Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НА... от 6 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

ООО «ТК Новгородская»

 

ул. Нехинская, 1а, г.Великий Новгород, 173015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № А-10/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

02 марта  2017 года                                                                 Великий Новгород

 

Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела № А-10/18 о нарушении антимонопольного законодательства

                                             УСТАНОВИЛ:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено решением № б/н от 29.06.2017 единственного участника ООО «ТК Новгородская» - ОАО «НордЭнерго» в лице генерального директора ОАО «НордЭнерго» Петрова В.В.  (в предыдущей редакции решением № б/н от 16.01.2017 генерального директора ОАО «НордЭнерго» Васенева Г.Б.)  Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «ТК Новгородская» (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

Между тем, в силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, заказчик – ООО «ТК Новгородская», применяя нормы Положения при осуществлении своей закупочной деятельности, должен исходить прежде всего из необходимости обеспечения максимального уровня открытости и эффективности процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что достигается применением преимущественно конкурентных способов закупки  (конкурс, аукцион, запрос предложений) и ограничением использования способов закупок у единственного поставщика, которые должны применяться только в виде исключения и в случаях прямо предусмотренных Положением.

 Однако в результате проведения проверки в действиях ООО «ТК Новгородская» установлены следующие нарушения   при проведении закупок неконкурентными способами (у единственного поставщика, подрядчика исполнителя).

 В соответствии с подпунктом 10.2.34 пункта 10.2 Положения допускается прямая закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых в несколько раз ниже, чем среднерыночная цена и использование иного способа закупки является нецелесообразным.

Руководствуясь указанными нормами Положения ООО «ТК Новгородская» был заключен договор № 284 от 28.03.2017 купли-продажи имущества с ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ» (ИНН 9718018561, г. Москва), предметом которого являлась поставка различного рода товарно-материальных ценностей (строительные материалы, сантехнические изделия, спецодежда, электротовары, запчасти, инструменты, производственное оборудование, офисная техника и т.д.) (общая цена договора – 7 823 154, 64 рублей). 

Из содержания подпункта 10.2.34 пункта 10.2 Положения следует, что до заключения указанного договора заказчик должен был установить тот факт, что стоимость предлагаемых ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ» товаров существенно ниже (в 2 и более раз) среднерыночных, то есть провести анализ и исследование рынка в отношении каждой товарной позиции (или группы однородных товаров), определить среднерыночные цены (путем анализа коммерческих предложений поставщиков, изучения общедоступной информации в сети «Интернет», иными способами), произвести сравнение полученных результатов с ценовыми предложениями единственного поставщика.

Вместе с тем, как следует из информации, представленной ООО «ТК Новгородская» при проведении проверки в подтверждение обоснованности заключения данного договора неконкурентным способом (исх. № 4103 от 12.12.2017; далее - Информация) ни надлежащей оценки стоимости приобретаемого у ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ» имущества, ни даже необходимых расчетов среднерыночных цен по отдельным товарам (их группам) заказчиком произведено не было.

Так, из Информации следует, что в качестве источников информации, подтверждающих, что стоимость приобретаемого имущества в несколько раз ниже среднерыночных цен, ООО «ТК Новгородская» использовало коммерческие предложения ООО «НовСталь» от 20.03.2017 (4 шт.); ООО «Главснаб» от 21.02.2017 (1 шт.) и от 15.03.2017 (2 шт.); ООО «СтройТехКомплект» от 16.03.2016 (2 шт.) и от 20.03.2017 (7 шт.); ООО «ЯРИС» от 15.03.2017 (2 шт.); ООО «РОСВЕРМИКУЛИТ» (4 шт.); ООО «Аверус» (2 шт.).

 Однако ни в одном из вышеуказанных коммерческих переложений не содержится информация о возможности поставки и стоимости целого ряда товаров и товарных групп, приобретаемых ООО «ТК Новгородская»  по договору с ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ», например:

- различного рода, размера и предназначения трубы (трубы ПИ, трубы э/св, трубы ВГП, трубы ПНД, трубы ПХВ, трубы дымовые и т.д.);

- офисная техника (компьютеры в сборе, принтеры, факсовые и телефонные аппараты);

- автошины различного размера;

- дымососы ДН-3,5, ДН-3,5 ПР, ДН-8 ПР;

- котел КВС-0,4-95;

- сульфоуголь СК «Золотая формула»;

- бензин АИ-76.

Кроме того, сведения о стоимости прочих различного рода материалов и изделий содержится в коммерческих предложениях только одного из вышеперечисленных поставщиков, в частности, информация о цене подшипников представлена только   ООО «РОСВЕРМИКУЛИТ», о цене кабелей, задвижек и муфт – только ООО «СтройТехКомплект», фланцев – ООО «НовСталь» и т.д.

Среднерыночные цены на определенные товары и товарные группы не могут быть определены на основе ценового предложения одного конкретного поставщика. Их расчет предполагает изучение предлагаемой различными участниками рынка стоимости товаров сопоставимого объема и качества.

В данном случае использованная ООО  «ТК Новгородская» Информация не дает представления о среднерыночных ценах на имущество, приобретенное у ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ» по вышеуказанного договору, и, как следствие, не подтверждает наличие оснований для осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с подпунктом 10.2.34 пункта 10.2 Положения.

 Учитывая изложенное, в данном случае заказчик – ООО «ТК Новгородская» в нарушение собственного Положения вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) совершил закупку неконкурентным способом (заключил прямой договор с единственным поставщиком), что противоречит  части 1 статьи 2 и пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Действия ООО «ТК Новгородская» привели к недопущению конкуренции, поскольку заказчик заключил все вышеуказанные договоры для удовлетворения собственных потребностей без проведения конкурентной процедуры (конкурса, аукциона, запроса предложений), в результате чего были нарушены права потенциальных участников закупки, не была обеспечена открытость, эффективность, состязательность при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.11.2011 по делу № А66-7056/2010 разъяснено, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, в действиях ООО «ТК Новгородская» при осуществлении вышеуказанных закупок, выразившихся в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, а именно в заключении контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем без проведения конкурентной процедуры, имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании совокупности вышеуказанных обстоятельств Новгородское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «ТК Новгородская».

На основании изложенного издан приказ Управления от 02.03.2018 № 21/18 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ТК Новгородская» по  признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № А-10/18 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

Назначить дело № А-10/18 к рассмотрению на 9 апреля 2018 года на 16 часов 00 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 217.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право, помимо прочего, представлять доказательства,  давать пояснения в письменной форме, приводить свои доводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения дела.

 

Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с  доверенностью  на  участие  в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

 

 

       Председатель Комиссии                                                                 Г.Н. Пашкова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны