Постановление №МА/1956/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 053/04/9.21-256/2... от 8 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                         ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 053/04/9.21-256/2023

                               об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 07.06.2023                                       

В полном объеме изготовлено 08.06.2023                                        Великий Новгород

 

Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) Аванесян Мигель Вячеславович, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-256/2023, возбужденного в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3,  литера А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), 

   

                                            У С Т А Н О В И Л:

 

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) из прокуратуры Пестовского муниципального района поступили материалы проверки по обращениям граждан Пестовского муниципального района, Новгородской области о фактах отключений ПАО «Россети Северо-Запада» энергоснабжения жилых домов в ряде населенных пунктов на территории Пестовского муниципального района, Новгородской области в 2020-2022 годах (вх. от 20.01.2023 № 210 Управления) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества.

В ходе рассмотрения материалов проверки прокуратуры Пестовского муниципального района (далее - материалы проверки) установлено следующее.

В материалах проверки имеется письмо ПАО «Россети Северо-Запада» (исх. №МР2/6/18-00/17 от 21.11.2022 Общества) из которого следует, что за 2022 год прекращение энергоснабжения населенного пункта Карпелово, Пестовского муниципального района, Новгородской области суммарно составило 75 часов 50 минут.

В материалах проверки отсутствуют какие-либо подтверждающие документы о согласовании ПАО «Россети Северо-Запад» превышения максимального размера числа отключений электрической энергии в год (не более 72 часов), в том числе, суточного (24 часов подряд), для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись с ГРН № 2217802975245, которой наименование Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» изменено на Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», сокращенное наименование изменено на ПАО «Россети Северо-Запад».                                                                              Также вышеуказанной записью от 23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесены сведения о филиале ПАО «Россети Северо-Запад», местом нахождения которого является Новгородская область, наименование филиала – Новгородский филиал ПАО «Россети Северо-Запад».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО «Россети Северо-Запада» является субъектом естественной монополии.

Общество как сетевая организация несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках  установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, в том числе за превышение допустимого числа часов отключений в год. 

Согласно абзацу 1 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Согласно абзацу 7 пункта 31(6) Правил № 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, Правилами № 861 предусмотрены обязательства сетевой организации по обеспечению надежности энергоснабжения потребителей при этом количество часов отключения для заявителей третьей категории не могут быть более, чем 72 часа в год.

Энергоснабжение потребителей (граждан) населенного пункта Карпелово, Пестовского муниципального района, Новгородской области обеспечивается Обществом по третьей категории надежности электроснабжения.

Управлением у Общества были затребованы документы, в частности: сведения о фактах отключений энергоснабжения потребителей (граждан) населенного пункта Карпелово, Пестовского муниципального района, Новгородской области с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно; копии страниц оперативного журнала оперативно-диспетчерской группы Пестовского участка Мошенского района электрических сетей; сведения о датах и времени отключений энергоснабжения и о количестве часов прекращения подачи электрической энергии в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно зафиксированные по профилям приборов учета электрической энергии, а также по журналу СДК (системы дистанционного контроля) в виде таблицы «Итоговая сводка по электроэнергии за 2022 год; копии подтверждающих документов о согласовании ПАО «Россети Северо-Запад» превышения максимального размера числа отключений электрической энергии в год (не более 72 часов), в том числе, суточного (24 часов подряд), для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

ПАО «Россети Северо-Запада» представило в Управление письменные пояснения (исх. №МР2/6/05-01-12/1111 от 03.03.2023 Общества) с приложением  сведений по каждому факту отключения энергоснабжения потребителей (граждан) населенного пункта Карпелово, Пестовского муниципального района, Новгородской области в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно в виде заполненной таблицы, копии страниц оперативного журнала оперативно-диспетчерской группы Пестовского участка Мошенского района электрических сетей, выгрузку отключений из электронного журнала отключений объектов электросетевого хозяйства ПК «Аварийность».

В письменных пояснениях Общества указало, что превышение 72 часов отключений электрической энергии в 2022 году населенного пункта Карпелово, Пестовского муниципального района, Новгородской области произошло с 10 часов 50 минут 14 ноября 2022 год, а суммарное количество часов отключений за 2022 год составило 75 часов 50 минут, что подтверждается сведениями, содержащимися в электронном журнале отключений объектов электросетевого хозяйства ПК «Аварийность» ПАО «Россети Северо-Запада»

Между ООО «ТНС энерго Великий Новгород» и ПАО «МРСК Северо-Запада» (в настоящее время - ПАО «Россети Северо-Запада») заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №32 от 30.01.2014 в том числе в интересах потребителей (граждан) проживающих в населенном пункте Карпелово, Пестовского муниципального района, Новгородской области.

Проанализировав представленные Обществом сведения о количестве часов прекращения подачи электрической энергии Управлением установлено, что Обществом было допущено превышение допустимого суммарного числа часов (не более 72 часов) отключений электрической энергии в течение календарного 2022 года потребителей (граждан) населенного пункта Карпелово, Пестовского муниципального района, Новгородской области, которое составило более 72 часов.

Согласно сведениям подтвержденных документарными доказательствами Общества норматив допустимого суммарного числа часов отключений электроснабжения в год (не более 72 часов) потребителей (граждан) населенного пункта Карпелово, Пестовского муниципального района, Новгородской области, передача электроэнергии в интересах которых является предметом договора оказания услуг по передаче электрической энергии №32 от 30.01.2014 был превышен сетевой организацией 14.11.2022.

В письменных пояснениях Общество указало, что поскольку разовые аварийные отключения электроэнергии потребителей не превышали регламентированных норм (24 часа подряд), установленных пунктом 31(6) Правил № 861 согласование с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору Обществом не производилось.

При этом, Общество не пояснило почему не производилось согласование с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору дальнейшее превышение регламентированных норм, установленных пунктом 31(6) Правил № 861 (не более 72 часов в год) то есть после 14.11.2022 и до истечения 2022 года.

В ходе рассмотрения заявления Управлением были установлены признаки нарушения пункта 31(6) Правил в действиях ПАО «Россети Северо-Запад».

Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ); сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ранее ПАО «МРСК Северо-Запада» привлекалось к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП.

Учитывая, что ПАО «Россети Северо-Запад» на дату совершения административного правонарушения являлось привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Новгородского УФАС России по делу № 053/04/9.21-461/2022, исполненное 21.10.2022), деяние Общества является нарушением части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 9.21  КоАП РФ нарушение  субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям (повторное) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

По факту совершения ПАО «Россети Северо-Запад» действий, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Управления Паньковым С.Е. 26.05.2023 был составлен протокол                     № 053/04/9.21-256/2023 об административном правонарушении.

О месте и времени составления протокола об административном правонарушении ПАО «Россети Северо-Запад» было уведомлено надлежащим образом.

На составлении протокола № 053/04/9.21-256/2023 об административном правонарушении присутствовала представитель ПАО «Россети Северо-Запад» <М…> по доверенности № 71-23 от 20.04.2023.                                     Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-256/2023 от 26.05.2023 данное дело было назначено рассмотрением на 07.06.2023.

Рассмотрение настоящего дела осуществлено в присутствии представителя Общества <М…> (далее – Представитель сетевой организации).

При рассмотрении настоящего дела Представитель сетевой организации не оспаривал факта нарушения пункта 31(6) Правил, указал, что Общество осознает негативный характер допущенного правонарушения.

Одновременно Представитель сетевой организации ходатайствовал о применении к Обществу при вынесении административного наказания положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в связи с тяжелым финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Время и место совершения административного правонарушения – 14.11.2022, Новгородская область.

Вина Сетевой организации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность не нарушать Правила, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.

Срок привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения и на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Сетевой организации в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП, не установлено.

            При назначении административного наказания, должностное лицо, рассматривающее дело, исходит из следующего.

            Как следует из ранее представленных в Управление ПАО «Россети Северо-Запада» документов, а именно решения Новгородского областного суда по делу № 03а-25/2021, которым удовлетворены требования ПАО «Россети Северо-Запад» к Комитету по тарифной политике Новгородской области, в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» была неверна определена необходимая валовая выручка Общества, имеющая значение при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

            Сумма расходов, не учтенных Комитетом в НВВ Общества на 2021 год составила 208 732, 05 тыс. руб.

Согласно показателям раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащем на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» убыток Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» за 2022 год составил 556 523 тыс. руб.

Согласно пункту 3.2 статьи 4.1 КоАП, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также с учетом поступившего ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о снижении штрафа и принимая во внимание величину минимальной санкции по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, составляющую 600 тысяч рублей, имеются основания для применения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.          

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                            П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16 Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Применить к Публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей 00 копеек.

3. Сумму штрафа Публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)

Счет: 03100643000000015000

Банк: ОТДЕЛЕНИЕ НОВГОРОД БАНКА РОССИИ// УФК ПО НОВОГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ г. Великий Новгород

БИК: 014959900

Кор. счет: 40102810145370000042

ОКТМО: 49701000

Код БК: 16111601091010021140

(Штрафы за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

 УИН 16100500000001684525 *

*При оплате штрафа обязательно указывать номер УИН

 

 

Заместитель руководителя-начальник

отдела антимонопольного контроля

Управления                                                                                                 М.В. Аванесян

 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны