Решение №2253/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-315/2021 по результатам рассмотрения жал... от 27 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Валдайского

муниципального района

 

пр. Комсомольский, д. 19/21,

Валдайский район, г. Валдай,

Новгородская область, 175400

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «МОНОЛИТ»

 

шоссе Фрезер, д. 5/1, э подвал, пом.I,

к. 1, оф. 15,

г. Москва, 109202

 

Исх. №2253/03 от 27.04.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-315/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

23 апреля 2021 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

«….» – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

«….» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

«….» – член Комиссия, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района – «….»;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение жалобы не направил, никаких ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1, Э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15, далее – ООО «Монолит») на действия муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района (175400, Новгородская обл., Валдайский район, г. Валдай, пр. Комсомольский, д. 19/21; далее – Администрация) при осуществлении им закупки (определении подрядчика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров, автобусных остановок в зимний и летний периоды на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011621000043 в редакции № ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 12.04.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.04.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Монолит» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров, автобусных остановок в зимний и летний периоды на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011621000043 в редакции № ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте 12.04.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

  1. Муниципальным заказчиком – Администрацией в проекте муниципального контракта на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров, автобусных остановок в зимний и летний периоды на территории Валдайского городского поселения, являющегося приложением № 1 к документации об аукционе (далее – Проект контракта) необоснованно установлено требование об оплате штрафа для подрядчика в случае неисполнения или ненадлежащего им обязательства, предусмотренного контрактом и не имеющего стоимостного выражения, в виде фиксированной суммы, тогда как в Закон о контрактной системе внесены изменения и из диспозиции статьи 34 исключены слова «в виде фиксированной суммы».
  2. В действующей редакции документации о проведении рассматриваемого аукциона в электронной форме (далее – Документация), как и в извещении о рассматриваемой закупке, опубликованном на официальном сайте (далее – Извещение) отсутствует указание на дополнительное требование к участникам закупке о наличии у них опыта выполнения работ (оказания услуг), соответствующего предмету данного электронного аукциона.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию о проведении закупки.

Муниципальный заказчик – Администрация представил письменные возражения на Жалобу (вх. № 3062 от 22.04.2021 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

  1. Сумма штрафа, начисляемого подрядчику в случае неисполнения или ненадлежащего им обязательства, предусмотренного контрактом и не имеющего стоимостного выражения, установлена заказчиком в Проекте контракта в соответствии с положениями Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила). Указание на то, что сумма штрафа является фиксированной не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
  2. Дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки не установлены правомерно, по причине отсутствия каких-либо оснований для их установления.

На основании изложенного, муниципальный заказчик – Администрация просит признать Жалобу необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе была проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В апреле 2021 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров, автобусных остановок в зимний и летний периоды на территории Валдайского городского поселения (извещение № 0150300011621000043 в редакции № ИИ1 от 12.04.2021; начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 13 500 000,00 рублей).

Документация утверждена первым заместителем Главы Администрации «….» 12.04.2021.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Как было указано выше, Проект контракта является приложением № 1 к Документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами.

Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В пункте 10.3 Проекта контракта указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Подрядчик обязан в срок не позднее 10 (Десяти) дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа, оплатить ему штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1 000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей,
  • 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Таким образом, в пункте 10.3 Проекта штраф за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа установлен в виде фиксированной суммы в соответствии с пунктом 6 Правил.

Данный довод Жалобы является необоснованным.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В пункте 3.1 Документации муниципальным заказчиком – Администрацией определен объект рассматриваемой закупки – содержание автомобильных дорог, тротуаров, автобусных остановок в зимний и летний периоды на территории Валдайского городского поселения (далее – Работы).

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В соответствии с пунктом 2.3 Приложения № 1 к Постановлению № 99 дополнительные требования устанавливаются при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд – 5 млн. рублей.

В данном случае к участникам закупки устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка

Как отмечалось выше, объектом рассматриваемой закупки является выполнение Работ (т.е. выполнение работ по содержанию автомобильных дорог для муниципальных нужд), а НМЦК рассматриваемой закупки составляет 13 500 000,00 рублей (т.е. более 5 млн. рублей).

Таким образом, при осуществлении рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе (статьи 31, 63, 64 Закона о контрактной системе, пункт 1 Постановления № 99 и пункт 2.3 приложения № 1 к нему) муниципальный заказчик – Администрация должен был в Извещении и Документации установить дополнительное требование ко всем без исключения участникам рассматриваемой закупки о наличии у них опыта выполнения работ, соответствующего предмету рассматриваемой закупки.

Раздел 13 печатной формы Извещения и раздел 9 Документации содержат требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки.

Однако, ни Извещение, ни Документация не содержат указанного выше, обязательного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них опыта выполнения работ, соответствующего предмету рассматриваемой закупки.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в Извещении и Документации дополнительного требования к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с положениями Постановления № 99.

Жалоба в данной части является обоснованной.

Установленное в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушение Закона о контрактной системе указывает на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанное нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, установленное в действиях муниципального заказчика – Администрации, является существенным, ведет к нарушению законных прав и интересов участников закупки, и нарушению общественных интересов при осуществлении рассматриваемой закупки, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

Иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях муниципального заказчика – Администрации и его аукционной комиссии при осуществлении рассматриваемой закупки в ходе рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки её осуществления не установлено.

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 63, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1, оф. 15, э подвал, пом. 1, к. 1, оф. 15) на действия муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района (175400, Новгородская обл., г. Валдай, ул. Некрасова, д. 29а) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров, автобусных остановок в зимний и летний периоды на территории Валдайского городского поселения, извещение № 0150300011621000043 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.04.2021, частично обоснованной в части довода о неустановлении в извещении и документации о закупке дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них опыта выполнения работ (оказания услуг), соответствующего предмету данного электронного аукциона.
  2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Валдайского муниципального района, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Валдайского муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии

 

«….»

 

Члены Комиссии

 

«….»

 

 

 

«….»

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны