Решение №6353/02 РЕШЕНИЕ ... от 28 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «ГНС-Новгород»
173008, Великий Новгород,
а/я 31
e-mail: evro_gaz@mail.ru
Прокуратура Пестовского района
ул. Красных Зорь, д.59
г. Пестово, Новгородская обл.
174510
<…..>
<…..>
<…..>
РЕШЕНИЕ
Дело № 053/01/10-645/2021 Великий Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 октября 2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<…..> – руководителя Управления,
членов Комиссии:
<…..> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного
Контроля Управления,
<…..> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного
контроля Управления,
с участием представителя ООО «ГНС-Новгород» <…..> на основании доверенности от 01.07.2021, заявителя <…..>,
рассмотрев дело № 053/01/10-645/2021 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ГНС-Новгород» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) из прокуратуры Пестовского района поступили заявления <…..>, <…..>, <…..> по вопросу нарушения прав при продаже ООО «ГНС-Новгород» газовых баллонов, установлении и взимании платы за их поверку.
Из заявления <…..> усматривается, что 28.04.2021 сосед <…..> попросил его поменять газовый баллон в Пестовском райгазе. Кладовщица осмотрела баллон и сказала, что просрочен срок поверки баллона. В 2020 году <…..> были приобретены три баллона. Стоимость баллона с газом 780 рублей и 800 рублей за перерегистрацию. <…..> просит проверить правильность цены.
Из заявления <…..> следует, что потребители СУГ за свой счёт приобретают баллоны и передают их газонаполнительной станции. В настоящее время в округе в обороте находятся баллоны, изготовленные в 80-х годах прошлого века, и на них отсутствуют даты технического освидетельствования. Ранее контроль и проведение технического освидетельствования газовых баллонов возлагались на ГНС, а стоимость этой работы входила в стоимость баллона с газом. 08.06.2021 пенсионеркам <…..> из д.Заручевье-1 и <…..> из д. Абросово была предложена замена баллона по цене в два раза выше, чем в предыдущий раз. <…..> просит проверить законность взимания платы за техническое освидетельствование газовых баллонов.
В своём заявлении <…..> сообщает о том, что осенью 2020 года он купил газовый баллон на газовой станции. При попытке поменять баллон в августе 2021 года на газовом участке в г.Пестово он получил ответ, что должен заплатить двойную цену 1600 руб., поскольку баллон не прошёл поверку. Заявитель полагает, что его права нарушены и просит провести проверку законности взимания платы за поверку газовых баллонов.
Поскольку Управлением в ходе рассмотрения заявлений <…..>, <…..> и <…..> в действиях ООО «ГНС-Новгород» были выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Приказом № 124/2021 от 17.08.2021 в отношении ООО «ГНС-Новгород» возбуждено дело № 053/01/10-645/2021 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении данного дела Комиссией установлено следующее.
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Из информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области от 09.06.2021 № КХ-3062-И следует, что деятельность по продаже газовых баллонов со сжиженным газом населению для бытовых нужд на территории Новгородской области, в том числе на территории Пестовского муниципального района, осуществляют общество с ограниченной ответственностью «ГНС-Новгород» (далее – ООО «ГНС-Новгород») и общество с ограниченной ответственностью «Новгороднефтепродукт» (далее – ООО «Новгороднефтепродукт»).
Проведённым анализом состояния конкурентной среды на рынке услуг по продаже сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд установлено, что в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «ГНС-Новгород» занимает доминирующее положение на рынке услуг продаже сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд в границах Пестовского муниципального района Новгородской области.
Приказом № 4 от 29.03.2021 ООО «ГНС-Новгород» с 29.03.2021 установлены следующие цены на ремонт газовых баллонов:
периодическое техническое освидетельствование (без применения сварки):
530 руб. (баллон 5л.)
615 руб. (баллон 12л.)
690 руб. (баллон 27л.)
832 руб. (баллон 50л.)
периодическое техническое освидетельствование (с применением сварки):
945 руб. (баллон 50л.)
ремонт (замена клапана):
460 руб. (баллоны 5л., 12л., 27л.)
текущий ремонт (замена вентиля):
460 руб. (баллон 5л.)
570 руб. (баллоны 12л., 27л., 50л.).
Приказом Комитета по тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) от 10.12.2020 № 72/11 «О предельных максимальных розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «ГНС-Новгород» населению для бытовых нужд» установлены на территории Новгородской области предельные максимальные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ГНС-Новгород" населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
На запрос Управления Комитет в письме от 02.07.2021 № КЦ-1003-И пояснил, что при формировании предельных максимальных розничных цен на сжиженный газ в баллонах (далее – СУГ), реализуемый ООО «ГНС-Новгород» населению для бытовых нужд, на 2021 год Комитетом учтены расходы на ремонт газовых баллонов в сумме 666 147,22 руб. (без НДС) на регулируемую деятельность. Затраты на техническое освидетельствование газовых баллонов обществом в материалах тарифного дела не заявлялись, соответственно, данные затраты не были учтены Комитетом в розничной цене на СУГ.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Особенности продажи бытового газа в баллонах регламентированы в разделе XIV Правил.
В соответствии с пунктом 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 135 Правил продаже подлежат наполненные сжиженным углеводородным газом баллоны (далее - газовые баллоны), прошедшие предварительное техническое освидетельствование и находящиеся в исправном состоянии, срок службы которых не истек. Потребитель до момента передачи ему продавцом газовых баллонов (или одновременно с ним) обязан передать на обмен равное количество порожних газовых баллонов, находящихся в исправном состоянии, срок службы которых не истек.
Таким образом, коммунальной услугой является именно бытовой газ в баллонах, освидетельствование которых, согласно вышеуказанным положениям Правил, не является обязанностью потребителя. Потребитель должен передать в адрес субъекта регулирования лишь технически исправные баллоны с не истекшим сроком службы.
Именно обязанностью ООО «ГНС-Новгород» является продажа газа в баллонах, которые прошли предварительное техническое освидетельствование и находятся в исправном состоянии.
Приказом ФАС России от 7 августа 2019 г. N 1072/19 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (далее – Методические указания), которые определяют порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа
для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств (далее - розничные цены), и основные принципы регулирования розничных цен.
В соответствии с пунктом 2 Методических указаний розничные цены применяются организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности, при реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд (пищеприготовление, отопление, горячее водоснабжение).
Согласно пункту 29 Методических указаний с целью расчета розничных цен по каждой категории, указанной в пункте 12 настоящих Методических указаний, расходы субъекта регулирования, входящие в структуру себестоимости, прямо отнесенные на конкретную категорию, могут включать в себя следующие расходы:
I. Категория "1" - "Реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя".
Сумма прямых расходов по данной категории может включать:
- расходы на приобретение сжиженного газа для населения;
- расходы на транспортировку сжиженного газа для населения от оптовых поставщиков до газонаполнительных станций, относимые на данную категорию;
- расходы на работу и содержание газонаполнительных станций (далее - ГНС) и газонаполнительных пунктов (далее - ГНП), относимые на данную категорию (деятельность ГНС и ГНП по отпуску сжиженного газа в баллонах);
- расходы на содержание аварийной диспетчерской службы (далее - АДС), относимые на данную категорию;
- прочие обоснованные расходы (хранение газа, ремонт и освидетельствование баллонов, если это не входит в расходы ГНС и т.п.), относимые на данную категорию.
В силу пункта 35 Методических указаний формирование прочих обоснованных расходов, входящих в структуру себестоимости, отнесенных к конкретным категориям (например, расходов на хранение газа, ремонт и освидетельствование баллонов, если это не входит в расходы ГНС и т.п.), осуществляется на основании обоснованных расчетов, представляемых субъектом регулирования.
Таким образом, Методическими указаниями предусмотрено включение затрат на ремонт и освидетельствование баллонов в составе прямых расходов субъекта регулирования.
Следовательно, коммунальным ресурсом является газ в прошедших предварительное техническое освидетельствование и находящихся в исправном состоянии баллонах, срок службы которых не истек. Ремонт и освидетельствование газовых баллонов является составной частью затрат поставщика коммунальных ресурсов.
Постановлением Комитета по тарифной политике Новгородской области от 10.12.2020 N 72/11 установлены предельные максимальные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ГНС-Новгород" населению для бытовых нужд.
Постановлением не предусмотрено взимания отдельной платы за освидетельствование баллонов, установлены следующие тарифы:
Направления дифференциации розничных цен |
Единица измерения |
Розничные цены (с НДС) |
|
С 01.01.2021 по 30.06.2021 |
С 01.07.2021 по 31.12.2021 |
||
Сжиженный газ в баллонах с места промежуточного хранения (склада) |
руб./кг |
43,42 |
45,08 |
|
|||
Сжиженный газ из групповых газовых резервуарных установок |
руб./кг |
50,56 |
52,60 |
Сжиженный газ из групповых газовых резервуарных установок при наличии прибора учета |
руб./куб. м |
117,30 |
122,03 |
|
|||
Сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя |
руб./кг |
- |
56,00 |
Кроме того, в указанные выше тарифы уже включены расходы ООО «ГНС-Новгород» на ремонт газовых баллонов.
Следовательно, при утверждении приказом от 29.03.2021 № 4 цен на периодическое техническое освидетельствование и ремонт газовых баллонов ООО «ГНС-Новгород» нарушило предусмотренный действующим законодательством порядок ценообразования, что может привести к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей, как проживающих на территории Пестовского муниципального района Новгородской области, так и имеющих в собственности на данной территории жилые дома, и приезжающих с других территорий на время.
В соответствии с положениями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, в котором содержится вывод о наличии оснований для квалификации действий ООО «ГНС-Новгород» как нарушающих требования пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Указанное заключение было направлено в адрес ответчика и заявителей. Возражения на заключение от участников дела не поступали.
Таким образом, в результате рассмотрения дела факт допущенного ООО «ГНС-Новгород» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции нашёл подтверждение.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «ГНС-Новгород» пояснил, что приказом ООО «ГНС-Новгород» № 4 были установлены цены на техническое освидетельствование и ремонт газовых баллонов только для юридических лиц, которые портят газовые баллоны. Руководителем Пестовского отделения ООО «ГНС-Новгород» данный приказ был ошибочно истолкован и распространён и на граждан. ООО «ГНС-Новгород» признаёт свою вину и готово возместить гражданам причинённый ущерб при их обращении.
Кроме того, представитель ответчика пояснил, что в настоящее время приказ от 29.03.2021 № 4 «О ценах на ремонт газовых баллонов» отменён, заявителям направлены письма с просьбой сообщить номер счёта, на который можно перечислить денежные средства, оплаченные ими за техническое освидетельствование газовых баллонов; в подтверждение этого представитель ООО «ГНС-Новгород» представил копию приказа № 4/1 от 29.03.2021 и копии квитанций в подтверждение отправки заказных писем.
Поскольку на дату вынесения решения ООО «ГНС-Новгород» выявленные нарушения устранены, Комиссия полагает возможным не выдавать ООО «ГНС-Новгорорд» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 1- 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью «ГНС-Новгород» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Предписание обществу с ограниченной ответственностью «ГНС-Новгород» не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения.
Председатель Комиссии - <…..>
Члены Комиссии - <…..>
<…..>
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трёх месяцев со дня принятия.