Решение №ИК/1840/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-217/2023 по результатам рассмотрения жал... от 16 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

 

e-mail: torgi_e105@mail.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ТЭК-Торг»

 

e-mail: help@tektorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Лидер»

 

e-mail: …

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/31-217/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

11 мая 2023 года                                                                                         Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителя государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» – …;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Лидер» надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (119330, г. Москва, ул. Дружбы, д. 4, к. 1, оф. 17; далее – ООО «Лидер») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва – Волоколамск – граница с Латвийской Республикой на участке км 233+000 – км 248+000, Тверская область, извещение № 0336100012523000005 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 20.04.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.05.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Лидер» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва – Волоколамск – граница с Латвийской Республикой на участке км 233+000 – км 248+000, Тверская область, извещение № 0336100012523000005 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте 20.04.2023 (вх. № 2213-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению подателя Жалобы, входящие в объект рассматриваемой закупки работы по установке дорожных знаков и металлического барьерного ограждения согласно утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация) относятся к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Однако проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, государственным заказчиком в описание объекта закупки в данном случае не включена.

2. В разделе 2 Приложения № 4 к извещению о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме в редакции № 2 (далее – Приложение № 4; Извещение) государственным заказчиком в нарушение требований утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Постановление № 2604) Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение) установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки для детализирующего показателя «общая цена исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «квалификация участников закупки») – 2 500 000 000, 00 рублей.

Указанное предельное максимальное значение характеристики влечет необоснованное ограничение количества участников закупки.

В обоснование своей позиции податель Жалобы ссылается на письмо ФАС России от 08.12.2021 № МШ/105064/21 (далее – Письмо ФАС России).

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Суть представленных ФКУ Упрдор «Россия» возражений на Жалобу (вх. № 2352/23 от 10.05.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

1. В соответствии с Классификацией замена ограждений, перил и тротуаров относится к числу работ по ремонту автомобильных дорог.

Кроме того, в рамках работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, не предусмотрено изменение параметров линейного объекта или его частей, затрагивание конструктивных и иных характеристик надежности и безопасности автомобильной дороги.

Следовательно, подлежащие выполнению в рамках закупки работы государственным заказчиком верно определены как работы по ремонту автомобильной дороги, в связи с чем описание объекта закупки содержать проектную документацию не обязано.

2. Установленный государственным заказчиком в Приложении № 4 порядок оценки заявок в рамках детализирующего показателя «общая цена исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки» полностью соответствует требованиям Положения.

При этом, формула оценки, предусмотренная подпунктом «е» пункта 20 Положения, предусматривает наличие в порядке оценки предельного максимального значения характеристики объекта закупки.

С учетом изложенного, государственный заказчик считает Жалобу необоснованной.

Присутствовавшая на заседании Комиссии представитель государственного заказчика поддержала возражения на Жалобу в полном объеме, а также дополнительно указала следующее.

Описание объекта закупки в данном случае предусматривает замену (демонтаж и установку) дорожных знаков, поврежденных вследствие истечения межремонтных сроков, что не относится к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Кроме того, согласно находящейся в свободном доступе информации, податель Жалобы не имеет опыта участия в закупках ни в рамках Закона о контрактной системе, ни в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)), в связи с чем его права при осуществлении рассматриваемой закупки затронуты быть не могли.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В апреле-мае 2023 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва – Волоколамск – граница с Латвийской Республикой на участке км 233+000 – км 248+000, Тверская область.

Извещение было утверждено заместителем начальника ФКУ Упрдор «Россия» … 20.04.2023, в указанную дату Извещение данным должностным лицом государственного заказчика было размещено на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

Согласно пункту 5 Извещения объектом рассматриваемой закупки является ремонт автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва – Волоколамск – граница с Латвийской Республикой на участке км 233+000 – км 248+000, Тверская область.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

В состав Приложения № 1 входит Техническое задание, приложением № 1 к которому является Ведомость объемов работ (далее – ВОР).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

Как следует из Жалобы, с учетом наличия в описании объекта закупки работ по установке дорожных знаков и металлического барьерного ограждения, ООО «Лидер» приходит к выводу, согласно которому закупаемые работы относятся к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, что требует наличия проектной документации в описании объекта закупки.

Рассмотрев указанный довод Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 7 ВОР предусмотрен демонтаж барьерного ограждения, а пунктом 100 ВОР – его установка.

Вместе с тем, замена ограждений/барьерных ограждений Классификацией одновременно отнесена как к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (подпункт «з» пункта 3 и подпункт «а» пункта 4 части 3 раздела 2), так и к числу работ по ремонту автомобильных дорог (подпункт «п» пункта 3 части 5 раздела 3).

Указанные обстоятельства позволяют закупать работы по замене ограждений как в рамках закупки на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, так и в рамках закупки на выполнение работ по ее ремонту, в связи с чем их наличие в ВОР однозначно свидетельствовать о характере закупаемых работ не может.

Пунктами 4-6 ВОР предусмотрены демонтаж дорожных знаков (их щитков, стоек, фундаментов), а пунктом 64 ВОР – их установка.

Согласно устным пояснениям присутствовавшей на заседании Комиссии представителя государственного заказчика, ВОР в данном случае предусматривает именно замену (демонтаж и установку) дорожных знаков, поврежденных вследствие истечения межремонтных сроков.

Вместе с тем, замена поврежденных дорожных знаков и стоек подпунктом «а» пункта 4 части 6 раздела 4 Классификации однозначно отнесена к числу работ по содержанию автомобильных дорог, подпунктом «а» пункта 4 части 3 раздела 2 Классификации в качестве вида работ по капитальному ремонту автомобильных дорог названа просто замена знаков, то есть независимо от наличия или отсутствия на них каких-либо повреждений.

При этом необходимо отметить, что наличие в объекте рассматриваемой закупки с основным видом работ по ремонту автомобильной дороги вышеуказанных сопутствующих работ по ее содержанию (замена поврежденных дорожных знаков) не препятствовало участию в настоящем открытом конкурсе в электронной форме и не привело к ограничению количества его участников, поскольку работы по ремонту и работы по содержанию автомобильных дорог являются функционально взаимосвязанными и не требуют наличия у участников закупки специальной правоспособности в виде членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Указанное подтверждается поступлением заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме от 2 хозяйствующих субъектов (протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке № ПРО2-ЭК (005) от 04.05.2023), а также отсутствием запросов участников закупки, включая потенциальных, о даче разъяснений положений Извещения.

Кроме того, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги при осуществлении такой закупки устанавливаются в соответствии с одной и той же позицией (18) приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление № 2571).

Таким образом, входящие в объект рассматриваемой закупки работы не относятся к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, в связи с чем наличие в описании объекта закупки проектной документации в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в данном случае не требуется.

2. Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением № 2604 утверждено вышеупомянутое Положение.

Согласно пункту 2 Положения оценка заявок – действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Положения при проведении конкурсов:

- с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения;

- критерии оценки, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы).

Таким образом, на законодательном уровне закреплено требование о применении при проведении конкурсов не менее 2 критериев оценки, одним из которых в обязательном порядке должен являться «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», следовательно, оставшиеся критерии оценки заявок участников конкурса определяются заказчиком самостоятельно.

Воспользовавшись своим правом, государственный заказчик в пункте 10 Извещения установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

«цена контракта, сумма цен единиц товара, работы услуги» - величина значимости 60 %;

«квалификация участников закупки» - величина значимости 40 %.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ, устанавливающий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме государственным заказчиком определен в Приложении № 4.

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно разделу 2 Приложения № 4 в качестве показателя оценки в рамках критерия «квалификация участников закупки» государственным заказчиком установлен показатель, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Положения, а именно «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» (значимость 100 %).

В силу пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

В соответствии с разделом 2 Приложением № 4 в качестве детализирующего показателя государственным заказчиком установлен предусмотренный абзацем 2 подпункта «а» пункта 28 Положения – «общая цена исполненных участником закупки договоров» (значимость 100 %).

Согласно подпункту «б» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Пункт 20 Положения подразумевает выбор заказчиком одной из содержащихся в нем формул оценки.

В качестве формулы оценки государственным заказчиком в разделе 2 Приложения № 4 приведена формула, предусмотренная подпунктом «е» пункта 20 Положения, применяемая в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки:

 

.

 

Следовательно, подпункт «е» пункта 20 Положения прямо предусматривает необходимость наличия в порядке оценки предельного максимального значения () характеристики объекта закупки для произведения соответствующих расчетов.

Предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки в данном случае составляет 2 500 000 000, 00 рублей.

При этом, доказательств того, что указанная величина предельного максимального значения каким-либо образом привела к необоснованному ограничению количества участников рассматриваемой закупки, ООО «Лидер» в Жалобе не приведено.

Напротив, как отмечалось выше, на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов.

Кроме того, в силу пункта 21 Положения в случае, если в предложении участника закупки содержится значение характеристики ее объекта, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.

Ссылка подателя Жалобы на Письмо ФАС России в данном случае несостоятельна, поскольку указанное письмо вопросы применения Постановления № 2604 не разъясняет.

Таким образом, установленный государственным заказчиком порядок оценки заявок полностью соответствует требованиям Положения.

Также необходимо отметить, что согласно сведениям официального сайта какого-либо опыта исполнения контрактов/договоров, заключенных по результатам закупок в рамках Закона о контрактной системе, Закона о закупках, ООО «Лидер» не имеет, сведения о подателе Жалобы в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах также отсутствуют.

При этом, при осуществлении рассматриваемой закупки государственным заказчиком с учетом ее объекта и величины начальной (максимальной) цены контракта (418 679 181, 33 рублей) было правомерно установлено дополнительное требование к участникам открытого конкурса в электронной форме согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и позиции 18 приложения к Постановлению № 2571 о наличии у них опыта выполнения работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги (пункт 11.3 Извещения).

Указанные обстоятельства ставят под сомнение факт осуществления ООО «Лидер» хозяйственной деятельности в отношении выполнения работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильных дорог и, как следствие, возможность подателя Жалобы стать участником рассматриваемой закупки.

Учитывая все вышеизложенное, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе при проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки Комиссией не установлено.

Руководствуясь статьями 32, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (119330, г. Москва, ул. Дружбы, д. 4, к. 1, оф. 17) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-9 «Балтия» Москва – Волоколамск – граница с Латвийской Республикой на участке км 233+000 – км 248+000, Тверская область, извещение № 0336100012523000005 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 20.04.2023, необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны