Решение №2872/24 РЕШЕНИЕ № 053/06/99-403/2024 по результатам внеплановой доку... от 15 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Идентификатор 2024-3115

 

Государственному заказчику –

Министерству образования

Новгородской области

 

e-mail: minobr@edu53.ru

depobr@edu53.ru

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области

и его аукционной комиссии

 

e-mail: zakupki@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Для сведения:

Заявителю –

гражданину Б.

 

 

 

РЕШЕНИЕ

053/06/99-403/2024

по результатам внеплановой документарной проверки

 

15 июля 2024 года Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Инспекция) в составе:

...,

на основании поручения ФАС России исх. № ПИ/59752-ПР/24 от 08.07.2024, обращения гражданина Б., приказа Новгородского УФАС России № 43/24 от 10.07.2024, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления государственным заказчиком – Министерством образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27; далее – Министерство) совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку ноутбуков в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5208), извещение № 0150200003922000095 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 03.03.2022, без явки представителей сторон

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.07.2024 в Новгородское УФАС России поступило поручение ФАС России исх. № ПИ/59752-ПР/24 от 08.07.2024 о проведении внеплановой документарной проверки закупки № 0150200003922000095 по обращению гражданина Б., поступившему в ФАС России 03.07.2024 от депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ... (далее – Обращение) (вх. № 4883-ЭП/24 Новгородского УФАС России).

Из Обращения следует, что государственным заказчиком – Министерством при описании объекта рассматриваемой закупки были использованы технические характеристики ноутбуков, не предусмотренные соответствующей позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также каталог), и в качестве обоснования использования таких характеристик приведена ссылка на Методические рекомендации по приобретению оборудования для реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», не являющиеся нормативным правовым актом и ограничивающие количество участников закупки.

Обращение послужило основанием для проведения внеплановой документарной проверки настоящей закупки.

В результате рассмотрения доводов Обращения в ходе проведения внеплановой документарной проверки Инспекцией установлено следующее.

В марте 2022 года государственным заказчиком – Министерством совместно с уполномоченным органом – Администрацией и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку ноутбуков в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5208), извещение № 0150200003922000095 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.03.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (здесь и далее Закон о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент осуществления рассматриваемой закупки) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение), представленное в уполномоченный орган для его последующего размещения на официальном сайте, было утверждено (подписано электронной подписью) министром образования Новгородской области ... 02.03.2022.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

В пункте 3.1 Извещения государственным заказчиком приведено следующее наименование объекта закупки – поставка ноутбуков в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

Раздел 1 Приложения № 1 устанавливает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным государственным заказчиком требованиям, также содержатся в разделе 1 Приложения № 1.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616) (здесь и далее Постановление № 616 в редакции, действовавшей на момент осуществления рассматриваемой закупки).

Пунктом 1 Постановления № 616 предусмотрен перечень товаров, на который распространяется запрет, предусмотренный данным нормативным правовым актом (далее – Перечень).

Согласно пункту 3.1.1 Извещения подлежащие поставке ноутбуки соответствуют категории 26.20.11.110 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

Такая категория в Перечне упомянута (позиция 24), в связи с чем предусмотренный Постановлением № 616 запрет государственным заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки был установлен правомерно (раздел 6 Извещения).

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) (здесь и далее Правила в редакции, действовавшей на момент осуществления рассматриваемой закупки).

Согласно подпункту «б» пункта 2, а также пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, при описании объекта закупки.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Извещения, разделом 1 Приложения № 1 подлежащие поставке ноутбуки соответствуют позиции 26.20.11.110-00000165 «Ноутбук» каталога.

Предусмотренные указанной позицией каталога характеристики (например, «размер диагонали», «общий объем установленной оперативной памяти», «тип накопителя», «разрешение экрана», «количество ядер процессора» и т.д.) использованы государственным заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки и приведены в разделе 1 Приложения № 1.

При этом, государственным заказником при описании объекта закупки в разделе 1 Приложения № 1 также использованы и иные характеристики, не предусмотренные рассматриваемой позицией каталога, а именно:

- «производительность процессора (значение показателя «CPU Mark» по тесту «Laptop & Portable CPU Perfomance» http://www.cpubenchmark.net/laptop.html)»;

- «наличие манипулятора мышь в комплекте»;

- «установленная операционная система, с графическим пользовательским интерфейсом, сведения о которой включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; установленный пакет офисного программного обеспечения, совместимого с установленной операционной системой, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

В качестве обоснования использования таких дополнительных характеристик государственным заказчиком в разделе 1 Приложения № 1 приведена ссылка на вышеупомянутые Методические рекомендации по приобретению оборудования для реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Вместе с тем, согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) Перечня, предусмотренного приложением к Постановлению № 616, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Следует отметить, что с 15.12.2021 Перечень действовал в новой редакции и упомянутые в подпункте «а» пункта 5 Правил пункты 25(1) - 25(7) Перечня в действительности соответствовали пунктам 22 - 27, 29 Перечня.

Следовательно, использование государственным заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки (подпадающего под позицию 24 Перечня и в отношении которого в разделе 6 Извещения правомерно установлен запрет согласно Постановлению № 616) вышеупомянутых дополнительных характеристик ноутбуков, не предусмотренных позицией 26.20.11.110-00000165 каталога, являлось неправомерным.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем использовании каталога при описании объекта рассматриваемой закупки.

Соответственно, доводы Обращения в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Дополнительно в ходе проведения внеплановой документарной проверки закупки Инспекцией установлено следующее.

Среди прочих принципов законодательства о контрактной системе статья 7 Закона о контрактной системе называет принципы открытости и прозрачности.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Вместе с тем, в разделе «Объект закупки» сформированной средствами официального сайта экранной формы извещения о проведении настоящего электронного аукциона (размещена на официальном сайте 03.03.2022; далее – Экранная форма извещения) вышеупомянутых дополнительных характеристик ноутбуков, не предусмотренных позицией 26.20.11.110-00000165 каталога, государственным заказчиком перечислено не было.

Следовательно, приведенное государственным заказчиком в разделе «Объект закупки» Экранной формы извещения описание объекта закупки не соответствует описанию объекта закупки из раздела 1 Приложения № 1, что указывает на противоречивый характер установленных государственным заказчиком требований к закупаемым товарам.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Экранной форме извещения и разделе 1 Приложения № 1 вышеуказанной противоречивой информации.

Установленные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение для его последующего размещения уполномоченным органом на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Однако привлечение должностного лица государственного заказчика к административной ответственности в настоящее время возможным не представляется в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП (1 год с момента совершения административного правонарушения).

В связи с признанием рассматриваемой закупки несостоявшейся по причине непоступления заявок на участие в настоящем электронном аукционе (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2022), необходимость для выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений у Инспекции в данном случае отсутствует.

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с признанием закупки несостоявшейся вследствие непоступления заявок на участие в электронном аукционе.

...

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны