Решение №2139/03 Решение № 053/07/3.2-156/2019 по результатам рассмотрения жа... от 13 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – ОГБПОУ «Новгородский агротехнический техникум»

и его закупочной комиссии

пр-кт Александра Корсунова, д. 38,

Великий Новгород, 173018

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ» (УТП)

Большой Саввинский переулок,

д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

company@sberbank-ast.ru

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Строительные технологии»

ул. Великая, д. 22,

Великий Новгород, 173003

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3.2-156/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

30 апреля 2019 года

Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:

Куриков И.А.– председатель Комиссии, временно исполняющий обязанности руководителя – начальник отдела Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Новгородский агротехнический техникум» (173018, Великий Новгород, пр-кт Александра Корсунова, д. 38; далее – ОГБПОУ «Новгородский агротехнический техникум», ОГБПОУ «НАТ») – исполняющего обязанности директора ОГБПОУ «НАТ» «….», также являющегося председателем закупочной комиссии заказчика;

участника закупки (подателя жалобы) – Общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» (173003, Великий Новгород, ул. Великая, д. 22; далее – ООО «Строительные технологии») – «….» (доверенность б/н от 20.03.2019),

рассмотрев жалобу ООО «Строительные технологии» на действия заказчика – ОГБПОУ «НАТ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт лабораторного и учебного корпусов ОГБПОУ «Новгородский агротехнический техникум», извещение № 31907755414 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 11.04.2019,

УСТАНОВИЛА:

19.04.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Строительные технологии» на действия заказчика – ОГБПОУ «НАТ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт лабораторного и учебного корпусов ОГБПОУ «Новгородский агротехнический техникум», извещение № 31907755414 о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.04.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - ОГБПОУ «НАТ» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

По мнению ООО «Строительные технологии» установленные заказчиком по позиции 61, 67, 87 Приложения № 2 к документации о проведении настоящего открытого аукциона в электронной форме (утверждена директором ОГБПОУ «НАТ» «…».; далее – Приложение № 2, Документация) показатели товаров, намеренно вводят участников закупки в заблуждение.

В частности, ООО «Строительные технологии» считает, что заказчиком при описании объекта закупки по позиции 61 «Оцинкованная сталь с дифференцированным покрытием» Приложения № 2 установлены завышенные требования к группе стали, по позиции 67 «Огнетушитель» Приложения № 2 установлены излишние требования к пломбе огнетушителя, в том числе отдельные требования к качеству проволоки или лески, по позиции 87 «Блоки дверные ПВХ однопольные» Приложения № 2 установлены излишние требования к товару, их составляющим, не позволяющие определить действительные потребности заказчика, и предусматривает поставку различных дверных блоков, отличающимся по своим характеристикам.

Установленные заказчиком требования к конкретным показателям товаров используемых при выполнении работ, носят необъективный характер, не отражают реальных потребностей в товарах, которые заложены в проектно-сметной документации и не относящихся к выполнению конкретных необходимых ремонтных работ.

На основании изложенного, ООО «Строительные технологии» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Строительные технологии» поддержала доводы Жалобы в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Следовательно, внеплановая проверка действий заказчика – ОГБПОУ «НАТ» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в силу части 13 статьи 3 Закона о закупках в данном случае Комиссией не проводится, рассмотрению и оценке подлежат исключительно доводы Жалобы.

Заказчик – ОГБПОУ «НАТ» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 3037 от 26.04.2019 Новгородского УФАС России) считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, заказчиком установлены требования к качественным характеристикам товаров на основании требований соответствующих государственных стандартов в соответствии с требованиями Закона о закупках.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержал доводы вышеуказанных возражений в полном объеме, а также дополнительно пояснил следующее.

Каких-либо завышенных требований к товарам, используемым при выполнении работ, Приложение № 2, по мнению заказчика, не содержит. Квалификация участника закупки подтверждается среди прочего и его способностью заполнить заявку надлежащим образом в соответствии с требованиями Документации и Инструкции.

При разработке Документации, а также при определении требований к товарам функции технического заказчика осуществляло Государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Новгородской области».

Кроме того, в разработке Документации (Технического задания), а также при определении требований и значений показателей к товарам, принимал участие специалист (главный инженер) проектной организации - ООО «АГРОПРОМПРОЕКТ», разработавшей проектно-сметную документацию на рассматриваемую закупку, что подтверждается письмом ООО «АГРОПРОМПРОЕКТ» исх. № 114/1 от 07.12.2018.

Помимо изложенного, представители заказчика просили учесть социальную значимость объекта рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - ОГБПОУ «НАТ» при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках применяется Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОГБПОУ «НАТ» (утверждено приказом министерства образования Новгородской области от 15.04.2019 № 432; далее – Положение).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, ОГБПОУ «НАТ» при проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Подпунктом 2 пункта 4.1 Положения также предусмотрен такой способ закупки как аукцион в электронной форме (далее – аукцион), а порядок его проведения регламентирован пунктом 9.7 Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1-3, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди прочего должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 9.7.1.2 Положения аукционная документация должна разрабатываться в соответствии с требованиями пункта 9.2 Положения.

В подпунктах 1-3, 17 пункта 9.2.8 Положения требования пунктов 1-3, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках относительно содержания документации о закупке установлены в аналогичном виде.

Как отмечалось выше, неотъемлемой частью Технического задания является Приложение № 2, содержащее среди прочего и сведения о функциональных (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров и материалов, используемых при выполнении работ, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме.

Таким образом, описание объекта рассматриваемой закупки также содержится и в Приложении № 2, в соответствии с положениями которого участникам закупки надлежало заполнять заявки на участие в ней в части указания в них конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных объектом открытого аукциона в электронной форме.

По мнению подателя Жалобы, при описании объекта рассматриваемой закупки, в том числе при установлении требований к товару по позиции 61, 67 Приложения № 2, заказчиком были совершены действия, приведшие к необоснованному ограничению числа участников закупки, в виде установления излишних, завышенных требований к товару и их составляющим, а также установлении требований к товарам, противоречащим государственным стандартам или сужающим установленные ими нормативы.

Вместе с тем, доказательств наличия в Документации, а также приложениях к ней таких требований к товарам и их составляющим ООО «Строительные технологии» в Жалобе не приведено.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)» (за исключением случаев предусмотренным пунктами «а»-«г» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Кроме того, как уже указывалось выше, при описании объекта закупки заказчик должен использовать существующие технические регламенты в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Так, заказчиком – ОГБПОУ «НАТ» для указанного в Приложении № 2 по позиции 61 товара (Оцинкованная сталь с дифференцированным покрытием) предусмотрены функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики. Требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов в Документацию не включены.

Требование пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки было исполнено, в Приложении № 2 при описании товара по позициии 61 использованы положения соответствующих государственных стандартов.

Так, основные параметры и размеры стали и его классификация прямо предусмотрены положениями ГОСТ 14918-80, ГОСТ 19904-90.

Кроме того, согласно пункту 1.1 ГОСТ 14918-80 сталь тонколистовая оцинкованная подразделяется по назначению на группы для холодной штамповки - ХШ, для холодного профилирования – ХП, общего назначения – ОН.

Также, согласно пункту 1.1 ГОСТ 14918-80, сталь группы ХШ по способности к вытяжке подразделяется на категории нормальной вытяжки – Н, глубокой вытяжки – Г, весьма глубокой вытяжки – ВГ.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений ГОСТ 14918-80, все установленные заказчиком значения показателей регламентируются положениями соответствующих государственных стандартов.

По позиции 87 «Блоки дверные ПВХ однопольные» Приложения № 2 среди прочих показателей для данного товара заказчиком - ОГБПОУ «НАТ» предусмотрены следующие показатели, а также их требуемые значения:

- показатель «по виду заполнения», требуемое значение - «с заполнением стеклопакетами; глухие (с заполнением панелями или непрозрачным материалом)»;

- показатель «панели», требуемое значение - «трехслойные панели из пластиковых или алюминиевых облицовочных листов с заполнением утеплителем; однослойные из вспененного жесткого поливинилхлорида».

Согласно Инструкции указанный товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 30970-2014.

Согласно пункту 4.1.2 ГОСТ 30970-2014 по виду заполнения дверных полотен (N 2) дверные блоки подразделяют:

- на остекленные (с заполнением стеклопакетами или различными видами листовых стекол: узорчатыми, закаленными, многослойными, армированными и др.);

- глухие (с заполнением панелями или другими непрозрачными материалами);

- комбинированные (со светопрозрачным заполнением верхней части и глухим заполнением нижней части полотна).

Соответственно, исходя из положений ГОСТ 30970-2014, заполнение стеклопакетами и заполнение панелями являются различными видами заполнителя дверных полотен.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика пояснил, что требования к дверным блокам установлены подобным образом, с целью расширения возможности участника предложить материалы с различными характеристиками, поскольку любой из вариантов удовлетворяет потребности заказчика, т.е. заказчик напротив расширил для участников возможности предоставления различных по своим характеристикам товаров.

По позиции 67 «Огнетушитель» Приложения № 2 при установлении значений показателей товара также использовались положения соответствующих государственных стандартов.

Так, основные параметры и требования прямо предусмотрены положениями ГОСТ 51017-2009, ГОСТ Р 51057-2001.

Кроме того, по позиции 67 «Огнетушитель» Приложения № 2 среди прочих показателей для данного товара, которые регламентируются ГОСТ, заказчиком - ОГБПОУ «НАТ» предусмотрен показатель «пломба для огнетушителя», а также требуемые к этому показателю неизменяемые конкретные значения.

При изучении данных значений показателей Комиссия Новгородского УФАС России установила, что предусмотренные значения показателя являются допустимыми, и никоим образом не вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, поскольку данные показатели товара являются неизменяемыми и позволяют надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика пояснил, что при установлении значений показателей к пломбе для огнетушителя, заказчик руководствовался Правилами пожарной безопасности Российской Федерации, а также добавил, что подобные требования к пломбе для огнетушителя направлены для того, чтобы ответственные за пожарную безопасность сотрудники могли однозначно визуально определить, что огнетушитель не вскрывался. При этом большая часть требований являются неизменяемыми, а остальные требования являются общедоступными исходя из вышеуказанных ГОСТов и не требуют проведения каких либо испытаний или наличия у участника данного товара, что не может как то ограничивать участников или вводить их в заблуждение.

Кроме того, согласно Инструкции в случае отсутствия, указания на отсутствие нормирования  или указания на то, что характеристику не определяют, не назначают, не контролируют  в нормативной документации или в соответствии со сделанным выбором (типа, вида, марки и т.п.) значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе «Значение, предлагаемое участником» участник закупки любым удобным способом указывает на это, например, может указывать прочерк «-», либо «не нормируется», либо «отсутствует», либо «не определяют», «не назначают», «не контролируют» и т.д.

Таким образом, в случае отсутствие нормирования  или указания на то, что характеристику не определяют, не назначают, не контролируют  в нормативной документации участник закупки вправе не указывать значения показателей товара, при этом заявку такого участника закупки закупочная комиссия не вправе будет отклонить

В данном случаи, в Документации отсутствуют условия того, что значения показателей к пломбе для огнетушителей нормируются  или контролируются  в нормативной документации, следовательно, участники закупки не обязаны были указывать данные значения показателей.

На основании вышеизложенного, Жалоба является необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» (173003, Великий Новгород, ул. Великая, д. 22) на действия заказчика – Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Новгородский агротехнический техникум» (173018, Великий Новгород, пр-кт Александра Корсунова, д. 38) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт лабораторного и учебного корпусов ОГБПОУ «Новгородский агротехнический техникум», извещение № 31907755414 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 11.04.2019, необоснованной.

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

С.О. Михайлов

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны