Решение №6493/03 Решение № 92 по результатам внеплановой документарной провер... от 6 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комитету по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода

 

ул. Десятинная, д. 20/10,

Великий Новгород, 173007

e-mail: bomv@adm.nov.ru

alav@adm.nov.ru

 

 

Новгородскому региональному отделению Российской объединенной демократической партии «Яблоко»

 

ул. Большая Московская, д. 20/4,

Великий Новгород, 173000

e-mail: novyabloko@gmail.com

 

Решение № 92

по результатам внеплановой документарной проверки

 

02 ноября 2020 года                                                                                 Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) в составе:

- …, …;

- …, …;

- …, …,

на основании приказа Новгородского УФАС России № 110/2020 от 22.10.2020, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления муниципальным заказчиком – Комитетом по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода закупки на водоотведение поверхностных сточных вод в ливневую системе водоотведения (муниципальный контракт № 56/0128л от 11.09.2020, заключенный с Муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода «Новгородский водоканал») на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

УСТАНОВИЛА:

 

20.10.2020 в Новгородское УФАС России от Новгородского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко» (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 20/4; далее – Заявитель) поступило заявление (вх. № 7340 Новгородского УФАС России) о нарушениях, допущенных Комитетом по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10; далее – Комитет) при осуществлении закупки на водоотведение поверхностных сточных вод в ливневую системе водоотведения (муниципальный контракт № 56/0128л от 11.09.2020 (далее – Контракт), заключенный с Муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33; далее – МУП «Новгородский водоканал»)) на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Заявление).

1. Из Заявления следует, что Контракт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 до 15.11.2019.

По мнению Заявителя, поскольку Контракт заключен в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), то на него не распространяется действие пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Отношения между заказчиком и поставщиков (подрядчиком, исполнителем) в рамках контрактов, заключаемых в соответствии с Законом о контрактной системе, начинаются с момента заключения контракта.

В данном случае, Контракт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до его заключения.

В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на письмо Минфина № 24-06-01/50455 от 07.08.2017, а также письмо Министерства экономического развития № ОГ-Д28-4608 от 20.04.2017.

2. Также Заявитель отмечает, что информация о закупке и заключенном Контракте отсутствует на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

Кроме того, 26.10.2020 от Заявителя поступили дополнения к Заявлению (вх. № 7461 Новгородского УФАС России), в которых Заявитель при вынесении решения по итогам проведения проверки просит учесть следующие обстоятельства:

- ежемесячные акты оказанных услуг по Контракту за период с 01.01.2018 по 30.11.2019 подписаны одной датой – 14.09.2020, оплата в полном объеме произведена 14.09.2020 22 платежами;

- Контрактом не определены объекты муниципальной собственности – земельные участки,  с которых МУП «Новгородский водоканал» принимал сточные воды в ливневую систему водоотведения;

- площадь водосбора, указанная в Контракте, составляет 410 га, в то время как согласно решению Арбитражного суда Новгородской области от 10.02.2017 по делу № А44-5608/2015 установлено, что площадь муниципальных земель, поверхностный сток с которых поступает в систему ливневой канализации, составляет 329, 35 га. В 2018-2019 гг. на услуги «ливневой канализации» уже заключались муниципальные контракты, которые были приняты и оплачены. Применение неверного (заниженного) тарифа по ранее заключенным муниципальным контрактам (если такое было в действительности) не является основанием для заключения нового контракта на оказанные услуги в 2018-2019гг.;

- данная сделка имеет признаки фиктивности, на что указывает полное совпадение суммы займа, возвращенного МУП «Новгородский водоканал» в бюджет после реализации инвестиционных проектов по линии НЕФКО и стоимости Контракта.

В связи с поступлением Заявления Новгородским УФАС России 22.10.2020 было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки осуществления муниципальным заказчиком – Комитетом закупки на водоотведение поверхностных сточных вод в ливневую системе водоотведения (Контракт, заключенный с – МУП «Новгородский водоканал») на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Также, 22.10.2020 Новгородским УФАС России у Комитета были запрошены, в том числе, письменные объяснения в отношении заключения Контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

27.10.2020 от Комитета поступили запрошенные письменные объяснения (вх. № 7531 Новгородского УФАС России).

В данных пояснениях Комитет отмечает, что Контракт был заключен на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

МУП «Новгородский водоканал» осуществляет предоставление услуг водоотведения поверхностных сточных вод в централизованные сети ливневой канализации на основании Постановления Администрации Великого Новгорода № 6149 от 28.12.2016.

В связи с тем, что МУП «Новгородский водоканал» не имеет возможности приостановить оказание услуги по приему поверхностных сточных вод в централизованные сети ливневой канализации в силу устройства сетей водоотведения и сложившегося рельефа местности, а также в соответствии с утвержденной производственной программой несет затраты на содержания и ремонт сетей ливневой канализации для обеспечения надлежащего оказания услуги отведения поверхностного стока, то услуга считается оказанной.

Также, в соответствии с Постановлением Администрации Великого Новгорода от 22.07.2020 № 2641 оплата оказанных услуг должна производиться в размере средств, предусмотренных бюджетом Великого Новгорода на 2020-2022 годы.

При рассмотрении Заявления Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

11.09.2020 между муниципальным заказчиком – Комитетом и МУП «Новгородский водоканал» был заключен рассматриваемый Контракт.

Предметом Контракта является прием поверхностных сточных вод в централизованные сети ливневой канализации.

В преамбуле Контракта прямо указано, что данный Контракт заключен в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В пункте 14.1 Контракта указано, что Контракт вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 до 15.11.2019 (до выпадения слоя осадков 15.11.2019 года в размере 0,9147874 мм).

Таким образом, Контракт содержит условие о распространении его действия на отношения сторон, возникшие до его заключения.

По мнению Заявителя, контракт, заключаемый в рамках Закона о контрактной системе, не может распространяться на правоотношения, возникшие до его заключения.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе  закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Как следует из части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В силу пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

При этом, действующее законодательство о контрактной системе не содержит запрета на применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ при заключении контрактов (в том числе контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

Пункт 2 статьи 425 ГК РФ прямо предусматривает, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Данные выводы подтверждаются соответствующей судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2018 по делу № А56-62247/2017).

Таким образом, в данном случае действия муниципального заказчика – Комитета соответствуют требованиям действующего законодательства (в том числе ГК РФ и Закона о контрактной системе).

2. Согласно части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

В силу части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, перечислены в части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Поскольку Контракт был заключен на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, информация о нем должна была быть размещена в реестре контрактов на официальном сайте.

Изучив информацию, размещенную в открытом доступе в реестре контрактов на официальном сайте, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к выводу о размещении Контракта в реестре контрактов на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=3532105878820000015&backUrl=9acb8d85-fe68-4d3a-be56-f18d4fde1d4b.

Заказчиком размещен сканированный образ Контракта (11.09.2020), а также, 21.09.2020, информация о его исполнении (акты оказанных услуг; платежные поручения, свидетельствующие об оплате оказанных услуг).

Таким образом, заказчиком была исполнена обязанность по размещению информации о заключенном Контракте и его исполнении в реестре контрактов на официальном сайте.

Также, Инспекция Новгородского УФАС России отмечает, что контроль за обоснованием цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также контроль за исполнением сторонами заключенного контракта, не относятся к полномочиям антимонопольного органа.

Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.

Согласно пунктам 3, 5, 7 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

С учетом вышеизложенного, поскольку в дополнении к Заявлению указывается на возможные нарушения при определении цены Контракта, а также на возможные нарушения при его исполнении, Заявление в указанной части будет передано в Контрольно-ревизионное управление Администрации Великого Новгорода для проведения соответствующей проверки.

 

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция

РЕШИЛА:

 

В действиях муниципального заказчика – Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода при заключении муниципального контракта № 56/0128л от 11.09.2020 нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.

 

 

…,

….        _________________           ….

                                                                                                  (подпись)                                                              

 

…,      

….         _________________        …

                                                                                                                                (подпись)

 

…,

….         _________________        ….

                                                                                                                                 (подпись)

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны