Решение №1239/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-119/2022 по результатам рассмотрения жало... от 17 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику –

МАОУ «СШ № 2 г. Валдай»

 

ул. Труда, зд. 63А,

г. Валдай, Новгородская обл., 175400

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ИП …..

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ОТС»

 

e-mail: info@otc.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3-119/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

14 марта 2022 года             

                                       Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

….. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

….. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Валдай - директора …..;

податель жалобы – Индивидуальный предприниматель …. – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в рассмотрении жалобы лично не принял, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя …. (далее – ИП ….) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Валдай (175400, г. Валдай, Новгородская обл., ул. Труда, зд. 63А; далее – МАОУ «СШ № 2 г. Валдай») при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме на выполнение капитального ремонта здания школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 г. Валдай», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Валдай, ул. Труда, зд.63А, извещение № 32211136954 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.02.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.03.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ИП ….. на действия заказчика – МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме на выполнение капитального ремонта здания школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 г. Валдай», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Валдай, ул. Труда, зд.63А, извещение № 32211136954 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте 17.02.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

В соответствии с требованиями Положения о закупках товаров, работ и услуг для МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» (утвержденного Протоколом № 3 наблюдательного совета от 27.04.2020) (в ред. изменений, внесенных приказом № 256 от 30.06.2021) (далее – Положение о закупках) заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения договора в извещении об осуществлении закупки и в проекте договора при осуществлении закупки способом, предусмотренным  подпунктами 4.1.1-4.1.6 Положения, если начальная (максимальная) цена договора превышает 500 тыс. рублей. Обеспечение исполнения договора может быть предоставлено участником закупки путем перечисления денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, если в извещении и (или) в документации о закупке не указано иное. Размер обеспечения исполнения договора, в случае установления заказчиком требования предоставления такого обеспечения, должен составлять от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены договора, но не менее чем в размере аванса (если проектом договора предусмотрена выплата аванса).

Несмотря на то, что начальная (максимальная) цена договора составляет 62 123 010,00 рублей, требование об обеспечении исполнения договора в извещении об осуществлении рассматриваемой закупки заказчиком не установлено.

С учетом вышеизложенного, ИП …. просит признать Жалобу обоснованной и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно письменным объяснениям заказчика МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» (вх. № 1365 от 11.03.2022 Новгородского УФАС России) доводы Жалобы МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» признает и указывает на то, нарушения допущены заказчиком не намеренно и не могли повлиять на снижение конкуренции при проведении рассматриваемого открытого конкурса.

На основании вышеизложенного, заказчик – МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» просит позволить заключить договора с единственным участником закупки, внеся соответствующие изменения в договор.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель заказчика МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» поддержала вышеуказанные письменные объяснения в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Положение о закупках.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

17.02.2022 на официальном сайте заказчиком - МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» в редакции № 2 было размещено извещение № 32211136954 об осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме на выполнение капитального ремонта здания школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 г. Валдай», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Валдай, ул. Труда, зд.63А.

Извещение о проведении конкурса в последней редакции (далее – Извещение) и документация на проведение конкурса в электронной форме с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на выполнение капитального ремонта здания школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 г. Валдай», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Валдай, ул. Труда, зд.63А (далее - Документация) утверждены директором МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» 17.02.2022.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Как следует из подпункта 4.1.1 пункта 4.1 Положения о закупках одним из способов осуществления МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» закупок является открытый конкурс, конкурс в электронной форме.

Таким образом, МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» при проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и Положения о закупках.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 8.12 Положения о закупках предусмотрено, что заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения договора в извещении об осуществлении закупки и в проекте договора при осуществлении закупки способом, предусмотренным подпунктами 4.1.1-4.1.6 Положения, если начальная (максимальная) цена договора превышает 500 тыс. рублей.

Из пункта 8.14 Положения о закупках следует, что размер обеспечения исполнения договора, в случае установления заказчиком требования предоставления такого обеспечения, должен составлять от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены договора, но не менее чем в размере аванса (если проектом договора предусмотрена выплата аванса).

Следовательно, Положением о закупках предусмотрена обязанность заказчика по установлении в Извещении и в проекте договора требования об обеспечении исполнения договора при условии установления начальной (максимальной) цены договора свыше 500 000, 00 рублей.

Согласно данным официального сайта и Извещения начальная (максимальная) цена договора составляет 62 123 010,00 рублей.

Таким образом, с учетом размера начальной (максимальной) цены договора, при осуществлении рассматриваемой закупки заказчик, в силу вышеприведенных требований Положения о закупках, заказчик обязан был установить в Извещении и проекте договора требование об обеспечении исполнения договора и определить в них размер такого обеспечения, однако ни Извещение, ни проект договора, являющийся приложением № 5 к Документации, не содержат такого требования.

На основании вышеизложенного, в действиях заказчика – МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» содержатся нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках и пункта 8.12 Положения о закупках товаров, работ и услуг для МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» (утвержденного Протоколом № 3 наблюдательного совета от 27.04.2020) (в ред. изменений, внесенных приказом № 256 от 30.06.2021), выразившиеся в неустановлении в извещении о проведении рассматриваемой закупки и проекте договора, являющемся приложением № 5 к Документации, требований к обеспечению исполнения договора.

Соответственно, рассматриваемый довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение, в связи с чем Жалобы является обоснованной.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках и Положения о закупках указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, Комиссия учитывает следующее.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Выявленные в действиях заказчика – МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» нарушения не привели к ограничению конкуренции при проведении рассматриваемой закупки, а наоборот расширили круг участников, поскольку любой потенциальный участник, отвечающий требованиям Извещения, имел право без дополнительных расходов участвовать в такой закупке.

Права подателя Жалобы также не нарушены при проведении рассматриваемой закупки, поскольку заявку на участие в торгах ИП …. не подавал, за разъяснениями положений Извещения не обращался.

Данные обстоятельства не позволяют оценить негативное влияние отсутствия в Извещении требований к обеспечению исполнения договора на права и законные интересы заявителя как возможного участника торгов.

Как указано в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2020 № Ф07-18351/2019 по делу № А56-87173/2018, оставленном без изменения Определением Верховного Суда РФ от 18.08.2020 № 307-ЭС20-10636, жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника).

Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов.

Кроме того, согласно данным официального сайта Ассоциации «Саморегулируемая организация строителей Новгородской области «Стройбизнесинвест» в сети «Интернет», ИП …. не является членом саморегурируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Учитывая вышеизложенное, доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты настоящего конкурса в электронной форме, привели к нарушению порядка определения победителя торгов, не установлено, в связи с чем необходимость выдачи предписания о совершении действий, направленных на их устранение, отсутствует.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП ….. на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Валдай (175400, г. Валдай, Новгородская обл., ул. Труда, зд. 63А) при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме на выполнение капитального ремонта здания школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 г. Валдай», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Валдай, ул. Труда, зд.63А, извещение № 32211136954 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.02.2022, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Валдай (175400, г. Валдай, Новгородская обл., ул. Труда, зд. 63А) нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 8.12 Положения о закупке товаров, работ, услуг для муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 г. Валдай», утвержденного Наблюдательным советом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2» (Протокол № 3 от 27.04.2020 г., в ред. изменений, внесенных приказом от «30» июня 2021 г. № 256).

3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Валдай (175400, г. Валдай, Новгородская обл., ул. Труда, зд. 63А).

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       …..

 

 

Члены Комиссии                                                                                                 …..                                                                              

 

                                                                                                                          

                                                                                                                                …..    

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны