Решение №2415/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/67-190/2019 по результатам рассмотрения жа... от 28 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика» и его аукционной комиссии

 

ул. Революции, д. 35,

г. Малая Вишера, Маловишерский район,

Новгородская область, 174260

 

 

Оператору электронной площадки -

                                                                      ЗАО «Сбербанк-АСТ» 

 

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,

                                                                      г. Москва, 119435

                                                                      e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Строй-Капитал»

 

наб. А. Невского, д. 23/1, оф. 50,

Великий Новгород, 173000

 

 

Победителю аукциона

(единственному участнику) -

ООО «ВИШЕРСТРОЙ»

 

ул. Урицкого, д. 120а,

г. Малая Вишера, Маловишерский район,

Новгородская область, 174260

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/67-190/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

23 мая 2019 года                                                                                         Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» - … (доверенность № … от …), также являющейся членом аукционной комиссии заказчика;

- подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Строй-Капитал» - … (доверенность № .. от …) и … (доверенность № .. от …);

- победитель аукциона – Общество с ограниченной ответственностью «ВИШЕРСТРОЙ» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Урицкого, д. 120а; далее – ООО «ВИШЕРСТРОЙ») – надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Строй-Капитал» (173000, Великий Новгород, наб. А. Невского, д. 23/1, оф. 50; далее – ООО «Строй-Капитал») на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35; далее – МКУ «Служба заказчика») при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги «Комель-Большое Кленов» на участке 1 км+200 м (от поворота на Поозерье) до 2 км 750 м (до границ населенного пункта Радомье) в Маловишерском районе Новгородской области, извещение № 0350300006919000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.04.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.05.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Строй-Капитал» на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги «Комель-Большое Кленов» на участке 1 км+200 м (от поворота на Поозерье) до 2 км 750 м (до границ населенного пункта Радомье) в Маловишерском районе Новгородской области, извещение № 0350300006919000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.04.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

ООО «Строй-Капитал» была подана заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе (идентификационный номер заявки - 30).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 14.05.2019 (далее – Протокол) участнику закупки с идентификационным номером заявки 30 было отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:

«- № 10. Столбики сигнальные дорожные соответствуют требованиям ГОСТ Р 50970-2011. Поперечное сечение столбика. Отказ в допуске в соответствии с пп. 2 п. 10.4.2 документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (Приложение №4 к документации об аукционе в электронной форме), а именно – значение показателя не соответствует инструкции по заполнению первой части заявки (Приложение №4 к документации об аукционе в электронной форме). В соответствии с инструкцией участник должен указать одно из конкретных значений показателя, установленных настоящей документацией. Фраза «обеспечивающий прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки» относится к альтернативному значению;

- № 14. Щебень соответствует требованиям ГОСТ 8267-93. Гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий 40 мм, % по массе. Отказ в допуске в соответствии с пп. 2 п. 10.4.2 документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (Приложение №4 к документации об аукционе в электронной форме), а именно – значение показателя не соответствует инструкции по заполнению первой части заявки (Приложение №4 к документации об аукционе в электронной форме). В соответствии с инструкцией участник должен указать конкретный диапазон значений показателя, превышающий нижнюю границу и менее верхней границы диапазона значений, установленного настоящей документацией, для которых установлен максимальный диапазон значений» (в документации об аукционе установлены следующие требования к значению данного показателя: не должен быть шире диапазона от 90 до 100; участник указал следующее значение: нижняя граница диапазона 90, верхняя граница диапазона 100)».

ООО «Строй-Капитал» не согласно с данным решением аукционной комиссии муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика».

Фраза «Обеспечивающий прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки» не относится к альтернативным значениям показателя «Поперечное сечение столбика».

Кроме того, данная формулировка содержится в ГОСТ Р 50970-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения».

В отношении товара «Щебень соответствует требованиям ГОСТ 8267-93» податель Жалобы считает, что участников закупки вводят в заблуждение, используя в одном предложении словосочетания «не должен быть шире» и «от …до».

При этом, в соответствии с ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» показатель «Гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий 40 мм, % по массе» определяется диапазоном значений, который включает в себя значения 90 (нижняя граница диапазона») и 100 (верхняя граница диапазона).

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать муниципальному заказчику и его аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представители ООО «Строй-Капитал» поддержали доводы Жалобы в полном объеме, а также устно дополнили Жалобу следующим доводом.

В документации об аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 15.05.2019, заявка ООО «ВИШЕРСТРОЙ» была признана соответствующей требованиям документации об аукционе.

Однако, по мнению подателя Жалобы, ООО «ВИШЕРСТРОЙ» не обладает опытом исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, в связи с чем, заявка данного участника должна была быть признана несоответствующей требованиям документации об аукционе.

Следует отметить, что доводы Жалобы о нарушениях, допущенных муниципальным заказчиком при определении содержания документации об аукционе, не могут быть предметом рассмотрения Комиссии Новгородского УФАС России в ходе разбирательства по Жалобе, по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе для подачи жалобы на положения документации об аукционе.

Вместе с тем, одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона. Таким образом, в случае, если в действиях муниципального заказчика по определению содержания документации об аукционе в ходе проведения внеплановой проверки будут выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.

Муниципальный заказчик - МКУ «Служба заказчика» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 3506 от 22.05.2019 Новгородского УФАС России).

В Приложении № 4 к документации об аукционе (далее – Приложение № 4) установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки.

В отношении товара «Столбики сигнальные дорожные должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50970-2011» (позиция № 10 Приложения № 4) установлен, помимо прочих, показатель «Поперечное сечение столбика» со следующими требованиями к его значению: «Треугольник с закругленными углами или конфигурация в рамках заданного габарита поперечного сечения, обеспечивающую прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки».

В соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, участники закупки должны были указать в первых частях своих заявок на участие в аукционе одно из вышеуказанных значений.

В первой части заявки подателя Жалобы указано следующее значение данного показателя: «треугольник с закругленными углами, обеспечивающий прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки». Фраза «обеспечивающий прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки» относится к альтернативному значению, а именно, к случаю использования другой конфигурации поперечного сечения столбика.

В отношении товара «Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93» (позиция № 14 Приложения № 4) установлен, в том числе, показатель «Гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий 40 мм, % по массе» со следующими требованиями к его значению: «не должен быть шире диапазона от 90 до 100».

В соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, в данном случае участники должны были указать конкретный диапазон значений показателя, превышающий нижнюю границу и менее верхней границы.

Однако, в первой части заявки подателя Жалобы указано следующее значение: «Нижняя граница диапазона 90, верхняя граница диапазона 100».

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика», также являющаяся членом аукционной комиссии заказчика, устно поддержала доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле - мае 2019 года муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги «Комель-Большое Кленов» на участке 1 км+200 м (от поворота на Поозерье) до 2 км 750 м (до границ населенного пункта Радомье) в Маловишерском районе Новгородской области, извещение № 0350300006919000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.04.2019 (начальная (максимальная) цена контракта – 13 109 760, 00 рублей).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона в последней редакции (далее – Документация) утверждена начальником ПТО МКУ «Служба заказчика» ... 22.04.2019.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги «Комель-Большое Кленов» на участке 1 км+200 м (от поворота на Поозерье) до 2 км 750 м (до границ населенного пункта Радомье) в Маловишерском районе Новгородской области.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» установлены в аналогичном виде, а также указано, что требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки и инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее – Инструкция) содержатся в Приложении № 4.

Как отмечалось выше, в отношении товара «Столбики сигнальные дорожные должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50970-2011» (позиция № 10 Приложения № 4) установлен показатель «Поперечное сечение столбика» со следующими требованиями к значению данного показателя: «Треугольник с закругленными углами или конфигурация в рамках заданного габарита поперечного сечения, обеспечивающую прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки».

Согласно Инструкции, при использовании союза «или» участники закупки в первых частях своих заявок на участие в аукционе должны указать «одно из конкретных значений показателя, установленных настоящей документацией (например, использовано слово: «… или … »)».

Таким образом, в первых частях своих заявок участники должны были указать одно из двух возможных значений показателя «Поперечное сечение столбика», установленных в Приложении № 4:

- «Треугольник с закругленными углами»;

- «Конфигурация в рамках заданного габарита поперечного сечения, обеспечивающую прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки».

ООО «Строй-Капитал» в первой части заявки на участие в аукционе указало следующее значение показателя «Поперечное сечение столбика»: «Треугольник с закругленными углами, обеспечивающий прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки».

Таким образом, ООО «Строй-Капитал» в первой части заявки на участие в аукционе было указано значение показателя «Поперечное сечение столбика», несоответствующее требованиям Документации (Приложения № 4 и Инструкции), указанное подателем Жалобы значение вышеуказанного показателя Приложением № 4 не предусмотрено.

Ссылка подателя Жалобы на ГОСТ Р 50970-2011 является несостоятельной.

В соответствии с пунктом 5.1.8 ГОСТ Р 50970-2011 поперечное сечение столбиков может представлять собой прямоугольник, треугольник с закругленными углами, круг, кольцо или его часть, а также иметь другую конфигурацию в рамках заданного габарита поперечного сечения, обеспечивающую прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки.

Фраза «обеспечивающую прочность конструкции и возможность нанесения на корпус столбика вертикальной разметки» относится именно к фразе «другой конфигурации в рамках заданного габарита поперечного сечения» и не коим образом не соотносится с фразой «поперечное сечение столбиков может представлять собой прямоугольник, треугольник с закругленными углами, круг, кольцо или его часть».

В отношении товара «Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93» (позиция № 14 Приложения № 4) установлен, в том числе, показатель «Гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий 40 мм, % по массе» и требования к его значению: «не должен быть шире диапазона от 90 до 100».

Согласно Инструкции, при использовании данного оборота участники закупки в первых частях своих заявок на участие в аукционе должны указать «конкретный диапазон значений показателя, превышающий нижнюю границу и менее верхней границы диапазона значений, установленного настоящей документацией, для которых установлен максимальный диапазон значений (например, использованы слова: «не должен быть шире диапазона от … до …»).

Таким образом, от участников закупки требовалось указать диапазон значений данного показателя, превышающий нижнюю границу такого диапазона и менее верхней границы диапазона, установленные в Приложении № 4 (то есть превышающий 90 (нижняя граница) и менее 100 (верхняя граница) соответственно).

В первой части заявки ООО «Строй-Капитал» указано следующее значение данного показателя: «Нижняя граница диапазона 90, верхняя граница диапазона 100», тогда как в соответствии с вышеуказанными положениями Инструкции указание крайних значений, указанных в Приложении № 4, не допускается.

Следовательно, в отношении значения данного показателя ООО «Строй-Капитал» в первой части заявки на участие в аукционе также была представлена информация, несоответствующая требованиям Документации (Приложению № 4 и Инструкции).

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

К полномочиям аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок Законом о контрактной системе отнесены проверка первых частей заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, и принятие решений о допуске или об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.

Аукционной комиссии вменено в обязанность отстранить от участия в закупке участника, допустившего несоответствие своей заявки Документации.

Первая часть заявки ООО «Строй-Капитал» на участие в рассматриваемо аукционе не соответствовала требованиям Документации, в частности, Приложения № 4 и Инструкции.

Таким образом, принятое аукционной комиссией муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» решение об отказе в допуске подателя Жалобы – ООО «Строй-Капитал» к участию в аукционе, является правомерным.

Следовательно, Жалоба в данной части является необоснованной.

2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 99 от 4 февраля 2015 г. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

В составе второй части заявки ООО «ВИШЕРСТРОЙ» на участие в рассматриваемой аукционе в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением № 99, был представлен Договор на выполнение работ по капитальному ремонту № 23 от 03.07.2017, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «РОССТРОЙ» и ООО «ВИШЕРСТРОЙ». Сумма данного договора – 7 033 433, 00 рублей. Также, представлены справки выполненных работ № 1 от 17.07.2017, № 2 31.07.2017, № 3 от 22.08.2017, № 4 от15.09.2017 по форме КС-3, свидетельствующие о выполнении ООО «ВИШЕРСТРОЙ» работ по данному договору на сумму 7 033 428, 00 рублей, что составляет более 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта рассматриваемого аукциона.

Таким образом, ООО «ВИШЕРСТРОЙ» были исполнены требования Постановления № 99.

Следовательно, Жалоба является необоснованной полностью.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом, в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Приложении № 4 указаны, помимо прочих, следующие товары: «Бетон должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015» (позиция № 7), «Бетон должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015» (позиция № 11).

При этом, в отношении каждого из вышеуказанных товаров установлен показатель «Истинная плотность зерен мелких заполнителей, кг/м3» со следующими требованиями к его значению: «в диапазоне значений от 2000 до 2800» (позиция № 7 Приложения № 4) и «не шире диапазона значений от 2000 до 2800» (позиция № 11 Приложения № 4).

Согласно Инструкции, участники закупки в первых частях своих заявок на участие в аукционе должны указать:

- «конкретное значение показателя, превышающее нижнюю границу значения и менее верхней границы значения, установленного настоящей документацией (например, использованы слова: «в диапазоне свыше… до…», «в диапазоне более … до …», «должен быть в диапазоне более … до …», «свыше … до…», «более … до …», «от … до …», «должен быть от… до…»), исключением являются случаи с использованием словосочетания «в диапазоне значений от … до …» (указывается конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара, превышающее нижнюю границу и менее верхней границы диапазона значений, установленного настоящей документацией);

- «конкретный диапазон значений показателя, превышающий нижнюю границу и менее верхней границы диапазона значений, установленного настоящей документацией, для которых установлен максимальный диапазон значений (например, использованы слова: «не должен быть шире диапазона значений свыше … до …», «не должен быть шире диапазона свыше … до …», «уже диапазона значений более … менее …», «должен быть уже диапазона … - …», «не более диапазона значений от … до …», «не должен быть шире диапазона значений от … до …», «не должен быть шире диапазона от … до …», «не шире диапазона значений от … до …»), исключением являются случаи с использованием словосочетания «не шире диапазона значений более … до …» (указывается конкретное не интервальное значение показателя (характеристики) товара, превышающее нижнюю границу значения и менее верхней границы значения, установленного настоящей документацией)».

Таким образом, по данным показателям от участников закупки требовалось указать диапазон их значений, превышающий нижнюю границу такого диапазона, но менее верхней  (то есть более 2000 и менее 2800 соответственно).

Однако, согласно пункту 4.7.2 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» В качестве мелкого заполнителя для бетонов применяют природный песок по ГОСТ 8736, песок из отсевов дробления горных пород по ГОСТ 31424, их смеси, песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии по ГОСТ 5578, а также мелкозернистые золошлаковые смеси по ГОСТ 25592. Истинная плотность мелкого заполнителя должна быть в пределах от 2000 до 2800 кг/м3 включительно.

Следовательно, предусмотренные заказчиком нижняя и верхняя границы вышеуказанных показателей являются нестандартными, какое-либо обоснование использования таких показателей в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в Документации не приведено.

Согласно дополнительным письменным пояснениям МКУ «Служба заказчика» (вх. № 3563 от 23.05.2019 Новгородского УФАС России), согласно ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» настоящий стандарт распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см.

Учитывая взаимосвязь истинной плотности и пористости материала, для получения бетона с наилучшими свойствами необходимо использование природного песка в качестве мелкого заполнителя. При установлении заказчиком требований к значениям вышеуказанных показателей заказчик, в том числе, ориентировался на ГОСТ 8736-2014.

Однако, как отмечалось выше, какого-либо обоснования установления требований к значениям данных показателей Документация не содержит.

Необходимость обоснования заказчиком в документации о закупке нестандартных показателей товаров, используемых при выполнении работ, подтверждается также судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2018 по делу № А56-23902/2017).

Кроме того, требования к данным показателям не позволяют предложить к поставке товар с наилучшими характеристиками, а именно, указать верхнюю границу диапазона (2800 кг/м3), предусмотренную государственным стандартом.

При этом, заказчик при установлении таких требований к значениям двух вышеуказанных показателей осознавал, что устанавливает их не в соответствии с государственным стандартом, что подтверждается следующим.

По позиции № 15 «Бетон должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015» Приложения № 4 также установлен показатель «Истинная плотность зерен мелких заполнителей, кг/м3» со следующими требованиями к его значению: «не шире диапазона значений 2000 – 2800».

 Согласно Инструкции, участники закупки в первых частях своих заявок на участие в аукционе должны указать «конкретный диапазон значений показателя, равный или меньший диапазона значений, установленного настоящей документацией, для которых установлен максимальный диапазон значений (например, использованы слова и знаки: «максимальный диапазон», «диапазон не более», «диапазон не шире», «не должен быть шире диапазона значений», «не должен быть шире диапазона … - …», «не должен быть шире диапазона значений … - …», «не шире диапазона значений … - …»).

То есть, в данном случае, требования к значению данного показателя включают нижнюю и верхнюю границы диапазона, то есть соответствуют ГОСТ 26633-2015.

При этом, никаких объективных предпосылок и целесообразности в изменении порядка изложения требований к значению одного и того же показателя одного и того же товара тремя разными способами по трем разным позициям Приложения № 4 у заказчика не имелось.

Учитывая изложенное, положения Инструкции являются внутренне противоречивыми, неоднозначными, допускают двусмысленность в их толковании, чем вводят участников закупки в заблуждение при подготовке ими первых частей заявок на участие в рассматриваемом аукционе, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции при проведении торгов и затруднению понимания аукционной комиссией действительных требований к указанию в первых частях заявок участников таких показателей.

Аналогичное противоречие допущено муниципальным заказчиком - МКУ «Служба заказчика» в отношении товаров «Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93» (позиция № 9 Приложения № 4) и «Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93» (позиция № 14 Приложения № 4).

В отношении данных товаров установлен один и тот же показатель: «Потеря массы при испытании щебня при сжатии (раздавливании) в цилиндре, %».

При этом, по позиции № 9 Приложения № 4 установлено следующее требование к значению данного показателя: «не должна быть шире диапазона значений 0 – 34», а по позиции № 14 Приложения № 4 – «не должна быть шире диапазона значений от 0 до 34».

То есть, по позиции № 9 Приложения № 4, в соответствии с Инструкцией, значения данного показателя включают в себя крайние значения, предусмотренные по данной позиции (0 и 34 соответственно), а по позиции № 14 Приложения № 14 крайние значения невозможны к указанию участниками в первых частях их заявок.

Кроме того, согласно ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» данный показатель включает в себя указанные нижнюю и верхнюю границы диапазона (0 и 34),  то есть, по позиции № 14 Приложения № 4 вновь использован нестандартный показатель без какого-либо обоснования.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в Документации обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 8267-93), а также в установлении Инструкции по заполнению заявок, вводящей в заблуждение участников закупки относительно установленных требований к товарам (материалам), подлежащим использованию при выполнении работ.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки указано в техническом задании (приложение № 1 к Документации; далее – Техническое задание).

Техническое задание также является обязательным приложением к заключаемому по итогам рассматриваемой закупки муниципальному контракту.

В частности, в Техническом задании содержится перечень нормативно-технической документации, в соответствии с которой необходимо выполняться работы, являющиеся объектом закупки.

В частности, среди прочих перечисленных в Техническом задании нормативно-технических документов указаны: ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», ГОСТ Р 12.1.019-2009 «Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты», ОДН (Отраслевые дорожные нормы) 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог».

Однако, данные государственные стандарты и нормативно-технические документы не могли использоваться муниципальным заказчиком - МКУ «Служба заказчика» при установлении требований о соответствии выполняемых работ данным стандартам.

ГОСТ 12.0.003-74 утратил силу с 01.03.2017 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 09.06.2016 № 602-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта», взамен введен в действие ГОСТ 12.0.003-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».

ГОСТ Р 12.1.019-2009 утратил силу с 01.01.2019 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 07.11.2018 № 941-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта», взамен введен в действие ГОСТ 12.1.019-2017 «Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты».

ОДН 218.0.006-2002 утратил силу в связи с изданием Распоряжения Росавтодора от 04.07.2018 № 2481-р «О применении и публикации ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог».

ОДМ (Отраслевой дорожный методический документ) 218.4.039-2018 вступил в силу с 04.07.2018.

В пункте 5 ОДМ 218.4.039-2018 указано, что данный документ принят взамен ОДН 218.0.006-2002.

Таким образом, ОДН 218.0.006-2002 утратил силу с 04.07.2018.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требования о выполнении работ, являющихся объектом закупки, в соответствии с недействующим государственным стандартами (ГОСТ 12.0.003-74, ГОСТ Р 12.1.019-2009), а также недействующим нормативно-техническом документом (ОДН 218.0.006-2002).

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Каких-либо исключений относительно возможности установления заказчиками в документациях об электронных аукционах  с вышеуказанным предметом контракта требований о наличии у участников закупки производственных мощностей и технологического оборудования на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Закон о контрактной системе не предусматривает.

В Техническом задании также содержится ведомость объемов работ.

Как отмечалось выше, Техническое задание также является приложением к заключаемому по итогам рассматриваемой закупки муниципальному контракту.

В свою очередь, Техническое задание содержит указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- расчистка площадей от кустарника средней густоты корчевателями-собирателями на тракторе 79кВт (108 л.с.);

- снятие растительного грунта I группы бульдозером 130 л.с.;

- разработка грунта I группы бульдозером 130 л.с. и т.д.

Согласно письменным пояснения МКУ «Служба заказчика» (вх. № 3532 от 23.05.2019 Новгородского УФАС России) в пункте 3.2 Документации указано, что все содержащиеся в спецификациях и ведомостях объемов работ проектной документации (Приложения к документации) требования к мощностям, техническим характеристикам техники, используемой при выполнении работ подразумевает возможность использование техники с иными характеристиками, определяемыми подрядчиком самостоятельно в ходе выполнения работ.

Однако, данный довод муниципального заказчика - МКУ «Служба заказчика» является несостоятельным, поскольку в Проекте муниципального контракта (Приложение № 3 к Документации; далее – Проект муниципального контракта), а также в Приложениях к нему (в том числе в самом Техническом задании), данное условие не отражено.

Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Таким образом, при направлении МКУ «Служба заказчика» проекта контракта на подписание победителю аукциона, включение в данный проект вышеуказанного условия Законом о контрактной системе не предусмотрено. При этом, обязательным приложением к направленному победителю на подписание проекта контракта будет являться Техническое задание, которое, как отмечалось выше, содержит указание на необходимость использования при выполнении работ техники с заранее определенными характеристиками.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, поскольку включение в Техническое задание оборудования с указанием вышеуказанных характеристик ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику функционально способную выполнять работы, заявленные в Документации, но при этом обладающую иными характеристиками.

4. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункты 10, 10.1 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту и содержанию объекта капитального строительства – автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

В Документации (в частности, в Ведомости объемов работ) перечислены работы, которые являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В свою очередь, муниципальный заказчик – МКУ «Служба заказчика» должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников - выписку из реестра членов СРО.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» в пункте 9.3.1 Документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам аукциона: «Участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи  55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ)».

Данное требование к участникам закупки правомерно установлено муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» в Документации в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ.

В подпункте 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом, муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» не было учтено, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Муниципальный заказчик – МКУ «Служба заказчика» в письменных пояснениях (вх. № 3532 от 23.05.2019 Новгородского УФАС России) указал, что данное требование к сроку выдачи выписки из реестра членов СРО было установлено в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ.

Однако, ни ГрК РФ, ни Закон о контрактной системе не устанавливают требования о том, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок. Часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ устанавливает срок действия выписки (один месяц) с момента ее выдачи саморегулируемой организацией.

Как отмечалось выше, данное требование к сроку выдачи выписки из реестра членов СРО (не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе) действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено и установлено муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Данный вывод Комиссии Новгородского УФАС России подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2018 № Ф05-17376/2018 по делу № А40-15713/2018; Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 16.04.2018 по делу № А40-8854/18).

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика»  содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам рассматриваемой закупки, не предусмотренного законодательством о контрактной системе (о предоставлении участниками аукциона в составе вторых частей заявок на участие в нем копии выписки из реестра членов СРО со сроком ее выдачи, не предусмотренном Законом о контрактной системе (не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе)).

5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 37 Закона о контрактной системе устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов.

Из положений статьи 37 Закона о контрактной системе следует, что в зависимости от установленного заказчиком размера начальной (максимальной) цены контракта (более чем пятнадцать миллионов рублей или пятнадцать миллионов рублей и менее) предусмотрен различный порядок предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения в случае предложения таким участником закупки цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Как следует из части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Как было указано выше, начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 109 760, 00 рублей, то есть не превышает пятнадцать миллионов рублей.

Антидемпинговые меры, подлежащие применению при осуществлении рассматриваемой закупки в случае предложения участником закупки, с которым заключается контракт, цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» установлены и перечислены в разделе 15 Документации.

Однако, в пункте 15.1 Документации указано, что если при проведении аукциона в электронной форме участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 14.1 документации об электронном аукционе, в сумме 983 232, 00 рублей (Девятьсот восемьдесят три тысячи двести тридцать два рубля 00 копеек), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

При этом, в данном пункте Документации не предусмотрено, что в случае, если при проведении аукциона участником предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, победитель аукциона вместо предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 14.1 Документации, вправе представить информацию, подтверждающую его добросовестность.

В пунктах 15.2 и 15.3 Документации отражено, что понимается под информацией, подтверждающей добросовестность участника, а также порядок направления такой информации.

Однако, данные пункты никак не соотносятся с пунктом 15.1  Документации в части возможности предоставления такой информации, в Проекте государственного контракта также не указана возможность предоставления победителем аукциона в случае наступления антидемпинговых мер информации, подтверждающей его добросовестность вместо предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в Документации. Фактически, в случае наступления антидемпинговых мер, победитель аукциона будет обязан представить исключительно обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер такого обеспечения, предусмотренный пунктом 14.1 Документации.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения части 2 статьи 37, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации порядка предоставления обеспечения исполнения контракта в случае наступления антидемпинговых мер (не предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки).

Вышеуказанные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» являются существенными, имеют признаки ограничения конкуренции, привели к нарушению правил описания объекта закупки, установлению неоднозначной и противоречивой Инструкции, вводят в заблуждение участников закупки при формировании ими первых частей заявок на участие в рассматриваемом аукционе, что привело к признанию данного аукциона несостоявшимся, а также не позволяют заключить контракт на условиях действующего законодательства, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

Установленные в действиях муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьями 8, 31, 33, 34, 37, 64, 66, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Строй-Капитал» (173000, Великий Новгород, наб. А. Невского, д. 23/1, оф. 50) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги «Комель-Большое Кленов» на участке 1 км+200 м (от поворота на Поозерье) до 2 км 750 м (до границ населенного пункта Радомье) в Маловишерском районе Новгородской области, извещение № 0350300006919000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.04.2019, необоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33,  части 3 статьи 33, части 2 статьи 37, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика».

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                 А.Т. Иванов                       

                                                                               

                                                                                                                          М.Е. Фомин

            

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны