Решение №3136/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-424/2021 по результатам рассмотрения ж... от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГОКУ «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

и его конкурсной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

факс: +7(495) 213-32-55

e-mail: auditors@etpz.ru

e-mail: info@etpz.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «ГВИНГРЕЙС»

 

ул. Крамского, д. 26/2,

с. Новая Усмань, Новоусманский район,

Воронежская область, 396310

 

Ленинский проспект, д. 124 «Б», оф. 295,

г. Воронеж, 394042

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/54.3-424/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

03 июня 2021 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

«….»  – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

«….»  – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

«….» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») – «….»;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ГВИНГРЕЙС» (юридический адрес: 396310, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Крамского, д. 26/2; почтовый адрес: 394042, г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 124 «Б», оф. 295) – «….»,

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области должным образом уведомлен о дате и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению жалобы своих представителей не направил, никаких ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки Общества с ограниченной ответственностью «ГВИНГРЕЙС» (юридический адрес: 396310, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Крамского, д. 26/2; почтовый адрес: 394042, г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 124 «Б», оф. 295; далее – ООО «ГВИНГРЕЙС») на действия государственного заказчикаГосударственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами, извещение № 0150200003921000391 в редакции № ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.05.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления рассматриваемой закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.05.2021 вх. № 4923 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ГВИНГРЕЙС» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами, извещение № 0150200003921000391 в редакции № ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.05.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В соответствии с пунктом 13.5.2 документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме в действующей редакции (далее – Документация) оценка заявок участников рассматриваемого открытого конкурса по показателю «Деловая репутация участника закупки (П1)» (далее – П1) нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация») определяется исходя из индекса деловой репутации участника закупки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания» (далее – ГОСТ Р 66.1.02-2015) и требованиями системы добровольной сертификации Межрегиональная система добровольной сертификации систем менеджмента и услуг «Регистр государственного центра испытаний» (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии за номером РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0) (далее – СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0).

Сертификация по ГОСТ Р 66.1.02-2015 осуществляется организациями, состоящими в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.

ООО «ГВИНГРЕЙС» получило сертификат соответствия в системе добровольной сертификации «СМК Стандарт» (регистрационный номер РОСС RU.З1060.04ЖЖЮ0) в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015, что свидетельствует о соответствии данного участника требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015, однако в рамках рассматриваемой закупочной процедуры заявка ООО «ГВИНГРЕЙС» по условиям Документации получит по нестоимостному критерию «Квалификация» – 0 баллов.

Таким образом, установленный заказчиком в Документации порядок оценки деловой репутации участников закупки, предусматривающий применение СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0, не соответствует достижению цели проведения рассматриваемых торгов – выявление лучших условий исполнения государственного контракта, существенно ограничивает число участников рассматриваемой закупки, а значит не отвечает требованиям Закона о контрактной системе.

На основании всего вышеизложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной и обязать заказчика внести соответствующие изменения в Документацию, согласно доводам Жалобы.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. № 3943 вх. № 5121 от 03.06.2021 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Установление показателя П1 нестоимостного критерия «Квалификация» для оценки заявок и документов, подтверждающих квалификацию участников по этому показателю (сертификат СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0), основаны на действующих положениях законодательства Российской Федерации о стандартизации и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Правомерность действий государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» подтверждается судебной практикой, а именно, определением Верховного суда Российской Федерации от 07.06.2017 № 307-КГ17-6201, определением Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2020 № 307-ЭС19-21226, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.06.2016 по делу № А56-57646/2015.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений на Жалобу не представил.

На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

  1. В апреле – июне 2021 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка (определение исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами (извещение № 0150200003921000391 в редакции № ИИ1 от 13.05.2021; начальная (максимальная) цена контракта – 78 000 000,00 рублей).

В соответствии с частью 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Документация в действующей редакции утверждена начальником ГОКУ «Новгородавтодор» «….» и начальником управления Администрации по организации государственных закупок «….» 13.05.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 3.1 Документации установлено, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами (далее – Работы).

Описание объекта закупки и объем выполняемых Работ согласно пунктам 3.2 и 3.3 Документации указаны в техническом задании (приложение № 1 к Документации).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно части 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

В пункте 10.4.7 Документации государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме документов, подтверждающих квалификацию участника в следующем виде: «Показатель П1 подтверждается копией сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и требованиями СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0».

Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:

1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;

3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;

4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;

5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе установлен государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в разделе 13 Документации.

В соответствии с пунктом 13.4.2 Документации конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в документации).

Согласно пункту 13.5 Документации для оценки заявок на участие в электронном конкурсе установлены следующие критерии:

13.5.1. Цена контракта (величина значимости критерия – 60 %);

13.5.2. «Квалификация» (величина значимости критерия – 40 %).

При этом в отношении критерия «Квалификация» в пункте 13.5.2 Документации государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено следующее:

«Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по указанному критерию установлен следующий показатель, величина значимости которого составляет 100 процентов:

1) деловая репутация участника закупки (П1) определяется индексом деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0.

При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:

 

Значения индекса деловой репутации

Количество

баллов по показателю деловая репутация участника закупки

от 80 и выше

100

от 70 и менее 80

50

от 60 и менее 70

25

от 50 и менее 60

12,5

ниже 50 (либо отсутствие сертификата)

0

 

Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и требованиями СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявки на участие в конкурсе.

Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированную в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании)). Сведения о системе добровольной сертификации должны содержаться в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, размещенном на сайте в сети Интернет:

https://gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr.

Лицо, допущенное в систему добровольной сертификации, должно иметь свидетельство о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия в установленном СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0 порядке. Проверка сертификата производится на основании реестра Системы, расположенного по адресу в сети Интернет https://www.gociss.ru/reestr.

Сертификат должен быть выдан по результатам оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК029-2014(КДЕС ред.2):

71.12.7 – «Кадастровая деятельность».

При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной индексом деловой репутации организации, рассчитанным по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 и требованиям СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.

В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю, такие сведения не учитываются.

Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника».

Изучив материалы Жалобы и доводы заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Установленный заказчиком нестоимостной критерий оценки «Квалификация» не ограничивает участие в конкурсе, не создает преимуществ конкретному лицу и направлен на выбор лучшего победителя конкурса.

Применение СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0 при оценке деловой репутации участников закупки соответствует объекту закупки, поскольку в соответствии с ОК 029-2014 деятельность в области инженерных изысканий охватывает собой в том числе кадастровую деятельность, а также по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК).

В соответствии со статьями 69 и 72 БК закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 БК должно отвечать принципу эффективности – необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

С учетом изложенного к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).

Таким образом, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан – жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.

То обстоятельство, что по условиям Документации уровень деловой репутации не оценивается заказчиком непосредственным образом, а подтверждается сертификатом соответствия, не может являться основанием для вывода об ограничении доступа к участию в конкурсе, поскольку возможность подтверждения соответствия продукции, работ и услуг в рамках систем добровольной сертификации предусмотрена статьей 21 Закона о техническом регулировании, использование результатов добровольной сертификации при оценке предложений участников закупки позволяет обеспечить объективность и профессионализм оценки, исключить риск ошибок со стороны членов конкурсной комиссии, не обладающих специальными познаниями.

СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0 разработана в целях оценки деловой репутации лиц, выполняющих инженерные изыскания для автомобильных дорог, и её область применения относится к классу 71 «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования технических испытаний, исследований и анализа» ОК 029-2014, что охватывает собой кадастровые работы.

Таким образом, установление в Документации критерия деловой репутации, оцениваемого исходя из подтверждения участником закупки своего соответствия требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015, полученного в рамках системы добровольной сертификации, предусмотренной СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0, соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 БК, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.

Вышеуказанные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 № 307-ЭС19-21226 по делу № А44-6018/2018.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании всего вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России находит Жалобу необоснованной.

  1. Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту «б» пункта 4, пункту 11 Правил для каждого показателя критерия оценки «Квалификация участника закупки» устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Как следует из совместного письма Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/50997/14 от 11.12.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям» (далее – Письмо) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Соответствие указанной позиции Минэкономразвития России и ФАС России положениям Закона о контрактной системе подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 № АКПИ16-53 (далее – Решение Суда).

Так, в Решении Суда указано, что в конкурсной документации должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.

Согласно подпункту 4 пункта 1 Письма ФАС России от 19.10.2015 № АЦ/57532/15 «О порядке оценки заявок на участие в закупке» (далее – Письмо № АЦ/57532/15) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

<1> Пропорциональными называются две величины, если отношение их значений остается неизменным.

Однако, в данном случае, в Документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями в отношении показателя П1 нестоимостного критерия «Квалификация».

Как было указано выше, оценка заявок по показателю П1 производится в следующем порядке:

 

Значения индекса деловой репутации

Количество

баллов по показателю деловая репутация участника закупки

от 80 и выше

100

от 70 и менее 80

50

от 60 и менее 70

25

от 50 и менее 60

12,5

ниже 50 (либо отсутствие сертификата)

0

 

Как видно, величины предельных значений квалификации участника конкурса в значения индекса деловой репутации не пропорциональны количеству присваиваемых баллов, поскольку отношение их значений (то есть частное как результат деления делимого на делитель) не является неизменным (12,5/50=0,25; 25/60=0,4; 50/70=0,7 и т.д.).

С учетом вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, Письма, а также Письма № АЦ/57532/15 пропорциональная зависимость представляет собой две величины, если отношение их значений остается неизменным, и должна выглядеть, например, следующим образом:[1]

 

 

Значения индекса деловой репутации

Количество

баллов по показателю деловая репутация участника закупки

Значение пропорциональности

от 80 и выше

100

100/80=1,25

от 60 и менее 80

75

75/60=1,25

от 40 и менее 60

50

50/40=1,25

от 20 и менее 40

25

25/20=1,25

ниже 20 (либо отсутствие сертификата)

0

0/20=0

 

Установленная заказчиком в Документации зависимость количества присваиваемых баллов от квалификации участника (индекса деловой репутации по ГОСТ Р 66.1.02-2015) не отвечает требованию о пропорциональности этих величин, что не соответствует цели выявления лучших из предложенных участниками конкурса условий исполнения государственного контракта.

Так, по показателю П1 установлено, что при значении индекса деловой репутации равном 79 участник конкурса не может получить более 50 баллов, при этом, если участник закупки обладает индексом деловой репутации равном 80, он получает максимальное количество баллов – 100.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации порядка оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация», не обеспечивающего выбор лучшего предложения участников закупки и, соответственно, надлежащее определение победителя торгов.

Вышеуказанные действия государственного заказчика ГОКУ «Новгородавтодор» указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Документацию, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Согласно части 5 статьи 26 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

1) осуществление данными органами полномочий на:

а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

3) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;

4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.

В целях централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области Постановлением Правительства Новгородской области от 30.12.2013 № 548 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области» принят Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области (далее – Порядок), а Администрация наделена полномочиями уполномоченного органа при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области.

Согласно, размещенному на официальном сайте извещению № 0150200003921000391 проведение рассматриваемой закупки осуществляется, в том числе, уполномоченным органом – Администрацией.

В соответствии с положениями пунктов 2.1 и 3.1.1 Порядка заказчик разрабатывает и утверждает извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, за исключением сведений, указанных в подпункте 3.2.1 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка извещение и (или) документация о закупке утверждаются уполномоченным должностным лицом заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка в случаях и порядке, установленных законодательством о контрактной системе, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение разрабатывает и утверждает извещение и документацию о закупке в части установления:

  • срока, места и порядка подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • способов получения документации о закупке, срока, места и порядка представления такой документации, а также платы (при ее установлении), взимаемой уполномоченным органом, уполномоченным учреждением за представление документации, способа осуществления и валюты платежа;
  • места, даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), даты рассмотрения, оценки таких заявок;
  • даты проведения аукциона в электронной форме, а также даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме;
  • даты и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок, рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
  • даты подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта;
  • даты окончания срока рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
  • порядка предоставления участникам открытого конкурса, открытого конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме разъяснений положений документации о закупке, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Согласно пункту 2.3 Порядка для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с приложением извещения и документации о закупке в письменной форме и в форме электронного документа, а также заверенной заказчиком выписки из плана-графика закупок.

Согласно пункту 2.8 Порядка в случае соответствия представленной заказчиком заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) установленным в настоящем Порядке требованиям к форме, составу, содержанию такой заявки уполномоченный орган, уполномоченное учреждение принимает решение о начале определения поставщика (подрядчика, исполнителя), создании комиссии по осуществлению закупок и размещает информацию о закупке в единой информационной системе в сфере закупок (также – официальный сайт).

В соответствии с пунктом 3.2.3 Порядка уполномоченный орган, уполномоченное учреждение размещает извещение и документацию о закупке на официальном сайте.

Согласно пункту 3.1.3 Порядка заказчик принимает решение о внесении изменений в извещение и документацию о закупке и в день его принятия направляет копию такого решения в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение с приложением утвержденных заказчиком в новой редакции извещения и документации о закупке в письменной форме и в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 3.2.4 Порядка уполномоченный орган, уполномоченное учреждение размещает изменения, внесенные в извещение и документацию о закупке, на официальном сайте не позднее следующего рабочего дня после поступления от заказчика таких изменений.

В соответствии с частью 5 статьи 54.3 Закона о контрактной системе размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Согласно части 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно, информации размещенной на официальном сайте в отношении рассматриваемой закупки (извещение № 0150200003921000391) информация о начале её осуществления была размещена 29.04.2021, после чего государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» вносились, а уполномоченным органом – Администрацией размещались на официальном сайте изменения в Документацию.

13.05.2021 в редакции Документации и извещения о проведении рассматриваемой закупки от 29.04.2021 (первоначально размещенные на официальном сайте Документация и извещение о закупке) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» были внесены изменения в части:

  • изменения сроков осуществления закупки (даты и время окончания срока подачи заявок, рассмотрения и оценки их первых частей, подачи участниками электронного конкурса окончательных предложений о цене контракта и рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе);
  • изменения порядка оценки заявок участников рассматриваемой закупки по нестоимостному критерию оценки «Квалификация» в части документов, подтверждающих квалификацию участника.

Так в пунктах 10.4.7 и 13.5.2 Документации в редакции от 29.04.2021 установлено: «Показатель П1 подтверждается копией сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» и требованиями Стандарта организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-западного Федерального округа СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2018 «Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих инженерные изыскания для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог».

Однако, как было указано выше, в пунктах 10.4.7 и 13.5.2 Документации в действующей редакции (ред. от 13.05.2021) установлено следующее: «Показатель П1 подтверждается копией сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и требованиями СДС РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0».

При размещении указанных изменений на официальном сайте уполномоченным органом – Администрацией был заменены прикрепленные текстовые файлы «Конкурсная документация» и «Извещение» на аналогичные документы в измененной заказчиком редакции.

Однако, в экранную форму документации о проведении рассматриваемой закупки, формируемую программными средствами официального сайта, уполномоченным органом – Администрацией не были внесены изменения касающиеся критериев оценки заявок участников открытого конкурса.

Как было указано выше, действующая редакция Документации и извещения о проведении рассматриваемой закупки (№ИИ1) была размещена на официальном сайте 13.05.2021.

При этом, указанное выше противоречие на официальном сайте между экранной формой документации о проведении рассматриваемого электронного конкурса, сформированной программными средствами официального сайта, и размещенными в составе информации о проведении закупки текстовыми файлами «Конкурсная документация» и «Извещение» в части критериев оценки заявок участников конкурса не было устранено.

Таким образом, в действиях уполномоченного органа – Администрации содержатся нарушения части 10 статьи 26, частей 5, 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка размещения на официальном сайте информации об изменении документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме.

Вышеуказанные действия уполномоченного органа – Администрации указывают на наличие в действиях его должностного лица, разместившего 13.05.2021 на официальном сайте Документацию и извещение о проведении рассматриваемой закупки с внесенными в них изменениями с нарушением установленных требований, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе и его содержании Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Установленное нарушение порядка размещения информации на официальном сайте препятствует рассмотрению и оценке конкурсной комиссией в установленном порядке заявок участников рассматриваемой закупки, может повлечь введение в заблуждение участников рассматриваемого конкурса и как следствие – нарушение их прав.

Установленное нарушение порядка оценки  заявок участников рассматриваемой закупки по нестоимостному критерию «Квалификация» (отсутствие пропорциональности в шкале оценки) не соответствует цели выявления лучших из предложенных участниками конкурса условий исполнения государственного контракта и также может повлечь нарушение прав участников рассматриваемого конкурса.

Указанные обстоятельства дают основание для выдачи предписания об устранении указанных нарушений.

Каких-либо иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении внеплановой проверки действий государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор», уполномоченного органа – Администрации и его конкурсной комиссии в ходе осуществления рассматриваемой закупки не установлено.

Руководствуясь статьями 8, 26, 32, 54.3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ГВИНГРЕЙС» (юридический адрес: 396310, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Крамского, д. 26/2; почтовый адрес: 394042, г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 124 «Б», оф. 295) на действия государственного заказчикаГосударственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350) закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами, извещение № 0150200003921000391 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.04.2021, необоснованной.
  2. Признать в действиях государственного заказчикаГосударственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
  3. Признать в действиях уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области нарушения части 10 статьи 26, частей 5, 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе
  4. Выдать государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области и его конкурсной комиссии, оператору электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
  5. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц государственного заказчикаГосударственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» и уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области.

 

 

Председатель Комиссии

 

«….»

 

Члены Комиссии

 

«….»

 

 

 

 

«….»

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 


[1] Данный порядок оценки не является обязательным к применению, носит сугубо информационный характер и приведен для большей наглядности

Связанные организации

Связанные организации не указаны