Решение №1665/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-178/2022 по результатам рассмотрения жал... от 8 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Мошенского муниципального района

 

ул. Советская, 5,

с. Мошенское, Мошенской район,

Новгородской обл., 174450

 

                                                                    

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

                                                                        

                                                                          Участнику закупки (подателю жалобы) –

ИП …

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-178/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

05 апреля 2022 года                                                                                   Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

…. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя муниципального заказчика – Администрации Мошенского муниципального района – …. (доверенность ….);

податель жалобы – Индивидуальный предприниматель ….. надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя ….   далее – … Индивидуальный предприниматель) на действия муниципального заказчика – Администрацию Мошенского муниципального района (174450, Новгородская область, Мошенской район, с. Мошенское, ул. Советская, д.5; далее – Администрация) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Советская с. Мошенское Мошенского сельского поселения Мошенского муниципального района Новгородской области, извещение № 0350300032522000009 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ1 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 21.03.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.03.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП …. на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Советская с. Мошенское Мошенского сельского поселения Мошенского муниципального района Новгородской области, извещение № 0350300032522000009 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ1 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  21.03.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно доводам Жалобы ИП …. считает, что поскольку в рамках рассматриваемой закупки будет производиться текущий ремонт автомобильной дороги, муниципальным заказчиком в информационной карте о проведении электронного аукциона (далее – Извещение) неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позиции 17 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571), которая посвящена капитальному ремонту автомобильных дорог.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Муниципальный заказчик – Администрация считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменной объяснительной на нее (вх. № 1947 от 01.04.2022 Новгородского УФАС России).

Так, муниципальный заказчик считает, что дополнительные требования в Извещении установлены в соответствии с позицией 17 Постановления Правительства      № 2571, потому что объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, а не текущий ремонт.

Присутствовавшая на рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика поддержала вышеприведенные письменные объяснения в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в объем указанных работ, включены работы с характером, присущим работам по капитальному ремонту дорог, что подтверждается заключением № 193 от 11.05.2021 «О проверке сметной стоимости объектов по муниципальному контракту № ПСД/200 РД-21 от 26.04.2021» ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области», утверждённой заместителем директора – начальником регионального центра мониторинга и ценообразования в строительстве Новгородской области ….

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В марте 2022 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Советская с. Мошенское Мошенского сельского поселения Мошенского муниципального района Новгородской области, извещение № 0350300032522000009 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ1 на официальном сайте 21.03.2022, начальная (максимальная) цена контракта - 7 008 870,37 рублей.

Извещение об электронном аукционе утверждено распоряжением № 113-рз от 21.03.2022 заместителя главы Администрации …. 21.03.2022.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 2571.

Согласно пункту 1 Постановления № 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

В силу пункта 17 Постановления № 2571 к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги устанавливаются следующие дополнительные требования:

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, вышеприведенный пункт Постановления № 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки если объектом такой закупки является выполнение капительного ремонта автомобильной дороги.

Пункт 7.3 Извещения содержит дополнительное требование к участникам закупки по пункту 17 Постановления № 2571.

Решая вопрос о правомерности либо неправомерности определения муниципальным заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 17 Постановления № 2571 Комиссия исходила из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 5 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Советская с. Мошенское Мошенского сельского поселения Мошенского муниципального района Новгородской области (далее - Работы).

Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к Извещению (далее - ТЗ).

В перечне видов работ, отраженных в ТЗ, имеются такие работы как:

- демонтаж металлических ограждений высотой 1м (длиной 300 м) (позиция 12);

- устройство металлических ограждений (длиной 300 м) (позиция 43).

Такие же виды работ отражены в пункте 3 ТЗ (Состав работ), а именно:

- демонтаж ограждения металлического 300 метров;

- устройство ограждения участок № 2 ул. Советская (центральная площадь).

Абзацем «а» подпункта 4 пункта 3 раздела 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом № 402 Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 (далее – Приказ № 402), работы по замене знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Абзацем «б» подпункта 4 пункта 4 раздела 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом № 402, работы по обустройству ремонтируемых участков автомобильных дорог недостающими дорожными знаками, сигнальными столбиками и ограждениями относятся к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода.

В связи с вышеизложенным, несмотря на отсутствие в наименовании объекта закупки указания на то, что в рамках рассматриваемой закупки будет осуществляться капитальный ремонт автомобильной дороги, техническое задание содержит виды работ, которые в силу Приказа № 402 относятся исключительно к капитальным работам.

Таким образом, заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки по позиции 17 Постановления № 2571, в связи с чем доводы Жалобы не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.

О том, что в рамках рассматриваемой закупки будут осуществляться работы капитального характера, также свидетельствует представленное муниципальным заказчиком – Администрацией заключение № 193 от 11.05.2021 о проверке сметной стоимости объекта по муниципальному контракту № ПСД/200РД-21 от 26.04.2021  из пункта 3.1 которого следует, что сметная документация составлена в соответствии с Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр.

На основании вышеизложенного, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать писание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Как было указано ранее, описание объекта закупки содержится в ТЗ.

Аналогичное по содержанию ТЗ содержится в приложении № 1 к Проекту контракта.

При этом, пункты 1, 4, 7, 9, 14, 19, 22, 24, 27, 34, 39 ТЗ требуют от подрядчика при выполнении работ использовать определенное технологическое оборудование, а именно снятие деформированных асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 1500-2100 мм, при транспортировке битумной эмульсии использовать автогудронаторы емкостью цистерны 3500 л, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками третьего типоразмера. 

Однако какого-либо обоснования необходимости применения именно этого оборудования при выполнении вышеуказанных работ Извещение не содержит.

Включение в Извещение (ТЗ) оборудования с вышеуказанными характеристиками ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику, функционально способную выполнять необходимые работы, но при этом обладающую иными характеристиками (самоходные холодные фрезы с иной шириной фрезерования, автогудронаторы с другой ёмкостью цистерны, асфальтоукладчики иного типоразмера).

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них определенных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом муниципального контракта.

2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В пункте 1 Примечания к ТЗ предусмотрена доставка битумной эмульсии из г. Боровичи расстояние доставки 52 км.

Требования относительно определенного места доставки битумной эмульсии является избыточным, какого-либо обоснования необходимости применения эмульсии именно из г. Боровичи Извещение не содержит.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установление неправомерных требований к месту доставки материала для ремонта автомобильной дороги.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица муниципального заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в его выдачи в связи с признанием закупки путем проведения электронного аукциона несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок.

Каких-либо иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении внеплановой проверки действий муниципального заказчика – Администрации в ходе осуществления рассматриваемой закупки не установлено.

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …. на действия муниципального заказчика – Администрации Мошенского муниципального района (174450, Новгородская область, Мошенской район, с. Мошенское, ул. Советская, д.5) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Советская с. Мошенское Мошенского сельского поселения Мошенского муниципального района Новгородской области, извещение № 0350300032522000009 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ1 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  21.03.2022, необоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Мошенского муниципального района нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с признанием закупки путем проведения электронного аукциона несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Мошенского муниципального района.

 

Председатель Комиссии                                                                              ….

                              

Члены Комиссии                                                                                          ….

 

….

                                                                                                                      

                                                                                                                       

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны