Постановление №ИК/2679/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 053/04/14.3-355/2... от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 053/04/14.3-355/2023

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 17.07.2023

В полном объеме изготовлено 18.07.2023                                         Великий Новгород

 

Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) ….. , рассмотрев протокол и материалы дела № 053/04/14.3-355/2023 от 03.07.2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» (ОГРН: 1214400000650; ИНН: 4400001084; 156026, г. Кострома, ул. Гагарина, д. 11, кв. 8; далее – ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ») в связи с обнаружением в его действиях нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении в феврале-апреле 2023 года рекламы финансовой услуги по предоставлению займа: «ВенераФинЗайм. Новым клиентам 0.5 %» (баннер в оконном проеме), «Займы. - Без страховок. - Без комиссий. - Честно» (на внешней стене здания),  размещенной на рекламных конструкциях (баннерах), расположенных на внешних стенах (оконных проемах) здания по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская д. 48, и иных достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

14.02.2023 в Новгородское УФАС России поступило заявление физического лица С. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении на внешних стенах (оконных проемах) здания по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская д. 48, на рекламных конструкциях (баннерах) рекламы финансовых услуг по предоставлению займа ООО Микрокредитная компания «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ».

К заявлению были приложены фотографии рекламных конструкций с размещенной на них рекламой финансовой услуги.

В результате рассмотрения заявления было установлено следующее.

На рекламных конструкциях (баннерах), расположенных на внешних стенах (оконных проемах) здания по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская д. 48, размещена реклама финансовой услуги по предоставлению займа следующего содержания: «ВенераФинЗайм. Новым клиентам 0.5 %» (баннер в оконном проеме), «Займы. - Без страховок. - Без комиссий. - Честно» (на внешней стене здания).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

В данном случае указанная реклама содержит только несколько условий оказания соответствующей услуги, а именно процентная ставка для отдельных категорий заемщиков – 0,5 %, условия об отсутствии расходов заемщика по выплате комиссий и страхованию рисков при получении займа.

Все остальные условия предоставлении финансовой услуги (займа), являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, определяющие и влияющие на полную стоимость кредита (сумма и срок займа, процентная ставка для всех остальных категорий заемщиков и/или порядок ее определения и пр.), в рекламе отсутствуют.

Из письменных объяснений ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» (вх. № 1453-ЭП/23  от 27.03.2022 Новгородского УФАС России) следует, что ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» открыто обособленное подразделение по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская д. 48. По указанному адресу имеется вывеска и график работы. Рекламные баннеры были изготовлены по заказу ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» (акт № 376 от 17.06.2022) и услуги по их изготовлению оплачены рекламодателем (платежное поручение № 468 от 24.06.2022).

Рассматриваемая реклама была направлена на привлечение внимания потенциальных клиентов ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» к услуге по предоставлению потребительских займов, на продвижение на рынке финансовой деятельности ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» и увеличение числа его заемщиков. С этой целью в рекламе были указаны наиболее привлекательные условия предоставления рекламируемой услуги: процентная ставка для отдельных категорий заемщиков – 0,5 %, условия об отсутствии расходов заемщика по выплате комиссий и страхованию рисков при получении займа.

Однако в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания соответствующих услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Фотографиями спорной рекламы, подтверждается отсутствие на рекламных баннерах информации об остальных условия предоставлении финансовой услуги (займа), являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, определяющие и влияющие на полную стоимость кредита (сумма и срок займа, процентная ставка для всех остальных категорий заемщиков и/или порядок ее определения и пр.)

При этом наличие в нижней части баннеров текста «Условия предоставления Займов узнавайте в пунктах выдачи займов ООО Микрокредитная компания «ВенераФинЗайм» не свидетельствует о соблюдении требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку согласно данной норме права в рекламе должен быть указан не источник получения информации о финансовой услуге, а непосредственно сами условия предоставления займа, влияющие на его полную стоимость.

Учитывая все изложенное, в размещенной на рекламных конструкциях (баннерах), расположенных на внешних стенах (оконных проемах) здания по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская д. 48, рекламе финансовой услуги по предоставлению займа следующего содержания: «ВенераФинЗайм. Новым клиентам 0.5 %» (баннер в оконном проеме), «Займы. - Без страховок. - Без комиссий. - Честно» (на внешней стене здания) содержится нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в умалчивании в рекламе по предоставлению займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ».

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 14 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

О месте и времени рассмотрения дела ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» было надлежащим образом уведомлено, на рассмотрение дела представители не явились.

12.07.2023 вх. № 3846-ЭП/23 ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» заявило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие своего представителя, в котором также представило письменные объяснения по делу, согласно которым факт нарушения Закона о рекламе признает и просит на основании положений статьи 4.1.1 КоАП заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, также при рассмотрении дела учесть, что общество является микропредприятием.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив приведённые доводы, уполномоченное должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу этой нормы права юридическое лицо как коллективный субъект располагает соответствующими этому статусу возможностями и способно предпринять иные (более весомые) меры, нежели физическое или должностное лицо, в целях соблюдения требований публичного порядка.

ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» самостоятельно приняло решение о размещении вышеуказанной      рекламы финансовой услуги, в которой умалчивается об условиях, определяющих полную стоимость кредита (займа)

Учитывая изложенное, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ».

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 14 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о рекламе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» имело возможность и должно было изучить действующее законодательство, проявить должное отношение к осуществлению деятельности рекламодателя, предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о рекламе.

Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что у ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» имелась возможность для соблюдения части 3 статьи 28 Закона о рекламе и недопущения распространения ненадлежащей рекламы. При этом объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» требований Закона о рекламе, не установлено.

Таким образом, установленные нарушения законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы совершены по вине ее рекламодателя – ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ». Следовательно, в его действиях имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Место и время совершения административного правонарушения – Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская д. 48, 14 февраля 2023 года.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 4, 7 части 1 статьи 4.2 КоАП – оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий:

1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле (надзоре)) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

При этом, в силу положений пункта 4 части 3 статьи 1 Закона о государственном контроле (надзоре), для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе не относится.

Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 27.12.2022 № МШ/116843/22.

Необходимо отметить, что выявленные в действиях ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» нарушения были установлены именно по результатам рассмотрения Комиссией Новгородского УФАС России дела № 053/05/28-100/2023 от 07.03.2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденного на основании заявления физического лица в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, а не по итогам проведения мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы.

В связи с изложенным, основания для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в данном случае отсутствуют.

Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО МКК «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» относится к категории микропредприятие и внесено в реестр 10.03.2021.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.

Руководствуясь частью 1 статьи 4.5, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях рекламодателя – Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» (ОГРН: 1214400000650; ИНН: 4400001084; 156026, г. Кострома, ул. Гагарина, д. 11, кв. 8)  при распространении в феврале-апреле 2023 года рекламы финансовой услуги по предоставлению займа: «ВенераФинЗайм. Новым клиентам 0.5 %» (баннер в оконном проеме), «Займы. - Без страховок. - Без комиссий. - Честно» (на внешней стене здания),  размещенной на рекламных конструкциях (баннерах), расположенных на внешних стенах (оконных проемах) здания по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Ленинградская д. 48, административное правонарушение, выразившееся в нарушении им законодательства о рекламе (часть 3 статьи 28 Закона о рекламе ФЗ «О рекламе»), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» административный штраф за совершенное правонарушение в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

3. Сумму штрафа Обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ВЕНЕРАФИНЗАЙМ» надлежит перечислить в бюджет:

 

 

 

Врио руководителя Управления                                                                

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.

Обращаю внимание, что положения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП (относительно возможности уплаты административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в размере половины суммы наложенного административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа) в данном случае применению не подлежат, поскольку, как установлено выше, вменяемое правонарушение было выявлено не в рамках государственного контроля (надзора).

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны