Определение №124/02 Определение о назначении дела № 053/01/16-14/2020 о нарушени... от 15 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Директору  МКУ «УКС»

 В….

ул. Каберова-Власьевская, д. 4,

Великий Новгород, 173007

uksnov@yandex.ru

 

 

ООО «Строительное управление №53»

174409, Новгородская обл., Боровичский район, г.  Боровичи, ул. Промышленная, д.11

 

 

Председателю

Контрольно-счетной палаты

Великого Новгорода

  Л….                                                      

 ул. Большая Власьевская, д. 4,

 Великий Новгород, 173007

 

Исходящие № 124/02 от 15.01.2020

                                                                                                                  

Определение

о назначении дела № 053/01/16-14/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

15 января  2020  года                                                                        Великий Новгород

 

 

Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела №  053/01/16-14/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

 

у с т а н о в и л:

В Новгородское УФАС России (далее – Управление)  Контрольно-счетной палатой Великого Новгорода  (далее – Счетная палата) направлены материалы (вх.№ 7229  от 25.10.2019) по  признакам нарушения муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» (далее – МКУ «УКС», Учреждение) антимонопольного  законодательства при использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Новгородской области» государственной программы «Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных услуг в Новгородской области на 2014-2018 годы и на период до 2021 года», в части мероприятий по развитию инфраструктуры Деревяницкого жилого района Великого Новгорода в 2018 году и истекшем периоде 2019 года» (далее – Мероприятия).

Из материалов, представленных Счетной палатой, следует, что в ходе проверки в 2019 году целевого и эффективного использования бюджетных средств муниципальным заказчиком МКУ «УКС» были установлены, факты, свидетельствующие о   нарушении  запретов, установленных Федеральным законом от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В рамках реализации Мероприятий в проверяемом периоде осуществлялось строительство насосной станции третьего подъема, в том числе резервуаров чистой воды (далее — Объект).

С целью реализации Мероприятий в рамках положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчиком 11.07.2018 в ЕИС было размещено извещение о закупке № 0350300011818000139 способом аукциона в электронной форме, предметом которого являлись работы по строительству Объекта (применен код наименования товара, работы, услуги 41.20.40.000) . Закупка осуществлялась в соответствии с планом-графиком закупок МКУ «УКС» на 2018 год. Документация об электронном аукционе на строительство Объекта утверждена директором МКУ «УКС» Васильевым А.А. (далее - документация закупки).

Согласно документации закупки  начальная максимальная цена контракта (далее – НМЦК)  по строительству Объекта составила 212 584,5 тыс. руб. и включила в себя весь комплекс работ, обеспечивающих заказчику сдачу законченного строительством Объекта в эксплуатацию, а так же иные работы, необходимые для полного функционирования Объекта. Согласно приложению № 1 к документации закупки НМЦК определена проектно-сметным методом, в обоснование которого приложены локальные сметы, ведомости объемов работ, а также сводный сметный расчет стоимости строительства Объекта, приведенный индексом дефлятором в цены 2018 года.

Согласно протоколу заседания комиссии заказчика от 24.08.2018 на электронный аукцион была подана единственная заявка ООО «Строительное Управление № 53» (ИНН 5320023246), которая была рассмотрена и признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об аукционе. В итоге, электронный аукцион был признан несостоявшимся и заказчиком с ООО «Строительное Управление № 53» (далее – ООО «СУ № 53, подрядчик) 05.09.2018  заключен муниципальный контракт № 0350300011818000139 (далее - муниципальный контракт) по НМЦК (212 584,5 тыс. руб.), соответственно, экономия бюджетных средств отсутствовала.

Для определения стоимости строительства, а также формирования цен на строительную продукцию, постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004) утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (далее – Методика № 15/1). Согласно  положениям Методики № 15/1, исходя из установленной технологической структуры капитальных вложений и порядка осуществления деятельности строительно-монтажных организаций, установлен перечень затрат, технологически и функционально связанных с объектом капитального строительства и включаемых в сметную стоимость строительства.

Так, согласно пункту 3.14 Методики № 15/1, сметная стоимость строительства может включать в себя следующие затраты: стоимость строительных работ, стоимость работ по монтажу оборудования, затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря, а также прочие затраты, перечень основных видов которых определен в приложении № 8 к Методике № 15/1.

По определению, приведенному в Методике №15/1, сводные сметные расчеты строительства зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства объектов, предусмотренных проектом. Помимо затрат, непосредственно связанных со строительством и участвующих в формировании НМЦК на выполнение работ по капитальному строительству, сводным сметным расчетом стоимости строительства предусмотрены средства на возмещение других затрат, осуществление которых предусмотрено нормами законодательных и иных актов, регулирующих строительную деятельность. В  их числе затраты заказчика на строительный контроль (технический надзор), предусматриваемые по главе 10 «Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора)» сводного сметного расчета стоимости строительства.

Расчет затрат по указанной главе осуществляется на основе нормативов расходов заказчика на осуществление строительного контроля и нормативов численности работников заказчика, на которых, в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, установленных положениями Постановления № 468.

Таким образом  расходы, предусмотренные в сводном сметном расчете на возмещение затрат по содержанию службы заказчика-застройщика (технического надзора), являются средствами заказчика на выполнение функций строительного контроля, которые не подлежат выплате подрядчику по договору строительного подряда, соответственно, указанные расходы подлежали исключению из расчета и определении НМЦК на выполнение работ по строительству.

Договор оказания услуг по техническому сопровождению за строительством Объекта № 06-09/2018 от 06.09.2018 г., предполагающий осуществление строительного контроля в соответствии с Постановлением № 468, стоимость услуг определена в сумме 750 тыс. руб. (далее - договор строительного контроля). Данный договор строительного контроля является трехсторонним, помимо заказчика (МКУ «УКС») и исполнителя, которым определено ГБУ «УКС Новгородской области», третьей стороной выступает подрядчик по муниципальному контракту на строительство Объекта, который по условиям договора является плательщиком услуг по осуществлению строительного контроля, оказанных исполнителем. Согласно документам (актам об оказании услуг), по данному договору оплачено подрядчиком исполнителю за весь период строительства Объекта в сумме 750 тыс. руб., т. е. в полном объеме.

Таким образом, исполнение функций строительного контроля, установленных Постановлением № 468, заказчиком были фактически переданы ГБУ «УКС Новгородской области».

Договор на осуществление авторского надзора за строительством Объекта № 882А от 27.09.2018 заключен  подрядчиком с ОАО «Институт Новгородгражданпроект» на сумму 750 тыс. руб., которые также оплачены полностью.

Затраты на строительный контроль (в т. ч. авторский надзор), предусмотренные по главе 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства Объекта, которые в перерасчете на текущий уровень цен (2018 года) составили в сумме 3 283,48 тыс. руб. (3 874,5 тыс. руб.  с учетом НДС). Согласно договору  оказания услуг по техническому сопровождению за строительством Объекта № 06-09/2018 от 06.09.2018, предполагающему  осуществление строительного контроля в соответствии с Постановлением № 468, стоимость услуг определена в сумме 750 тыс. руб. В соответствии с договором на осуществление авторского надзора за строительством Объекта № 882А от 27.09.2018, заключенного подрядчиком с ОАО «Институт Новгородгражданпроект»,  его стоимость   определена  в сумме 750 тыс. руб. (фактически  услуги авторского надзора составили 634180,79 руб.).

Как следует из пояснений  МКУ «УКС» (письмо от 20.11.2019 исх. № 1284), остатки неиспользованных на строительный контроль   средств в сумме 1899,3 тыс. руб. (2241,2 тыс. руб. с учетом НДС) фактически были направлены на увеличение стоимости других глав, поскольку смета к проекту составлена в ценах Минстроя РФ, тогда как,  смета  к муниципальному контракту составлена в текущих ценах и индексах по письму Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области, сметные расценки которых различаются в большую сторону. Также проект разрабатывался  в 3-ем квартале 2017 года, тогда как, муниципальный контракт был заключен в сентябре 2018 года, за прошедший год стоимость материалов и оборудования изменилась.

В итоге затраты на оказание услуг по строительному контролю (в т.ч. авторскому надзору), предусмотренные в сводном сметном расчете стоимости строительства Объекта по главе 10, были включены заказчиком в состав одной закупки по строительству Объекта, и, соответственно, в цену заключенного по итогам торгов муниципального контракта на строительство Объекта, впоследствии оплачены подрядчику в полном объеме по актам о приемке выполненных работ ф. № КС-2.

Учитывая, что указанный выше договор на услуги строительного контроля был заключен заказчиком без проведения публичных процедур, предусмотренных нормами Закона № 44-ФЗ, а также Постановления № 468,  МКУ «УКС» фактически были совершены действия, которые привели к ограничению конкуренции.

Действия заказчика (включение в одну закупку работ по строительству Объекта и оказанию услуг по строительному контролю, имеющих разные товарные рынки и круг потенциальных участников, при описании предмета размещаемой закупки, как строительство Объекта с присвоением соответствующего работам по строительству кода закупки) имели определенные последствия в виде невозможности участия в рассматриваемой закупке неограниченного круга лиц, осуществляющих строительный контроль.

Статьей 16   Закона о защите конкуренции  запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (в частности пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, действия МКУ «УКС» и ООО «СУ №53»  являются соглашением, запрещенным пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в части включения затрат на оказание услуг по строительному контролю (в т.ч. авторскому надзору), предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства Объекта по главе 10,   в состав одной закупки по строительству Объекта, и, соответственно, в цену заключенного по итогам торгов муниципального контракта на строительство Объекта, впоследствии оплаченных подрядчику в полном объеме по актам о приемке выполненных работ ф. № КС-2, и передачи функций строительного контроля, установленных Постановлением № 468, заказчиком   ГБУ «УКС Новгородской области»  без проведения конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Продуктовыми границами рынка в данном случае  являются  услуги по строительному контролю. Строительный контроль заказчика – это комплекс мероприятий, направленных на контроль за обеспечением требуемого качества строительно-монтажных работ, объемов, стоимости и сроков их выполнения. Ведение строительного контроля является обязательным на всех строительных объектах.

 Строительный контроль проводится профессиональной организацией, которая имеет допуск СРО на строительные работы. Географические границы рынка выходят за пределы Новгородской области.

Проведение публичных процедур (аукционов) обеспечивает конкуренцию, состязательность (соперничество) хозяйствующих субъектов, равную возможность хозяйствующих субъектов в осуществлении деятельности по оказанию услуг по строительному контролю.

 Действия МКУ «УКС» и  ООО «СУ №53»  привели к недопущению конкуренции, поскольку  ГБУ «УКС Новгородской области»    было определено исполнителем по осуществлению   строительного контроля  без проведения конкурентной процедуры (конкурса, аукциона), в результате чего были нарушены права потенциальных участников,   не была обеспечена открытость, эффективность, состязательность при определении исполнителя по осуществлению   строительного контроля.

С учетом вышеизложенного в рассматриваемых действиях МКУ «УКС»     и  ООО «СУ №53»  содержатся признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № 053/01/16-22/2019  о нарушении антимонопольного законодательства  

 

                                                           о п р е д е л и л:

 

           1. Назначить дело № 053/01/16-14/2020 к рассмотрению на 12 февраля 2020  года  в 10 часов  00 мин. по  адресу:  Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д.3, каб.217.

            2.  МКУ «УКС»     в срок до 10 февраля 2020 года представить в Управление следующие  документы:

2.1 Письмо Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области, на которое ссылается в своем пояснении начальник ПТО МКУ «УКС»     Шашкин А.М.

2.2 Копии  актов выполненных работ по осуществлению строительного контроля заказчика и  платежных документов по оплате в соответствии с этими актами.

2.3 Копии  актов выполненных работ по осуществлению авторского надзора   и  платежных документов по оплате в соответствии с этими актами.

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право, помимо прочего, представлять доказательства,  давать пояснения в письменной форме, приводить свои доводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения дела.

 

          Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела и документом, удостоверяющим личность) обязательна.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            В…..

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны