Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НА... от 6 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
ООО «ТК Новгородская»
ул. Нехинская, 1а, г.Великий Новгород, 173015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № А-9/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ
02 марта 2017 года Великий Новгород
Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела № А-9/18 о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено решением № б/н от 29.06.2017 единственного участника ООО «ТК Новгородская» - ОАО «НордЭнерго» в лице генерального директора ОАО «НордЭнерго» Петрова В.В. (в предыдущей редакции решением № б/н от 16.01.2017 генерального директора ОАО «НордЭнерго» Васенева Г.Б.) Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «ТК Новгородская» (далее – Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Между тем, в силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Учитывая изложенное, заказчик – ООО «ТК Новгородская», применяя нормы Положения при осуществлении своей закупочной деятельности, должен исходить прежде всего из необходимости обеспечения максимального уровня открытости и эффективности процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что достигается применением преимущественно конкурентных способов закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений) и ограничением использования способов закупок у единственного поставщика, которые должны применяться только в виде исключения и в случаях прямо предусмотренных Положением.
Однако в результате проведения проверки в действиях ООО «ТК Новгородская» установлены следующие нарушения при проведении закупок неконкурентными способами (у единственного поставщика, подрядчика исполнителя).
Пунктом 10.2 Положения определен исчерпывающий перечень случаев
осуществления прямых закупок (закупок у единственного поставщика).
Так, согласно подпункту 10.2.9 пункта 10.2 Положения допускается прямая закупка индивидуально-определенного товара, работы, услуги, правообладателем которой является единственное лицо, в том числе в случае заключения договора аренды или приобретения недвижимого имущества.
Руководствуясь указанными нормами Положения ООО «ТК Новгородская» был заключен договор № 750 от 29.08.2017 об оказании услуг с ООО «БОЛЬШЕГРУЗ СЕРВИС СПБ» (ИНН 7810435370, г. Санкт-Петербург), предметом которого являлось сопровождение интересов заказчика с ГИБДД, связанных с регистрацией вносимых изменений в конструкцию транспортного средства – самосвала SHACMAN SX33116DT366 (общая цена договора – 250 000 рублей);
Однако Положение (в том числе подпункт 10.2.9 пункта 10.2) не предоставляют возможность осуществления закупки у единственного поставщика в отношении такого предмета договора.
Юридическое сопровождение деятельности заказчика в его взаимодействии с органами власти, консалтинговые услуги и консультирование по техническим вопросам не являются индивидуально-определенными услугами, обладающими признаками уникальности (то есть возможностью их оказания только одним конкретным лицом, наделенным исключительными полномочиями).
Более того, такого рода деятельность не требует получения хозяйствующим субъектом каких-либо специальных разрешений органов власти и управления и не лицензируется.
Рынок юридических (консалтинговых) услуг (в том числе представительства в органах ГИБДД) является высококонкурентным с большим числом участников и не ограничивается не только географическими границами Новгородской области, но и Северо-Западного федерального округа.
Учитывая изложенное, в данном случае заказчик – ООО «ТК Новгородская» в нарушение собственного Положения вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) совершил закупку неконкурентным способом (заключил прямой договор с единственным поставщиком), что противоречит части 1 статьи 2 и пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Действия ООО «ТК Новгородская» привели к недопущению конкуренции, поскольку заказчик заключил все вышеуказанные договоры для удовлетворения собственных потребностей без проведения конкурентной процедуры (конкурса, аукциона, запроса предложений), в результате чего были нарушены права потенциальных участников закупки, не была обеспечена открытость, эффективность, состязательность при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.11.2011 по делу № А66-7056/2010 разъяснено, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, в действиях ООО «ТК Новгородская» при осуществлении вышеуказанных закупок, выразившихся в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, а именно в заключении контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем без проведения конкурентной процедуры, имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании совокупности вышеуказанных обстоятельств Новгородское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «ТК Новгородская».
На основании изложенного издан приказ Управления от 02.03.2018 № 20/18 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ТК Новгородская» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № А-9/18 о нарушении антимонопольного законодательства.
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело № А-9/18 к рассмотрению на 9 апреля 2018 года на 15 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 217.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право, помимо прочего, представлять доказательства, давать пояснения в письменной форме, приводить свои доводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения дела.
Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова