Решение №6493/03 Решение № 92 по результатам внеплановой документарной провер... от 6 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомитету по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода
ул. Десятинная, д. 20/10,
Великий Новгород, 173007
e-mail: bomv@adm.nov.ru
alav@adm.nov.ru
Новгородскому региональному отделению Российской объединенной демократической партии «Яблоко»
ул. Большая Московская, д. 20/4,
Великий Новгород, 173000
e-mail: novyabloko@gmail.com
Решение № 92
по результатам внеплановой документарной проверки
02 ноября 2020 года Великий Новгород
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) в составе:
- …, …;
- …, …;
- …, …,
на основании приказа Новгородского УФАС России № 110/2020 от 22.10.2020, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления муниципальным заказчиком – Комитетом по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода закупки на водоотведение поверхностных сточных вод в ливневую системе водоотведения (муниципальный контракт № 56/0128л от 11.09.2020, заключенный с Муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода «Новгородский водоканал») на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
20.10.2020 в Новгородское УФАС России от Новгородского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко» (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 20/4; далее – Заявитель) поступило заявление (вх. № 7340 Новгородского УФАС России) о нарушениях, допущенных Комитетом по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10; далее – Комитет) при осуществлении закупки на водоотведение поверхностных сточных вод в ливневую системе водоотведения (муниципальный контракт № 56/0128л от 11.09.2020 (далее – Контракт), заключенный с Муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33; далее – МУП «Новгородский водоканал»)) на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Заявление).
1. Из Заявления следует, что Контракт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 до 15.11.2019.
По мнению Заявителя, поскольку Контракт заключен в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), то на него не распространяется действие пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Отношения между заказчиком и поставщиков (подрядчиком, исполнителем) в рамках контрактов, заключаемых в соответствии с Законом о контрактной системе, начинаются с момента заключения контракта.
В данном случае, Контракт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до его заключения.
В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на письмо Минфина № 24-06-01/50455 от 07.08.2017, а также письмо Министерства экономического развития № ОГ-Д28-4608 от 20.04.2017.
2. Также Заявитель отмечает, что информация о закупке и заключенном Контракте отсутствует на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).
Кроме того, 26.10.2020 от Заявителя поступили дополнения к Заявлению (вх. № 7461 Новгородского УФАС России), в которых Заявитель при вынесении решения по итогам проведения проверки просит учесть следующие обстоятельства:
- ежемесячные акты оказанных услуг по Контракту за период с 01.01.2018 по 30.11.2019 подписаны одной датой – 14.09.2020, оплата в полном объеме произведена 14.09.2020 22 платежами;
- Контрактом не определены объекты муниципальной собственности – земельные участки, с которых МУП «Новгородский водоканал» принимал сточные воды в ливневую систему водоотведения;
- площадь водосбора, указанная в Контракте, составляет 410 га, в то время как согласно решению Арбитражного суда Новгородской области от 10.02.2017 по делу № А44-5608/2015 установлено, что площадь муниципальных земель, поверхностный сток с которых поступает в систему ливневой канализации, составляет 329, 35 га. В 2018-2019 гг. на услуги «ливневой канализации» уже заключались муниципальные контракты, которые были приняты и оплачены. Применение неверного (заниженного) тарифа по ранее заключенным муниципальным контрактам (если такое было в действительности) не является основанием для заключения нового контракта на оказанные услуги в 2018-2019гг.;
- данная сделка имеет признаки фиктивности, на что указывает полное совпадение суммы займа, возвращенного МУП «Новгородский водоканал» в бюджет после реализации инвестиционных проектов по линии НЕФКО и стоимости Контракта.
В связи с поступлением Заявления Новгородским УФАС России 22.10.2020 было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки осуществления муниципальным заказчиком – Комитетом закупки на водоотведение поверхностных сточных вод в ливневую системе водоотведения (Контракт, заключенный с – МУП «Новгородский водоканал») на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также, 22.10.2020 Новгородским УФАС России у Комитета были запрошены, в том числе, письменные объяснения в отношении заключения Контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
27.10.2020 от Комитета поступили запрошенные письменные объяснения (вх. № 7531 Новгородского УФАС России).
В данных пояснениях Комитет отмечает, что Контракт был заключен на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
МУП «Новгородский водоканал» осуществляет предоставление услуг водоотведения поверхностных сточных вод в централизованные сети ливневой канализации на основании Постановления Администрации Великого Новгорода № 6149 от 28.12.2016.
В связи с тем, что МУП «Новгородский водоканал» не имеет возможности приостановить оказание услуги по приему поверхностных сточных вод в централизованные сети ливневой канализации в силу устройства сетей водоотведения и сложившегося рельефа местности, а также в соответствии с утвержденной производственной программой несет затраты на содержания и ремонт сетей ливневой канализации для обеспечения надлежащего оказания услуги отведения поверхностного стока, то услуга считается оказанной.
Также, в соответствии с Постановлением Администрации Великого Новгорода от 22.07.2020 № 2641 оплата оказанных услуг должна производиться в размере средств, предусмотренных бюджетом Великого Новгорода на 2020-2022 годы.
При рассмотрении Заявления Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
11.09.2020 между муниципальным заказчиком – Комитетом и МУП «Новгородский водоканал» был заключен рассматриваемый Контракт.
Предметом Контракта является прием поверхностных сточных вод в централизованные сети ливневой канализации.
В преамбуле Контракта прямо указано, что данный Контракт заключен в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В пункте 14.1 Контракта указано, что Контракт вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 до 15.11.2019 (до выпадения слоя осадков 15.11.2019 года в размере 0,9147874 мм).
Таким образом, Контракт содержит условие о распространении его действия на отношения сторон, возникшие до его заключения.
По мнению Заявителя, контракт, заключаемый в рамках Закона о контрактной системе, не может распространяться на правоотношения, возникшие до его заключения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Как следует из части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В силу пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
При этом, действующее законодательство о контрактной системе не содержит запрета на применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ при заключении контрактов (в том числе контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).
Пункт 2 статьи 425 ГК РФ прямо предусматривает, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Данные выводы подтверждаются соответствующей судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2018 по делу № А56-62247/2017).
Таким образом, в данном случае действия муниципального заказчика – Комитета соответствуют требованиям действующего законодательства (в том числе ГК РФ и Закона о контрактной системе).
2. Согласно части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
В силу части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, перечислены в части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Поскольку Контракт был заключен на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, информация о нем должна была быть размещена в реестре контрактов на официальном сайте.
Изучив информацию, размещенную в открытом доступе в реестре контрактов на официальном сайте, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к выводу о размещении Контракта в реестре контрактов на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=3532105878820000015&backUrl=9acb8d85-fe68-4d3a-be56-f18d4fde1d4b.
Заказчиком размещен сканированный образ Контракта (11.09.2020), а также, 21.09.2020, информация о его исполнении (акты оказанных услуг; платежные поручения, свидетельствующие об оплате оказанных услуг).
Таким образом, заказчиком была исполнена обязанность по размещению информации о заключенном Контракте и его исполнении в реестре контрактов на официальном сайте.
Также, Инспекция Новгородского УФАС России отмечает, что контроль за обоснованием цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также контроль за исполнением сторонами заключенного контракта, не относятся к полномочиям антимонопольного органа.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Согласно пунктам 3, 5, 7 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
С учетом вышеизложенного, поскольку в дополнении к Заявлению указывается на возможные нарушения при определении цены Контракта, а также на возможные нарушения при его исполнении, Заявление в указанной части будет передано в Контрольно-ревизионное управление Администрации Великого Новгорода для проведения соответствующей проверки.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях муниципального заказчика – Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода при заключении муниципального контракта № 56/0128л от 11.09.2020 нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.
…,
…. _________________ ….
(подпись)
…,
…. _________________ …
(подпись)
…,
…. _________________ ….
(подпись)
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.