Решение №5102/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-495/2019 по результатам рассмотрения жал... от 5 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГУ – НРО ФСС Российской Федерации и его аукционной комиссии

 

ул. Псковская, д. 15,

Великий Новгород, 173009

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

пр-кт 60-я Октября, д. 9,

г. Москва, 117312

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки -

ООО «Согласие»

 

ул. Уточкина, д. 3, корп. 2, лит. А, оф. 6,

г. Санкт - Петербург, 197349

 

 

 

Исходящие № 5102/03 от 05.11.19

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-495/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

30 октября 2019 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – «…» (доверенность № 35 от 28.11.2019);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью ««Согласие»» – «…»;

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Согласие» (197349, г. Санкт - Петербург, 5 ул. Уточкина, д. 3, корп. 2, лит. А, оф. 6; далее – ООО «Согласие») на действия государственного заказчика - Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения, извещение № 0250100000319000152 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru) 11.10.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления закупки (определения поставщика). 

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.10.2019  в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Согласие» на действия государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации  при осуществлении закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения, извещение № 0250100000319000152  о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.10.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы (исх. № 7 от 18.10.2019) и дополнения к ней (исх. № 9 от 30.10.2019) сводятся к следующему.

Предметом рассматриваемого  аукциона является поставка инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения.

Так согласно части III документации об электронном аукционе (далее – Документация, Техническое задание) в рамках рассматриваемой закупки к поставке подлежит следующий товар: калоприемники; пластины калоприемника; мешок с выпуском в комплекте с зажимом для выпускного отверстия; паста в тубе; защитный крем; очиститель для кожи; нейтрализатор запаха во флаконе; мешок ножной дневной; мешок прикроватный ночной; катетеры; уроприемники и т.д.

По мнению подателя Жалобы, объединение в один предмет закупки (один лот) товаров разных товарных групп  и разных товарных рынков приводит к нарушению законодательства о контрактной системе, и к значительному ограничению конкуренции.

Кроме того, Постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – КТРУ, Постановление № 145) установлены правила использования каталога товаров, работ, услуг, согласно которым заказчики обязаны при планировании и проведении закупок применять КТРУ.

По мнению подателя Жалобы, при осуществлении рассматриваемой закупки государственный заказчик в Документации был обязан указать коды позиций КТРУ.

Однако по позициям 1-6, 8, 19 Технического задания коды позиций КТРУ отсутствуют.

На рассмотрении Жалобы представители ООО «Согласие» поддержали ее доводы полном объеме.

Государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации считает   Жалобу необоснованной по основаниям изложенных в возражениях на нее (вх. № 7259 от 28.10.2019  Новгородское УФАС России).

В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При этом правил включения в закупку (лот) нескольких видов товаров данная статья не содержит.

Единого правила или критериев, по которым можно определить, связаны ли между собой закупаемые товары или нет, законодательно также не установлено.

            В соответствии с Техническим заданием, в предмет закупки включены капоприемники, мочеприемники, пластины, мешки, катетеры, защитные пленки, средства по уходу.

            По мнению государственного заказчика в предмет закупки включены технологически и функционально связанные товары:

- калоприемники и мочеприемники - приспособления для сбора естественных выделений человека (кала, мочи) через «искусственно созданные отверстия», выполняют одну и ту же функцию (сбор) и в зависимости от наполнения имеют различия в емкости для «складирования» собранных выделений;

- пластины, мешки, катетеры - это составные части калоприемников, мочеприемников, которые относятся к расходным материалам и подлежат замене по мере их использования, соответственно оснований для их закупки отдельным лотом не имеется;

- защитные крема, пленки (в салфетках и аэрозолях), очистители, пасты, нейтрализаторы - представляют собой особые средства для защиты стомы (отверстия), кожи вокруг стомы, а также для ухода за калоприемниками, мочеприемниками и их составными частями, не являются косметическими и иными (в том числе) бытовыми средствами, а также не относятся к многофункциональным средствам и предназначены для «обслуживания» исключительно стомы и приспособлений для выведения.

Таким образом, все указанные товары имеют одну функциональную составляющую, предназначены для одной группы инвалидов - стомированных больных, более того, из числа предполагаемых к обеспечению инвалидов в рамках спорной закупки более трети составляют инвалиды, нуждающиеся одновременно как в калоприемниках, так и в мочеприемниках. Например: перед применением (каждой сменой) калоприемника, мочеприемника сначала используют средства очищения (очистители, пасты, салфетки), затем наносят средства защиты (крем, пленка), затем применяют калоприемник, мочеприемик, а в последствии применяются пластины, мешки, катетеры. В указанной цепочке важны все звенья, исключение одного из них неблагоприятно для потребителя.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации поддержали письменные возражения в полном объеме.

Также следует отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

С учетом изложенного, ООО «Согласие» имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

   В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки  установлено следующее.

1.  В октябре 2019 года государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения, извещение № 0250100000319000152 (начальная (максимальная) цена контракта - 1 206 001, 14 рублей).

Документация утверждена   исполняющим обязанности управляющего ГУ – НРО ФСС Российской Федерации «…»  11.10.2019.

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчиками должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

            Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 1 части II Документации «Информационная карта аукциона» определен объект рассматриваемой закупки – поставка инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2.2 части I Документации работы выполняются в соответствии с Техническим заданием.

Так, согласно Техническому заданию поставке подлежат следующие специальные средства при нарушении функции выделения:

- калоприемники;

- пластины калоприемника;

- мешок с выпуском в комплекте с зажимом для выпускного отверстия;

- паста в тубе;

 - защитный крем;

- очиститель для кожи;

- нейтрализатор запаха во флаконе;

- мешок ножной дневной;

- мешок прикроватный ночной; катетеры;

-  уроприемники и т.д.

Изучив материалы Жалобы и письменные пояснения государственного   заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Как следует из письменных пояснений государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации, закупаемые в рамках рассматриваемого аукциона товары имеют одну функциональную составляющую и предназначены для одной группы инвалидов - стомированных больных.

Так, например:  калоприемники и мочеприемники - приспособления для сбора естественных выделений человека (кала, мочи) через «искусственно созданные отверстия», выполняют одну и ту же функцию (сбор) и в зависимости от наполнения имеют различия в емкости для «складирования» собранных выделений.

Пластины, мешки, катетеры - это составные части калоприемников, мочеприемников, которые относятся к расходным материалам и подлежат замене по мере их использования, соответственно оснований для их закупки отдельным лотом не имеется.

Защитные крема, пленки (в салфетках и аэрозолях), очистители, пасты, нейтрализаторы - представляют собой особые средства для защиты стомы (отверстия), кожи вокруг стомы, а также для ухода за калоприемниками, мочеприемниками и их составными частями, не являются косметическими и иными (в том числе) бытовыми средствами, а также не относятся к многофункциональным средствам и предназначены для «обслуживания» исключительно стомы и приспособлений для выведения.

Кроме того, в материалах Жалобы имеются индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в которых указаны рекомендуемые технические специальные средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду, в том числе товары закупаемые ГУ – НРО ФСС Российской Федерации в рамках рассматриваемой закупки. 

Таким образом, материалами Жалобы подтверждается, тот факт, что данные товары функционально взаимосвязаны.

 Соответственно, предмет настоящего электронного аукциона отражает действительные потребности учреждения, и непосредственным образом соответствует целям деятельности  ГУ – НРО ФСС Российской Федерации.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается в том числе и на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Заказчики при осуществлении закупок также должны руководствоваться указанными принципами.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Следовательно, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Заказчик самостоятельно, руководствуясь собственными потребностями, в достаточной для него мере вправе детализировать описание объекта закупки, если это не приводит к ограничению количества участников в виде установления неправомерных требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

На основании вышеизложенного, определяя объект рассматриваемой закупки с предусмотренными в Техническом задании требованиями государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации не совершает действий, противоречащих действующему законодательству и приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности заказчика.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что требования к поставляемым товарам, содержащиеся в Техническом задании аукционе, являются необходимыми и значимыми для обеспечения деятельности ГУ – НРО ФСС Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное довод Жалобы является необоснованным.

2. Довод подателя Жалобы относительно того, что в Документации по некоторым позициям товара неправомерно не указаны соответствующие им коды позиций КТРУ, является несостоятельным исходя из следующего.

            Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе  порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден постановлением Правительства № 145 (Правила формирования, Правила использования).

            Согласно пункту 4 Привил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

            а) наименование товара, работы, услуги;

            б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

            в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

            В соответствии с подпунктами «б»-«и» пункта 10 Правил формирования в позицию каталога включается следующая информация:

а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

д) справочная информация:

коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);

и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, вышеуказанные положения Постановления № 145, обязывают заказчика  при формировании документации об электронном аукционе указывать  наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Требование об обязательном указании в документации об электронном аукционе кода позиций  КТРУ в Постановления № 145 отсутствует.

Таким образом, рассматриваемый довод Жалобы не нашел своего подтверждения, а сама Жалоба является необоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации и его аукционной комиссии не установлено.

  

 

 

Руководствуясь статьями 23, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99  Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Согласие» (197349, г. Санкт - Петербург, 5 ул. Уточкина, д. 3, корп. 2, лит. А, оф. 6) на действия государственного заказчика - Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения, извещение № 0250100000319000152 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  11.10.2019, необоснованной.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                        С.О. Михайлов            

                                                                                

                                                                                                                            М.Е. Фомин                    

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны