Решение №1691/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-237/2021 по результатам рассмотрения жал... от 2 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Государственному заказчику –

Министерству образования Новгородской области

 

ул. Новолучанская, дом 27,

Великий Новгород, 173001

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

                                                                    

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «ТЕЛЕМАТИКА»

 

Краснопресненская наб., д. 12, под. 6, эт. 6, пом. 612В,

г. Москва, 123610

 

 

Исх. № 1691/03 от 02.04.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-237/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

30 марта 2021 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

<…> – председатель Комиссии, врио руководителя Управления;

<…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,  

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области – <…> (доверенность б/н от 29.03.2021), <…> (доверенность б/н от 29.03.2021);

уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области – <…> (доверенность № б/н от 15.01.2021);

подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «ТЕЛЕМАТИКА» - <…> (доверенность № 10 от 15.12.2020), <…> (доверенность № 9 от 15.12.2020),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ТЕЛЕМАТИКА» (123610, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 6, эт. 6, пом. 612В; далее – ООО «ТЕЛЕМАТИКА») на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, дом 27; далее – Министерство) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверного оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», извещение № 0150200003921000201 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 15.03.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.03.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ТЕЛЕМАТИКА» на действия государственного заказчика – Министерства при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверного оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», извещение № 0150200003921000201 о проведении которого было размещено на официальном сайте 15.03.2021 (начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) – 5 700 000,00 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно доводам Жалобы ООО «ТЕЛЕМАТИКА» считает, что документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона содержит ряд нарушений, выразившихся в нижеследующем.

1. Разработанное и размещенное государственным заказчиком на официальном сайте обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), предусмотренное Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Порядок; Постановление № 878), не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку не содержит всю необходимую в силу пункта 3 Порядка информацию.

2. При описании объекта закупки государственным заказчиком неправомерно установлен ряд дополнительных характеристик, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).

3. Государственным заказчиком неправомерно определены коды ОКПД2 для комплектующих закупаемого оборудования, а не для самого оборудования.

4. При описании объекта закупки, а именно при определении характеристик закупаемого товара, государственным заказчиком по позиции 1.1 «Сервер» приложения № 1 к документации об электронном аукционе (далее - ТЗ) установлена следующая характеристика и ее значение: «Время автономной работы, в том числе при полном отсутствии подаваемого электропитания» с минимальным значением - «60 месяцев».

При этом, по мнению подателя Жалобы, указанная выше характеристика и ее значение сформулированы заказчиком некорректно, поскольку на товарном рынке отсутствует сервер, способный обеспечить автономную работу на протяжении 5 лет.

5. ООО «ТЕЛЕМАТИКА» также считает, что по позиции 1.2 «Монитор, подключаемый к компьютеру» ТЗ не указаны обязательные в силу КТРУ характеристики.

6. Из Жалобы также следует, что ввиду отсутствия в документации об электронном аукционе каких-либо требований к проведению предпродажной подготовки поставляемого товара, государственным заказчиком в пункте 4.1 проекта контракта, являющегося приложением № 3 к документации об электронном аукционе (далее – Проект контракта), неправомерно указано, что помимо прочего при приемке товара государственным заказчиком будет осуществляться проверка качества проведения предпродажной подготовки.

7. Установленный в пункте 6.1 Проекта контракта и в пункте 3.4.1 документации об электронном аукционе гарантийный срок определен ненадлежащим образом.

На основании вышеизложенного, ООО «ТЕЛЕМАТИКА» просит приостановить закупку и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ее подателя поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Из представленных Министерством письменных возражений на Жалобу (вх. № 1769 от 26.03.2021 Новгородского УФАС России) следует, что в связи с отсутствием в едином реестре российской радиоэлектронной продукции для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Реестр) и указанных в нем сайтах производителей информации о функциональных, технических и эксплуатационных характеристиках, по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки, Обоснование правомерно не содержит сведений, указанных в подпункте «г» пункта 3 Порядка.

При этом государственный заказчик в своих письменных объяснениях обращает внимание на то, что законодательствам не закреплена обязанность заказчиков по направлению производителям запросов относительно предоставления характеристик товара, а также на то, что направление таких запросов и получение ответов на них может занять большое количество времени, что приведет к затягиванию проведения закупки и к срыву реализации национального проекта «Образование».

По мнению государственного заказчика – Министерства описание объекта закупки является объективным, дополнительные требования, определенные им, обоснованы заказчиком в ТЗ.

Относительно довода о неправомерном установлении в документации об электронном аукционе кодов ОКПД2 на комплектующие, государственный заказчик считает, что выбранные ОКПД2 имеют одинаковые условия допуска в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение положений статьи 14 Закона о контрактной системе, и правомерно установлены заказчиком.

Также государственный заказчик считает, что с учетом наличия в ТЗ по позиции 1.1 «Сервер» по показателю «Время автономной работы, в том числе при полном отсутствии подаваемого электропитания» с минимальным значением - «60 месяцев» обоснования установления данной характеристики в виде: «Возможность фиксации событий в течение длительного времени при отключенном электропитании» рассматриваемый показатель сформулировано корректно.

Установление данного показателя обусловлено территорией применения закупаемого в рамках рассматриваемой закупки сервера (сельские школы), где вероятны частые перебои с электроснабжением.

Неприменение всех обязательных в силу КТРУ (позиция 26.20.17.110) показателей обусловлено датой обязательного применения, а именно 17.03.2021, поскольку рассматриваемая закупка была размещена ранее указанного срока, то и применение данной позиции КТРУ при проведении рассматриваемой закупки является не обязательным.

Относительно предпродажной подготовки товара в возражениях на Жалобу содержится указание на то, что требования к ней установлены в пунктах 3.4.4.1 и 3.4.4.2 Проекта контракта.

Также государственный заказчик считает, что гарантийный срок, определенный государственным заказчиком в пункте 6.1 Проекта контракта и в пункте 3.4.1 документации об электронном аукционе, установлен корректно.

На основании вышеизложенного государственный заказчик считает Жалобу необоснованной.

Присутствующие на рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика поддержали письменные возражения на нее в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация каких-либо письменных объяснений относительно доводов Жалобы не представил, на рассмотрении Жалобы представитель Администрации дал устные объяснения по процедуре, согласно которым на участие в рассматриваемой закупке было подано 5 заявок участников, один из которых в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе был отклонен аукционной комиссией уполномоченного органа по причине наличия в первой части такого участника конкретного показателя, не соответствующего значению, установленному в ТЗ.

Из оставшихся участников закупки только трое приняли участие в аукционе, в результате чего начальная (максимальная) цена контракта была снижена до 3 990 000,00 рублей.

Также представитель уполномоченного органа указал на то, что с момента размещения рассматриваемой закупки в адрес государственного заказчика поступил один запрос о даче разъяснений положений документации о закупке, на который в установленный законом срок был дан ответ.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В марте - апреле 2021 года государственным заказчиком – Министерством и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверного оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0150200003921000201).

Документация об электронном аукционе (далее - Документация) утверждена со стороны государственного заказчика – министром образования Новгородской области <…> и со стороны уполномоченного органа – начальником управления Администрации по организации государственных закупок <…> 15.03.2021.

1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление № 878.

Оборудование компьютерное, электронное и оптическое, устройства и блоки питания вычислительных машин включены в Реестр, установленный в соответствии с Постановлением № 878 (код ОКПД2 26.20.14.000; 26.20.40.110; 26.20.16.170; 26.20.16.110; 26.20.17.110).

Пунктом 2 Постановления № 878 установлен Порядок.

Согласно пункту 4 Постановления № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Из пункта 5 Постановления № 878 следует, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с разделом 13 извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Извещение) и разделом 8 Документации Обоснование содержится в приложении № 4 к Документации.

Согласно подпункту «г» пункта 3 Порядка обоснование должно содержать указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

Из Обоснования следует, что ограничения на допуск радиоэлектронной продукции государственным заказчиком не включены в Документацию, в том числе, в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 Порядка.

 Однако, в содержащемся Обосновании отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «г» пункта 3 Порядка. В качестве обоснования отсутствия такой информации государственным заказчиком указано на невозможность определить соответствие требуемым функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам в связи с отсутствием указанных характеристик в Реестре, а также отсутствием такой информации на сайтах производителей.

При этом наличие данной информации является обязательным в силу Порядка.

Несмотря на то, что Реестр и сайты производителей товара не содержат сведений (характеристик) о товаре, государственный заказчик обязан при осуществлении закупок соблюдать действующее законодательство, в частности требования Порядка.

Согласно Письму Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2019 г. № ПГ-11-7984 (далее - Письмо) Реестр размещен в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) по электронному адресу: https://gisp.gov.ru/documents/?type=promyshlennaya-produktsiya&ID=453 и на сайте Минпромторга России (minpromtorg.gov.ru) в разделах «Открытое министерство» и «Открытые данные».

Согласно Письму, «…осуществить проверку наличия интересуемого оборудования в Реестре Вы можете самостоятельно, воспользовавшись указанной ссылкой. В Реестре указано оборудование и его производитель. Соответствие характеристик оборудования соответствующим характеристикам, установленным заказчиком, можно выяснить у производителя оборудования. Класс радиоэлектронной продукции (телекоммуникационное оборудование или радиоэлектронная продукция), которому соответствует данное оборудование, указан в столбце 4 Реестра…».

Таким образом, в случае отсутствия необходимой информации в Реестре, государственный заказчик может запросить необходимые данные у самого производителя.

Материалами Жалобы подтверждается, что государственным заказчиком не предприняты действия, направленные на получение информации о характеристиках продукции в целях подготовки Обоснования.

При этом следует отметить, что вопреки доводам государственного заказчика, исследование рынка необходимого к поставке оборудования не займет большого количества времени, что подтверждается представленными ООО «ТЕЛЕМАТИКА» в дополнениях к Жалобе ответами производителей (вх. № 1816 от 29.03.2021 Новгородского УФАС России).

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении надлежащего обоснования невозможности соблюдения ограничений.

Таким образом указанный довод Жалобы в ходе его рассмотрения нашел свое подтверждение.

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В пункте 3.1 Документации определен объект закупки – поставка серверного оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

В соответствии с пунктом 3.2.1 Документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара содержатся в ТЗ.

В соответствии с ТЗ в рамках рассматриваемой закупки будет осуществлена поставка сервера, монитора, клавиатуры, мыши компьютерной, источника бесперебойного питания.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для реализации положений статьи 33 Закона о контрактной системе государственным заказчиком разработано ТЗ, которое содержит характеристики и их показатели как предусмотренные, так и не предусмотренные КТРУ.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 Утверждены Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, содержащую стоимость товара, работы, услуги, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Из пункта 6 Правил следует, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Из пункта 3.1.1 Документации следует, что объект рассматриваемой закупки относится к коду ОКПД2: 26.20.40.110, 26.20.16.170, 26.20.16.110, 26.20.17.110, 26.20.14.000.

Позиции по указанным выше кодам ОКПД2 содержатся в КТРУ.

Как было указано ранее, при проведении рассматриваемой закупки применяются положения Постановления № 878.

Указанным Постановление утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

Товары, закупаемые в рамках рассматриваемой закупки включены в Перечень (ОКПД2: 26.20.40.110, 26.20.16.170, 26.20.16.110, 26.20.17.110, 26.20.14.000).

Как следует из подпункта «а» пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень.

Таким образом, действующее законодательство напрямую запрещает заказчикам при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, использовать какие-либо иные характеристики такой продукции, кроме тех, что содержатся в КТРУ.

Ввиду отсутствия надлежащего Обоснования, применение дополнительных характеристик товара, закупаемого в рамках рассматриваемой закупки, запрещено.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Правил при описании объекта закупки.

Таким образом указанный довод Жалобы также является обоснованным.

3.   В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Как указано ранее, в соответствии с пунктом 3.1.1 Документации товары, закупаемые в рамках рассматриваемой закупки, соответствуют коду ОКПД2: 26.20.40.110, 26.20.16.170, 26.20.16.110, 26.20.17.110, 26.20.14.000.

Вышеназванные коды ОКПД2 имеют следующие наименования:

- 26.20.40.110 «Источник бесперебойного питания»;

- 26.20.16.170 «Мышь компьютерная»

- 26.20.16.110 «Клавиатура»;

- 26.20.17.110 «Монитор, подключаемый к компьютеру»;

-  26.20.14.000 «Сервер».

При этом, несмотря на то, что из пункта 3.1 Документации следует, что объектом рассматриваемой закупки является сервер, указанные выше комплектующие обеспечивают его функционирование, что в свою очередь не противоречит положениям действующего законодательства.

Также следует отметить, что при формировании объекта закупки заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, что и было сделано Министерством.

На основании вышеизложенного, указанный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

4. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Как указано ранее, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара содержатся в ТЗ.

В соответствии с ТЗ по позиции 1 «Сервер» среди прочих установлен показатель «Время автономной работы, в том числа при полном отсутствии подаваемого электропитания» с минимальным значением «60 месяцев».

Комиссия считает, что данный показатель сформулирован не корректно.

Так, на рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика – Министерства пояснил, что данный показатель необходимо понимать, как минимальное время хранения информации на сервере в случае отсутствия электропитания.

При этом Комиссия обращает внимание государственного заказчика на то, что минимальное время хранения информации на сервере при отсутствии электропитания не являются синонимом минимальному времени автономной работы сервера, при аналогичных условиях, что свидетельствует о необъективном описании объекта закупки.

Также Комиссия обращает внимание государственного заказчика, что данная характеристика установлена не в соответствии с КТРУ и в случае отсутствия надлежащего Обоснования не может применяться государственным заказчиком в силу действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика – Министерства содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описании объекта рассматриваемой закупки.

Таким образом, рассматриваемый довод Жалобы в ходе его рассмотрения нашел свое подтверждение.

5. В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ТЗ государственным заказчиком среди прочего закупается «Монитор, подключаемый к компьютеру» (позиция 1.2 ТЗ), в отношении которого установлена характеристика «Размер диагонали» с ее минимальным значением «19 дюйм (25,4 мм)», которая в свою очередь предусмотрена КТРУ (позиция 26.20.17.110-00000014).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, содержащую стоимость товара, работы, услуги, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Как указано в Жалобе ее податель считает, что государственным заказчиком неправомерно не применены обязательные в силу КТРУ (позиция 26.20.17.110-00000014), однако ООО «ТЕЛЕМАТИКА» не учло того, что датой обязательного применения указанной выше позиции КТРУ является 17.03.2021.

В соответствии с материалами Жалобы и сведениями официального сайта рассматриваемая закупка была объявлена государственным заказчиком 15.03.2021, в Документацию и Извещение не вносились какие-либо изменения, что свидетельствует об отсутствии у государственного заказчика обязанности применять информацию, включенную КТРУ (позиция 26.20.17.110-00000014).

На основании вышеизложенного, настоящий довод Жалобы в ходе его рассмотрения не нашел своего подтверждения.

6. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе помимо прочего должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации

В соответствии с пунктом 1.1 Проекта контракта предметом контракта является поставка серверного оборудования. Наименование, комплектация, количество товара указаны в Спецификации (Приложение № 1 к Проекту контракта), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Пунктом 4.1 Проекта контракта определен порядок приемки товара, в соответствии с которым передача товара производится в месте поставки, указанном в пункте 3.2. настоящего Контракта. Приемка товара Заказчиком осуществляется с обязательной проверкой соответствия товара требованиям, указанным в Спецификации, Техническом задании, аукционной документации и сопроводительных документах, а также проверкой технического состояния, внешнего вида, комплектации товара и качества проведения предпродажной подготовки.

При этом ни Документация, ни Извещение не содержат информации о перечне необходимых мероприятий, которые должны быть произведены поставщиком, а также о необходимости проведения такой подготовки.

В свою очередь ГОСТом Р 57115-2016 «Торговля. Предпродажная подготовка товаров отдельных видов. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 57115-2016) определено следующее понятие предпродажной подготовки товара - комплекс операций, выполняемых в торговом предприятии с товарами перед их подачей в торговый зал или иное место продажи в целях доведения до готовности для продажи (реализации) покупателям.

В соответствии с примечанием, характер и объемы операций определяются ассортиментом, свойствами товаров отдельных видов, особенностями их упаковки, степенью готовности товаров к продаже (реализации), объемом покупок, применением тех или иных способов организации торговой деятельности.

Таким образом, устанавливая вышеуказанный порядок приемки товара, который в себя включает проверку качества проведенной предпродажной подготовки, государственный заказчик обязан прописать в Документации и в Извещение тот комплекс мероприятий, на предмет которых будет проводиться проверка при приемке.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика – Министерства содержатся нарушения пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к поставщику не предусмотренных предметом контракта.

Таким образом, указанный довод Жалобы в ходе его рассмотрения нашел свое подтверждение.

7. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Документацией (пункт 3.4.1) и Проектом контракта (пункт 6.1) гарантийный срок на поставляемы товар определен в следующем виде: «Гарантийный срок на поставляемы товар должен составлять не менее 12 месяцев со дня подписания заказчиком акта приема-передачи товара. На отдельные товары может быть установлен отдельны гарантийный срок, определяемый заводом-изготовителем».

Комиссия считает, что гарантийный срок, установленный государственным заказчиком в Документации и Проекте контракта, является надлежащим и не допускает двусмысленного толкования.

Так, государственным заказчиком – Министерством в вышеуказанных документах определен минимальный гарантийный срок.

При этом, Комиссия считает, что уточнение, содержащееся во втором предложении названных ранее положений Документации и Проекта контракта, является требованием к сроку гарантии производителя, которая заведомо не известна государственному заказчику.

Таким образом, указанный довод Жалобы в ходе его рассмотрения не нашел своего подтверждения и Жалоба является частично обоснованной.

Вышеуказанные действия государственного заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего документацию об аукционе, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

В рамках рассмотрения Жалобы Комиссией Новгородского УФАС России выявлены многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, которые являются грубыми, приводят к нарушению правил описания объекта закупки и могут повлечь за собой затруднения при исполнении контракта.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе именно путем аннулирования торгов.

Также при изучении документов, легших в обоснование НМЦК, у Комиссии возникли сомнения относительно ее обоснованности в связи с чем, материалы Жалобы будут переданы в Министерство финансов Новгородской области, для принятия решения в рамках имеющейся компетенции.

 

Руководствуясь статьей 14, 23, 33, 63, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ТЕЛЕМАТИКА» (123610, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 6, эт. 6, пом. 612В) на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, дом 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверного оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», извещение № 0150200003921000201 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.03.2021, частично обоснованной в части довод 1, 2, 4, 6.
  2. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства образования Новгородской области нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать государственному заказчику – Министерству образования Новгородской области, уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
  4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     <…>

                              

Члены Комиссии                                                                                                 <…>

                                                                                                                                                                                                                                              

         <…>

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны