Решение №7145/03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/01/17-799/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПО... от 10 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Парфинского муниципального района

 

ул. Карла Маркса, дом 60,

р.п. Парфино, Парфинский район,

Новгородская область, 175130

 

adum@yandex.ru

 

 

Исх. № 7145/03 от 10.12.2021

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ  № 053/01/17-799/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть оглашена: 07.12.2021

В полном объёме изготовлено: 10.12.2021                                   г. Великий Новгород

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

            <…> – руководитель Управления;

Члены Комиссии

<…>– заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления,

в отсутствие на заседании представителей лиц, участвующих в  деле

рассмотрев дело № 053/01/17-799/2021 по признакам нарушения Администрацией Парфинского муниципального района (место нахождения: ул. Карла Маркса, дом 60, р.п. Парфино, Парфинский район, Новгородская область, 175130, ИНН 5312001055) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате проверки соблюдения Администрацией Парфинского муниципального района (место нахождения: ул. Карла Маркса, дом 60, р.п. Парфино, Парфинский район, Новгородская область, 175130) (далее – Администрация) антимонопольных требований при осуществлении закупок (конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд установлено следующее.

В сентябре 2020 года муниципальным заказчиком – Администрацией проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения: ул. Карла Маркса от дома №10 по ул. К.Маркса до ул. Рабочей; ул. Строительной от ул.К.Маркса в сторону пер. Строительного; пер. Партизанского от ул. Мира до ул. Космонавтов; ул. Рабочей от ул. Мира в сторону ЦРБ; ул. К.Маркса от д.51 по ул. Карла Маркса в сторону ул. Ленина Парфинского городского поселения и благоустройству 1 этап территория «Площадь около Дома культуры п. Парфино, извещение № 0350300001920000067 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 04.09.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 6 389 616,00 рублей)

Документация по проведению вышеуказанного электронного аукциона была утверждена заместителем Главы Администрации, председателем комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Е.Н.Черновой (далее – Документации).

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Каких-либо исключений относительно возможности установления заказчиками в документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, благоустройству территорий  требований о наличии у участников закупки производственных мощностей и технологического оборудования для выполнения соответствующих работ Закон о контрактной системе не предусматривает.

Согласно разделу 7 Документации объем и характеристики выполняемых работ содержатся в локальной смете (приложение  №3 к аукционной документации) (далее – Смета), дефектной ведомости (приложение № 1 к локальной смете) (далее – Ведомость), проекте благоустройства территории «Поляна сказок» Парфинского городского поселения (размещено отдельным файлом и является неотъемлемой частью документации об аукционе).

Кроме того, Смета и Ведомость являются обязательными приложениями к муниципальному контракту, заключаемому по итогам проведения вышеуказанного аукциона.

Смета и Ведомость содержат указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- снятие деформированных асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 1500-2100 мм;

- снятие деформированных асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 500-1000 мм;

- перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера.

Каких-либо указаний на возможность использования при выполнении работ специальной дорожной и строительной техники иных типов и обладающей иными характеристиками, по сравнению с указанными в Смете и Ведомости, Документация не содержат.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, поскольку включение в описание объекта закупки техники с указанием вышеуказанных характеристик ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих технику функционально способную выполнять работы, заявленные в документации об аукционе, но при этом обладающую иными характеристиками.

Рынок выполнения работ по ремонту автомобильных дорог, благоустройству территорий является конкурентным с большим количеством участников и не ограничивается географическими границами Новгородской области.

Однако согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.09.2020 на участие в данной закупке поступила заявка только одного участника – Общества с ограниченной ответственностью «Старорусское дорожное предприятие» (ИНН 5322012970; далее – ООО «Старорусское дорожное предприятие»), в связи в чем аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе был признан несостоявшимися, контракт были заключен с ООО «Старорусское дорожное предприятие» как единственным участником торгов по начальной максимальной цене, конкуренция хозяйствующих субъектов за право заключения муниципального контракта по наименьшей цене обеспечена не была.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, при осуществлении вышеуказанной закупки в действиях Администрации, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, имеются признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного издан приказ Новгородского УФАС России от 20.10.2021 № 156/2021 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

            От Администрации поступило ходатайство от 02.11.2021 исх. № 5131 о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации Парфинского муниципального района в связи с профессиональной занятостью.

От Администрации в ходе рассмотрения дела поступили пояснения по делу (исх. от 02.11.21 № 5127). Администрация полагает, что в рассматриваемом случае при проведении электронного аукциона № 0350300001920000067 Администрацией не были установлены требования к участникам закупки, которые, в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, должны содержаться в извещении о проведении закупки. Также Администрация сообщает, что указанные требования в описании предмета закупки служат лишь для идентификации видов работ и применяемых расценок, а не являются требованиями к участникам.

Вместе с тем, Комиссия отклоняет вышеуказанный довод. В настоящем деле Администрации не вменяется нарушение пункта 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, действия Администрации квалифицированы по части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Действия Администрации же в рассматриваемом случае не соответствуют статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в описании объекта закупки указаны конкретные значения технологического оборудование, которое должно будет использоваться для выполнения работ.

Таким образом, фактически ограничения на доступ к участию в торгах наложены заказчиком путем указания в описании предмета закупки определенных требований к использованию технологического оборудования, что недопустимо в силу законодательства о контрактной системе. Указание конкретных характеристик такого оборудования может повлечь невозможность участия в торгах способных исполнить контракт иных участников рынка, которые, однако, не могут использовать данное конкретное оборудование.

Возможность установления таких требований к участнику закупки Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Управлением в соответствии с частью 5.1 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, составлен краткий отчет (обзор) по ее итогам.

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утверждён Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

Согласно пункту 1.1 Порядка, настоящий порядок используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10.9 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах).

Временной интервал исследования определен периодом с 04.09.2020 (публикация извещения) по 30.12.2020 (исполнение контракта).

Предмет торгов определен в соответствии с извещением о проведении Аукциона от 04.09.2020 и определен как выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения: ул. Карла Маркса от дома №10 по ул. К.Маркса до ул. Рабочей; ул. Строительной от ул.К.Маркса в сторону пер. Строительного; пер. Партизанского от ул. Мира до ул. Космонавтов; ул. Рабочей от ул. Мира в сторону ЦРБ; ул. К.Маркса от д.51 по ул. Карла Маркса в сторону ул. Ленина Парфинского городского поселения и благоустройству 1 этап территория «Площадь около Дома культуры п. Парфино

По итогам анализа установлено, что на рассмотренном Аукционе от 04.09.2020 конкуренция отсутствовала, единственным участником закупки явилось ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СТАРОРУССКОЕ ДОРОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ».

Кроме того, рынок работ по ремонту автомобильных дорог является конкурентным, с большим числом хозяйствующих субъектов.

Ограничения, установленные заказчиком, могли явиться препятствием для потенциальных участников торгов.

Заключение об обстоятельствах дела изготовлено Комиссией 15.11.2021, согласно заключению Комиссия пришла к выводу о необходимости квалификации действий Администрации в качестве нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Каких-либо возражений после получения заключения Администрацией представлено не было.

Оснований для прекращения дела, предусмотренных статьей. 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.

В связи с окончанием нарушения оснований для выдачи предписания не усматривается.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

 

                                                    РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Парфинского муниципального района нарушившей часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать в связи с окончанием торгов и исполнением контракта.

 

Председатель Комиссии:                                                                             <…>

 

             Члены Комиссии:                                                                          <…>

                                            

                                                                                                                         <…>

               

 

 

            Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия

 Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

            Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей Кодекса Российской Федерации об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны