Решение №1801/03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-122/2022 от 18 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «МВП»

 

Б-р Сретенский, д. 6/1, стр. 1,

пом. 47, ком. с 1 по 20,

вн. тер. г. муниципальный

округ Красносельский,

г. Москва, 101000

 

 

Заявителю – А.

 

 

ПАО «МТС»

 

ул. Марксистская, д. 4,

г. Москва, 109147

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-122/2022

 

11 апреля 2022 года                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по  признакам  нарушения  законодательства  о  рекламе (далее – Комиссия) в составе:

... – …;

…. – …;

…. – …,

рассмотрев дело № 053/05/28-122/2022 от 11.03.2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг (займа) путем SMS-сообщения посредством мобильной радиотелефонной связи, при отсутствии в ней существенных и достоверных условий,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общества с ограниченной ответственностью «МВП» (ИНН: 7708394690; 101000, г. Москва, муниципальный округ Красносельский вн. тер. г., Сретенский б-р, д. 6/1, стр. 1, помещ. 47, ком. с 1 по 20; далее – ООО «МВП») – …. (доверенность № .. от …);

заявитель – физическое лицо А. – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, лично участия в рассмотрении дела не принял, представителей не направил, ходатайств не заявлял;

заинтересованное лицо – Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН: 7740000076; 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4; далее – ПАО «МТС») – надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, представителей не направило, ходатайств не заявляло,

УСТАНОВИЛА:

 

11.02.2022 в Новгородское УФАС России поступило заявление физического лица А. (далее – Заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении SMS-рекламы финансовых услуг, в которой отсутствовали существенные и достоверные условия (далее – Заявление).

Из Заявления следует, что 10.02.2022 в 10 часов 21 минуту на абонентский номер Заявителя +7 … в сети оператора услуг связи – ПАО «МТС» от абонента с наименованием ruzmr.ru поступило SMS-сообщение следующего содержания: «Займ от 0%, до 100 000 руб., до 18 недель. Подробности на ruzmr.ru ООО МКК «Киберлэндинг», ООО МКК «Денежная единица»».

По мнению Заявителя, указанные действия по распространению вышеуказанной SMS-рекламы являются нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в приведенном сообщении отсутствует часть существенных условий, которые должны содержаться в рекламе услуг, связанных с предоставлением займа. Кроме того, приведенные в сообщении условия не являются достоверными.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Анализируя содержание вышеуказанного SMS-сообщения, можно прийти к выводу, что информация, содержащаяся в SMS-сообщении, обладает всеми признаками рекламы предоставления услуг займа.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о займе) потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о займе к условиям договора потребительского кредита (займа) отнесены, в том числе: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения; диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований настоящего Федерального закона по видам потребительского кредита (займа).

Согласно части 1 статьи 6 Закона о займе полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

В данном случае условиями предоставлении финансовой услуги (займа), являющимися существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, определяющими и влияющими на полную стоимость займа, являются процентная ставка, сумма и срок займа в зависимости от предоставления его обеспечения, полная стоимость займа.

В рассматриваемом случае реклама направлена на привлечение внимания к займу, содержит часть существенных условий предоставления займа, влияющих на его стоимость («от 0% годовых» «до 100 000 рублей», «до 18 недель») и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость займа, отсутствуют.

При этом, приложением к Заявлению является «скриншот» страницы в сети «Интернет», сделанный Заявителем после перехода по приведенной в SMS-сообщений гиперссылке на сайт ruzmr.ru.

При этом, в представленном Заявителем «скриншоте» указаны иные условия предоставления займа, отличные от приведенных в вышеуказанном SMS-сообщений или отсутствующие в нем, например:

- первый заём до 10 000 рублей выдается по ставке 0% в случае своевременного погашения;

- период погашения займа от 8 до 52 недель;

- минимальный срок погашения займа – 61 день, максимальный – 365 дней;

- процентная ставка по займам от 0 до 36 % годовых;

- информация о полной стоимости займа (отсутствует в вышеуказанном SMS-сообщений).

Таким образом, информация, содержащаяся в направленном на абонентский номер Заявителя SMS-сообщении, значительно отличается от информации, которая становится известна при переходе по указанной в SMS-сообщении гиперссылке.

Таким образом, в распространенной 10.02.2022 в 10 часов 21 минут рекламе финансовой услуги по предоставлению займа: «Займ от 0%, до 100 000 руб., до 18 недель. Подробности на ruzmr.ru ООО МКК «Киберлэндинг», ООО МКК «Денежная единица»» на абонентский номер Заявителя имеются признаки нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в распространении с использованием радиотелефонной связи ненадлежащей рекламы по предоставлению займа, в которой отсутствует часть существенных условий, влияющих на его стоимость, а также некорректном, вводящем в заблуждение, указании иных таких условий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Из информации, представленной рекламораспространителем рассматриваемой рекламы – ПАО «МТС» следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «МВП».

Между ООО «МВП» и ПАО «МТС» заключен Договор на оказание услуг Маркетолог ПАО «МТС» от 23.04.2021 (далее – Договор).

В соответствии с Договором ПАО «МТС» оказывает Абоненту (ООО «МВП») услугу по реализации рекламных компании, под которыми в соответствии с Договором понимается совокупность рекламных мероприятий, рассчитанных на определенный период времени, территорию.

Также, ПАО «МТС» представлено письмо …, который данным письмом, представленным им в адрес ПАО «МТС», дает согласие на использование ООО «МВП», в том числе, доменного имени ruzmr.ru, владельцем которого он является.

Необходимо отметить, что, согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц, … является генеральным директором ООО «МВП».

06.04.2022 в Новгородское УФАС России поступили письменные объяснения ООО «МВП» (вх. № 2012 от 06.04.2022) следующего содержания.

ООО «МВП» оказывает рекламные услуги кредитным организациям, при этом, само общество не является кредитной организацией и не оказывает услуг по выдаче кредитов и займов.

В соответствии с Договором, ПАО «МТС» рассылает пользователям рекламные материалы, при этом, ПАО «МТС» самостоятельно получает от пользователей согласие на получение материалов. ООО «МВП» не рассылает рекламные материалы напрямую пользователям.

Учитывая активно меняющиеся рыночные условия и процентные ставки у кредитных организаций, условия выдачи займов постоянно меняются. Согласование с ПАО «МТС», рассылка материалов абонентам занимает время. Таким образом, возможна ситуация, что после поступления сообщения на телефонный номер пользователя непосредственно в момент перехода по гиперссылке условия выдачи уже могли измениться.

С учетом вышеизложенного, ООО «МВП» считает, что в действиях общества отсутствуют какие-либо нарушения требований Закона о рекламе.

На рассмотрении дела представитель ООО «МВП» поддержал доводы указанных письменных объяснений в полном объеме.

 Исследовав материалы дела и оценив доводы ООО «МВП»,  Комиссия приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама была направлена на привлечение внимания потенциальных клиентов к услуге по предоставлению потребительских займов, на продвижение на рынке финансовой деятельности кредитных организаций. С этой целью в рекламе было указано наиболее привлекательные условия предоставления рекламируемой услуги («от 0% годовых» «до 100 000 рублей», «до 18 недель»).

Организатором данной рекламной компании являлось ООО «МВП». Данный факт ООО «МВП» не оспаривается.

Однако в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания соответствующих услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Законом о рекламе прямо определено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа).

Вместе с тем, в приведенном SMS-сообщении отсутствовали все необходимые условия, определяющие полную стоимость займа.

Вся необходимая информация об условиях предоставления займа должна присутствовать в самом тексте рекламы (в случае включения в нее хотя бы одного условия, влияющего на его стоимость).

Учитывая вышеизложенное, в распространенной 10.02.2022 в 10 часов 21 минут рекламе финансовой услуги по предоставлению займа: «Займ от 0%, до 100 000 руб., до 18 недель. Подробности на ruzmr.ru ООО МКК «Киберлэндинг», ООО МКК «Денежная единица»» на абонентский номер Заявителя, содержится нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в умалчивании (указании в неподдающейся восприятию форме) в рекламе по предоставлению займа, содержащей несколько условий, влияющих на его стоимость, всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Законом о займе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ООО «МВП» самостоятельно приняло решение о содержании вышеуказанного SMS-сообщения.

Учитывая изложенное, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО «МВП».

 При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в настоящее время данная реклама не распространяется. Представитель ООО «МВП» устно пояснил, что данной информацией не обладает.

Данное обстоятельство указывает на необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги по предоставлению займа: «Займ от 0%, до 100 000 руб., до 18 недель. Подробности на ruzmr.ru ООО МКК «Киберлэндинг», ООО МКК «Денежная единица»», распространенную Обществом с ограниченной ответственностью «МВП» 10.02.2022 в 10 часов 21 минуту путем SMS-сообщения посредством мобильной радиотелефонной связи на абонентский номер +7 … в сети оператора услуг связи – Публичного акционерного общества «МТС», поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю - Обществу с ограниченной ответственностью «МВП»  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 18.04.2022. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

                                  

              …

 

Члены Комиссии

              …

 

              …

 

 

          

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны