоз мусора, смета и иных загрязнений исключительно в специально отведенные места, расположенные на территории Старой Руссы и/или Старорусского района. Фактически, подрядчик имеет право производить вывоз мусора, смета и иных загрязнений в специально отведенные места на территории иных муниципальных образований.

Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба также является необоснованной.

3. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно частям 9, 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 9.2 Проекта контракта неотъемлемой частью настоящего контракта является:

- Техническое задание (Приложение № 1 к контракту).

- порядок осуществления контроля, оценки качества и приёмки результатов выполнения работ по содержанию автомобильных дорог на территории муниципального образования город Старая Русса (Приложение № 2 к контракту).

график на выполнение работ по уборке автомобильных дорог, тротуаров, автобусных остановок в зимний и летний период (Приложение № 3) (Ведомость объемов и оплаты), заполняется по результатам аукциона.

В соответствии с пунктом 4.2 Документации обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в Приложении № 3 к документации об аукционе в электронной форме.

Приложением № 3 к Документации является Локальный сметный расчет.

В Локальном сметном расчете содержатся наименования работ, количество (объем) работ, единицы измерения, стоимость работ.

Согласно Локальному сметному расчету начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 19 470 090, 00 рублей.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика устно отметили, что все приведенные в Локальном сметном расчете работы, объемы и суммы (в том числе итоговая сумма – 19 470 090, 00 рублей (начальная (максимальная) цена контракта)) указаны верно, именно указанные в Локальном сметном расчете объемы работ полностью соответствуют потребностям заказчика и именно по данным объемам и рассчитывалась начальная (максимальная) цена контракта.

Работы, аналогичные перечисленным в Локальном сметном расчете, также содержатся и в Ведомости объемом и оплаты, которая, как отмечено выше, является приложением к контракту.

Вместе с тем, указанные в в Техническом задании и Ведомости объемом и оплаты объемы работ непосредственным образом противоречат Локальному сметному расчету.

Как отмечалось выше, Техническое задание состоит из трех частей («зимний период», «летний период», «общие данные»).

Так, в пункте 1.2 части II «Летний период» Технического задания указано, что в течение летнего периода подрядчик обязан провести  грейдирование и уборку автомобильных дорог с грунтовым покрытием в соответствии с перечнем 6. Грейдирование автомобильных дорог с грунтовым покрытием - не менее 1 - раза в месяц за летний период каждую автомобильную дорогу.

В перечне 6 приведен список дорог, в отношении которых необходимо произвести грейдирование, а также указана общая площадь таких дорог – 221 917 м2.

Эта же площадь (221 917 м2) содержится и в Локальном сметном расчете (позиция 16).

То есть, фактически, расчет цены, произведенной заказчиком, предусматривает грейдирование каждой автомобильной дороги с грунтовым покрытием один раз в течение летнего периода. Именно такой объем (221 917 м2) был использован заказчиком при определении цены таких работ в Локальном сметном расчете.

Однако, из буквального толкования пункта 1.2 части II «Летний период» Технического задания следует прямая обязанность подрядчика производить грейдирование каждой из перечисленных в перечне 6 дорог раз в месяц в течение всего летнего периода.

Согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования город Старая Русса, утвержденных Решение Совета депутатов города Старая Русса Старорусского муниципального района Новгородской области от 27 ноября 2012 г. № 144, весенне-летняя уборка территории муниципального образования город Старая Русса производится в сроки с 16 апреля по 15 октября.

То есть, летний период в Старой Руссе установлен с 16 апреля по 15 октября.

Следовательно, общий объем грейдирования автомобильных дорог с грунтовым покрытием, с учетом пункта 1.2 части II «Летний период» Технического задания будет составлять 1 553 419 м2, что противоречит Локальному сметному расчету.

Доводы представителей заказчика о том, что грейдирование дорог осуществляется последовательно за весь летний период и каждая автомобильная дорога должна быть грейдирована один раз, являются несостоятельными.

Пункт 1.2 части II «Летний период» Технического задания прямо возлагает на подрядчика обязанность по грейдированию каждой автомобильной дороги с грунтовым покрытием раз в месяц в течение всего летнего периода. При этом, Техническое задания является обязательным приложением к заключаемому по итогам закупки контракту.

Кроме того, в Ведомости объемов и оплаты (позиция 16), которая также является обязательным приложением к заключаемому контракту, указан объем работ по грейдированию автомобильных дорог с грунтовым покрытием, равный 1 553,419 м2, что противоречит Локальному сметному расчету.

То есть, Ведомость объемов и оплаты в данном части возлагает на подрядчика обязанность по выполнению работ, общий объем которых в семь раз превышает объем, предусмотренный Локальным сметным расчетом, и, как справедливо отмечает податель Жалобы, данный объем работ (1 553,419 м2) не был заложен заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта.

Аналогичные разночтения в отношении объемов работ содержатся также и по ряду иных позиции Локального сметного расчета и Ведомости объемов и оплаты, а именно:

№ и наименование позиции

Объем работ, указанный в Локальном сметном расчете

Объем работ, указанный в Ведомости работ и оплаты

1. Очистка дороги  от снега плужными снегоочистителями на базе трактора

(10000 м2)

1408,047857

3285,445

2. Распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов: комбинированной дорожной машиной мощностью менее 210 л.с.

(10000 м2)

815,9475

1207,6023

4. Очистка тротуаров, площадок отдыха и стоянок автомобилей от снега механической щеткой на тракторе 55-80 л.с.

(1000 м2)

2034,428571

4747

5. Распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов: комбинированной дорожной машиной мощностью менее 210 л.с.

(10000 м2)

203,442857

474,7

8. Очистка автопавильонов и территорий, прилегающих к ним, от мусора, снега и льда

(1000 м2)

38,1

88,9

9. Россыпь песка вручную на тротуарах, остановках общественного транспорта, площадках отдыха

(1000 м2)

38,1

88,9

15. Уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги

(1 км прохода)

708,932

1417,864

17. Очистка тротуаров: механической щеткой на тракторе 55-80 л.с.

(1000 м2)

3322,9

6645,8

20. Очистка автобусных остановок, площадок отдыха и стоянок автомобилей от грязи, пыли и мусора вручную

(1000 м2)

62,23

124,46

22. Уборка различных предметов и мусора с газонов и  элементов автомобильной дороги

(1 км прохода)

509,229

1273,0725

То есть, по каждой из вышеуказанных позиций заказчиком в Ведомости объемов и оплаты указан объем работ, превышающий тот объем, который использовался для обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Фактически, от подрядчика требуется выполнить объем работ, стоимость которого не была заложена заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает права и законные интересы потенциальных участников рассматриваемой закупки. При формировании начальной (максимальной) цены контракта с учетом тех объемов, которые указаны в Ведомости объемов и оплаты, начальная (максимальная) цена контракта составила бы иную (большую) сумму.

Как пояснили представители заказчика на рассмотрении Жалобы, по вышеуказанным позициям в Ведомости объемов и оплаты заказчиком объемы работ были установлены ненадлежащим образом, действительные объемы содержатся в Локальном сметном расчете.

Доводы представителей заказчика о том, что данные разночтения можно исправить при заключении контракта путем внесения соответствующих изменений в Ведомость объемов и оплаты являются несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

В рассматриваемом случае предметом контракта является выполнение работ с использованием товаров.

То есть, внесение изменений в Ведомость объемов и оплаты (которая является обязательным приложением к заключаемому по итогам закупки контракту) действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено. Контракт заключается на изначально объявленных условиях с включением в него предложенной победителем аукциона цены и информации о товарах, которые будут использоваться подрядчиком при выполнении работ. Изменение объема работ при заключении контракта не допускается.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МБУ «АУГХ» содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем, противоречащем Локальному сметному расчету, указанию в Ведомости объемов и оплаты (Приложение № 3 к Проекту контракта) объемов выполняемых работ по перечисленным выше позициям.

Следовательно, в данной части Жалоба является обоснованной.

4. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Проекта контракта цена контракта составляет ___ рублей. Цена включает в себя стоимость работ, материалов, затраты на транспорт и спецтехнику, приобретение и аренду оборудования, командировочные расходы, расходы по уплате налогов, таможенных пошлин, сборов, страхование и других обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством РФ. Цена контракта является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Согласно пункту 2.3.1 Проекта контракта платежи подрядчику осуществляются не позднее 15 календарных дней, следующих за днем подписания обеими сторонами актов выполненных работ за текущий месяц согласно Приложения № 3 с учетом порядка осуществления контроля, оценки качества и приёмки результатов выполнения работ на территории муниципального образования город Старая Русса.

Как отмечалось выше, Локальный сметный расчет использовался заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта и был размещен в составе Документации на официальном сайте. При этом, Локальный сметный расчет не является приложением к заключаемому по итогам закупки контракту.

Согласно части 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

То есть, до подведения итогов аукциона заказчик не может знать цену, по которой будет заключен контракт.

Локальный сметный расчет определяет объем требуемых к выполнению работ и стоимость таких работ на основании соответствующих сметных нормативов, которая и является начальной (максимальной) ценой контракта. Данная цена может быть снижена в ходе процедуры проведения торгов.

При этом, обязательным приложением к заключаемому по итогам закупки контракту является Ведомость объемов и оплаты, в которой содержатся аналогичные виды работ, перечисленные в Локальном сметном расчете, а также указаны объемы таких работ (которые должны были соответствовать объемам, указанным в Локальном сметном расчете) и в которой при исполнении контракта также будет указана цена таких работ с разбивкой по месяцам (январь-декабрь 2020 года).

То есть, объем выполняемых работ содержится непосредственно в Ведомости объемов и оплаты, которая является приложение к заключаемому по итогам закупки контракту. Также, при исполнении контракта, в Ведомости объемом и оплаты будет указываться и цена выполненных работ по каждому месяцу.

С учетом вышеизложенного, в данном случае Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части Жалоба также является необоснованной.

5. Локальным сметным расчетом предусмотрены, в том числе, следующие работы:

- окраска стоек дорожных знаков (позиция 29);

- очистка и мойка водой из шланга: дорожных знаков и указателей (позиция 30).

Аналогичные виды работ содержатся в пункте 8 части II «Летний период» Технического задания и Ведомости объемов и оплаты (позиции №№ 29 и 30).

Также, в пункте 1 части III «Общие данные» Технического задания указано, что уборка должна выполняться с соблюдением требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Как считает податель Жалобы, подрядчик обязан выполнять все работы, перечисленные в ГОСТ Р 50597-2017. Однако, такие работы (обрезание зеленых насаждений для обеспечения видимости дорожных знаков и светофоров; восстановление утраченных знаков и т.д.) Локальным сметным расчетом не предусмотрены и затраты на их выполнения заказчиком не учтены.

В отношении данного довода Жалобы Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Как отмечалось выше, объем выполняемых работ определен Техническим заданием и Ведомостью объемов и оплаты, о чем прямо указано в Документации.

В данных приложениях к заключаемому контракту указаны виды работ, объемы таких работ и т.д.

При этом, от подрядчика не требуется выполнять работы, не указанные в Ведомости объемов работ и оплаты и Техническом задании.

Пункт 1 части III «Общие данные» Технического задания говорит о том, что перечисленные в Ведомости объемов и оплаты и Техническом задании работы по уборке должны выполняться с учетом требований определенных ГОСТ Р 50597-2017, но не возлагает на подрядчика обязанность по выполнению всех работ, перечисленных в данном государственном стандарте.

Таким образом, соответствующий довод Жалобы в ходе ее рассмотрения не нашел своего подтверждения.

Учитывая вышеизложенное, Жалоба является обоснованной частично.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Согласно пункту 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Необходимо отметить, что указанные пункты Правил фактически ограничивают предельные суммы начисляемых в ходе исполнения контракта его сторонам штрафов (а не неустойки в виде штрафов и пеней) ценой контракта.

Раздел 5 Проекта контракта определяет ответственность его сторон.

При этом, в пунктах 5.10 и 5.11 Проекта контракта указано следующее:

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта;

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУ «АУГХ» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем указании в Проекте контракта условий о предельных общих суммах штрафов, начисляемых сторонам контракта, за несоблюдение ими его условий.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Каких-либо исключений относительно возможности установления заказчиками в документациях об электронных аукционах  с вышеуказанным предметом (содержание автомобильных дорог в зимний и летний период) требований о наличии у участников закупки производственных мощностей и технологического оборудования Закон о контрактной системе не предусматривает.

Как отмечалось выше, обязательным приложением к контракту, заключаемому по итогам проведения рассматриваемой закупки, является Ведомость объемов и оплаты

В свою очередь, Ведомость объемов и оплаты содержит указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов: комбинированной дорожной машиной мощностью менее 210 л.с.;

- очистка тротуаров, площадок отдыха и стоянок автомобилей от снега механической щеткой на тракторе 55-80 л.с.;

- простой автомобилей-самосвалов под погрузкой-разгрузкой грузов 1-го класса при погрузке механизированным способом: грузоподъемность 10 т.;

- при перевозке грузов 1-го класса по дорогам с переходным типом покрытия на расстояние свыше 3 км принимать на каждый километр (добавлять к 01-11-003-1 - 01-11-003-5): грузоподъемность 10 т.;

- механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью менее 210 л.с. без увлажнения;

- механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами: мощностью менее 210 л.с. с увлажнением;

- очистка тротуаров: механической щеткой на тракторе 55-80 л.с.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУ «АУГХ» содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы, являющихся предметом контракта, поскольку включение в Ведомость объемов и оплаты техники с указанием вышеуказанных характеристик ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику, функционально способную выполнять работы, заявленные в Документации, но при этом обладающую иными характеристиками.

Установленные в действиях заказчика – МБУ «АУГХ» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с Протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению единственной заявки от 10.12.2019 на участие в рассматриваемом аукционе была подана одна заявка, аукцион был признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – МБУ «АУГХ»  являются грубыми, существенными, свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении торгов, возлагают на подрядчика обязанность по выполнению большего объема работ, чем объем, изначально предусмотренный заказчиком в Локальном сметном расчете, не позволяют заключить контракт на условиях действующего законодательства, а также привели к признанию рассматриваемого аукциона несостоявшимся, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 22, 33, 34, 42, 63, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Старорусское дорожное предприятие» (175202, Новгородский район, г. Старая Русса, пер. Кузнечный, д. 7) на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Административное управление городским хозяйством» (175202, Новгородская область, г. Старая Русса, Советская набережная, д. 1) при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Старорусского муниципального района (175202, Новгородская область, г. Старая Русса, Советская набережная, д. 1) закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в зимний и летний период на территории муниципального образования город Старая Русса, извещение № 0350300030419000127 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.11.2019, частично обоснованной в части довода о ненадлежащем указании в Техническом задании и Ведомости объемов и оплаты выполненных работ по содержанию дорог в зимний и летний период города Старая Русса объемов выполняемых работ, соответствующих действительным потребностям заказчика.

2. Признать в действиях заказчика - Муниципального бюджетного учреждения «Административное управление городским хозяйством» нарушения части 3 статьи 33, частей 4, 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному бюджетному учреждению «Административное управление городским хозяйством», уполномоченному органу - Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Старорусского муниципального района, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Административное управление городским хозяйством».

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                 А.Т. Иванов                       

                                                                                

                                                                                                                          Д.А. Петров

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны