Решение №7141/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-625/2020 по результатам рассмотрения жало... от 21 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику – МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»

 

ул. Школьная, д. 10,

п. Демянск, Новгородская обл., 175310

 

 

Оператору электронной площадки –

ЭТП «OTC.ru» (для сведения)

 

e-mailinfo@otc.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ»

 

проезд Энергетиков, д. 6 А,

Великий Новгород, 173008

 

Исх. № 7141/03 от 21.12.2020

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3-625/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

16 декабря 2020 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:

«…» – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

«…» – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

«….» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»  – директора школы «….»;

- податель жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ»   - надлежащим образом был уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» (173008, г. Великий Новгород, проезд Энергетиков, д. 6 А; далее – ООО «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ») на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» (175310, Новгородская обл., п. Демянск, ул. Школьная, д. 10; далее – МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко») при проведении конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения и электрической энергии, извещение № 32009693383 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 18.11.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.12.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» на действия заказчика – МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» при проведении им закупки  путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения и электрической энергии, извещение № 32009693383 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.11.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. Использованная заказчиком при указании в сформированном средствами официального сайта извещении о проведении настоящего конкурса в электронной форме, а также утвержденной заказчиком документации о его проведении (далее – Извещение; Документация) формулировка в части указания наименования рассматриваемой закупки (оказание услуг на право заключения договора и выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения и электрической энергии) при фактическом заключении энергосервисного контракта по ее итогам затрудняет поиск конкурса  в единой информационной системе и нарушает принцип информационной открытости в сфере торгов.

2. Согласно пункту 7 части II (Информационная карта) Документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636, для энергосервисных договоров, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена договора определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (за 2019 г.), стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения договора. 

Для расчета начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦД) заказчиком установлены следующие фактические объемы потребления:

- фактический объем потребления энергетического ресурса за прошлый год (за 2019 г.) - 72 602 кВт*ч (для электроэнергии);

- стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора – 8, 28 руб. (для электроэнергии);

- минимальное целое количество лет, составляющее срок исполнения контракта  – 7 лет ( для электроэнергии);

- фактический объем потребления энергетического ресурса за прошлый год (за 2019 г.) – 76 м3 (для водоснабжения);

- стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора – 98,54 руб. (для водоснабжения);

- минимальное целое количество лет, составляющее срок исполнения контракта  – 7 лет ( для водоснабжения);

Однако в части III (Техническое задание) Документации указано, что объем потребления энергетического ресурса за предыдущий период (2019) составляет день – 13 132 кВт*ч, ночь – 5 742 кВт*ч, тем самым суммарный объем потребления  составляет 18 874 кВт*ч, что противоречит цифрам указанным при расчете НМЦД.

Кроме того, в части III (Техническое задание) Документации указано, что источником холодной воды является автономное водоснабжение, при этом прибор учета отсутствует.

Таким образом, по мнению подателя Жалобы принятый объем потребления холодной воды, а также тариф для водоснабжения не может быть использован для расчета НМЦК, в связи с чем расчет НМЦД сделан некорректно.

3. Согласно пункту 8.12 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко», утвержденного приказом  Наблюдательным советом  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» от 23.04.2020 № 45, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения договора в извещении об осуществлении закупки и в проекте договора при осуществлении закупки способом, предусмотренным  подпунктами 4.1.1-4.1.6 Положения, если начальная (максимальная) цена договора превышает 500 тыс. рублей.

Однако данное требование заказчиком не установлено.

4. По мнению подателя Жалобы в Документации и Проекте энергосервисного договора (часть  V Документации) содержаться противоречивые требования, относительно привлечения соисполнителей, так в пункте 29 части II (Информационная карта) Документации заказчиком установлено, что при оказании услуг по рассматриваемым торгам исполнитель не может привлекать соисполнителей.

            Однако  согласно пункту 2.4 части V  (Энергосервисный договор) Документации исполнитель вправе без предварительного письменного согласования с заказчиком для выполнения объема работ, перечисленных в приложениях к настоящему договору, привлекать специализированные организации, обладающие правом выполнения соответствующих видов работ. В случае привлечения к выполнению работ специализированных организаций исполнитель несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств этими специализированными организациями.   

5. По мнению подателя Жалобы в Документации содержаться противоречивые критерии оценки заявок участников закупки.

Так, в пункте 19 части II (Информационная карта) Документации установлено, что для оценки заявок применяются следующие критерии: предложение о сумме и квалификация участников закупки.

Однако согласно Приложению № 1 к Документации «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» для оценки заявок применяются следующие критерии: цена договора и квалификация участников закупки.

6. По мнению подателя Жалобы, Документация содержит некорректные показатели для оценки заявок участников конкурса по критерию «Квалификация участников закупки».

Так по показателю «Наличие трудовых ресурсов» оценивается наличие инженерно-технических работников по организации эксплуатации по проведению работ на тепловых энергоустановках с опытом работы не менее 5 лет, что не относится к предмету договора.

Кроме того, предметом договора является выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения и электроэнергии, в связи с этим податель Жалобы считает, что оценка опыта по экономии тепловой энергии в составе показателя «Наличие у участника закупки опыта на оказание услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии» и оценка по показателю «Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации» в рамках рассматриваемых торгов является неправомерной.

Также податель Жалобы утверждает, что совокупная значимость всех подкритериев показателя «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов» менее 100 %.

7. В пункте 1.4 Технического задания указан перечень обязательных мероприятий, который включает в себя установку (или модернизацию) узла учета холодной воды, а именно сокращение расходов и потерь воды.

Однако в связи с отсутствием централизованного водоснабжения на объекте энергосервиса, указанные мероприятия не могут быть выполнены.

8. Согласно пункту 3.1.2 Проекта энергосервисного договора  исполнитель по своему усмотрению вправе вносить дополнения в согласованный перечень энергосберегающих мероприятий.

Однако, учитывая тот факт, что перечень мероприятий относится к существенным условиям, наличие такого требования нарушает положения Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного, ООО «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»  и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Заказчиком – МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»  представлены письменные возражения на Жалобу (вх. № 8647 от 14.12.2020 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

1. Документация полностью соответствует требованиям пунктов 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит правильные сведения НМЦД и формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм в ходе исполнения договора, а также формирование НМЦД.

2. Участник закупки обязан вносить обеспечение в случае, если организатор выставил требование о гарантийных обязательствах. Как следует из положений Закона о закупках данное требование является правом заказчика, а не обязанностью.

3. В Законе о закупках отсутствуют положения, регулирующие привлечение субподрядчиков (соисполнителей), в данном законе установлено, что при привлечении соисполнителей, заказчики должны руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации. Также привлечение субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Кроме того, отдельные вопросы привлечения субподрядчиков (соисполнителей)  регулируются  положением о закупках, разработанного  заказчиком.

 4. Критерии в виде предложения о сумме в соответствии с Законом о закупках устанавливается с целью определения участника и победителя торгов.

5. В соответствии с Законом о закупках заказчик вправе установить любые показатели для оценки заявок участников закупки.

6. При указании перечня мероприятий была допущена техническая ошибка.

7. В Документации указан необходимый перечень  мероприятий который исполнитель не вправе изменять или уменьшать, однако вправе по договоренности с заказчиком производить дополнительные мероприятия, не предусмотренные контрактом, направленные на экономию ресурсов.

На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал вышеуказанные доводы в полном объеме.

Исследовав представленные материалы и изучив доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» в соответствии с положениями Закона о закупках.

18.11.2020 на официальном сайте заказчиком – МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» было размещено извещение № 32009693383  о проведении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения и электрической энергии (начальная (максимальная) цена контракта – 4 260 435,20 рублей).

Документация о проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме утверждена директором  МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»   «…».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

            В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено   приказом  Наблюдательного совета МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» от 23.04.2020 № 45   Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» (далее – Положение).

            В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, при проведении рассматриваемого открытого конкурса МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного положения о закупках (Положения о закупках МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

            Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

            В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

            Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди прочего должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

Аналогичные требования содержаться в пунктах 9.2.8.3, 9.2.9.17 Положения.

            Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом  информационной открытости закупки.

Согласно сформированному средствами официального сайта извещению о проведении настоящего конкурса, и Документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения и электрической энергии.

В разделе 4 Технического задания заказчиком установлено, что в рамках рассматриваемых торгов применяются положения Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года № 636 «О требованиях к условиям контракта (Договора) на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (Договора) (цены лота) на энергосервис» (далее – Постановление № 636).

            Так согласно пункту 1 Постановления  № 636 энергосервисный контракт должен содержать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закона о контактной системе), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.

При этом, статьей  108 Закона о контрактной системе четко определенны особенности энергосервисных контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

Таким образом, использованная заказчиком формулировка при указании наименования объекта рассматриваемой закупки каким-либо образом не противоречит положениям действующего законодательства, которые регулируют порядок проведения энергосервисных контрактов и в достаточной мере соответствует понятию предмета энергосервисного контракта, данному указанными нормативными-правовыми актами.

В силу изложенного, принципы открытости и прозрачности при размещении информации о проведении рассматриваемой закупки на официальном сайте заказчиком нарушены не были.

Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

            2. В соответствии с пунктами 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках  в документации о конкурентной закупке должно быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

            Согласно пункту 7 Информационной карты Документации в соответствии с Постановлением № 636, для энергосервисных договоров, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена договора определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (за 2019 г.), стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения договора. 

Начальная (максимальная) цена договора = Фактический объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии, теплоэнергии, водоснабжение) на объекте Заказчика за прошлый год * стоимость единицы энергетического ресурса (электрической энергии и водоснабжения) на дату объявления о проведении отбора * минимальное целое количество лет (совпадает со сроком исполнения контракта), составляющих срок исполнения контракта 

Обоснование НМЦД, содержащее произведенные заказчиком, расчеты с приложением справочной информации и объемы, на основании которых произведен расчет, установлен в том числе в Приложении № 1 «Обоснование Начальной (максимальной) цены контракта» к Документации.

   Для расчета НМЦД  заказчиком установлены следующие фактические объемы потребления:

- фактический объем потребления энергетического ресурса за прошлый год (за 2019 г.) - 72 602 кВт*ч (для электроэнергии);

- стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора – 8, 28 руб. (для электроэнергии);

- минимальное целое количество лет, составляющее срок исполнения контракта  – 7 лет ( для электроэнергии);

- фактический объем потребления энергетического ресурса за прошлый год (за 2019 г.) – 76 м3 (для водоснабжения);

- стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора – 98,54 руб. (для водоснабжения);

- минимальное целое количество лет, составляющее срок исполнения контракта  – 7 лет ( для водоснабжения);

Однако согласно таблице 4 Технического задания к Документации объем потребления энергетического ресурса за предыдущий период (2019) составляет день – 13 132 кВт*ч, ночь – 5 742 кВт*ч, тем самым суммарный объем потребления  составляет 18 874 кВт*ч, что противоречит цифрам указанным при расчете НМЦД.

Кроме того, в данной таблице Технического задания к  Документации указано, что источником холодной воды является автономное водоснабжение, при этом прибор учета отсутствует.

На заседании комиссии по рассмотрению настоящей Жалобы представитель заказчика МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» устно пояснил, что действительный объем потребления энергетического ресурса за прошлый год (за 2019 г.) составил 18 874 кВт*ч, что и было указано в Техническом задании, а источником холодной воды на объекте является автономное водоснабжение, которое поступает из колодца с помощью насосной станции, при этом приборы учета потребления воды, отсутствуют.

 Также представитель заказчика добавил, что действительными потребностями заказчика в рамках рассматриваемых торгов является выполнение комплексных мероприятий направленных только на экономию ресурсов тепловой и электрической энергии.  

Таким образом, при расчете НМЦД заказчиком были установлены противоречивые, недостоверные  сведения относительно фактического объема потребления энергетического ресурса (электроэнергии) за прошлый год, а также использованы сведения и информация  относительно потребления ресурсов водоснабжения, работы в рамках которого не отвечают действительным потребностям заказчика и выполняться в рамках рассматриваемого энергосервиса не будут.

Учитывая вышеизложенное в действиях заказчика - МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» содержатся нарушения пунктов 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившихся в ненадлежащем расчете начальной (максимальной) цены договора.

Следовательно рассматриваемый довод Жалобы является обоснованным.

3. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 8.12 Положения заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения договора в извещении об осуществлении закупки и в проекте договора при осуществлении закупки способом, предусмотренным  подпунктами 4.1.1-4.1.6 Положения (в том числе конкурса в электронной форме), если начальная (максимальная) цена договора превышает 500 тыс. рублей.

Согласно пункту 6 Информационной карты к Документации начальная (максимальная) цена контракта 4 260 435 рублей.

Однако требование, относительно обеспечения исполнения контракта в Документации отсутствует.

Таким образом, в действия заказчика - МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»  содержатся нарушения  части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 8.12 Положения, выразившихся в неустановлении в конкурсной документации обязательного требования, относительно обеспечения исполнения контракта, предусмотренного положением заказчика регламентирующим правила закупки.

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является обоснованным.

            4. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

 Согласно пункту 29 Документации привлечение соисполнителей в рамках проведения рассматрвиаемого  энергосервиса, не предусмотрено.

            Однако согласно пункту 2.4 Проекта энергосервисного договора услуги в рамках настоящего договора оказываются силами и средствами исполнителя. Исполнитель вправе без предварительного письменного согласования с заказчиком для выполнения объема работ, перечисленных в приложениях к настоящему договору, привлекать специализированные организации, обладающие правом выполнения соответствующих видов работ. В случае привлечения к выполнению работ специализированных организаций исполнитель несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств этими специализированными организациями.   

Таким образом, в Документации и Проекте энергосервисного договора содержится противоречивая информация относительно, возможности привлечения соисполнителей при выполнении рассматриваемого энергосервисного контракта, в связи с чем в действиях заказчика - МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» содержится нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках.  

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является обоснованным.

            5. В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 9.5.2 Положения критериями оценки заявок могут быть:

- Цена договора;

- Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

- Расходы на эксплуатацию товара;

- Расходы на техническое обслуживание товара;

- Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- Срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

- Деловая репутация участника закупок;

- Наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- Квалификация участника закупки;

            - Квалификация работников участника закупки.

Порядок оценки  и сопоставления заявок, а также критерии оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе, установлены в пункте 19 Информационной карты к Документации и  в Приложении № 1 к Документации.

В соответствии с пунктом 3.6 Положения в случае проведения конкурса или запроса предложений указанные в документации о закупке требования к участникам не должны противоречить критериям оценки, указанным в документации, в случае,
если такие требования и критерии относятся к одному и тому же показателю.

            Так,  согласно пункту 19 Информационной карты к Документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

  1. Предложение о сумме.

             Содержание критерия:

            - размер соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного договора, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.

            Величина значимости данного критерия - 60%

            2. Квалификация участников закупки.

Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации с 01.01. 2017-2020г.г. на момент подачи настоящей заявки.    

            Величина значимости данного критерия - 40%.

            Порядок оценки заявок в Приложении №1 к Документации».

   При этом,  согласно Приложению № 1 к Документации для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

 

№ п/п

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки в процентах

(Zk)

1.

Цена договора

60 %

2.

Квалификация участника закупки

40%

ИТОГО:

100%

 

Согласно пункту 4.1 Проекта энергосервисного контракта цена настоящего контракта, определяемая в виде  процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставку энергоресурсов на нужды учреждения, составляет ________________ (сумма прописью) рублей, включая НДС, что соответствует экономии в натуральном выражении электрической энергии ___________ кВт, исходя из стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату заключения Контракта (______руб./кВт с учетом НДС), ХВС___________м3. исходя из стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату заключения Контракта (______руб./кВт с учетом НДС). 

Таким образом, в Документации содержатся критерии оценки заявок на участие в конкурсе не соответствующие требованиям Положения, при этом вышеуказанные критерии противоречат друг другу, поскольку «предложение о сумме» – это размер соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а «цена договора» определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставку энергоресурсов на нужды учреждения.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» содержится нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в ненадлежащем установлении критериев оценки заявок участников закупки.

6. Доводы подателя Жалобы относительно того, что по показателю «Наличие трудовых ресурсов» заказчиком неправомерно установлено требование к  оценке о наличии инженерно-технических работников по организации эксплуатации по проведению работ на тепловых энергоустановках с опытом работы не менее 5 лет, поскольку данное условие  не относится к предмету договора, а также то, что предметом договора является выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения и электроэнергии, в связи с этим по мнению подателя Жалобы, оценка опыта по экономии тепловой энергии в составе показателя «Наличие у участника закупки опыта на оказание услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии» и оценка по показателю «Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации» в рамках рассматриваемых торгов является неправомерной, являются несостоятельными исходя из следующего.

            Как указывалось, выше в соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

   Согласно Приложению № 1 к Документации  для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

 

№ п/п

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки в процентах

(Zk)

1.

Цена договора

60 %

2.

Квалификация участника закупки

40%

ИТОГО:

100%

В отношении критерия оценки «Квалификация участника закупки» заказчиком предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание данного критерия оценки, а именно:

- Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации (значимость показателя 20 %);

- Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов, водоснабжения, тепловой и электрической энергии за период с 01.01.2017 г. до даты подачи заявок на участие в закупке (значимость показателя 45 %);

- Наличие трудовых ресурсов по организации эксплуатации по проведению работ на тепловых энергоустановках с опытом работы не менее 5 лет (значимость показателя 15 %);

- Деловая репутация (значимость показателя 20 %);

            Согласно пункту 4 Технического задания в рамках рассматриваемого энергосервиса подрядчику необходимо разработать и реализовать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов объектов заказчика, а именно:

1) Установка/замена электрического котла отопления.

2) Установка системы автоматического регулирования подачи тепловой энергии (далее узел регулирования) который должен включать:

- контроллер (регулятор температуры), осуществляющий автоматическое управление системой отопления здания с целью оптимизации расходования тепловой энергии в зависимости от заданной программы.

-Узел регулирования должен обеспечивать восстановление работоспособности системы отопления при отключении электрической энергии в здании.

-Установка (или модернизация) узла учета холодной воды.

            Также в результате проведения мероприятий необходимо провести модернизацию системы внутреннего освещения с заменой люминесцентных ламп старой модификации на лампы нового поколения меньшей мощности.

Таким образом, в рамках выполнения работ по рассматриваемому энергосервисному контракту необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на экономию ресурсов тепловой энергии, в связи с чем требование при оценки заявок участников закупки в составе критерия «Квалификация участников закупки» о наличии инженерно-технических работников по организации эксплуатации по проведению работ на тепловых энергоустановках с опытом работы не менее 5 лет и наличии у участника закупки опыта на оказание услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, в том числе тепловой и электрической энергии, является правомерной.

При этом, показатель «Степени надежности организации», также не противоречит требованиям Документации и Положения, поскольку согласно пункту 9.5.3 Положения критерии оценки могут подразделяться на подкритерии (показатели).

Доказательства того, что вышеуказанный показатель ограничивает круг участников закупки и не может использоваться для оценки квалификации участников, отсутствуют.

Кроме того, довод подателя Жалобы  относительно того, что совокупная значимость всех подкритериев показателя «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов» составляет менее 100 %, что является нарушением Положения, также является необоснованным, исходя из следующего.

 Согласно пункту 9.5.1 Положения для оценки заявок, поданных участниками закупки на участие в конкурсе, на участие в запросе предложений, запросе цен, запросе котировок, заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок и порядок оценки заявок.

В соответствии с пунктом 9.5.3 Положения суммарное значение веса всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должно составлять 100 %. Суммарное значение веса всех подкритериев одного критерия (при наличии) должно составлять 100 %. В конкурсной документации, документации запроса предложений заказчик должен указать не менее  2 критериев.

На основании вышеизложенных требований Положения, как указывалось выше,  заказчиком в  Приложении № 1 к Документации установлены критерии для оценки заявок участников закупки, а именно «Цена договора» и «Квалификация участников закупки» суммарное значение веса этих критериев составляет 100%, а в отношении критерия оценки «Квалификация участника закупки» заказчиком дополнительно предусмотрены показатели, раскрывающие содержание данного критерия оценки, а именно «Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации» (значимость показателя 20 %), «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов, водоснабжения, тепловой и электрической энергии за период с 01.01.2017 г. до даты подачи заявок на участие в закупке» (значимость показателя 45 %), «Наличие трудовых ресурсов по организации эксплуатации по проведению работ на тепловых энергоустановках с опытом работы не менее 5 лет» (значимость показателя 15 %), «Деловая репутация» (значимость показателя 20 %) суммарное значение веса всех подкритериев данного критерия составляет 100 %.

Таким образом, установленные заказчиком в Документации критерии оценки заявок и порядок оценки заявок соответствуют требованиям установленным в Положении.  

            Учитывая вышеизложенное рассматриваемые доводы жалобы, относительно установления в Документации некорректных показателей для оценки заявок участников конкурса по критерию «Квалификация участников закупки», являются необоснованными.

            7.  Согласно пунктам 3, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик и описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона

            На основании вышеизложенного в пункте 4 Технического задания в рамках рассматриваемого энергосервиса заказчиком установлен перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов объектов заказчика, а именно:

1) Установка/замена электрического котла отопления.

2) Установка системы автоматического регулирования подачи тепловой энергии (далее узел регулирования) который должен включать:

- контроллер (регулятор температуры), осуществляющий автоматическое управление системой отопления здания с целью оптимизации расходования тепловой энергии в зависимости от заданной программы.

-Узел регулирования должен обеспечивать восстановление работоспособности системы отопления при отключении электрической энергии в здании.

-Установка (или модернизация) узла учета холодной воды, в том числе сокращение расходов потерь воды.

            Также в результате проведения мероприятий необходимо провести модернизацию системы внутреннего освещения с заменой люминесцентных ламп старой модификации на лампы нового поколения меньшей мощности.

            Однако, как следует из вышеизложенных возражений заказчика и устных пояснений данных его представителем на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, в рамках рассматриваемого энергосервиса не предполагается осуществлять мероприятия направленные на  экономию ресурсов водоснабжения, данные работы не отвечают действительным потребностям заказчика и  в указанном разделе Технического задания допущена техническая ошибка.

            Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» содержатся нарушения пункта 3, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившихся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно установление в Документации видов работ, которые в действительности выполняться не будут и не отвечают потребностям заказчика.

            Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является обоснованным.

   8. Согласно пункту 3.2 Положения изменение существенных условий договора при его исполнении допускается по соглашению сторон в следующих случаях:

Изменение по инициативе заказчика количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг с соответствующим изменением цены договора в пределах 10 % от первоначальных условий договора при обязательном сохранении неизменной (неизменными) цены (цен) единицы (единиц) товара (работы, услуги) (товаров, работ, услуг). При этом стороны вправе продлить срок исполнения договора;

Если исполнителем предложена поставка товара с улучшенными техническими, качественными и функциональными характеристиками (потребительскими свойствами) без изменения всех прочих существенных условий договора;

Увеличение (продление) срока исполнения договора (сроков исполнения обязательств) без изменения цены договора, цены единицы товара, работы, услуги. изменение таких условий на основании настоящего подпункта не допускается в случае исполнения договора, заключенного по результатам конкурентной закупки, а также в случае исполнения договора, заключенного на основании подпункта 5.6.18 Положения.

Изменение по инициативе заказчика существенных условий договора в одностороннем порядке при исполнении такого договора допускается в следующих случаях:

Если необходимость изменения условий договора обусловлена изменениями действующего законодательства, предписаниями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Новгородской области, органов местного самоуправления Новгородской области или решениями судов;

Если необходимость изменения условий договора обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы;

При изменении в ходе исполнения договора регулируемых государством цен и (или) тарифов на продукцию, поставляемую в ходе исполнения договора.

            Таким образом, действующим Положением заказчика  регламентирующим порядок проведения закупок установлено, что существенные условия договора при его исполнении допускается изменять только по инициативе заказчика.

            Однако в нарушение вышеуказанных требований Положения, в пункте 3.1.2 Проекта энергосервисного контракта установлено, что исполнитель по своему усмотрению вправе вносить дополнения в согласованный Перечень ЭЭМ путем подписания Дополнения к утвержденному ранее Перечню ЭЭМ, при этом сроки реализации перечня ЭЭМ, указанные в настоящем пункте на распространяются на соответствующие дополнения, а реализовываются в отдельно согласованные Сторонами сроки. 

            Таким образом, в действия заказчика - МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» содержится нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 3.1.2 Положения, выразившееся в установлении в проекте контракта неправомерного условия изменения контракта по инициативе исполнителя, которое не соответствует требования собственного Положения заказчика.

            Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является обоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Вышеуказанные нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установленные в действиях заказчика – МАОУ «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»,   являются грубыми, нарушают права и законные интересы потенциальных участников открытого конкурса в электронной форме, и не соответствуют действительным потребностям заказчика, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц путем аннулирования торгов.

Вышеуказанные действия заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего документацию об проведении рассматриваемого открытого конкурса, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7  статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» (173008, г. Великий Новгород, проезд Энергетиков, д. 6 А) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» (175310, Новгородская обл., п. Демянск, ул. Школьная, д. 10) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения и электрической энергии, извещение № 32009693383 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.11.2020,  частично обоснованной в части доводов 2, 3, 4, 5, 7, 8.

2.Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко»  нарушения части 1 статьи 2,  пункта 3 части 9 статьи 4,   частей 5, 8 статьи 4, пунктов 3, 7, 13, 15 части 10 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктов 8.12, 13.2 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко», утвержденного приказом  Наблюдательного совета  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» от 23.04.2020 № 45.

3. Выдать заказчику – Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко» и его закупочной комиссии, оператору электронной площадки – ЭТП «OTC.ru» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Демянская средняя школа им. Героя Советского союза А.Н. Дехтяренко».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             «…..»

                    

Члены Комиссии                                                                              «…..»

                                                                                                            «…..»

 

 

Решение и предписание  могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны