Решение №109/02 РЕШЕНИЕ от 2 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 

 

                                                              

                                                                Администрация Великого Новгорода

                                                                        

                                                                ул. Большая Власьевская, д.4

                                                                Великий Новгород, 173007

                                                                

                                                               

 

 

 

                                                   

                                                                                        

 

                                                   

                                                   

 

                                                           РЕШЕНИЕ   

                                                      

 

Дело № 053/01/17-11/2021                                                                 Великий Новгород    

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2021 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

председателя Комиссии:

<…..> – руководителя Управления,

членов Комиссии:

<…..> –  врио заместителя руководителя Управления – начальника

                                отдела антимонопольного контроля,

<…..>   -  ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного

                              контроля Управления,

с участием представителей Администрации Великого Новгорода:

<…..> на основании доверенности от 08.02.2021 № М22-765-И,

<…..> на основании доверенности от 08.02.2021 № М22-766-И,

<…..> на основании доверенности от 08.02.2021 № М22-760-И,

рассмотрев дело № 053/01/17-11/2021 по признакам нарушения Администрацией Великого Новгорода пункта 2 части 1 статьи 17 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                               УСТАНОВИЛА:

 

 

Новгородское УФАС России проводило плановую выездную проверку в Администрации Великого Новгорода (далее – Администрация).  

Проверкой установлено, что в ноябре 2019 года муниципальным заказчиком – Администрацией, уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее – Комитет) и аукционной комиссией, состав которой утвержден постановлением Администрации от 08.11.2019 № 4664 (далее – Аукционная комиссия) осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Поскольку Управлением в ходе проверки в действиях Администрации при проведении указанного электронного аукциона были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, приказом № 3/2021 от 12.01.2021 в отношении Администрации Великого Новгорода возбуждено дело № 053/01/17-11/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении данного дела Комиссией установлено следующее. 

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Администрация, действующая от имени муниципального образования – город Великий Новгород, уполномоченная принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени указанного муниципального образования, осуществляет закупки в качестве муниципального заказчика.

В ноябре 2019 года муниципальным заказчиком – Администрацией, уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее – Комитет) и аукционной комиссией, состав которой утвержден постановлением Администрации от 08.11.2019 № 4664 (далее – Аукционная комиссия) осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение № 0350300011819000327 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 11.11.2019 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 235 000,00 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена заместителем Главы Администрации <…..> 11.11.2019.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект закупки: приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Товар).

Согласно пункту 3.2 «Описание объекта закупки» Документации жилое помещение должно находиться на территории Великого Новгорода, располагаться в жилых многоквартирных домах постройки не ранее 1962 года (кроме деревянных домов; домов с деревянными перекрытиями); быть никому другому не продано, не заложено, не подарено, в споре и под арестом не состоять, не являться предметом правопритязаний третьих лиц. Технические, качественные характеристики, гарантийные и иные требования установлены в Приложение № 1 к Документации «Техническое задание» (далее – ТЗ)».

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом, пунктом 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ определено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может приобретаться жилое помещение как в виде квартиры, так и в виде жилого дома.

На основании вышеизложенного рассматриваемая закупка осуществляется муниципальным заказчиком не только в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, но и в соответствии с положениями Федерального закона № 159-ФЗ.

Как было указано выше, согласно пункту 3.2.1 Документации жилое помещение должно находиться на территории Великого Новгорода, располагаться в жилых многоквартирных домах постройки не ранее 1962 года (кроме деревянных домов; домов с деревянными перекрытиями).

Аналогичное требование содержится в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Извещение).

Следовательно, установленное муниципальным заказчиком в Документации и Извещении требование к приобретаемому жилому помещению в рамках рассматриваемой закупки (жилое помещение должно располагаться в жилых многоквартирных домах) противоречит нормам действующего законодательства и ограничивают количество участников настоящего электронного аукциона.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, в частности, в неправомерном и необоснованном установлении требований к товару (жилому помещению), не соответствующих требованиям законодательства и влекущих за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

Как было указано выше, согласно пункту 3.2.1 Документации технические, качественные характеристики, гарантийные и иные требования к Товару установлены в ТЗ.

ТЗ содержит описание объекта закупки в виде таблицы «Техническое задание на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Таблица).

Столбец 1 Таблицы содержит сведения о наименовании показателей Товара.

В столбце 2 Таблицы указаны требования к объекту закупки (значения показателей (характеристик), указанных в столбце 1 Таблицы).

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе и  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе муниципальным заказчиком – Администрацией установлены в аналогичном вышеуказанному виде, а именно:

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных Документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (указанное согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным ТЗ, (рекомендуемая форма приведена в Приложение № 4 к Документации), и указание на товарный знак (при наличии)».

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (пункт 2 части 1 статьи 64) инструкция по заполнению первой части заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе размещена заказчиком в пункте 10.5 Документации (далее вместе – Инструкция) в следующем виде:

«10.5.1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 10.2 Документации.

10.5.2. Участник аукциона представляет в любой удобной форме информацию о конкретных показателях Товара, соответствующих значениям, установленным Документацией (рекомендуемая форма приведена в Приложение № 4 к Документации).

При установлении заказчиком показателей, значения которых не могут изменяться, участник аукциона указывает значение, установленное заказчиком.

Указание показателя со значениями «либо», «или» означает, что участником предоставляется одно из конкретных значений показателя, предложенное заказчиком.

Конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и его производных и т.д.

Указание показателя с оборотом «не менее…не более….» означает, что участником предоставляется конкретное значение показателя, находящееся в диапазоне, установленном заказчиком.

Указание показателя со значением «не ранее» означает, что участником предоставляется конкретное значение, которое должно быть равно требуемому заказчиком показателю или должно быть больше требуемого заказчиком показателя.

Указание показателя со значением «и(или)» означает, что участник предоставляет одно или несколько конкретных значений показателей, предложенных заказчиком».

В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:

а) решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;

б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе.

Согласно протоколу № 0350300011819000327 рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 25.11.2019 (далее – Протокол) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе рассматриваемый электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в электронном аукционе, а единственная заявка на участие в электронном аукционе с идентификационным номером заявки 106283310 (заявка Общества с ограниченной ответственностью «ЛЕССТРОЙГРАД» (ИНН 7718035475, 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 2, строение 2¸ офис 131; далее – ООО «ЛЕССТРОЙГРАД»)) признана Аукционной комиссией соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Документации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного 09.12.2019 между муниципальным заказчиком – Администрацией и единственным участником рассматриваемой закупки – ООО «ЛЕССТРОЙГРАД», действующим на основании нотариальной доверенности 53 АА 0752925 от 19.11.2019 (реестровый номер <...> /6-н/53-2019-5-683) от имени <…..>, заключен муниципальный контракт, предметом которого является приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – квартиры № <…..> на 3 этаже 5-этажного жилого дома, общей площадью 30,3 кв.м, расположенной по адресу: <…..>, кадастровый (условный) номер <...> :23:8323901:430 (реестровый номер контракта – 3532103569219000061; далее – Муниципальный контракт).

При этом цена Муниципального контракта составляет 1 235 000,00 (один миллион двести тридцать пять тысяч) рублей 00 копеек, т.е. контракт заключен по изначально установленной заказчиком начальной (максимальной) цене контракта (1 235 000,00 рублей).

Однако, заявка ООО «ЛЕССТРОЙГРАД», а именно её первая часть, не могла быть признана Аукционной комиссией соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе по совокупности следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основаниями для отказа в допуске к участию в электронном аукционе являются:

1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Аналогичные положения содержатся в пункте 10.5.3 Документации:

«Участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной пунктом 10.2 Документации, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия сведений, предусмотренных в пункте 10.2 Документации, требованиям документации».

В разделе III «Чистовая отделка помещения» ТЗ муниципальным заказчиком – Администрацией в столбце 1 Таблицы установлено требование по показателю 3 «Покрытие полов (без трещин и заломов)». Значение данного показателя в столбце 2 Таблицы представлено заказчиком в следующем виде – «Дерево и(или) древесно-плитные материалы с покрытием краской и(или) лаком и(или) цельный линолеум и(или) керамоплитка и(или) ламинат. Наличие плинтусов».

Исходя из требований Документации и положений Инструкции участник закупки при оформлении первой части заявки на участие в рассматриваемых торгах должен указать в произвольной форме одно или несколько из предложенных заказчиком конкретных значений данного показателя.

Участником закупки – ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» в первой части своей заявки указано значение данного показателя в следующем виде – «Дощатые полы (дерево), с покрытием краской и линолеум в прихожей, коридоре и кухне, наличие плинтусов во всей квартире».

Таким образом, в заявке участника закупки – ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» представлены значения, не соответствующие значениям показателя 3 «Покрытие полов (без трещин и заломов)» раздела III ТЗ установленным заказчиком.

Аналогичное нарушение допущено ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» при описании значения показателя 7 «Наличие установленного санитарно-технического оборудования (отсутствуют нарушения эмалевого покрытия, сколы и трещины)» раздела III ТЗ.

Так, заказчиком в столбце 2 Таблицы фактически установлены следующие варианты значений данного показателя («Наличие следующего установленного сантехнического оборудования»):

кухня – мойка со смесителем; ванная комната – ванна или душевая кабина, умывальник, смеситель; уборная – унитаз со смывным бачком

или:

кухня – мойка со смесителем; совмещенный санузел – ванна или душевая кабина, умывальник при его наличии в технической документации на квартиру, смеситель, унитаз со смывным бачком

(отсутствие нарушения эмалевого покрытия, сколов, трещин).

В первой части заявки ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» значение данного показателя представлено в следующем виде: «Наличие следующего установленного сантехнического оборудования: кухня – мойка со смесителем; совмещенный санузел – ванна, раковина, смеситель, унитаз со смывным бачком (отсутствуют нарушения эмалевого покрытия, сколов и трещин)».

В разделе III «Чистовая отделка помещения» ТЗ муниципальным заказчиком – Администрацией в столбце 1 Таблицы установлено требование по показателю 4 «Входная и межкомнатные двери и блоки (без повреждений)». Значение данного показателя в столбце 2 Таблицы представлено заказчиком в следующем виде – «Наличие входной и межкомнатных дверей и блоков».

Как было указано выше, в соответствии с Инструкцией при установлении заказчиком показателей, значения которых не могут изменяться, участник аукциона указывает значение, установленное заказчиком.

Участником закупки – ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» в первой части своей заявки указано значение данного показателя в следующем виде – «Деревянная входная дверь, межкомнатные двери из МДФ».

Таким образом, участником закупки – ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» при описании в заявке значения показателя 4 «Входная и межкомнатные двери и блоки (без повреждений)» раздела III ТЗ проигнорированы требования Инструкции, а именно, представлено значение не соответствующее установленному в ТЗ заказчиком (отсутствует указание на наличие дверных блоков).

Из вышеизложенного следует, что участник закупки с номером заявки 106283310 (ООО «ЛЕССТРОЙГРАД») в первой части своей заявки вопреки требованиям Инструкции по ряду показателей Товара фактически представил значения, несоответствующие требованиям муниципального заказчика – Администрации, что в соответствии с положениями пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и пунктом 10.5.3 Документации является основанием для отклонения заявки ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» от участия в торгах и признания его заявки несоответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе.

Следовательно, в действиях Аукционной комиссии содержится нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка оценки заявок, поступивших на участие в рассматриваемом электронном аукционе (заявки единственного участника закупки – ООО «ЛЕССТОЙГРАД»).

Как было указано выше, при осуществлении рассматриваемой закупки муниципальным заказчиком – Администрацией были допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, в частности, в неправомерном и необоснованном установлении требований к товару (жилому помещению), не соответствующих требованиям законодательства (Федерального закона № 159-ФЗ) и влекущих за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

Так, на территории муниципального образования – г. Великий Новгород, расположено 1922 жилых дома, не находящихся в многоквартирных домах. Также при мониторинге Интернет-ресурсов для размещения объявлений о товарах от частных лиц и компаний установлено, что на территории города имеются жилые дома, стоимость продажи которых ниже начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной Документацией.

На основании пунктов 1.3 и 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Управлением был проведён обзор состояния конкуренции при  осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  по результатам которого был установлено, что при проведении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  конкуренция отсутствовала.

Как уже отмечалось, на участие в данной закупке поступила заявки одного участника – ООО «ЛЕССТРОЙГРАД», в связи в чем данный аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе был признан несостоявшимся.

Таким образом, конкуренция при проведении указанных торгов не была обеспечена, борьба хозяйствующих субъектов за право заключения муниципальных контрактов не состоялась.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, при осуществлении вышеуказанной закупки в действиях Администрации, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, имеется нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе  создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукционной комиссией заявка единственного участника закупки – ООО «ЛЕССТОЙГРАД» была необоснованно признана соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе. Был нарушен порядок оценки заявки, поступившей на участие в рассматриваемом электронном аукционе, вследствие чего с ООО «ЛЕССТОЙГРАД» был неправомерно заключен муниципальный контракт по начальной (максимальной) цене, установленной в Документации, чем созданы для ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» преимущественные условия участия в торгах.

Администрацией представлены письменные пояснения по делу, из которых следует, что федеральным и областным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления приобретать жилые дома и квартиры. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Областного закона от 24.12.2013 № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Областной закон № 431-ОЗ) органы местного самоуправления наделены полномочиями по приобретению и (или) строительству, в том числе путём участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения. Областной закон № 431-ОЗ не содержит конкретные виды жилых помещений, которые орган местного самоуправления обязан приобретать или строить. При подготовке документации Администрация Великого Новгорода исходила из реалий рынка недвижимости на территории Великого Новгорода и типовой застройки. На рынке недвижимости отсутствуют благоустроенные жилые дома, удовлетворяющие характеристикам, указанным в приложении № 1 к документации «Техническое задание». Гражданским законодательством Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости. При переходе права собственности на жилой дом к покупателю переходит и право собственности на принадлежащий продавцу земельный участок, занятый таким домом и необходимый для его использования. Полномочия по приобретению земельных участков даже в ситуации, когда на подобном земельном участке расположено приобретаемое в рамках реализации полномочий жилое помещение, Областным законом № 431-ОЗ не передавались. Федеральным законом № 159-ФЗ мера социальной поддержки в виде предоставления земельных участков детям-сиротам и лицам из их числа не предусмотрена. Кроме того, Администрация Великого Новгорода полагает, что указанные ООО «ЛЕССТРОЙГРАД» в первой части заявки характеристики жилого помещения соответствуют Техническому заданию, а нарушение, допущенное Администрацией Великого Новгорода при проведении закупки, является малозначительным и не ограничивающим конкуренцию.

В ходе рассмотрения дела представитель Администрации <…..>  поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях Администрации Великого Новгорода и пояснил, что Администрация Великого Новгорода во исполнение переданных органами государственной власти полномочий обеспечивает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которые должны быть благоустроенными применительно к Великому Новгороду. При этом, стоимость, в пределах которой они могут приобрести жильё, ограничена денежными средствами, выделяемыми на указанную цель Новгородской областью. С учётом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоимость жилого помещения для одного человека не может превышать 1 300 000 рублей. В случае, если предложения превысили бы эту сумму, Администрации Великого Новгорода пришлось бы отказываться от таких предложений. Исходя из результатов запроса предложений за предыдущие годы, жилые дома, являющиеся благоустроенными, соответствующие требуемой площади и стоимости в пределах выделяемой суммы, ни разу не предлагались. Кроме того, органам местного самоуправления переданы только полномочия по приобретению жилых помещений для указанной категории граждан, а жилые дома продаются вместе с земельными участками, на которые у Администрации Великого Новгорода нет ни денежных средств, ни полномочий.

Однако, Комиссия полагает, что доводы Администрации Великого Новгорода не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Из содержания пунктов 1, 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ следует, что для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может приобретаться жилое помещение как в виде квартиры, так и в виде жилого дома. При этом, жилые дома, квартиры должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населённого пункта.

На основании Федерального закона № 159-ФЗ, в целях обеспечения и реализации на территории Новгородской области прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, а также оказания материальной поддержки лицам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принят Областной закон от 05.09.2014 № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями» (далее – Областной закон № 618-ОЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 11 Областного закона № 618-ОЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 статьи 11 настоящего областного закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

При этом, и Федеральным законом № 159-ФЗ, и Областным законом № 618-ОЗ в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, при оказании указанным выше категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, земельные участки им передавать не надо, поскольку в силу пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Областным законом № 431-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа Новгородской области (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке, установленном областным законодательством, благоустроенными жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 11 областного закона "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных лиц".

При этом, в силу статьи 2 Областного закона № 431-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.  

В соответствии с положениями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, в котором содержится вывод о наличии оснований для квалификации действий Администрации Великого Новгорода как нарушающих требования пункта 2 части 1 статьи 17 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Указанное заключение было направлено в адрес Администрации. Возражения на заключение от Администрации не поступали.

Таким образом, в результате рассмотрения дела факт допущенного Администрацией Великого Новгорода нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции нашёл подтверждение.

Письмом от 18.02.2021 № М22-1154-И Администрация Великого Новгорода направила в адрес Управления извещение о проведении в 2020 году электронного аукциона по приобретению жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и лиц из их числа, а также копии документации об аукционе в электронной форме, в которой устранены нарушения, выявленные комиссией Новгородского УФАС России.

Поскольку Администрацией Великого Новгорода выявленные нарушения устранены, Комиссия полагает возможным не выдавать Администрации Великого Новгорода предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.   

           На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия       

 

                                                    РЕШИЛА:     

 

       

  1. Признать Администрацию Великого Новгорода нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 и часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  1. Предписание Администрации Великого Новгорода не выдавать в связи с прекращением нарушения до окончания рассмотрения дела.

 

 

 

Председатель Комиссии -                                                                       <…..>

 

Члены Комиссии -                                                                                      <…..>                                                                                                                          

 

                                                                                                                <…..>                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трёх месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны