Решение №621/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-47/2023 по результатам рассмотрения жало... от 15 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МУП «Новгородский водоканал»

 

ул. Германа, д. 33,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Фирма Аудитинформ»

 

пр-кт Карла Маркса, д. 43, кв. 1-3,

г. Омск, 644046

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/32-47/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

10 февраля 2023 года                                                                              Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителя подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Аудитинформ» – …;

заказчик – Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода «Новгородский водоканал» надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Аудитинформ» (644046, г. Омск, пр-кт Карла Маркса, д. 43, кв. 1-3; далее – ООО «Фирма Аудитинформ») на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33; далее – МУП «Новгородский водоканал») при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению финансового аудита, извещение № 0550600002223000001 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.01.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.02.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Фирма Аудитинформ» на действия заказчика – МУП «Новгородский водоканал» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению финансового аудита, извещение № 0550600002223000001 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте 26.01.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Заказчиком при осуществлении настоящего открытого конкурса в электронной форме установлен ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в нем.

1.1. Установленная заказчиком в Приложении № 4 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению о проведении рассматриваемой закупки в редакции № 2 (размещено на официальном сайте 26.01.2023; далее – Извещение) (далее – Приложение № 4) формула оценки заявок по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» не соответствует утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Постановление № 2604) Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

В частности, вместо предусмотренной Положением формулы заказчиком использована формула, установленная Методическими рекомендациями по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол № 14, с изменениями от 22.09.2016, протокол № 26; далее – Методические рекомендации).

1.2. Приложение № 4 и раздел «Критерии оценки заявок» сформированной средствами официального сайта экранной формы извещения о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме в редакции № 2 (также размещено на официальном сайте 26.01.2023; далее – Экранная форма извещения) содержат разнящуюся и противоречивую информацию относительно установленных заказчиком критериев оценки заявок.

Так, в Приложении № 4 заказчиком установлен критерий оценки заявок «качественные характеристики объекта закупки».

Однако согласно разделу «Критерии оценки заявок» Экранной формы извещения оценка заявок в рамках такого критерия не производится.

1.3. В соответствии с разделом «Критерии оценки заявок» Экранной формы извещения в рамках критерия оценки заявок «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее также «квалификация участников закупки») заказчиком установлен показатель оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» и его 2 детализирующих показателя:

- «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта»;

- «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Однако указанные детализирующие показатели какого-либо отношения к финансовым ресурсам участника закупки не имеют.

Кроме того, в отношении детализирующего показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком в рассматриваемом разделе Экранной формы извещения установлено, что лучшим является наименьшее значение, то есть чем меньше аудиторов в штате участника закупки, тем выше балл у его заявки.

1.4. Установленный заказчиком в Приложении № 4 в рамках критерия «квалификация участников закупки» показатель «продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, в том числе наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности)» Положением не предусмотрен.

1.5. Заказчиком в Приложении № 4 для оценки заявок в рамках критерия «квалификация участников закупки» неправомерно использована шкала оценки вместо соответствующих формул.

1.6. В Приложении № 4 заказчик в рамках критерия «квалификация участников закупки» использует показатель «сведения, подтверждающие деловую репутацию» не в соответствии с Положением.

2. Заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений положений Извещения.

Размещенные заказчиком 24.01.2023 на официальном сайте в ответ на запрос подателя Жалобы разъяснения положений извещения о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (в первоначальной редакции (от 12.01.2023)) не содержат предмета такого запроса, а лишь содержат его заголовок и ответ заказчика.

Учитывая изложенное, ООО «Фирма Аудитинформ» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии представитель подателя Жалобы поддержал ее доводы в полном объеме.

Каких-либо возражений относительно доводов Жалобы МУП «Новгородский водоканал» представлено не было.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В январе-феврале 2023 года заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению финансового аудита.

Извещение было утверждено главным бухгалтером МУП «Новгородский водоканал» … 26.01.2023.

Согласно титульному листу Извещения и Приложению № 1 «Техническое задание» к Извещению (далее – ТЗ) уточненным объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Новгородский водоканал» за 2022 год.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

По смыслу частей 1, 2 и 4 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев не допускается.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением № 2604 утверждено вышеупомянутое Положение.

Раздел 6 Положения устанавливает особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

В связи с тем, что оказание аудиторских услуг отсутствует в разделе 6 Положения, при определении порядка и критериев оценки заявок на участие в настоящей закупке услуг по проведению аудита заказчик должен был руководствоваться общими требованиями Положения, при этом применение для таких целей не являющихся нормативным правовым актом Методических рекомендаций в данном случае было недопустимо.

Согласно пункту 2 Положения оценка заявок – действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Положения при проведении конкурсов:

- с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения;

- критерии оценки, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы).

Таким образом, на законодательном уровне закреплено требование о применении при проведении конкурсов не менее 2 критериев оценки, одним из которых в обязательном порядке должен являться «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», следовательно, оставшиеся критерии оценки заявок участников конкурса определяются заказчиком самостоятельно.

В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, устанавливающий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как указывалось выше, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме заказчиком установлен в Приложении № 4, также критерии оценки заявок заказчиком приведены в одноименном разделе Экранной формы извещения.

1.1. В Приложении № 4 заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:

- «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги»;

- «качественные характеристики объекта закупки»;

- «квалификация участников закупки».

Однако в разделе «Критерии оценки заявок» Экранной формы извещения критерий «качественные характеристики объекта закупки» заказчиком не упомянут.

Данные обстоятельства указывают на наличие разнящейся и противоречивой информации относительно действительно установленных заказчиком критериев оценки заявок участников рассматриваемой закупки.

Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Дополнительно Комиссия обращает внимание заказчика на то, что в силу подпункта «а» пункта 16 Положения «качественные характеристики объекта закупки» является не самостоятельным критерием, а лишь показателем критерия оценки «характеристики объекта закупки».

1.2. Порядок оценки заявок по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» регламентирован разделом 2 Положения, соответствующие формулы оценки и условия их применения в рамках данного критерия предусмотрены пунктами 9, 10 Положения.

Так, согласно пункту 9 Положения, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:

а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:

 

 

 

где:

Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (далее - ценовое предложение);

Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги»;

б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:

 

 

 

где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).

В соответствии с пунктом 10 Положения если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (БЦi) определяется в следующем порядке:

а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

 

 

б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

 

 

Учитывая установленные пунктами 9, 10 Положения различные случаи для применения тех или иных формул оценки в рамках критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», заказчик при определении порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе обязан включить в такой порядок все вышеуказанные формулы оценки такого критерия.   

Однако при установлении в Приложении № 4 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме пункты 9 и 10 Положения заказчиком были проигнорированы и вместо вышеперечисленных формул оценки в рамках критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» заказчик, неправомерно руководствуясь Методическими рекомендациями, установил следующую формулу:

 

.

 

1.3. В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

В качестве одного из показателей критерия оценки «квалификация участников закупки» в Приложении № 4 заказчиком предусмотрен отличный от перечисленных в пункте 24 Положения, а именно «продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, в том числе наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности)» (пункт 2.1).

Если заказчиком в данном случа имелся в виду показатель, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Положения («наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»), то выбранные им детализирующие показатели для данного показателя требованиям Положения также не соответствуют.

Так, согласно подпункту «а» пункту 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения («наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта») применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

В то время как детализирующими показателями заказчика являются:

- опыт аудита аналогичных по масштабу деятельности организаций;

- опыт аудита организаций аналогичной отраслевой принадлежности.

Кроме того, в отношении рассматриваемых показателя и его детализирующих показателей заказчиком установлена шкала оценки, согласно которой:

высокий балл - 30 баллов - выставляется в случае если участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям:

- имеет опыт аудита крупных предприятий 5 лет и более;

- имеет опыт аудита компаний соответствующей отраслевой принадлежности 3 года и более;

средний балл - 15 баллов - выставляется в случае если участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям:

- имеет опыт аудита аналогичных по масштабу деятельности предприятий менее 5 лет, опыт аудита аналогичных компаний соответствующей отраслевой принадлежности менее 3 лет;

если участник закупки не имеет опыта аудита аналогичных компаний выставляется 0 баллов.

Вместе с тем, в силу положений подпункта «б» пункта 28 Положения оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения (по соответствующим формулам), применение шкалы оценки не допускается.

Кроме того, в качестве показателей критерия оценки «квалификация участников закупки» в Приложении № 4 заказчиком аналогичным образом неправомерно предусмотрены не названные пунктом 24 Положения показатели «опыт и квалификация руководящего персонала» (пункт 2.2), «опыт и квалификация специалистов» (пункт 2.3) и, как следствие, незаконно установлены шкалы оценки по ним.

Помимо указанного, в качестве одного из показателей критерия оценки «квалификация участников закупки» в Приложении № 4 заказчиком предусмотрен показатель «сведения, подтверждающие деловую репутацию» (пункт 2.4).

Наименование данного показателя аналогичным образом отличается от наименования показателя, предусмотренного подпунктом «г» пункта 24 Положения («наличие у участников закупки деловой репутации»).

Установленными заказчиком детализирующими показателями данного показателя являются:

- наличие страхового полиса;

- наличие рекомендательных и благодарственных писем;

- наличие документов, подтверждающих соответствие оказываемых услуг международным стандартам качества (ISO);

- наличие документов, подтверждающих участие в общероссийских и региональных рейтингах аудиторских фирм;

- членство в международных сетях, ассоциациях аудиторских организаций.

Согласно порядку оценки в рамках данного детализирующего показателя заказчиком установлено, что высокий балл выставляется при налиичии всех элементов, за отсутствие элемента снимается 5 баллов.

Вместе с тем, пунктом 29 Положения установлен следующий порядок оценки заявок в рамках показателя, предусмотренного подпунктом «г» пункта 24 Положения («наличие у участников закупки деловой репутации»).

Так, согласно подпункту «а» пункта 29 Положения, в случае применения такого показателя оценки осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения (по соответствующим формулам).

Установленные обстоятельства непосредственным образом способны привести к искажению результатов оценки поступивших заявок.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения части 3 статьи 7, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в Извещении (Приложении № 4) не соответствующего требованиям Положения, а также содержащего противоречивую информацию порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Указанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

2. Как отмечалось выше, в соответствии с разделом «Критерии оценки заявок» Экранной формы извещения в рамках критерия «квалификация участников закупки» заказчиком установлен показатель оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» и его 2 детализирующих показателей:

- «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта»;

- «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Однако в силу подпунктов «в» и «д» пункта 24 Положения, «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» и «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» являются не детализирующими показателями показателя оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов», а такими же, как и он сам, показателями в рамках критерия «квалификация участников закупки» (подпункт «а» пункта 24 Положения).

При этом, имеющийся у участника закупки опыт, а также квалификация его сотрудников, какого-либо отношения к финансовым ресурсам участника закупки не имеют и их наличие не подтверждают.

Кроме того, в отношении ошибочно установленного в качестве детализирующего показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком в рассматриваемом разделе Экранной формы извещения установлено, что лучшим является его наименьшее значение.

Иными словами, чем меньше специалистов и иных работников определенного уровня квалификации в штате участника закупки, тем выше балл у его заявки.

Вместе с тем, такой порядок оценки является абсурдным и заведомо недостоверным, поскольку не позволяет при проведении открытого конкурса в электронной форме выявить наиболее квалифицированного участника закупки, способного лучшим образом оказать закупаемые услуги, что полностью нивелирует смысл использования заказчиком рассматриваемого детализирующего показателя.

Установленные обстоятельства непосредственным образом также способны привести к искажению результатов оценки поступивших заявок.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения части 3 статьи 7, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в Экранной форме извещения не соответствующего требованиям Положения, а также содержащего недостоверную информацию порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Указанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, ответственного за размещение на официальном сайте Экранной формы извещения, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

3. В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно сведениям из государственной информационной системы «Независимый регистратор» (далее – ГИС «Независимый регистратор»), 21.01.2023 в адрес заказчика поступил запрос от ООО «Фирма Аудитинформ» о даче разъяснений положений извещения о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (в первоначальной редакции (от 12.01.2023)), в котором участник закупки просил заказчика внести изменения в приложение № 4 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к такому извещению, поскольку оно не соответствовало Постановлению № 2604 в части установленного заказчиком порядка оценки заявок по критериям оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» и «квалификация участников закупки».

Также указанный запрос содержал конкретные нормы Положения, на основании которых податель Жалобы приходит к вышеуказанным выводам.

24.01.2023 заказчиком в ответ на указанный запрос от ООО «Фирма Аудитинформ» на официальном сайте были размещены разъяснения положений извещения (№ РИ3), в которых в качестве предмета запроса участника закупки было указано лишь «Прошу внести изменения в документацию».

Таким образом, данные заказчиком разъяснения положений извещения не содержат предмета проступившего запроса от участника закупки, в связи с чем являются неполными.

Необходимо учитывать, что отсутствие предмета запроса не позволяет другим участникам закупки уяснить действительный смысл данных заказчиком разъяснений и сделать соответствующие выводы из них.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, а именно в даче неполных разъяснений, способных ввести в заблуждение участников закупки.

Указанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, ответственного за дачу разъяснений положений извещения (№ РИ3 от 24.01.2023), признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Соответственно, все доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе (порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе), предусмотрены приложением № 1 к Положению.

Согласно подпункту «е» пункта 5 Положения при проведении конкурсов такой документ формируется в соответствии со следующими требованиями:

в разделе I указывается информация о заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты) и закупке (наименование объекта закупки). В случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий государственного, муниципального заказчика указывается полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты такого учреждения, унитарного предприятия или иного юридического лица;

раздел II заполняется в части применяемых критериев оценки, показателей оценки, в том числе предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 настоящего Положения, показателей оценки, детализирующих применяемый показатель оценки (далее - детализирующий показатель), значимости критериев оценки, значимости показателей оценки, а также в части шкалы оценки или формул, предусмотренных настоящим Положением;

в разделе III указываются отдельные положения о применении отдельных критериев оценки и показателей оценки, предусмотренных разделом II, а именно:

в графе 2 указываются наименования критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя, при применении которого в графе 3 устанавливается соответствующее отдельное положение;

в графе 3 указываются отдельные положения о применении соответствующих критерия оценки, показателя оценки, а также детализирующего показателя, в том числе положения, предусмотренные пунктами 27 - 35 настоящего Положения.

Необходимо отметить, что раздел II приложения № 1 к Положению представляет собой табличную часть, включающую столбы со следующими наименованиями:

- «№»;

- «Критерий оценки»;

- «Значимость критерия оценки, процентов»;

- «Показатель оценки»;

- «Значимость показателя оценки, процентов»;

- «Показатель оценки, детализирующий показатель оценки»;

- «Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов»;

- «Формула оценки или шкала оценки».

Как установлено выше, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком в данном случае приведен в Приложении № 4.

Однако требования подпункта «е» пункта 5 Положения заказчиком при формировании Приложения № 4 в полном объеме соблюдены не были и наименование одного из столбцов табличной части раздела 2 Приложения № 4 неправомерно заменено на не предусмотренное Положением, а именно вместо столбца «Значимость показателя оценки, процентов» заказчиком установлен столбец «Коэффициент значимости критерия».

Указанные обстоятельства также свидетельствуют о ненадлежащем установлении МУП «Новгородский водоканал» в Приложении № 4 порядка оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме и указывают на наличие в его действиях нарушения части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.

2. В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки в данном случае содержится в ТЗ.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать действующие технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Согласно пункту 5 ТЗ результаты проведенного аудита предоставляются аудитором собственникам и руководству МУП «Новгородский водоканал» в виде аудиторского заключения, оформленного в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 20.05.2010 № 46н.

Вместе с тем, указанный документ утратил силу с 01.01.2018 в связи с изданием Приказа Минфина России от 26.09.2017 № 147н, в связи с чем не мог использоваться заказчиком при установлении требований к результату оформления результатов аудита.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно использовании при таком описании утратившего силу стандарта аудиторской деятельности.

3. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

3.1. Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупок.

Среди данных требований часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

10.1) участник закупки не является иностранным агентом;

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Однако указанных единых требований к участникам рассматриваемой закупки, за исключением требований, предусмотренных пунктами 1 и 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (пункты 11.1, 11.4 Извещения), Извещение не содержит.

3.2. По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе действует в редакции Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ (далее – 104-ФЗ).

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе называет идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Требование к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком приведено в пункте 11.3 Извещения.

При этом, такое требование заказчиком приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 11.3 Извещения, заказчиком установлено требование к участникам рассматриваемой закупки «об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Извещении требований к его участникам.

4. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе, а требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме заказчиком приведены в пункте 21 Извещения и Приложении № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3).

4.1. Согласно пункту 21 Извещения заявка на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме среди прочего должна содержать описание качественной характеристики объекта закупки согласно стандартам аудиторской деятельности, Кодексу профессиональной этики аудиторов и Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, в частности:

- методику проведения аудита (описание общего подхода к организации и проведению аудита, описание внутреннего контроля качества работы, др.);

- оценку общего объема трудозатрат на проведение аудита, календарный план-график оказания услуги;

- описание формы и содержания сообщения руководству заказчика и представителям его собственника информации аудитора по результатам аудита (в том числе указание на то, в каком объеме такая информация сообщается руководству заказчика и представителям его собственников (сведения, которые привлекли внимание аудитора в процессе аудита; сведения, которые привлекли внимание аудитора в процессе аудита и сведения по специальному запросу руководства заказчика или представителей его собственников - описание системы бухгалтерского учета; описание системы внутреннего контроля; перечень выявленных нарушений с указанием соответствующих нормативных правовых актов; др.));

- документы о прохождении внешнего контроля качества работы, содержащие сведения о результатах внешнего контроля качества работы.

Необходимо отметить, что Приложение № 3 требования о представлении в составе заявки таких документов, за исключением документов о прохождении внешнего контроля качества работы, содержащих сведения о результатах внешнего контроля качества работы, не называет.

В силу положений подпункта «г» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе указанные документы фактически представляют собой предложение участника закупки по критерию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки).

При этом, исходя из положений части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная подпунктом «г» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в первую часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Вместе с тем, согласно пункту 21 Извещения, рассматриваемая закупка проводится заказчиком в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с чем заявка на участие в нем состоит исключительно из второй и третьей частей.

Кроме того, как отмечалось выше, раздел «Критерии оценки заявок» Экранной формы извещения критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» вовсе не называет.

Также необходимо отметить, что и пункт 21 Извещения, и пункт 3.2 Приложения № 3 определяют в числе подлежащих представлению в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию участника закупки (подпункт «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе), документа относительно наличия у него необходимого оборудования и программного обеспечения.

Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов является показателем критерия оценки «квалификация участников закупки» (подпункт «б» пункта 24 Положения).

Однако ни в разделе «Критерии оценки заявок» Экранной формы извещения, ни в Приложении № 4 такой показатель заказчиком не предусмотрен.

4.2. По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе действует в редакции 104-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать среди прочей информации об участнике закупки идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Вместе с тем, требование о представлении участниками рассматриваемой закупки в составе заявок на участие в ней информации и сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 5.3 Приложения № 3 также приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 5.3 Приложения № 3, заявка на участие в настоящем электронном аукционе должна содержать «идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц».

При этом необходимо отметить, что содержание пунктов 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе содержанию подпункта «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не идентично. 

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения части 3 статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в Извещении и Приложении № 3 ненадлежащих и противоречивых требований к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

5. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).

5.1. В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно разделу «Преимущества и требования к участникам» Экранной формы извещения, пункту 13 Извещения рассматриваемая закупка заказчиком не осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем, ее участниками могли быть не только субъекты малого предпринимательства.

Однако на титульном листе Извещения заказчиком указано, что участниками рассматриваемой закупки являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект контракта в данном случае является Приложением № 5 к Извещению.

В пунктах 7.13, 7.14 Проекта контракта заказчиком на основании положений части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность освобождения участника закупки, с которым заключается контракт по результатам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, от предоставления обеспечения его исполнения в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности в электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Установленные обстоятельства не дают в полной мере достоверно определить установленные/неустановленные заказчиком преимущества при осуществлении рассматриваемой закупки, а также круг ее участников, что непосредственным образом способно ввести их в заблуждение.

5.2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать сведения относительно срока исполнения контракта.

В пункте 7 Извещения срок окончания исполнения контракта заказчиком установлен как «до 20.03.2023».

Вместе с тем, согласно пункту 7 ТЗ, 20.03.2023 является не датой окончания исполнения контракта, а лишь сроком окончания оказания услуг.

Согласно пункту 8 ТЗ срок исполнения контракта – с момента подписания и по 30.04.2023.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Извещении и Проекте контракта противоречивой и недостоверной информации относительно круга участников рассматриваемой закупки и срока окончания исполнения контракта.

6. В силу положений части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона.

Требования к независимой гарантии предусмотрены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна содержать обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии.

Требования к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, заказчиком приведены в пункте 7.4 Проекта контракта.

При этом требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, в пункте 7.4 Проекта контракта заказчиком приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе, а именно: «обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки».

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

Установленные в ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки нарушения законодательства о контрактной системе также указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

7. В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В силу положений части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;

9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:

1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;

2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;

3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);

4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;

5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу от 07.02.2023 рассмотрения и оценки вторых частей заявок (далее – Протокол) на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 6 хозяйствующих субъектов, все заявки, за исключением заявки с идентификационным номером 113433573 (Общество с ограниченной ответственностью «Аудит Анлимитед» (далее – ООО «Аудит Анлимитед», Общество)), конкурсной комиссией заказчика были признаны соответствующими требованиям Извещения.

В качестве обоснования принятого конкурсной комиссией заказчика решения о несоответствии заявки ООО «Аудит Анлимитед» требованиям Извещения в Протоколе приведено следующее: «несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)».

Рассмотрев указанное основание отклонения заявки ООО «Аудит Анлимитед», Комиссия приходит к следующим выводам.

Как отмечалось выше, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц).

Согласно заявке ООО «Аудит Анлимитед» и сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенным на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (https://egrul.nalog.ru/), указанному хозяйственному субъекту присвоен ИНН 7707016086, а лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени Общества, и одновременно являющемуся его единственным участником, – генеральному директору … – ИНН ...

В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе.

При этом, информация и о самом ООО «Аудит Анлимитед», и о его генеральном директоре/единственном участнике ... в реестре недобросовестных поставщиков в действительности отсутствует.

Вместе с тем, изучив заявку ООО «Аудит Анлимитед», Комиссия приходит к выводу, что Общество действительно подлежало отстранению от участия в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, однако по иному основанию, не отраженному в Протоколе. 

Так, согласно части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Согласно информации ГИС «Независимый регистратор» о составе заявки ООО «Аудит Анлимитед» и представленных оператором электронной площадки – Обществом с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» документов и сведений в отношении указанного участника закупки, имеется доверенность № 21/012022 от 21.01.2022, выданная на срок один год Обществом … на представление ею его интересов, в том числе на подачу заявки на участие в электронной процедуре.

Необходимо отметить, что сама заявка от имени Общества также была подана именно ... (информация и документы об участнике закупки из ЕРУЗ).

Вместе с тем, согласно информации оператора электронной площадки (вх. № 562 от 09.02.2023 Новгородского УФАС России), заявка ООО «Аудит Анлимитед» была подана 27.01.2023 в 13 часов 35 минут.

Следовательно, заявка от имени Общества была подана лицом, по состоянию на 27.01.2023 не уполномоченным на совершение таких действий.

Данные обстоятельства фактически свидетельствуют о несоответствии указанного участника закупки при подаче заявки единому требованию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что в силу положений пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе являлось основанием для ее отклонения.

Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке формируется заказчиком (пункт 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе).

Однако приведенное заказчиком в сформированном им Протоколе обоснование отклонения заявки ООО «Аудит Анлимитед» со ссылкой на несоответствие участника закупки требованиям части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе является ошибочным и не основанным на содержании заявки участника закупки.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержится нарушение пункта 2 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении требований к содержанию протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок, а именно в указании в таком протоколе недостоверного обоснования отклонения заявки ООО «Аудит Анлимитед».

Вышеуказанные действия заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, ответственного за соблюдение требований к содержанию Протокола, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП.

Установленные в результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения многочисленны, являются грубыми и существенными, привели в конечном счете к осуществлению закупки, процедура которой во многом не соответствовала требованиям законодательства о контрактной системе, в первую очередь в части установленного заказчиком порядка оценки заявок, а также к указанию в составленных протоколах закупки ненадлежащего обоснования отклонения заявки одного из участников конкурса.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для выдачи предписания об устранении таких нарушений именно путем аннулирования рассматриваемых торгов.

Руководствуясь статьями 7, 30, 31, 32, 33, 42, 43, 45, 48, 96 пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Аудитинформ» (644046, г. Омск, пр-кт Карла Маркса, д. 43, кв. 1-3) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению финансового аудита, извещение № 0550600002223000001 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.01.2023, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, части 8 статьи 32, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 45, пункта 2 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода «Новгородский водоканал», его конкурсной комиссии, оператору электронной площадки – Обществу ограниченной ответственности «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (должностных лиц) заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны