Решение №919/02 РЕШЕНИЕ об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопо... от 28 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Прокуратура Валдайского района

И.о. прокурора района

младшему советнику юстиции

В.А. Балашову

 

ул. Кирова, д 1 «а» г. Валдай, Новгородская область, 175400

 

prok53val@gmail.com

<…>

<…> (для сведения)

 

   РЕШЕНИЕ

об отказе в возбуждении дела

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«28» февраля 2022 года                                                                  Великий Новгород  

                                                         

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области <…>, рассмотрев обращение <…> (вх. № 7833 от 28.09.2021) (далее -  Заявитель), перенаправленное из Прокуратуры Валдайского муниципального района, по факту нарушения пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях (бездействии) Администрации Валдайского муниципального района

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) из Прокуратуры Валдайского района поступила информация, содержащая обращение <…> по вопросу взимания комиссии при внесении платежей по договору социального найма жилого помещения в адрес Администрации Валдайского муниципального района.

Новгородским УФАС России в ходе осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства рассмотрены материалы, поступившие из Прокуратуры Валдайского района, содержащие обращение гражданина по вопросу взимания комиссии при внесении платежей по договору социального найма жилого помещения в адрес Администрации Валдайского муниципального района (далее – Администрация).

В ходе рассмотрения материалов установлено следующее.

В силу части 3 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Согласно части 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Таким образом, Администрация обязана организовать прием платежей населения за оказанные услуги по социальному найму жилых помещений, а также вправе привлечь для этого платежных агентов, банковских платежных агентов.

Как следует из представленной Администрацией информации, в целях обеспечения возможности внесения гражданами платы по договорам социального найма жилых помещений без уплаты гражданами комиссионных сборов Администрацией был заключен договор с ПАО «Сбербанк» об оказании услуг по переводу денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации и информационно-технологическом взаимодействии по операциям перевода денежных средств физических лиц от 13.07.2021 (далее - Договор).

Согласно информации, представленной Администрацией, вышеуказанный Договор Администрация считает расторгнутым с 12.11.2021. Оплата услуг по Договору не осуществлялась.

Аналогичным образом, по информации Администрации договор считался недействительным по состоянию на 08.10.2021, поскольку банком не подписан протокол разногласий, направленный в его адрес Администрацией, таким образом между сторонами не было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В частности, к основаниям таких разногласий Администрация относит неуказание на правовые основания его заключения, а именно положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оплата по данному договору по состоянию на 08.10.2021 не производились.

Согласно информации Администрации от 26.08.2021 ранее прием платежей осуществлялся через управляющие компании, однако для более полного поступления в доход бюджета Валдайского городского поселения платежей граждан (нанимателей) и в соответствии с пунктом 3 ст. 155 ЖК РФ Администрацией изменен порядок начисления и платы за муниципальное жилое помещение.

Таким образом, Администрацией изменен фактический порядок внесения таких платежей нанимателями, ранее вносившими плату посредством управляющих организаций, и у Администрации отсутствуют договоры (муниципальные контракты), обеспечивающие внесение платы по договорам социального найма жилых помещений без внесения комиссионных платежей.

Из представленной Администрацией информации следует, что у Администрации имеется соответствующая муниципальная нужда, которая выражается в необходимости заключения договора (договоров) с уполномоченной на прием от граждан денежных средств и перечисление их в адрес Администрации организацией с целью обеспечения возможности для граждан внесения денежных средств в оплату договоров социального найма без внесения комиссионной платы.

Постановлением Администрации Валдайского муниципального района от 20.07.2020 № 1082 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда» (далее – Административный регламент).

В силу пункта 2.12 Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется бесплатно.

Согласно части 2 статьи 63 ЖК РФ, типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

Соответствующий типовой договор утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» (далее – Типовой договор).

В силу подпункта «з» пункта 4 Типового договора, к обязанностям нанимателя нежилого помещения по договору социального найма относится, в частности, обязанность своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 11 Типового договора, по требованию Наймодателя настоящий договор может быть расторгнут в судебном порядке в случае невнесения Нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев.

Таким образом, внесение платы за жилое помещение является одной из безусловных обязанностей нанимателей по договору социального найма.

Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обязательств граждан по внесению соответствующих комиссий при оплате услуг по социальному найму жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Бездействие Администрации по необеспечению удовлетворения соответствующей муниципальной нужды привело, как следует из представленного Прокуратурой обращения гражданина, к взиманию комиссионной платы с граждан, вынужденных оплачивать соответствующую муниципальную услугу с соответствующей комиссией, то есть к установлению не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении муниципальной услуги.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в вышеуказанных действиях (бездействии) Администрации признаков нарушения пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  22.12.2021 Новгородским УФАС России в адрес Администрации было вынесено предупреждение № 16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в котором Управление предупреждало о необходимости прекращения указанных действий путем обеспечения возможности внесения гражданами платы за социальный найм жилых помещений без установления дополнительных (комиссионных) сборов в срок до 31.01.2022. Письмом от 03.02.2022 № 577 (вх. № 674 от 04.02.2022) Администрация отчиталась об исполнении данного предупреждения.

Таким образом, Администрацией были устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях:

1) вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции антимонопольного органа;

2) признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют;

3) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, дело возбуждено ранее;

4) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, имеется вступившее в силу решение антимонопольного органа, за исключением случая, если имеется решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 настоящей части или решение о прекращении рассмотрения дела в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 настоящего Федерального закона и заявитель представляет доказательства нарушения антимонопольного законодательства, неизвестные антимонопольному органу на момент принятия такого решения;

5) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 настоящего Федерального закона;

6) отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях лица, в отношении которого поданы заявление, материалы, установлено вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда;

7) устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах производство по делу не может быть возбуждено в связи с устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 7 частью 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, 

 

РЕШИЛ:

 

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Валдайского муниципального района отказать. 

 

 

 

Руководитель Управления

Государственный советник РФ 1 класса                                           <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны