Решение №2388/03 Решение 2388/03 от 27 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

                                                                       

 

 

                                                                           Обществу с ограниченной

ответственностью «АЙ ТИ СИСТЕМА»

 

ул. Федоровский ручей, д. 2/13, офис 4,

Великий Новгород, 173000

 

 

                                                                          Заявителю – физическому лицу Ц.

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть оглашена 13.05.2019

В полном объеме изготовлено 27.05.2019

 

                                     

                                      Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Делянова В.С. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 053/05/5-119/2019 от 17.04.2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «АЙ ТИ СИСТЕМА» (ИНН 5321196925, юридический адрес: 173000, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 2/13, офис 4; далее – ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА») пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), при распространении 27.02.2019 в магазине «Счастливая пекарня», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, рекламного буклета, содержащего информацию о выдаче выпечки в подарок при покупке от 150 рублей и размещении указанной информации непосредственно в торговом зале,

в присутствии заявителя – физического лица – Ц.,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» - <….>

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.03.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление физического лица Ц. (вх. № 2048 Новгородского УФАС России) о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «АЙ ТИ СИСТЕМА» (далее – ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА») законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в г. Великий Новгород в магазине, расположенном по адресу:                        ул. Людогоща, д. 10, недостоверной рекламной информации об условиях предоставления выпечки в подарок при покупке товаров на сумму свыше 150 рублей (далее – Заявление).

В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств по делу установлено следующее.

К отношениям, возникающим в сфере рекламы на территории Российской Федерации применяется Закон о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Анализируя содержание буклета «Счастливая пекарня» и информационного щита в торговом зале магазина, расположенного по адресу: Великий Новгород,                         ул. Людогоща, д. 10, можно прийти к выводу, что указанная информация обладает всеми признаками рекламы, поскольку была распространена  непосредственно в местах продажи соответствующего товара (без ограничения по территории и аудитории распространения), из текста рекламного буклета и информационного сообщения не представляется возможным установить, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого оно направлено, а сама информация направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенным товарам («багет с чесночной зеленью», «пшеничный хлеб», «круассан с абрикосом», «ржаной хлеб», «маковая плюшка», «чизкейк с малиной»), а также к условиям приобретения товара: «Выпечка в подарок +бонусная карта при покупке 150 рублей».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Приложенный к заявлению рекламный буклет содержит следующую информацию: «Счастливая пекарня. Печем на месте, на свежем тесте! H-BAKERY.RU. Выпекаем каждые 30 минут. Хлеб. Выпечка. Десерты. Багет с чесночной зеленью 55 р. Пшеничный хлеб 44 р. Круассан с абрикосом 32 р. Ржаной хлеб 37 р. Маковая плюшка 27 р. Чизкейк с малиной 57 р. Вечерняя скидка 50 %. *(Подробности уточняйте в вашей пекарне). Выпечка в подарок+Бонусная карта при покупке от 150 руб. Пироги и пицца на заказ».

Аналогичная информация о проведении акции «Выпечка в подарок при покупке от 150 рублей» была размещена на рекламном информационном щите в торговом зале магазина «Счастливая пекарня», расположенного по адресу: Великий Новгород,                         ул. Людогоща, д. 10, что подтверждается приложенными к заявлению фотографиями.

Из Заявления и приложенных к нему документов следует, что 27.02.2019 заявитель, находясь в магазине «Счастливая пекарня», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, ознакомился с содержанием рекламного буклета, экземпляры которого находились в магазине, и текстом сообщения на информационном щите, и приобрел продукты на сумму свыше 150 рублей.

Однако подарок в виде выпечки за покупку товаров на сумму свыше 150 рублей от ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» заявитель не получил.

Факт покупки подтверждается кассовым чеком № 00261 от 27.02.2019.

Таким образом, в рассматриваемом рекламном буклете и на информационном стенде в торговом зале ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» размещена недостоверная информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара, что содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае, рекламодателем вышеуказанной рекламы является продавец товара - ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА».

На основании вышеизложенного, настоящее дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе было возбуждено в отношении ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» как в отношении рекламодателя рекламы, содержащей признаки ненадлежащей (признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В письменных объяснениях по делу ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» (вх. № 3205 от 08.05.2019 Новгородского УФАС России) сообщило следующее.

ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» в целях привлечения внимания покупателей к продукции магазинов «Счастливая пекарня», поддержания интереса к продукции и ее продвижения на рынке в период с 01.01.2019 по 17.02.2019 проводило рекламную акцию «Выпечка в подарок +бонусная карта при покупке от 150 рублей».

В связи с достижением поставленных целей, вышеуказанная рекламная акция была прекращена с 18.02.2019.

Приказом ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» от 15.02.2019 № 6/2 ответственным сотрудникам магазинов «Счастливая пекарня» было поручено в срок до 22.02.2019 провести мероприятия по завершению акции, в частности изъять продукцию, содержащую сведения о рекламной акции, и передать ее на склад, удалить информацию о рекламной акции с информационных щитов.

Управляющая магазином «Счастливая пекарня», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, <….> в нарушение установленного порядка не изъяла рекламную продукцию и не удалила информацию о рекламной акции с информационного щита.

Учитывая вышеизложенное, ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» считает, что в его действиях отсутствует нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Из устных объяснений, данных представителем ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» на рассмотрении настоящего дела, следует, что, несмотря на прекращение вышеуказанной рекламной акции, сотрудник ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» продолжал распространять информацию о выдаче выпечки в подарок при покупке свыше 150 рублей, содержащуюся в рекламных листовках и на информационном щите, в магазине «Счастливая пекарня», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща,             д. 10 в период с 18.02.2019 по март 2019.

На момент рассмотрения настоящего дела, вышеуказанная рекламная акция не действует, рекламные листовки изъяты, информация с информационных щитов удалена.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

Материалами дела № 053/05/5-119/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что рассматриваемая реклама является недостоверной, поскольку содержит не соответствующую действительности информацию об условиях приобретения товара.

Информация о предоставлении покупателю, совершившему покупку товаров на сумму свыше 150 рублей, выпечки в подарок, содержащаяся в рекламной листовке и на информационном щите в торговом зале магазина «Счастливая пекарня», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, не соответствовала действительным сведениям об условиях приобретения товара (выпечки в магазине «Счастливая пекарня»), что подтверждается кассовым чеком № от 27.02.2019, фотографией информационного стенда в магазине «Счастливая пекарня», письменными объяснениями ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» (исх. б/н от 08.05.2019,                                      вх. № 3205 от 08.05.2019 Новгородского УФАС России).

Ссылка ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» на бездействие своего сотрудника при окончании рекламной акции, выразившиеся в не изъятии в срок до 22.02.2019 из торгового зала рекламных листовок и информации с информационных щитов, о выдаче подарка в виде выпечки при покупке на сумму свыше 150 рублей является несостоятельной и не может служить основанием для признания действий ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» добросовестными и соответствующими действующему законодательству.

Вышеуказанное обстоятельство о законности действий ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА» не свидетельствует, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации являются самостоятельным  предпринимательским риском общества и не могут обуславливать возможность обмана потребителей.

Кроме того, ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА», как профессиональный участник рынка должно осуществлять внутренний контроль за исполнением своими сотрудниками приказов, изданных в обществе.

02.03.2019 заявитель – физическое лицо Ц. по вышеуказанному факту о невыдаче подарка при покупке на сумму свыше 150 направляло в адрес Общества претензию посредством отправления сообщения в Обсуждениях группы «Счастливая пекарня» в сети «Интернет» по адресу: https://vk.com/happybakeryvn.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Рассматриваемая реклама ввела в заблуждение заявителя и могла ввести в заблуждение других потенциальных покупателей при покупке товаров в магазине «Счастливая пекарня», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща,                             д. 10, поскольку содержала не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения законодательства о рекламе в данном случае содержатся в действиях лица, являющегося продавцом товара, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемой рекламе, рекламодателем которой является ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА», нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении 27.02.2019 в магазине, расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, рекламной листовки и размещении информации на информационном стенде, содержащей недостоверную информацию об условиях приобретения товара: «Выпечка в подарок+бонусная карта при покупке свыше 150 рублей».

При этом в материалах дела имеются доказательства (объяснения ООО «АЙ ТИ СИСТЕМА») о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.12.2007 № 711/12, Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу о выдаче подарка в виде выпечки при покупке товаров на сумму свыше 150 рублей, содержащуюся в рекламной листовке и на информационном щите в магазине «Счастливая пекарня», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, 27.02.2019, рекламодателем которой является Общество с ограниченной ответственностью «АЙ ТИ СИСТЕМА»                        (ИНН 5321196925, юридический адрес: 173000, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 2/13, офис 4), поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2.  Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы (окончанием срока распространения рекламной листовки и удалении ненадлежащей рекламы с информационного щита).

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев с даты принятия. Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                              О.С. Виниченко

 

 

Члены комиссии                                                                                            В.С. Делянова

 

 

                                                                                                              М.Е. Фомин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны