Акт №2371/03 Акт проверки № 3 от 28 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород                                                                                   24 мая 2019 года

                                                                                                                            10 часов 00 минут                                                                              

Акт проверки № 3

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) от 18.01.2019 № 8/2019 о проведении плановой выездной проверки, приказа Управления от 25.03.20179 № 39/2019 о продлении срока проведения плановой выездной проверки была проведена проверка в отношении филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» «Новгородэнерго» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запад» «Новгородэнерго» ).

Продолжительность проверки: 3 рабочих дня. 

Акт составлен: Михайловым Сергеем Олеговичем.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен «…..» – заместитель директора по инвестиционной деятельности филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» 25.02.2019 в 9 часов 30 минут.

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

Михайлов Сергей Олегович – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России, служебное удостоверение №  13887;

Члены инспекции:

Иванова Вера Васильевна - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России, служебное удостоверение №  4601;

Делянова Валентина Святославовна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России, служебное удостоверение № 17756;

Фомин Михаил Евгеньевич - специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России, служебное удостоверение № 13886.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся и.о. заместителя Генерального директора — директор филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» «….».

При проведении проверки присутствовали: начальник отдела логистики Управления логистики и МТО филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» «….»

Предметом проводимой проверки являлось соблюдение филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

 Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства 01.01.2017 по 23.05.2019.

Срок проведения проверки: с 18.01.2019 по 24.05.2019.

Место проведения проверки: 173001, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.3, 173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 61а.

В ходе проведения проверки инспекцией были изучены следующие документы и информация: реестр (перечень) всех контрактов (договоров), заключенных филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго»  по итогам проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и иных закупочных процедур за период с 01.01.2017 по 23.05.2019; извещения о проведении вышеуказанных конкурсов, аукционов, запросов котировок и иных закупочных процедур; конкурсные, аукционные, иные документации о закупках; запросы участников вышеуказанных конкурсов, аукционов, иных закупок о разъяснении положений конкурсных документаций, документаций об аукционах  и закупках и ответы на них (при наличии); журнал регистрации заявок на участие в вышеуказанных конкурсах, аукционах, запросах котировок и иных закупочных процедур; заявки, поступившие на участие в вышеуказанных конкурсах, аукционах, запросах котировок и иных закупочных процедурах; протоколы, составленные в ходе проведения вышеуказанных конкурсов, аукционов, запросах котировок и иных закупочных процедур; аудиозаписи и видеозаписи, осуществленные в ходе проведения вышеуказанных конкурсов, аукционов, иных закупок; контракты (гражданско-правовые договоры), заключенные по результатам проведения вышеуказанных конкурсов, аукционов, запросов котировок и иных закупочных процедур; иные документы и информацию, относящиеся к проведенным филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго»  конкурсам, аукционам, запросам котировок и иных закупочных процедур в вышеуказанном периоде (в том числе положение о конкурсной, аукционной и закупочной комиссиях); заявки, договоры на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей  и иные документы.

В результате изучения и анализа вышеуказанных документов и сведений установлено следующее.

            1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, при осуществлении закупок для собственных нужд применяет положения Закона о закупках.

            В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

            Согласно пункту 4 части 3 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества.

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено решением Совета директоров ПАО «Россети» протоколом от 30.10.2015 № 206 Единый стандарт закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) (далее – Положение, Стандарт), которым руководствуется филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» в своей закупочной деятельности.

            В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1. информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2. обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3. описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1. путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2. иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

20.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) заказчиком - Филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго»  было размещено извещение № 31806739057 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение полного комплекса работ «под ключ» по объекту: «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от КТП-10/0,4 кВ "Стинькино", реконструкция КТП-10/0,4 кВ "Стинькино" для электроснабжения жилого дома в н.п. Стинькино Пестовского района (заявитель - Бойцова И.В. Дог:№65-00112-Б/18 от 01.02.2018)» для нужд филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (начальная (максимальная) цена контракта – 506 601, 84 рублей).

На момент осуществления рассматриваемой закупки заказчик - Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» руководствовался собственным Положением (в редакции протоколов от 19.08.2016 № 239, от 08.11.2016 № 244, от 16.12.2016 № 247, от 19.05.2017 № 265, от 31.05.2017 № 269).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В пункте 5.6 раздела 5 «Способы закупки, их разновидности и условия выбора способа закупок» Положения заказчиком - Филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» открытый запрос предложений  в электронной форме определен одним из способов осуществления закупки.

Пунктом 8.6 Разделом 8 Положения установлен порядок проведения запроса предложений (особенности процедур запроса предложений).

Документация о проведении вышеуказанного запроса предложений в электронной форме  утверждена заместителем директора по инвестиционной деятельности филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» «…»20.07.2018 (далее – Документация).

В соответствии с  абзацем «а» «г» подпункта 8.6.2 Раздела 8 Положения запрос предложения проводится в следующей последовательности: определение основных условий, требований и процедур запроса предложений согласно п. 7.1. настоящего Стандарта; разработка извещения о проведении закупки, документации о закупке согласно п.7.4 и 8.6.5 настоящего Стандарта, их утверждение закупочной комиссией.

Согласно абзацу «б», «г» подпункта 7.1.1 Положения в целях формирования извещения о проведении закупки и документации о закупке Заказчик заранее определяет:

- требования к участникам закупки;

- требования к составу и оформлению заявок.

            Согласно абзацам «а», «в» подпункту 7.4.3 пункта 7.4 Положения в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Стандартом, в том числе:

            -  требования к участнику закупки и перечень документов, подлежащих представлению участником закупки и подтверждающих его соответствие, а также соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) в том случае, если в документации о закупке предусмотрена возможность привлечения участником закупки соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для исполнения договора, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и являющихся предметом закупки;

            - требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

            Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

            Заказчиком - Филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго»  в соответствии с вышеуказанными нормами Закона  о закупках и Положения в  абзацах «b», «c», «d», подпункта  4.5.1.2. Документации установлено следующее требование к участникам запроса предложения:

«Участник запроса предложений должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения Договора (должен быть зарегистрирован в установленном порядке и иметь соответствующие действующие разрешающие документы, утвержденные законодательством РФ, на выполнение видов работ в рамках Договора, являющего предметом запроса предложений). В случае привлечения Участником запроса предложений (Генеральным подрядчиком)  к выполнению отдельных видов работ Субподрядчика (Субподрядчиков)  требование, установленное в данном подпункте, относится к Участнику запроса предложений (Генеральному подрядчику) и каждому Субподрядчику (в своей части).

            В соответствии с требованиями, установленным в пункте 18 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Участник запроса предложений должен являться членом саморегулируемой организации (СРО), зарегистрированной в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирован Участник запроса предложений, за исключением:         - если Участник запроса предложений является иностранным юридическим лицом;

            - случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован Участник запроса предложений, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация (СРО), в этом случае Участник запроса предложений должен быть членом СРО, зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации.

            В случае привлечения Участником запроса предложений (Генеральным подрядчиком)  к выполнению отдельных видов работ по Договору  Субподрядчика (Субподрядчиков)  требование, установленное в данном подпункте, относится к Участнику запроса предложений и каждому привлекаемому этим Участником запроса предложений Субподрядчику.

            В случае если какой-либо из  Субподрядчиков будет выполнять работы по Договору,  общая (суммарная) стоимость которых не превышает 3 млн. рублей с НДС, для такого  лица членство в  СРО не требуется.

            - Участник запроса предложений должен иметь право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, в том числе и работы по настоящему Договору, заключаемым с использованием конкурентных способов закупки (по результатам конкурентных способов закупки), при соблюдении в совокупности следующих условий:

            - наличие у СРО, членом которой является такой Участник запроса предложений, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительный кодекс Российской Федерации (РФ);

            - если совокупный размер обязательств по указанным в первом абзаце настоящего подпункта договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого Участником  запроса предложений был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

            В случае привлечения Участником запроса предложений (Генеральным подрядчиком)  к выполнению отдельных видов работ по Договору Субподрядчика (Субподрядчиков) требование, установленное в данном подпункте, относится к каждому Субподрядчику, исходя из совокупного  размера обязательств Субподрядчика по указанным в первом абзаце настоящего подпункта договорам».

В соответствии с абзацем «h» подпункта 4.5.2.1 Документации установлено, что участник запроса предложений должен включить в состав Предложения следующие документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям:

«Сканированный оригинал или сканированную нотариально заверенную копию выписки из реестра членов саморегулируемой организаций (СРО), членом которой является Участник  запроса предложений, выданной не ранее чем за 30 календарных дней до срока окончания подачи Конкурсных заявок, по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. № 58 (обязательное требование)».

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом, согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Как было указано выше, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (договора) не превышает трех миллионов рублей заказчик не вправе устанавливать требование к участнику закупки о его обязательном  членстве саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

 Как указывалось выше начальная  цена контракта в данном случаи составляет  506 601, 84 рублей, что ниже трех миллионов рублей.

            В составе Документации заказчиком установлено лишь условие, что в случае если какой-либо из  Субподрядчиков будет выполнять работы по Договору,  общая (суммарная) стоимость которых не превышает 3 млн. рублей с НДС, для такого  лица членство в  СРО не требуется.

            Однако  вышеуказанное условие для участником закупки (Подрядчика), с которым будет заключатся контракт (договор) по результатам запроса предложений, в Документации не предусмотрено.

Учитывая изложенное, требования заказчика о членстве участника закупки в СРО в сфере строительства и о представлении в составе заявки копию выписки из реестра членов саморегулируемой организаций (СРО), членом которой является участник  запроса предложений, прямо противоречит действующему законодательству о градостроительной деятельности, является неправомерным и излишним.

Действия заказчика филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» по установлению вышеуказанных незаконных требований к участникам запроса предложений и к содержанию их заявок свидетельствуют о нарушении абзацев «а», «в» подпункта 7.4.3 пункта 7.4 Положения и части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Предъявление незаконных требований к участникам закупок и к содержанию их заявок относится к действиям, приводящих к ограничению конкуренции при проведении торгов (в данном случае запроса предложений), и свидетельствует на наличии признаков нарушения частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

            Так, на участие в рассматриваемом запросе предложений поступило всего одна заявка участника закупки (ООО «ВЕКТОР» ИНН:5311006653, Новгородская область, Окуловка, Энергетиков, 3) и в связи с чем, закупка была признана несостоявшейся, конкуренция между хозяйствующими субъектами при проведении торгов не была обеспечена.

            Аналогичное нарушение было допущено при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение полного комплекса работ «под ключ» по объектам ЛТП путем строительства, реконструкции ВЛ 10-0,4, ТП 10 кВ в Новгородском районе Новгородской области (заявители Цветкова С.А., Степанов С.Н., Бевз Г.Б. и др, всего 11 заявителей) для нужд филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», извещение № 31806739034 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.07.2018 (начальная цена (максимальная) контракта - 583 015, 47 рублей).

2. 07.03.2018 на официальном сайте заказчиком – филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» было размещено извещение № 31806219727 о проведении закупки запроса предложений на право заключения Договора на поставку легковых автомобилей Рено Логан (или эквивалент) для нужд филиала ПАО «МРСК Северо – Запада» «Новгородэнерго» (981753) (начальная (максимальная) цена договора – 8 212 112, 99 рублей).

Документация о проведении вышеуказанного запроса предложений в электронной форме  утверждена заместителем директора по инвестиционной деятельности филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» «…». 07.03.2018 (далее – Документация).

Как уже отмечалось выше, в целях формирования извещения о проведении закупки и документации о закупке Заказчик заранее определяет:

- требования к участникам закупки;

- требования к составу и оформлению заявок.

            Согласно абзацам «а», «в» подпункту 7.4.3 пункта 7.4 Положения в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Стандартом, в том числе:

            - требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

            Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Заказчиком - Филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго»  в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о закупках и Положения в  абзацах «f», «g» подпункта  4.5.2.1. Документации установлено, что участник запроса предложений должен включить в состав Предложения следующие документы подтверждающие его соответствие  требованиям установленным Документацией:

            «Справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, форма которой утверждена Приказом ФНС России, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений; справка может быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью  (код по классификатору налоговой документации 1120101) (обязательное требование);

            - Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, форма которой утверждена Приказом ФНС России, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок; справка может быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (код по классификатору налоговой документации 1160080) (обязательное требование)».

            Согласно подпункту 9.6.2.6. Документации срок окончания подачи заявок 19.03.2018.

            Таким образом, в соответствии с требованиями заказчика установленными в Документации, участник закупки обязан был в составе своей заявки представить вышеуказанные документы, выданные соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок.

            В соответствии с абзацем «м» подпункта 8.6.2 Положения запрос предложения проводится сопоставлением заявок и оценкой заявок, в том числе  проведение переторжки согласно п.п. 8.1.9 и п.п. 8.1.10 настоящего Стандарта.

            Согласно абзацам «б», «з» подпункта 8.1.9.4 Положения в рамках отборочной стадии конкурсной комиссией последовательно выполняются следующие действия:

            - проверка заявок на соблюдение требований конкурсной документации к оформлению заявок; при этом конкурсные заявки рассматриваются как отвечающие требованиям конкурсной документации, даже если в них имеются несущественные несоответствия по форме, или арифметические и грамматические ошибки, которые исправлены и с их исправлением согласен участник закупки, представивший данную заявку;

         -  отклонение конкурсных заявок, которые, по мнению членов конкурсной комиссии, не соответствуют требованиям конкурсной документации.

            В соответствии с абзацем «d» подпункта 4.8.2.5 Документации по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия вправе отклонить  предложения, которые  поданы Участниками запроса предложений, не предоставившими обязательные документы, требуемые настоящей документацией (пункты 4.4.1.1 и 4.5.2.1), либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об Участнике или о предлагаемых им товарах.

            Согласно протоколу заседании комиссии по вскрытию конвертов поступивших на запрос предложения № 981753 от 19.03.2018 и протоколу заседания комиссии по выбору победителя запроса предложения № 981753 от 22.03.2019 на участие в рассматриваемом запросе предложений поступило всего одна заявка участника закупки (ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург»; 196105, г. Санкт - Петербург, пр. Витебский, д.17, корп. 6. Лит. Б О) заявка признана соответствующей требованиям Документации.

            Однако в ходе изучения представленных единственным участником рассматриваемого запроса предложения документов, подтверждающих соответствие участника требованиям установленным Документацией, Закупочной комиссией было установлено, что в составе Предложения приложены документы, не отвечающие обязательным требованиям Документации, а именно:

            -  Справка № 26953 от 14.02.2018г. об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов выданная ранее, чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений (19.03.2018 г.).

            - Справка № 100588 от 05.02.2018 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам… (код по классификатору налоговой документации 1160080) выданная ранее, чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений (19.03.2018г.).

То есть, представленные единственным участником закупки документы не соответствуют требованиям установленным абзацами «f», «g» подпункта  4.5.2.1. Документации, а именно условиям срока выдачи  соответствующего документа.

Следовательно, заявка единственного участника закупки – ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург» не соответствовала требованиям, установленным Документацией, поскольку не содержала необходимые документы, запрашиваемые закупочной комиссией.

Между тем, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, в действиях закупочной комиссии заказчика - филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», содержатся нарушения абзацев «б», «з» подпункта 8.1.9.4 Положения, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в нарушении порядка отбора участников закупки, а именно в необоснованном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям документации о запросе предложения (неприменение к единственному участнику закупки обязательных требований, установленных заказчиком, к содержанию заявки на участие в запросе предложений).

Аналогичное нарушение было допущено и при проведении еще одной закупки на поставку легковых автомобилей.

Так, 28.06.2018 на официальном сайте заказчиком – филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» было размещено извещение № 31806664632 о проведении закупки открытого запроса цен на право заключения Договора на поставку легковых автомобилей повышенной проходимости Chevrolet Niva L (или эквивалент) для нужд филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго»  (начальная (максимальная) цена договора 1 930 425, 00 рублей).

Пунктом 8.7 Разделом 8 Положения установлен порядок проведения запроса цен (особенности процедур запроса цен).

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

            Заказчиком - Филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго»  в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о закупках и Положения в  абзацах «f», «g» подпункта  4.5.2.1. Документации установлено, что участник запроса цен должен включить в состав Предложения следующие документы подтверждающие его соответствие требованиям установленным Документацией, в том числе:

            «Справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, форма которой утверждена Приказом ФНС России, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений; справка может быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью  (код по классификатору налоговой документации 1120101) (обязательное требование).

            В соответствии с абзацем «и» подпункта 8.7.2 Положения отбор заявок на участие запросе цен согласно п.п. 8.1.9.1 - 8.1.9.6 настоящего Стандарта.

            Согласно абзацам «б», «з» подпункта 8.1.9.4 Положения в рамках отборочной стадии конкурсной комиссией последовательно выполняются следующие действия:

            - проверка заявок на соблюдение требований конкурсной документации к оформлению заявок; при этом конкурсные заявки рассматриваются как отвечающие требованиям конкурсной документации, даже если в них имеются несущественные несоответствия по форме, или арифметические и грамматические ошибки, которые исправлены и с их исправлением согласен участник закупки, представивший данную заявку;

         отклонение конкурсных заявок, которые, по мнению членов конкурсной комиссии, не соответствуют требованиям конкурсной документации.

            В соответствии с абзацем «с» подпункта 4.8.2.4 Документации по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия отклоняет Предложения которые поданы Участниками запроса цен, не предоставившими документы, требуемые настоящей документацией, либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об Участнике или о предлагаемой им продукции.

             Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по оценке предложения и подведению итогов № 2 от 20.07.2018 Предложение единственного участника запроса цен Акционерного общества «Питер-Лада» (198320, г. Санкт-Петербург, Красное село. Кингисеппское шоссе, д.50) признано соответствующим условиям запроса цен.

Однако в составе заявки АО «Питер-Лада» отсутствовал предусмотренный Положением и Документацией документ, выданный соответствующим подразделениями Федеральной налоговой службы (Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, код по классификатору налоговой документации 1120101).

Учитывая изложенное, заявка АО «Питер-Лада»  не отвечала объявленным условиям участия в запросе цен и должна была быть признана несоответствующей требованиям Документации, а подавший ее участник должен был быть отстранен от участия в закупке.

Однако, как уже отмечалось, АО «Питер-Лада» не только не было отстранено от участия в запросе цен, но и согласно протоколу от 20.07.2018 было признано победителем (единственным участником) рассматриваемой закупки.

 Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Таким образом, в действиях заказчика – филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» Сметаниным  П.А. в лице его закупочной комиссии содержатся нарушения абзацев «б», «з» подпункта 8.1.9.4 Положения, выразившееся в нарушении порядка отбора участника закупки, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки, а именно необоснованном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям документации о запросе цен (неприменение к единственному участнику закупки обязательных требований, установленных заказчиком, к содержанию заявки на участие в запросе предложений).

Статьей 17 Закон о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции  положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Действия Филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» в лице его закупочной комиссии, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в запросе предложений, запросе цен участников закупок № 31806219727 и № 31806664632, заявки которых не соответствовала объявленным условиям участия в торгах, создали конкретным хозяйствующим субъектам преимущественные условия участия в закупке, что указывает на признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. В ходе плановой выездной проверки филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» на предмет  соблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» установлено следующее.

    За период с 01.01.2018 по 31.01.2018 Производственным отделением «Ильменские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (далее – ПО «ИЭС») заключено 143 договора об осуществлении технологического присоединения к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада».

    На дату проведения проверки (04.03.2019)  отношения по 116 договорам завершены полностью (подписаны акты технологического присоединения, объекты заявителей подключены). 27 договоров не исполнены в установленный договором срок.

   За период с  01.02.2018  по 28.02.2018  ПО «ИЭС» заключено 136 договоров об осуществлении технологического присоединения. Из них, на дату 04.03.2019 отношения по 106 договорам завершены (подписаны акты технологического присоединения, объекты заявителей подключены). 30  договоров не исполнены в установленный договором срок.

Аналогичная ситуация имеет место и по последующим месяцам.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

В силу пунктов 3 и 6 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 15 Правил определено, что договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.

Пунктом 16 названных Правил предусмотрено, что договор между сетевой организацией и абонентом должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (подпункт «б»).

Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.

По смыслу приведенных положений означенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

    Таким образом,  ПАО «МРСК Северо-Запада», в данном случае в лице Производственного отделения «Ильменские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», неоднократно нарушало пункт 16 Правил.

    Неисполнение ПАО «МРСК Северо-Запада» технологического  присоединения в установленный договором срок образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

Руководитель инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         _____________________________ С.О. Михайлов

                                                                                   (дата, подпись)

 

 

 

 

Член инспекции,

главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного

контроля Управления                         ______________________________ В.В. Иванова

                                                                                                                        (дата, подпись)

                                                                           

 

Член инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         ______________________________ В.С. Делянова

                                                                                                                        (дата, подпись)

 

 

                                                                   

Член инспекции,

специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                           ______________________________ М.Е. Фомин

                                                                                          (дата, подпись)

 

 

 

С актом проверки ознакомлен (а), экземпляр акта получил (а): _______________2019 г.                                ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

 

 

Руководитель инспекции                                                                                  С.О. Михайлов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны