Решение №788/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-26/2019 от 28 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику – Администрации Боровичского

муниципального района

ул. Коммунарная, д. 48,

г. Боровичи, Новгородская область, 174411

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Большой Саввинский переулок,
д. 12, строение 9,

г. Москва, 119435

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «РИК»

ул. Мира, д. 12,

д. Дубовицы, Старорусский район,

Новгородская область, 175210

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-26/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

25 февраля 2019 года Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Пашкова Г.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Боровичского муниципального района – <….> (доверенность № 1797/01-17 от 03.05.2018);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «РИК» - <….> (доверенность № 1/2019 от 22.02.2019),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «РИК» (175210, Новгородская область, Старорусский район, д. Дубовицы, ул. Мира, д. 12; далее – ООО «РИК», податель Жалобы) на действия муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее – Администрация) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по подготовке документации: «Проект планировки территории (проект межевания в составе проекта планировки) кадастрового квартала 53:22:0020802 с целью формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами расположенными по адресу: г. Боровичи, ул. Энгельса, д. 16 и д. 14» в соответствии с техническим заданием, с соблюдением нормативных правовых актов, извещение № 0150300002419000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 11.02.2019 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

УСТАНОВИЛА:

18.02.2019 вх. № 761 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «РИК» на действия муниципального заказчика - Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке документации: «Проект планировки территории (проект межевания в составе проекта планировки) кадастрового квартала 53:22:0020802 с целью формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами расположенными по адресу: г. Боровичи, ул. Энгельса, д. 16 и д. 14» в соответствии с техническим заданием, с соблюдением нормативных правовых актов, извещение № 0150300002419000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.02.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть Жалобы сводится к следующему.

Заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном предъявлении к участникам электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке документации: «Проект планировки территории (проект межевания в составе проекта планировки) кадастрового квартала 53:22:0020802 с целью формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами расположенными по адресу: г. Боровичи, ул. Энгельса, д. 16 и д. 14» требования о соответствии такого участника требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации: работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.

По мнению подателя Жалобы, это существенное нарушение, повлекшее за собой существенное ограничение количества участников электронного аукциона и невозможность участия ООО «РИК» в рассматриваемой закупке.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО «РИК» поддержал Жалобу в полном объеме.

Муниципальный заказчик – Администрация считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. № 683/01-17 от 21.02.2019; вх. № 831 от 21.02.2019 Новгородского УФАС России), которые сводятся к следующему.

Заказчик при разработке документации о рассматриваемом электронном аукционе в части требований к его участникам руководствовался Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20» и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», согласно которым работы входящие в состав объекта рассматриваемой закупки требуют от лиц, осуществляющих их выполнение членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – Администрации поддержал доводы письменных возражений в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В феврале 2019 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке документации: «Проект планировки территории (проект межевания в составе проекта планировки) кадастрового квартала 53:22:0020802 с целью формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами расположенными по адресу: г. Боровичи, ул. Энгельса, д. 16 и д. 14» в соответствии с техническим заданием, с соблюдением нормативных правовых актов (извещение № 0150300002419000008 от 11.02.2019, начальная (максимальная) цена контракта – 80 000,00 руб.).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена управляющим Делами Администрации <….> и первым заместителем Главы Администрации <….> 11.02.2018 (далее – Документация).

В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Аналогичное требование устанавлено частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Вместе с тем, частью 2.1 статьи 47 ГрК РФ установлены случаи, когда не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.

Таким образом, участник закупки, предметом которой является выполнение инженерных изысканий, должен быть членом саморегулируемой организации (далее, также – СРО) в области инженерных изысканий, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 47 ГрК РФ).

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком - Администрацией в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по подготовке документации: «Проект планировки территории (проект межевания в составе проекта планировки) кадастрового квартала 53:22:0020802 с целью формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами расположенными по адресу: г. Боровичи, ул. Энгельса, д.16 и д.14» (далее - Работы).

Согласно пунктам 3.2, 3.3, 3.5.3 Документации описание объекта закупки, объем выполняемых Работ, а также условия их выполнения содержатся в Приложении № 1 к Документации – Техническое задание, являющееся также Приложением № 1 к проекту муниципального контракта, заключаемого по результатам рассматриваемых торгов (далее – Проект контракта) (далее – Техническое задание).

Согласно Техническому заданию, в состав Работ, выполняемых в рамках исполнения заключенного контракта, входят 3 этапа:

  • 1 этап – создание инженерно-топографического плана в масштабе 1:500;
  • 2 этап – Проект планировки территории;
  • 3 этап – Проект межевания территории.

При этом, как следует из Технического задания, работы, включенные в 1 этап (создание инженерно-топографического плана в масштабе 1:500) являются основополагающими и необходимы для выполнения работ по последующим этапам.

Вместе с тем, указанные работы, являются работами, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства в соответствии с пунктом 1.3 Перечня: «Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений».

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 47 ГрК РФ, т.е. быть членом СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Форма выписки из реестра СРО установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, муниципальный заказчик – Администрация должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки, о соответствии части 2 статьи 47 ГрК РФ, т.е. быть членом СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников – наличие выписки из реестра членов СРО.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 9.3.1 Документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующие требования к участникам аукциона:

«Участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.

Участник должен соответствовать части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Указанные требования не применяются в отношении юридических лиц, указанных в части 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Данное требование установлено в Документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Работы, входящие в состав работ указанных в Документации, представляют собой работы по выполнению инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность такого объекта капитального строительства.

Также, в подпункте 2 пункта 10.3 Документации установлено, что вторые части заявок участников закупки должны содержать копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации, подтверждающей наличие у участника закупки права выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Выписка должна соответствовать требованиям части 4 статьи 55.17 ГрК РФ.

Следовательно, муниципальным заказчиком – Администрацией были исполнены требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в Документации правомерно и надлежащим образом установлено требование о соответствии части 2 статьи 47 ГрК РФ, а также требование о предоставлении ими во вторых частях их заявок на участие в аукционе выписки из реестра СРО.

При этом следует отметить, что работы (создание инженерно-топографического плана в масштабе 1:500), выполнение которых в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ осуществляется лицами, являющимися членами СРО в области инженерных изысканий, не являются самостоятельным объектом рассматриваемой закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки.

Податель Жалобы указывает на данный факт в обосновании своей позиции, также ссылаясь на положения Письма Минфина России от 21.02.2018 № 24-02-03/11100 (далее – Письмо Минфина № 24-02-03/11100), согласно которому в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Согласно абзацу 9 Письма Минфина № 24-02-03/11100 в случае, если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 10 Письма Минфина № 24-02-03/11100 вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона о контрактной системе рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в каждом конкретном случае исходя из всех обстоятельств дела.

Согласно пункту 3.3.2 Проекта контракта подрядчик вправе привлекать для выполнения работ по настоящему контракту третьих лиц только с согласия заказчика. Ответственность перед Заказчиком за качество работ, выполненных третьей стороной, несет подрядчик.

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – Администрации пояснил, что исходя из вышеуказанного положения контракта, заключаемого по результатам рассматриваемых торгов, отдельные этапы Работ, предусмотренных контрактом, могут выполняться с привлечением подрядчиком субподрядчиков, в том числе работы, включенные в 1 этап – создание инженерно-топографического плана в масштабе 1:500.

В таком случае, если работы по 1 этапу выполняются субподрядчиком, требование о соответствии части 2 статьи 47 ГрК РФ предъявляется к нему, т.е. к лицу, фактически выполняющему указанные работы.

При этом, участник рассматриваемой закупки, привлекающий третьих лиц к выполнению работ, требующих от лица их выполняющих членство в СРО, в составе своей заявки имеет возможность и должен будет приложить договор субподряда с таким лицом и документы, подтверждающие членство такого лица в СРО.

По мнению подателя Жалобы, указанное право участника рассматриваемого электронного аукциона в Документации не отображено.

Однако, следует учесть, что в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно сведениям официального сайта по рассматриваемой закупке (извещение № 0150300002419000008 от 11.02.2019) муниципальному заказчику – Администрации 14.02.2019 поступили 1 запрос участника закупки о даче разъяснений положений Документации (Запрос от 14.02.2019 №1073104). 15.02.2019 муниципальным заказчиком – Администрацией на официальном сайте был размещен соответствующий ответ на указанный запрос. В данном запросе отсутствовал вопрос о возможности представления участником рассматриваемого электронного аукциона в составе своей заявки договора субподряда на осуществление работ по созданию инженерно-топографического плана в масштабе 1:500 с третьим лицом и документа, подтверждающего членство такого лица в СРО.

Таким образом, податель Жалобы, даже при условии, что Запрос от 14.02.2019 №1073104 принадлежал ему, не воспользовался законным правом обратиться к заказчику за дачей разъяснений положений Документации по указанному вопросу.

Кроме того, Комиссия Новгородского УФАС исходит из следующего.

Часть работ (создание инженерно-топографического плана в масштабе 1:500), являющихся объектом рассматриваемой закупки, содержатся в пункте 1.3 Перечня (создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений), следовательно, являются работами по инженерным изысканиям, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства, и требующих для их выполнения членства лица их выполняющих в соответствующей СРО и наличие у него свидетельства СРО.

С учетом изложенного, муниципальный заказчик – Администрация, предусмотрев в Документации работы по инженерным изысканиям, для которых требуется свидетельство СРО о допуске к данным работам, обязана была установить в Документации требование о наличии у участников рассматриваемой закупки СРО о допуске к указанным видам работ.

При этом объединение в одном лоте работ по инженерным изысканиям, для которых требуется свидетельство СРО о допуске к данным работам, и работ по подготовке проектов планировки территории и межевания территории не свидетельствует о нарушении положений Закона о контрактной системе, поскольку выделение работ по инженерным изысканиям, для которых требуется свидетельство СРО о допуске к данным работам, в отдельный лот не будет отвечать принципам эффективности и результативности контрактной системы.

Из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчикам запрещается устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Установление муниципальным заказчиком – Администрацией дополнительных требований к участникам в Документации не усматривается.

Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Новгородской области от 13.09.2016 по делу № А44-5041/2016, а также подтверждена Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу № А44-5041/2016.

Вместе с тем, для предотвращения негативных последствий объединения в один лот работ, выполнение которых требует от лица их выполняющих наличие свидетельства СРО о допуске к данным работам, и работ этого не требующих, а также, для предотвращения возможного ограничения количества участников рассматриваемого электронного аукциона, муниципальным заказчиком – Администрацией предусмотрена возможность привлечения подрядчиком третьих лиц для выполнения отдельных видов работ по контракту.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов, указанных в Жалобе.

При проведении внеплановой проверки указанной закупки нарушений Закона о контрактной системе в действиях муниципального заказчика и его аукционной комиссии не выявлено.

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 65, 66 пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «РИК» (175210, Новгородская область, Старорусский район, д. Дубовицы, ул. Мира, д. 12) на действия муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по подготовке документации: «Проект планировки территории (проект межевания в составе проекта планировки) кадастрового квартала 53:22:0020802 с целью формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами расположенными по адресу: г. Боровичи, ул. Энгельса, д. 16 и д. 14» в соответствии с техническим заданием, с соблюдением нормативных правовых актов, извещение № 0150300002419000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 11.02.2019, необоснованной.

Председатель Комиссии

Г.Н. Пашкова

Члены Комиссии

С.О. Михайлов

 

М.Е. Фомин

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны