Решение №ИК/1141/23 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-102/2023 по результатам рассмотрения жало... от 17 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заказчику –
АО «Новгородоблэлектро»
ул. Кооперативная, д. 8,
Великий Новгород, 173003
Оператору электронной площадки –
АО «ЕЭТП»
e-mail: ko@roseltorg.ru
Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Торговый Дом ЗЕВС»
ул. Перовская, д. 31, эт. 2, Пом/Ком V/14/3,
г. Москва, 111141
РЕШЕНИЕ
№ 053/07/3-102/2023
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
14 марта 2023 года
|
Великий Новгород |
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
<……….> – председатель Комиссии, <……….>
<……….>– член Комиссии, <……….>,
<……….>– член Комиссии, <……….>,
в присутствии представителей:
заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом ЗЕВС» (111141, г. Москва, ул. Перовская, д.31, эт.2 Пом/Ком V/14/3; далее – ООО «Торговый Дом ЗЕВС», Заявитель) – <……….> (доверенность № б/н от 01.02.2022);
заказчик - Акционерное общество «Новгородоблэлектро» (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8; далее – АО «Новгородоблэлектро») – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу ООО «Торговый Дом ЗЕВС» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» и его комиссии по закупкам при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку провода для выполнения работ хозяйственным способом и пополнения аварийного запаса в 2023 году для нужд АО «Новгородоблэлектро», извещение № 32312114429 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.02.2023,
УСТАНОВИЛА:
03.03.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Торговый Дом ЗЕВС» на действия заказчика – АО «Новгородоблэлектро» и его комиссии по закупкам при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку провода для выполнения работ хозяйственным способом и пополнения аварийного запаса в 2023 году для нужд АО «Новгородоблэлектро», извещение № 32312114429 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.02.2023 (вх. № 941 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – АО «Новгородоблэлектро» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
Заказчиком в Техническом задании (Приложение № 1 к Документации о проведении запроса предложений в электронной форме № 96; далее – Техническое задание, Документация) по позициям 12-24 таблицы установлен срок исполнения заявки в течение 5 календарных дней.
При этом в пункте 2.4 Технического задания установлены следующие сроки поставки товара:
- Поставка партии товара осуществляется после подачи покупателем заявки любым видом связи и не должна превышать 5 рабочих дней с момента подачи заявки.
Вместе с тем, указанная противоречивая информация относительно сроков поставки закупаемого товара вводит в заблуждение участников закупки.
Заявка ООО «Торговый Дом ЗЕВС» не допущена к участию в рассматриваемом запросе предложений по причине указания не соответствующего требованиям Документации срока поставки товаров – 5 календарных дней.
Также следует отметить, что фактически указанный в заявке ООО «Торговый Дом ЗЕВС» срок поставки товара, а именно: 5 календарных дней, в любом случае не превышает временной промежуток 5 рабочих дней, установленный в пункте 2.4 Технического задания.
Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Торговый Дом ЗЕВС» поддержала её доводы в полном объеме.
В материалах Жалобы имеются письменные возражения (объяснения) АО «Новгородоблэлектро» относительно её доводов (вх. № 1110 от 13.03.2023 Новгородского УФАС России) следующего содержания.
В процессе формирования Технического задания была допущена опечатка, а именно в столбце с техническими характеристиками провода по позициям 12-24 был указан срок поставки товара в единицах измерения «календарный день», что послужило возникновению противоречивых сведений в составе Документации, так как единицей измерения при оценке по критерию «Срок поставки партии товара» является «рабочий день».
АО «Новгородоблэлектро» признает, что в результате некорректного формирования Технического задания, при рассмотрении первых частей заявок участник закупки ООО «Торговый Дом ЗЕВС» не допущен к участию в запросе предложений необоснованно.
Учитывая вышеизложенное, АО «Новгородоблэлектро» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупках АО «Новгородоблэлектро» (утверждено решением (протоколом от 25.02.2019) Совета директоров АО «Новгородоблэлектро», в редакции от 11.10.2022 (протокол № б/н); далее – Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки является запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Параграфом 1 главы 2 Положения (статьи 15-22) предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, а также регламентирован ее порядок.
Таким образом, АО «Новгородоблэлектро» при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Документация утверждена первым заместителем генерального директора – главным инженером АО «Новгородоблэлектро» <……….>13.03.2023.
Пунктом 4 раздела 5 Документации определены сроки поставки товара:
- поставка партии товара осуществляется после подачи покупателем заявки любым видом связи и не должна превышать 5 рабочих дней с момента подачи заявки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.6.1 части 3.6 раздела 3 Документации первая часть заявки на участие должна содержать предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки. Предложение участника должно содержать описание поставляемого товара его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями настоящей документации.
Согласно части 3.9 раздела 3 Документации по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие, содержащих всю информацию, предусмотренную пунктом 3.6.1 части 3.6 настоящего раздела, комиссия по осуществлению закупок принимает решение о допуске участника закупки к участию запросе предложений в электронной форме и признании этого участника закупки участником закупки или об отказе в допуске к участию в такой закупке в порядке и по основаниям, которые предусмотрены пунктом 3.9.1. настоящей части.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.9.1 части 3.9 раздела 3 Документации участник закупки не допускается к участию в запросе предложений в электронной форме в случае несоответствия информации, предусмотренной пунктом 3.6.1 части 3.6 настоящего раздела, требованиям настоящей Документации.
Состав комиссии по осуществлению закупок утвержден Приказом от 23.08.2021 № 305 АО «Новгородоблэлектро».
В соответствии с протоколом от 22.02.2023 № 96-П/1 рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме (далее – Протокол) на участие в рассматриваемой закупки подано 2 заявки участников, 1 из которых (ООО «Торговый Дом ЗЕВС», порядковый номер заявки 1015162) была отклонена заказчиком и его комиссией по закупкам на основании подпункта 2 пункта 3.9.1 части 3.9 Документации, части 9 статьи 45 Положения в связи с тем, что единица измерения срока поставки партии товара, указанная участником (календарные дни), не соответствует единице измерения срока поставки партии товара, установленной в пункте 4 части 17 раздела 5 Документации максимальный срок поставки партии товара – 5 рабочих дней, минимальный срок – 2 рабочих дня.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней.
Пунктами 16, 17 части 2 статьи 17 Положения также предусмотрено включение в Документацию вышеуказанной информации, предусмотренной пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Критерии оценки заявок участников рассматриваемой закупки предусмотрены пунктом 3.11.5 Документации.
Среди данных критериев оценки заказчиком установлен критерий:
- «Срок поставки партии товара» максимальный срок поставки партии товара – 5 рабочих дней, минимальный срок – 2 рабочих дня (значимость критерия – 30 %).
В соответствии с частью 2 статьи 21 Положения заявка, на участие в конкурентной закупке, конкурентной закупке в электронной форме признается надлежащей, если она соответствует требованиям извещения о конкурентной закупке, конкурентной закупке в электронной форме и документации о конкурентной закупке, конкурентной закупке в электронной форме, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в документации о конкурентной закупке, конкурентной закупке в электронной форме.
Согласно части 3 статьи 21 Положения комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку на участие в конкурентной закупке, конкурентной закупки в электронной форме в случае, если:
1) участник конкурентной закупки, конкурентной закупки в электронной форме подавший заявку на участие в конкурентной закупке, конкурентной закупки в электронной форме не соответствует требованиям к участнику конкурентной закупки, конкурентной закупки в электронной форме указанным в документации о конкурентной закупке, конкурентной закупке в электронной форме;
2) заявка участника конкурентной закупки, конкурентной закупки в электронной форме признана не соответствующей требованиям, указанным в документации о конкурентной закупке, конкурентной закупке в электронной форме.
В первой части заявки ООО «Торговый Дом ЗЕВС» (порядковый номер заявки 1015162) указан срок поставки партии товара – 5 календарных дней.
Комиссия по закупкам заказчика – АО «Новгородоблэлектро» при рассмотрении первых частей заявок руководствовалась требованиями Документации, в том числе критериями оценки заявок на участие в запросе предложений, где сроки поставки партии товара измеряются рабочими днями, в связи с чем первая часть заявки ООО «Торговый Дом ЗЕВС» (порядковый номер заявки 1015162) была признана несоответствующей требованиям Документации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1 и 2 части статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 14 Положения при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилами, указанными в части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе и следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара, также содержатся в табличной форме Технического задания.
По позициям 12-24 в столбце «Технические характеристики» таблицы Технического задания установлен срок исполнения заявки в течении 5 календарных дней.
При этом, в пункте 2.4 Технического задания установлены следующие сроки поставки товара:
- Поставка партии товара осуществляется после подачи покупателем заявки любым видом связи и не должна превышать 5 рабочих дней с момента подачи заявки.
Соответственно, заказчиком в Техническом задании установлены противоречивые требования к единице измерения срока поставки партии товара (рабочие или календарные дни).
Указанные противоречия ввели в заблуждение подателя Жалобы, при формировании им своего предложения о сроке поставки в составе заявки на участие в закупке.
Таким образом, в действиях заказчика – АО «Новгородоблэлектро» содержится нарушение нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в установлении в документации о закупке противоречивых условий о сроках поставки товара, что привело к нарушению принципов информационной открытости закупки и отсутствию необоснованных ограничений конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Жалоба является обоснованной.
Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках указывает на наличие в действиях заказчика и его должностного лица признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.
Выявленные Комиссией несоответствия сведений, содержащихся в Техническом задании и Документации, повлекли за собой затруднения при заполнении заявок участников закупки и ввели их в заблуждение, привели к неправомерному отклонению заявки участника рассматриваемого запроса предложений.
Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для выдачи предписания заказчику о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений порядка организации и проведения рассматриваемых торгов в указанной части.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом ЗЕВС» (111141, г. Москва, ул. Перовская, д. 31, эт. 2, пом./Ком V/14/3) на действия заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» (173003, г. Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 8) и его комиссии по закупкам при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку провода для выполнения работ хозяйственным способом и пополнения аварийного запаса в 2023 году для нужд АО «Новгородоблэлектро», извещение № 32312114429 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.02.2023, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – Акционерного общества «Новгородоблэлектро» нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику – Акционерному обществу «Новгородоблэлектро» и его комиссии по закупкам, оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Акционерного общества «Новгородоблэлектро».
Председатель Комиссии <……….>
Члены Комиссии <……….>
<……….>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.